Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возвращение Одиссея 2 страница




 

Павсаний — Pausaniae Graeciae descriptio, ed. M. H. Rocha-Pereira, v. I — III. Leipzig, 1973—1981.

Палатинская антология — Epigrammatum anthologia palatina, v. I — II, ed. Dubner, v. III, ed. Cougny. Lipsiae, 1888—1890.

Палефат — в изд. Mythographi graeci, v. III. 2, Palaephati de incredibilibus, Heracliti de incredibilibus, Excerpta Vaticana, ed. N. Festa. Lipsiae, 1902.

Паросская хроника — Marmor parium. Chronicum parium, rec. J. Flach. Tubingae, 1884.

Парфений «Любовные истории» — в изд. Mythographi graeci, v. II. 1, Parthenii narrationes amatoriae, ed. P. Sakolowski. Lipsiae, 1896.

Персий. Сатиры — Persii satirarum liber, rec. C. Hermann. Lipsiae, 1915.

Пиндар — Pindari carmina cum fragmentis, edd. D. Snell — H. Maehler, v. I — II. Leipzig, 1975—1980.

Пиндар. Схолии — Scholia Vetera in Pindari carmina, rec. A. B. Drachmann, v. I — II. Lipsiae, 1903.

Плавт. Комедии — Plauti comoediae, recc. F. Goetz et Fr. Snell, 7 fasc. Lipsiae, 1913—1931.

Платон — Piatonis dialogi ex recogn. C. F. Hermanni et M. Wohlrab, v. I — VI. Lipsiae, 1922—1931.

Плиний «Естественная история» — Plini naturalis historia, rec. С. Mayhoff, v. I — VI. Lipsiae, 1892—1933.

Плутарх «Сравнительные жизнеописания» — Plutarchi vitae parallelae rec. Cl. Lindskog et K. Ziegler, v. I — IV. Leipzig, 1969—1980.

Плутарх «Моралии» — Plutarchi Moralia, v. I — VI. Lipsiae, 1957—1974.

Полибий — Polybii Historiae, ed. L. Dindorf, Th. Buttner-Wobst, v. I — V. Lipsiae, 1903—1929.

Полиэн — Polyaeni strategematicon, libri VIII, rec. E. Woelfflin, I. Melber. Lipsiae, 1887.

Поллукс — Pollucis onomasticon, ed. E. Bethe, v. I — II. Lipsiae, 1900—1931.

Помпоний Мела — Melae Pomponii de chorographia libri, ed. C. Frick. Lipsiae, 1880.

Порфирий «О пещере нимф», «О воздержании» — Porphyrii opuscula selecta rec. A. Nauck. Lipsiae, 1886.

Проб. Комментарий к «Георгикам» Вергилия — в изд. Appendix Serviana. Servii grammatici qui feruntur in Vergilii carmina commentarii, rec. G. Thilo et H. Hagen, v. III. 2. Lipsiae, 1902.

Прокл. Комментарий к «Государству» — Procli Diadochi in Piatonis fem publicam commentarii, ed. G. Kroll, v. I — II. Lipsiae, 1899—1901.

Прокл. Комментарий к «Тимею» — Procli Diadochi in Piatonis Timaeum commentarii, ed. E. Diehl, v. I — III. Lipsiae, 1903—1906.

Прокл «Хрестоматия» — в изд. Homeri Opera, ed. Th. Allen, v. V. Oxonii, 1912.

Прокопий «О войне с вандалами» — Procopii Caesarensis opera omnia, rec. J. Haury, v. I. Lipsiae, 1962.

Проперций — Sex. Propertii elegiarum, libri IV, ed. R. Hanslik. Leipzig, 1979.

Птолемей Гефестион — Ptolemaei Hephaestionis novarum historiarum..., excerpta e Photio ed. A. Westermann. Brunsvigae, 1843.

Птолемей Клавдий — Ptolemaei opera, cd. I. L. Heiberg, v. I — III. Lipsiae, 1898—1967.

 

Светоний «Жизнь Цезарей» — Suetoni Tranquilli opera, rec. M. Ihm, v. I, De vita Caesarum. Lipsiae, 1933.

Секст Эмпирик — Sexti Empirici opera, edd. H. Mutschmann, I. Mau, v. I — IV. Lipsiae, 1912—1962.

Сенека. Трагедии — Senecae tragoediae, recc. R. Peiper et G. Richter. Lipsiae, 1921.

Сервий. Комментарии к Вергилию — Servii Grammatici qui feruntur in Vergilii Aeneidos libros commentarii, recc. G. Thilo et H. Hagen, v. I — III. Lipsiae, 1922—1927.

Силий Италик — Sili Italici Punica, ed. L. Bauer, v. I — II. Lipsiae, 1890—1892.

Скилакс — Anonymi vulgo Scylacis Caryandensis periplum maris interni, rec. B. Fabricius. Lipsiae, 1878.

«Состязание Гомера и Гесиода» — в изд. Hesiodi Carmina, rec. A. Rzach. Lipsiae, 1913.

Софокл. Трагедии — Sophoclis tragoediae, ed. R. D. Dawe, v. I — II. Leipzig, 1975—1979.

Софокл. Схолии — Scholia in Sophoclis tragoedias septem, edd. Elmsley — Dindorf, v. I — II. Oxonii — Lipsiae, 1825—1852.

Стаций «Ахиллеида» — P. Papini Stati Achilleis rec. A. Marastoni. Leipzig, 1974.

Стаций «Фиваида» — P. Papini Stati Thebais, edd. A. Klotz et Th. С. Klinnert. Leipzig, 1973.

Стефан Византийский — Stephani Byzantini Ethnica, ed. A. Meineke. Berolini, 1850.

Страбон — Strabonis Geographica, rec. A. Meineke, v. I — III. Lipsiae, 1915—1925.

Суда — Suidae Lexicon, ed. A. Adler, v. I — IV. Lipsiae, 1928—1938.

 

Татиан «Послание грекам» — Tatiani oratio ad graecos, ed. Otto. Jenae, 1851.

Тацит «Германия», «Анналы» — Corneli Taciti libri qui supersunt, ed. E. Koestermann, v. I — II. Lipsiae, 1960—1971.

Теон Александрийский. Схолии к Арату — в изд. Arati Solensis phaenomena et Diosemea cur. J. Th. Buhle, v. I — II. Lipsiae, 1793—1801.

Теофраст «История растений» — Theophrasti Eresii opera, rec. F. Wimmer, v. I — III. Lipsiae, 1854—1862.

Трифиодор — Triphiodorus Ilii excidium, ed. H. Livrea. Leipzig, 1982.

 

Феогнид — Theogrus post E. Diehl, ed. D. Young. Leipzig, 1971.

Феокрит — в изд. Bucolicorum graecorum Theocriti, Bionis, Moschi reliquiae, rec. H. L. Ahrens. Lipsiae, 1928.

Феокрит. Схолии — см.: v. II Bucolicorum graecorum...

Филаргирий. Комментарии к Вергилию — в изд. Сервия.

Филемон. Фрагменты — в изд. Comicorum atticorum fragmenta, ed. Th. Kock, v. I — II, Lipsiae, 1880—1888.

Филострат «Картины» — Philostrati imagines, recc. О. Benndorf et C. Schenkl. Lipsiae.

Филострат «Жизнь Аполлония Тианского», «Героические деяния» — Philostrati opera, ed. С. L. Кауser, v. I — II. Lipsiae, 1870—1871.

Фирмик Матерн «Об ошибочности языческих религий» — Firmici Materni de errore profanarum religionum, ed. K. Ziegler. Lipsiae, 1907.

Фотий «Библиотека» — Photii Bibliotheca, ed. R. Henry, v. I — VIII. Paris, 1959—1965.

Фотий «Лексикон» — Photii Lexicon, rec. Naber, v. I — II. Lugdini, 1864.

Фукидид — Thucydidis de bello Peloponnesiaco libri VIII, ed. C. Hude, v. I — II. Lipsiae, 1930—1933.

Фукидид. Схолии — Thucydidis Historia belli Peloponnesiaci, ed. F. Haas, acc. Marcellini vita, scholia graeca... Parisiis, 1869.

Фульгенций «Мифологический компендиум» — Fulgentii Fabii Planciadis opera, rec. R. Helm. Lipsiae, 1898.

 

Цец. Схолии к Ликофрону — Tzetzes scholia in Lycophr., ed. Muller, v. I — III. Lipsiae, 1826.

Цец «Хилиады» — Tzetzes historiarum variarum Chiliades, ed. Kiessling. Lipsiae, 1826.

Цец «Antehomerica» — в изд. Carmina Hesiodi etc., ed. Dubner. Parisiis, 1840.

Цицерон — Ciceronis scripta edd. F. W. Muller et G. Friedrich, v. I — X. Lipsiae, 1904—1912.

 

Элиан «О животных» — Aeliani de natura animalium, libri XVII, varia historia, epistulae, rec. R. Hercher, v. I — II. Lipsiae, 1864—1866.

Элиан «Пестрые рассказы» — Claudii Aeliani varia historia, ed. M. R. Dielts. Leipzig, 1974.

Эней Тактик — Aeneae Tactici commentarius poliorceticus, rec. A. Hug. Lipsiae.

Эратосфен «Превращения в звезды» — в изд. Mythographi graeci, v. III. 1, Eratosthenis cataiterismi, ed. Olivieri. Lipsiae, 1897.

Эсхил. Трагедии — Aeschyli tragoediae, ed. H. Weil. Lipsiae, 1926.

Эсхил. Схолии — Scholia graeca in Aeschylum quae extant omnia, ed. О. L. Smith, v. I — II. Leipzig, 1976—1982.

Эсхин. Речи — Aeschinis orationes, ed. Fr. Вlass. Lipsiae, 1928.

Эсхин. Схолии — в изд. Oratores Attici, v. II, ed. С. Mullerus. Parisiis, 1858.

 

Юстин — Iustini epitoma historiarum Philippicarum Pompei Trogi ex rec. Fr. Ruehl. Lipsiae, 1935.

 

Дополнительная литература

 

Общие изложения мифов

 

1. Штоль Г. В. Мифы классической древности. I-II. М., 1899—1904.

2. Зелинский Ф. Ф. Античный мир. 1—3. Пг., 1922—1923. 3. Тренчени-Вальдапфель И. Мифология. М., 1959.

4. Парандовский Я. Мифология. М., 1971.

5. Кун Н. Легенды и мифы древней Греции. М., 1975.

 

Научные труды и рассмотрение мифов в их историческом развитии

 

1. Альтман М. С Греческая мифология. М.-Л., 1937.

2. Радциг СИ. Античная мифология. М.-Л., 1939.

3. Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. — В кн.: Ученые записки МГПИ им. Ленина, т. 72. М., 1953.

4. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

5. Лосев А. Ф. Гомер. М., 1960.

6. Лосев А. Ф. Античная философия истории. М., 1977.

7. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

8. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.

 

Словари и энциклопедии

 

1. Любкер. Реальный словарь классической древности. М., 1884, 1887.

2. Hunger H. Lexikon der griechischen und rцmischen Mythologie. Wien, 1959.

3. Grimаl P. Dictionnaire de la mythologie grecque et romaine. Paris, 1958.

4. Carnoy А. Dictionnaire etymologique greco-romaine. Louvaine, 1957.

5. Room's clas ieal Dictionary. London, 1983.

6. Rоsсher W. H. Lexicon der griechischen und rцmischen Mythologie. I-VII. Leipzig, 1884—1937; Nachdruck. Hildesheim, 1965.

7. Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike. I-V, Munchen, 1964—1975.

8. Hammond N., Scullard H. The Oxford classical Dictionary. Oxford, 1973.

9. Философская энциклопедия. т. III. М., 1964 (статья А. Ф. Лосева «Мифология» с обширной библиографией).

10. Мифы народов мира. Энциклопедия. т. 1—2, М., 1980—1982; 2-е изд., 1987—1988 (статья А. Ф. Лосева «Греческая мифология» с обширной библиографией).

11. Мифологический словарь. М., 1990.

 

Примечания

Кингсли Ч. (Kingsley, 1819—1875) — английский поэт и новеллист. Известна его книга «Герои», посвященная греческим мифам («The Heroes», 1856).

Готорн Н. (Hawthorne, 1804—1864) — американский писатель, использовавший сюжеты древних легенд и мифов. Полное название его книги — «Tanglewood Tales for Girls and Boys» («Тенглвудские предания для девочек и мальчиков»), 1853.

«составной» зверь — на современном научном языке подобные существа называются тератоморфными (греч. teras — чудо, чудовище; morphe — вид).

Гомер. Ил. VI. 179—182, ср.: Гесиод. Теогония 319—324, где говорится о трех головах химеры.

Диодор Сицилийский — древнегреческий историк I в. до н.э., автор так называемой «Библиотеки» (40 книг, из которых сохранились 1—5 и 11—20, а также ряд фрагментов), содержащей большой мифологический материал.

Нильссон М. П. (Nilsson, 1874—1967) — шведский филолог-классик, историк религии и мифологии. Его книга — Primitive time reckoning. Lund, 1920.

Иоанн Цец (Tzetzes) — византийский поэт и ученый XII в., изложивший в поэме из трех частей историю Троянской войны, ее причины и следствия (Antehomeria, Homerica, Posthomerica).

возможно, здесь имеются в виду сочинения XIII в.: Г. де Колумна «История разрушения Трои» (Соlumna G. de. Historia destructionis Troiae, E. N. Griffen (ed.). Cambridge, 1935) или,: скорее, поэма Альберта Стаденского «Разрушение Трои» (Stadеnsіs А. Ilii excidium, 1249); см. также: Dunger Н. Die Sage vom troianischen Kriege in den Bearbeitungen des Mittelalters («Сказания о Троянской войне в средневековой переработке». Leipzig, 1869).

Бахофен И. Я. (Bachofen, 1815—1887) — швейцарский ученый, автор знаменитой книги «Das Mutterrecht» («Материнское право»), 1861.

Бриффо P. (Briffault) — историк культуры, автор книги «Мужчина, женщина и творческий дух» (Man, Woman and the Creative Spirit), а также работ, связанных с историей матриархальных отношений, и особенно роли женщины-матери (1927, 1931) и взаимоотношений полов (1931, 1940).

аниконическое изображение (от греч. eicon — икона, изображение и отрицания в) — не буквально следующее изображаемому, а более символическое, намекающее на скрытую его сущность. Аниконические изображения были особенно распространены в первобытной религии, но и православная икона также в своей сущности аниконична. Удачным примером зрелого аниконического изображения может служить музыка.

Güterbock Н. G. Kumarbi, Mythen von hurritischen Kronos. Zurich, 1941; Z. — N. Y., 1946. Ср. также: Гютербок Г. Г. Хеттская мифология. — В кн. Мифология древнего мира. Пер. с англ. М., 1977.

Маргарет Мид (Mead, 1901—1978) — известный археолог и антрополог, президент Американского антропологического общества (1959—1960).

в Опунте, главном городе опунтских локров (восточная Локрида), правила олигархия, состоящая из ста семейств, или родов, которые вели свою родословную по материнской линии.

сидерический — «звездный» (от лат. sidus — звезда).

ср. греч. глагол pertho разрушаю, имеющий в настоящее время основу perth, в будущем и аористе — pers. Этимология, приводимая Грейвсом, сомнительна.

К. Кереньи (Kerényi, 1897—1973) — венгерский исследователь мифологии и религии, разрабатывавший вместе с К. Юнгом теорию архетипов в области подсознательного. — См. их общую книгу «Введение в сущность мифологии» (Einführung in das Wesen der Mythologie, 4 Aufl. Zürich, 1951).

Дж. Харрисон (Harrison, 1850—1928) — английская исследовательница древнегреческой религии и мифологии, автор известной книги «Введение в изучение греческой религии» (Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge, 1903).

здесь, как и в большинстве случаев, этимология Грейвса произвольна.

интеркалярий — «добавочный», «високосный день» (лат. intercalaris).

интеррекс — верховный правитель во время междуцарствия.

жизнеописания Гомера собраны в изд.: Homeri opera rec. Allen Т. W. (ed.), t. V. Oxonii, 1912. Одно из них, особенно пространное, приписывают условно Геродоту. В месте, на которое ссылается Грейвс, имеются в виду с. 210—211 по изд. Аллена (Vita Herodotea, 402—416).

Апатории, или обычно Апатурии (букв, «вместе с отцом», «с отцовским»), — аттический праздник в месяце пианепсион (октябрь — ноябрь), поддерживавший родовое и племенное единство всех ионийцев (Геродот I. 147), во время которого граждане записывали родившихся за этот год детей (с подтверждением отцовской клятвой) в списки своей фратрии.

толкование знаменитых стихов из «Илиады» I. 399—406 у Грейвса произвольно.

имя Геракл не имеет твердой этимологии («тот, кто доставил славу Гере», «тот, кто славно служил знаменитыми подвигами»). Дедал означает «искусный мастер», Тиресий — «способный к прорицанию, к видениям»; этимология Финея неясна (быть может, «преследуемый хищными птицами»). Из того, что имя означает занятие или свойство персонажа, вовсе не следует, что оно «титул» и не принадлежит конкретному лицу. В противном случае так можно было бы толковать и современные имена (Владимир, Святослав и др.).

Юнг К. (Jung, 1875—1961) — швейцарский исследователь мифологии и религии, создатель теории архетипов в области подсознательной психики не только отдельного человека, но и целых коллективов.

партеногенная — «рожденная в непорочном зачатии».

иконотропия — букв, «поворот образа «(греч. trepo поворачиваю).

Seltman C. The Twelve Olympians. London, 1952.

суд Париса изображался в киклической поэме «Киприи», известной по краткому пересказу в так называемой «Хрестоматии» Прокла (см.: Poetae epici graeci. Testimonia et fragmenta, p. I, Bernabe A. (ed.). Leipzig, 1988, p. 38—39; ср.: Гомер Ил. XXIV. 28—31), где, однако, о яблоке вообще не говорится. Яблоко фигурирует у Аполлодора (Эпит. III 2), но достаточно смутно.

на Островах Блаженных обитали, например, Елена и Менелай или Ахилл, а также, по Гесиоду (Работы и дни 167—173), некоторые герои, осаждавшие Трою. Они живут у «границ земли», «близ океанских пучин», где земля приносит им трижды в год обильные плоды.

греч. paradeisos — сад.

греч. psyche — душа.

Smith W. Dictionary of Classical Mythology and Biography, 1844.

Фрэзер Дж. (Frazer, 1854—1941) — английский исследователь истории религии, автор книги «Золотая ветвь» (The Golden Bough, vol. I — XII, 3d ed. London, 1907—1915), русский перевод сокращенного варианта — 1980 — 1983 — 1986 гг.

Кук A. (Cook, 1868—1952) — английский филолог-классик и археолог, автор знаменитого трехтомного труда «Зевс» (Zeus. A study in ancient religion, v. I — III. Cambridge, 1914—1940).

Корнфорд Ф. M. (Cornford, 1874—1943) — английский философ и филолог-классик, автор книги «От религии к философии» (From religion to philosophy. London, 1913).

Доддс Е. P. (Dodds, 1893—1979) — английский филолог-классик и историк философии, издатель неоплатонических текстов, автор известной книги «Греки и иррациональное» (The Greeks and the irrational. Berkley, 1951).

пеласги — собирательное название древнейшего, до греческого, населения Греции. Очевидно, первоначальной областью их расселения была северная Греция; на востоке Фессалии имеется область Пеласгиотида, а Зевса Додонского звали Пеласгическим. Но еще в античности это название стало употребляться все шире, охватывая древнее население всей Греции, а со временем перешло также и на древнейшее население Италии, Поэтому вряд ли следует связывать это название с каким-то конкретным народом, как это делает Грейвс. Существует несколько вариантов родословной Пеласга — мифического родоначальника пеласгов; в них он чаще всего связан с Аркадией или Аргосом. Не очень четко прослеживается у Грейвса различие между пеласгическим мифом творения и следующим — орфическим. У самого Аполлона Родосского об Эвриноме и Офионе повествует именно Орфей, пусть в качестве литературного персонажа, но тем не менее это — важное свидетельство в пользу того, что это именно орфическая традиция происхождения мира, И разумеется, у Грейвса не было никаких оснований переименовывать этот миф в «пеласгический». Вообще говоря, и Змей-Офион, и яйцо считаются традиционно орфическими элементами мифа, испытавшего влияние Востока.

по принятой хронологии, раннеэлладский период — ок. 2800 — ок. 2000 гг. до. н.э.; среднеэлладский — ок. 2000 — ок. 1500 гг. до н.э.; позднеэлладский — ок. 1500 — ок. 1200 гг. до н.э.

Батлер С. (Butler, 1835—1902) — английский ученый, создатель теории, согласно которой автор «Одиссеи» — женщина, а именно героиня поэмы Навсикая (см.: The authoress of the Odyssey, 1897).

Питри Ф. (Petrie, 1853—1942) — знаменитый английский археолог. Изучал Стонхендж, древнюю метрологию, Начиная с 1880 г. долгие годы вел планомерные раскопки в Египте, особенно прославился раскопками Мемфиса, В конце жизни вел раскопки в Палестине.

обряды всех народов имеют сходные черты, так что вряд ли стоит в этом отношении отличать именно Грецию и восточную Африку.

хетты — народ индоевропейского происхождения, поселившийся в центральных областях Малой Азии в конце III тысячелетия до н.э. и создавший там к середине II тысячелетия до н.э. царство, являвшееся могущественным соперником Ассирии и Египта в борьбе за господство на Ближнем Востоке. Хеттское царство пало под натиском фригийцев, относящихся к так называемым «народам моря». История Хеттского царства сравнительно хорошо изучена благодаря находкам многочисленных глиняных табличек с клинописью, блестяще расшифрованных в первые десятилетия нашего века (особенно велик вклад чешского филолога Б. Грозного, 1879—1952).

Дикта, ныне Мода — невысокая (539м) гора на восточной оконечности Крита (поэтому принятая до недавнего времени идентификация ее с горой Ласити — высокой, более 2000 м, находящейся поблизости — неверна), Очевидно, Диктейская пещера — выдумка, предание о ней возникло вследствие путаницы с Идейской пещерой.

Козий холм — у Гесиода (Теог. 484) это следует понимать не как географическое название, а как эпитет горы Иды (в связи с обитавшей там козой Амалфеей).

созвездие Козерога здесь ни при чем; Амалфея была превращена в звезду Капеллу в созвездии Возничего (Эратосфен. Катастерисмы 13).

поскольку царство Аида (Гадеса) под землей, его имя древние ассоциировали с тьмой, в которой ничего не видно. Отсюда устойчивое выражение «шлем Аида» — шапка-невидимка. Его надевает, например, Афина, чтобы Арес не заметил ее приближения (Ил. V. 845).

Гигин — под этим именем дошли два сочинения — «Мифы» и «Об астрономии», очень популярные в средние века. Возможно, они принадлежат одному автору, жившему в I в. н.э.

«Pterygium» («Крылышко») — название одной из комедий Филемона, бывшего вместе с Менандром виднейшим представителем Новой комедии. Родился в Солах (Киликия) или в Сиракузах, жил в Афинах. Написал 97 пьес, названия 64 из них известны, полностью не сохранилась ни одна, от некоторых дошли фрагменты; кроме того, известно, что три пьесы Плавта являются переработками из Филемона. Умер Филемон в возрасте около 100 лет в 264—263 гг. до н.э.

«Ватиканские мифографы» — три средневековых собрания мифов, опубликованные в 1831 г, (изд. А. Май), Первое составлено язычником и содержит много рационалистических объяснений мифов с произвольными этимологиями. Второе составлено христианином и излагает мифологическую систему со многими искажениями. Третье относится к IX — X вв. и отличается претензией на научность: материал систематизирован по пятнадцати основным богам.

Ктесий — эпиклеза (торжественное наименование) Зевса, который охраняет и умножает имущество. Его культ был довольно широко распространен в Греции, Предположение о возможной змеевидности Зевса Ктесия выдвинул М. Нильссон, так как на стеле из Феспий, посвященной Зевсу Ктесию, изображена змея.

куреты — букв, «юноши», «юные воины». Представление о них возникло в результате обожествления первобытных мужских объединений военного и ритуального характера. Они сопровождают различных богинь: в Передней Азии — Великую Мать богов, на Крите — богиню родовспоможения Диктину или Рею. Женским мифическим аналогом куретов являются амазонки. Куретам свойствен экстатический характер, что сближает их со свитой малоазиатской богини Кибелы — корибантами. Куреты особенно почитались на Крите, где их даже различали по именам, а некоторых считали основателями определенных городов.

Талл — греческий историк I в. н.э., автор «Всемирной истории», охватывавшей время от завоевания Трои до начала нашей эры; сохранились только фрагменты.

Татиан — апологет христианства II в. Происходил из Сирии, проповедовал в Риме. Из сочинений сохранилось только «Послание к грекам», в котором резкой критике подвергается греческая философия и утверждается единство божественной истины.

эгида — магическое щитообразное оружие Зевса, изготовленное Гефестом и украшенное внушающей ужас головой Горгоны Медузы. Впрочем, Зевс в бою ею даже не пользовался. Правой рукой он мечет молнии, а левой — потрясает эгидой и нагоняет грозовые тучи. Зевс часто передает эгиду Аполлону и особенно Афине, которые носят ее как символ Зевсовой мощи. Принято считать, что слово «эгида» (греч. aigis) не связано с козой (аіх), а восходит к неясному догреческому корню, входящему во многие мифологические имена. Но поздние греческие мифографы объясняли происхождение названия тем, что эгида изготовлена из шкуры козы Амалфеи.

название города Итоны употреблялось и в мужском, и в женском роде.

«Белая богиня» («White Goddess») — исследование Грейвса, в котором он на широком материале древней и новой литературы пытается дать общий ключ к происхождению поэзии и мифа, возводимых им к «Белой богине», т.е. луне (см. послесловие).

Фестский диск — глиняная обожженная пластина, найденная при раскопках в Фесте на юге Крита среди черепков, относящихся приблизительно к 1700 г. до н.э. С обеих сторон покрыт оттисками печаток — пиктограммами (рисованными письменами), Многие ученые возводят его происхождение к Ликии (Малая Азия), Текст не расшифрован.

Рихтер Г. (правильно Риктер, Richter, 1882—1972) — американский археолог. В 1925—1948 гг. возглавляла Отделение античности музея Метрополитен в Нью-Йорке. Автор трудов по греческой скульптуре, вазописи, греческому искусству в целом. Была редактором «American Journal of Archaeology».

двойной топор, лабрис (слово «labris» малоазиатского происхождения) — топор с двумя направленными в противоположные стороны остриями. Использовался как при рубке леса, так и в бою, но совершенно особую роль приобрел в культовых обрядах. В Малой Азии, откуда лабрис происходит, он являлся атрибутом местных богов, а во II тысячелетии до н.э. на Крите стал одним из важнейших религиозных символов. С лабрисом в руках здесь изображались исключительно богини, что следует понимать отчасти как матриархальный символ, а отчасти — как атрибут бога-супруга или жреца-мужчины. В материковой Греции лабрис стал принадлежностью почти исключительно мужских божеств. Смысл лабриса (обычно связываемого с властью над атмосферными явлениями) нуждается в дальнейшем изучении, Очевидно, с лабрисом этимологически связано слово «лабиринт»; от него же происходит эпитет Зевса Лабрандского. Лабарум (священный знак Христа, впервые появившийся на боевых знаменах Константина Великого после 312 г. н.э.), также, вероятно, восходит к лабрису.

Пердикс — дочь Евпалама, сестра Дедала, которому она отдала в обучение своего сына Талоса (см. гл. 92). Когда Дедал из зависти сбросил Талоса с Акрополя, Пердикс от горя повесилась, а Афина превратила ее в куропатку. Есть сведения, что Пердикс — имя самого убитого Дедалом племянника.

герой (heros) — этимология слова неясна, однако многие склоняются к тому, чтобы толковать его как «спаситель», «защитник» (общее происхождение от лат. servare — сохранять). Во всяком случае, неверно возводить происхождение слова к Гере. Скорее, и «Гера» и «герой» имеют общее происхождение. Грейвс упрощает происхождение культа героев, возникновение которого относится к глубокой древности, когда олимпийский пантеон еще и не намечался. Мифы о богах и героях у всех народов формируются параллельно; первоначально эти понятия смешиваются и переходят друг в друга. Неясность сохраняется даже на сравнительно поздних ступенях развития мифологии (например, Прометей — типичный культурный герой — одновременно является дядей или братом верховного бога Зевса).

показательно, что именно Фетида приходит на помощь Зевсу и расстраивает заговор богов. Она относится к старейшим стихийным богам, отодвинутым олимпийцами на второй план, а приход к власти новых богов угрожал ей и ей подобным богам дальнейшим упадком. С другой стороны, как древнее божество она наделена властью над чудовищными существами ранней мифологии, такими, как Бриарей.

ошибка Грейвса: хариты по имени Кале у Гомера нет. Ошибка, вероятно, произошла потому, что Cale (по-греч. «прекрасная») — эпитет жены Гефеста Хариты (Ил. XVIII.382—383; очевидно, здесь Харита — по-греч. «приятная» — имя собственное).

ошибка Грейвса. Именно Гесиод однозначно называет родителями муз Зевса и Мнемозину (Теог. 53—54). Разноголосица в вопросе их происхождения начинается позднее. Землю и Небо в качестве родителей муз называют Мимнерм и Алкман (Mimn. frg. 22 Gent. Pr.), другие авторы называют их родителями Гармонию, Аполлона и др.

Тритон — морское божество, получеловек-полурыба («рыбокентавр»). Это имя не имеет отношения к числу «три»; оно догреческого происхождения и, вероятно, указывает на шум волн.

Рода (или Родос) — богиня, олицетворение острова Родос, О ее происхождении существуют весьма разноречивые сведения: ее матерью называют и Афродиту, и Амфитриту, и Галию, а отцом — и Посейдона, и речного бога Асопа. Очевидно, слово Родос — также догреческого происхождения и к греч. rhodon (роза) отношения не имеет.

показательно, что Посейдон как более древнее божество стихийных и неразумных сил терпит поражение в борьбе с новыми богами, которым присуще светлое и разумное начало.

минойскую культуру, как и элладскую (см. прим. к с. 16), принято делить на три периода: раннеминойский (ок. 3000 — ок. 2000 гг. до н.э.), среднеминойский ок. 2000 — ок. 1600 гг. до н.э.) и позднеминойский (ок. 1600 — ок. 1200 гг. до н.э.). Каждый из этих периодов в свою очередь делится на более мелкие.

«Греческие мифографы. Дополнительные повествования» (лат.).

очевидно, имеется в виду Дафна. Эпитет «Темпейская», по-видимому, употреблен безосновательно, потому что в Темпейской долине неизвестен культ Дафны. Их связь можно видеть только в том, что по Темпейской долине ежегодно проходила процессия, несшая лавровые ветви в Дельфы (находившиеся, впрочем, вдали от долины), а Дафна — дочь матери-Земли (которой первоначально принадлежало святилище в Дельфах) и бога реки Ладон — притока протекающего по Темпейской долине Пенея. Впрочем, этому мифу не следует придавать особого значения, поскольку он явно позднейшего происхождения и создан с целью объяснить особую роль лавра в культе Аполлона (так называемый этиологический миф). Впрочем, одновременно он входит и в другую группу сравнительно поздних мифов — о превращениях (метаморфозах).

Плутарх. Римские вопросы 23.

о гипербореях см. подробнее: Лосев А. Ф. Античная мифология, М., 1957, с. 402—423.

в гомеровском гимне нет такого отождествления; в нем говорится только о том, что порожденный Герой из земли Тифон был передан ею на воспитание Пифону (у Гомера это безымянная драконша).

Гесихий — греческий филолог, живший в V или VI в. н.э., составил наиболее подробный из дошедших до нас лексиконов греческого языка.

Варрон (116—27 гг. до н.э.) — римский государственный деятель, ученый-энциклопедист. От многочисленных его сочинений сохранились только «О земледелии» и часть сочинения «О латинском языке», от остального — только фрагменты.

Грейвс не совсем точен. Убегали не все жрецы, а только нанесший удар. Поэтому дело об убийстве быка слушалось у архонта басилевса (как это было принято в отсутствие убийцы). Все присутствовавшие валили вину друг на друга; в результате вина возлагалась на топор, который и топили в море (между прочим, упоминания о двойном топоре в источниках найти не удалось). Все эти обстоятельства дают основания усомниться еще и в том, что быка приносили в жертву вместо царя. Скорее напротив — бескровный в прошлом ритуал здесь был заменен жертвенным быком (соответствующий этиологический миф говорит о быке, съевшем приготовленные для бога дары).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.