Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возвращение Одиссея 3 страница




эндромиды — доходившие до середины икр сапоги с голенищами на шнуровке; известны с древнейших времен.

Артемида, Кибела, Великая мать, Бритомартис — все это ипостаси одной богини, покровительницы всей природы, эпитеты которой — «владычица зверей», «кормилица зверей», «мать зверей».

у Плутарха говорится только о том, что человек, сознательно проникший в запретное место — огороженное святилище Зевса на горе Ликей, — подлежал смерти, и называли такого нечестивца «оленем».

Иакх обычно является оргиастической ипостасью Диониса или Вакха, но существует также и отдельно — как сын Деметры, Персефоны или самого Диониса (пара Дионис — Иакх в Элевсинских мистериях соответствовала женской паре Деметра — Персефона). Считается божеством сравнительно позднего происхождения. Имя, вероятно, происходит из крика участников праздничной процессии «Иа!»

Иасион обычно считается сыном Зевса от дочери Атланта Электрионы, братом Дардана и Гармонии. Согласно мифу, именно Иасион сохранил после потопа семена для посева. Считается вегетативным божеством.

Ямба — служанка в доме Келея согласно гомеровскому мифу о Деметре, Ее хромота — выдумка Грейвса (не от холиямба ли — так называемого хромающего ямба, стихотворного размера?). Баубо появляется вместо нее в орфическом гимне, и не в качестве няни, а жены Дисавла, который (а не Келей) принял горюющую Деметру.

Хойра — таково, согласно Павсанию (VIII. 48. 5), прозвище реальной женщины Марпеосы, жившей в Тегее (Аргос) и отличившейся при нападении спартанцев на город. К наяде Марпессе из мифологии она отношения не имеет.

«О воздержании» — полное название сочинения «О воздержании от употребления в пищу живых существ» (De abstinentia).

рогатый Дионис, как и Дионис в виде быка, — ипостаси Диониса, олицетворяющие жизненную мощь древнего бога природных сил. Также его представляли в виде лозы, рогатого змея, козла, что соответствует древнему догреческому варианту мифа о Дионисе Загрее.

в Пилосе (южное побережье Пелопоннеса) в развалинах дворца XIII в. до н.э. найдены 1872 глиняные таблички с линейным письмом В.

Скелтон Дж. (Skelton, ок. 1460—1529) — английский поэт-сатирик, переводчик античных авторов, воспитатель Генриха VIII. В данном случае вряд ли он может служить надежным авторитетом.

Ругер (Rugerus) — предполагаемый автор дошедшего под именем монаха Теофила трактата «О ремеслах», написанного в первой половине XII в. Жил в северо-восточной Германии. Трактат состоит из трех книг: о живописи, о стеклоделии и о металлообработке. Предполагается, что Ругер — это ювелир Рогер из Гельмерсгаузена.

не следует путать Тартар с Аидом. Аид — подземное царство, населенное душами умерших, которым правит брат Зевса Аид. Попасть в Аид суждено каждому смертному, а некоторым (Гераклу, Орфею) это удалось еще при жизни. Тартар же — это внушающая ужас самим богам преисподняя, расположенная ниже Аида, место заключения злейших врагов Зевса, таких, как титаны и Тифон.

Вавилонское пленение — название, обычно применяемое для обозначения высылки евреев из Иерусалима в Вавилон в период правления вавилонского царя Небукаднезара II (обычно Навуходоносор). Упоминаются три такие акции: первая — в 597 г. до н.э., вторая и третья — соответственно через 11 и 16 лет после первой. Высыпки были вызваны восстаниями в Иерусалиме и сопровождались его разрушением. Бедствия вавилонского пленения нашли отражение в нескольких библейских псалмах. Обстоятельства возвращения евреев из пленения неясны.

титаны — группа старейших богов; вместе с киклопами и гекатонхейрами (сторукими) они порождены космическими первоначалами Землей и Небом. Согласно представлениям гомеровского гимна (II. 158), от титанов происходят и боги и люди.

разные авторы насчитывают различное число гесперид (на вазах их насчитывается до одиннадцати). У Гесиода (фрг. 270) их три: Эгла, Эрифия и Гесперетуза; у Аполлодора последняя распадается на Гесперию и Аретузу, так что их становится четыре.

с морской стихией как неведомым и полным тайн миром связываются чудовищные порождения, внушающие ужас.

кроме основного чтения «Орф», в изданиях Гесиода дается вариант «Орфр».

по Гесиоду (Теог. 184—185), гиганты порождены Землей-Геей из капель крови оскопленного Урана-Неба, Это как бы второе поколение титанов. На их родство с древними хтоническими божествами указывают змеевидные ноги. Появление таких существ в эпоху становящейся олимпийской мифологии представляется в большей степени результатом поэтической фантазии, чем народного мифотворчества: в победе олимпийцев над гигантами (как и над титанами) еще древние усматривали победу сил порядка и разума над дикостью и хаосом, эллинского начала — над варварством. Всего гигантов насчитывали до 150 (фиксированного списка не было, и многие силачи и герои местных сказаний причислялись к гигантам), а в более поздние времена их часто смешивали с титанами, сторукими и Алоадами.

Флегра — древнее название полуострова Паллены (ныне полуостров Кассандра), западного из трех пальцевидных полуостровов, выступающих в Эгейское море и вместе составляющих Халкидский полуостров в южной Македонии.

совершенно неправильно приписывать каких-то «духов» греческой мифологии, Для древних греков мир един и материален, поскольку порожден чисто материальными первоначалами Небом и Землей (которые — это очевидно — также являются частью мира и его основой). Здесь неоткуда взяться чему-то нематериальному. Даже высшие боги материальны (разумеется, их плоть более совершенна, а в жилах течет не кровь, а божественная жидкость — ихор). Понятие о «духе» как о жизненной силе («пневма») имеется, но предполагает чисто материальное дыхание, Разумеется, у богов как высших существ есть возможность делать себя невидимыми, но это не значит — нематериальными.

известно два Девкалиона, Один — брат Ариадны (их родители — критский царь Минос и Пасифая). Другой, более древний, о котором и идет здесь речь, — сын Прометея и океаниды Климены (или другой океаниды — Гесионы); к Ариадне никакого отношения не имеет.

Берос из Вавилона — жрец вавилонского бога Бела, современник Александра Македонского, автор исторического сочинения «Бабилоника» (по-другому — «Халдаика») в трех книгах, от которого дошли фрагменты.

в греческой мифологии упоминается о трех потопах. Самый древний случился при Огиге, беотийском царе, основателе Фив (согласно этому мифу), Второй — Девкалионов, о котором идет речь. И третий произошел при Дардане, сыне Зевса, впоследствии основателе Трои.

сообщение о том, что именно область Додоны в Эпире, далеко на северо-западе, следует считать «древней Грецией» (т.е. подлинной Грецией), встречается у Аристотеля только в этом месте. Очевидно, последнего ввело в заблуждение то, что додонских жрецов называли «селлы» (вариант — «эллы», похоже на «эллины»), что вместе с общим убеждением в древности оракула давало основания предполагать, что отсюда и происходят эллины, т.е. греки.

титанами в некоторых источниках считаются не только 12 богов старшего поколения, но и их потомство, Евримедонт вообще не титан, а старший из гигантов.

рассказ об Атлантиде из «Крития» Платона (на нем основывается Грейвс) — несомненно, литературное произведение, хотя в основе его, возможно, и лежит действительный факт. Поэтому очевидно, что к древнегреческим мифам его относить нельзя. Более того, на этом рассказе, быть может, лучше всего прослеживается отличие мифического мышления от научного (философского): в последнем нет ничего магического и волшебного.

нартекс (Ferula L.), или фенхель, — высокое (до 5 м высотой) растение с трубчатым стеблем, мягкая сердцевина которого использовалась в качестве трута.

Жонде Г. (Jondet) — французский исследователь акватории порта Александрия в 10—20-х годах нашего века, один из пионеров подводной археологии.

имя Прометей, что не отрицает и сам Грейвс, является значащим. Оно состоит из двух частей: pro — «до», «перед» и meth — «мышление». Обе части — индоевропейские, так что нет оснований прибегать к достаточно фантастической гипотезе о неправильном прочтении.

Пандора — общепринятый эпитет Геи-земли (но не Реи-титаниды, дочери Земли и Неба), Мотив нарушенного запрета встречается у всех народов, Это попытка объяснить злоключения того или иного человека или человеческого рода в целом, так что Гесиод здесь ничего не придумал.

недостаточно обоснованное утверждение. Для первобытного мышления «все полно богов» (слова Фалеса): каждое дерево, каждый ручей, каждый пригорок, каждое природное явление имеют свое божество, вернее, являются также еще и божеством (дриады, наяды, ореады и т. д.). Почему бы своей мифической ипостаси не иметь заре? Аллегорическое восприятие мифологических образов начинается позже и знаменует собой начало конца мифического мировосприятия.

из мифов вообще невозможно построить непротиворечивую систему уже потому, что они многослойны и многозначны, а также потому, что они волшебны, т.е. именно должны разуму противоречить.

приводимые Грейвсом этимологии малодоказательны.

как явствует из предыдущего, титаны — более древние боги, чем олимпийцы, а значит, с точки зрения мифомышления — более почитаемые боги. Так что слова «всего лишь сын титана» дают совершенно неверную картину системы богов. Да и с любой точки зрения быть двоюродным братом Зевса — весьма почетно.

изложение Грейвса несколько наивно следует принятой у древнегреческих историков традиции. Разумеется, невозможно с точностью выделить среди нахлынувших на Грецию людских масс «ионийцев», «ахейцев», «дорийцев» и т. д. Они образуются с течением времени как результат долгого взаимодействия пришлых племен друг с другом и с местным населением. В настоящее время принято считать, что первая волна индоевропейцев нахлынула на Грецию ок. 2200—1900 гг. до н.э. В общей форме их принято называть «ахейцами», «аркадоэолийцами», а также «ионийцами». Некоторая их часть поселилась в северных горных областях, продолжая заниматься традиционным скотоводством и примитивным земледелием, а приблизительно в XI в. до н.э., с закатом крито-микенской цивилизации, павшей, очевидно, под ударами так называемых «народов моря», двинулась на юг, образовав вторую волну — так называемое «дорийское завоевание» (ср.: 7.6).

миф об Эоле — один из самых запутанных. Это имя упоминается много раз, и невозможно бывает определить, о каком из них идет речь в том или ином случае. Упорядоченную генеалогию трех Эолов попытался дать Диодор (IV. 67): Девкалион — Эллин — Эол (I) — Мимант — Гиппот — Эол (II), повелитель ветров — Арне (она же Меланиппа) рождает от Посейдона близнецов Беота и Эола (III).

очевидно, ошибка Грейвса. Филомела и Прокна — сестры. Кроме того, именно Филомеле Терей отрезал язык, чтобы она не рассказала о совершенном над ней насилии. Ведь у него не было оснований вырывать язык Прокне, поскольку его уличал уже тот факт, что Прокна жива.

Афина Полнея — покровительница крестьян и ремесленников, Почиталась в Афинах в виде древней сидящей статуи из оливкового дерева, которая на праздник Плинтерии подвергалась ритуальному омовению, а на Панафинеи торжественно покрывалась пеплосом (пышно вышитым покрывалом).

утверждение Грейвса о том, что «Сократ не понимал мифов», по меньшей мере вызывает удивление, особенно если учесть, что устами Сократа говорит Платон, один из величайших мифотворцев истории. Грейвса не устраивает, как Сократ толкует миф об Орифии. Но ведь это, по словам самого Сократа, лишь один из многих способов объяснения; мы бы назвали его рационалистическим (или евгемерическим — по имени Евгемера, жившего в IV — III вв. до н.э.). А между тем объяснения самого Грейвса строятся на том же рационалистическом принципе, Это и неудивительно, поскольку мифы для него, как известно, «не загадочнее по содержанию, чем предвыборные карикатуры» (см. авторское предисловие).

в науке нет такого единого мнения о происхождении алфавита. Некоторые исследователи возводят его к вавилонской клинописи. Следует подчеркнуть, что первый алфавит в полном смысле этого слова появился именно в Греции, так как только здесь впервые получили обозначение гласные звуки и таким образом впервые воплотилась отличительная особенность алфавитного письма: один звук — одна буква (в семитских языках гласные не записывались).

Деметрий — об авторе трактата, кроме имени, ничего не известно. Трактат написан ок. 100 г. до н.э.

зал Совета — имеется в виду булевтерий, дом заседаний буле (Совета), высшего органа власти в греческих полисах.

Иоппа — современная Яффа вблизи Тель-Авива.

Боос Ауле — в переводе с греческого — «бычий двор», очевидно, в связи с Ио — коровой. Но возможно, что это название лишь впоследствии было связано с нею.

спарты (spartoi) — от греч. speiro — сеять, т.е. «посеянные».

снова Грейвс следует столь невысоко им ценимому Сократу, который, как и все древние греки, широко пользовался так называемой народной этимологией — уподоблению вовсе никак не связанных между собой слов, разложению их на так называемые элементы и т. д. (см. в особенности «Кратил» Платона). Следует заметить, что именно по «народному» принципу составлено большинство этимологий Грейвса.

Нооkе S. Н. Origin of Early Semitic Ritual. Oxford, 1938; Langstоn S. The Babylonian Epic of Creation. London, 1924.

праздник Фесмофорий — древний, догреческий, возможно, сохранившийся еще от неолита. Праздновался он 11—13 пианепсиона (октябрь — ноябрь), во время осеннего сева. Название, видимо, также догреческое, к нему лишь прибавлено греческое слово «phoria», т.е. «несение» (так что не следует его переводить, как это делает Грейвс). На праздник действительно несли в корзинах символы плодородия и земной мощи (змей и фаллические изображения), но тот факт, что первоначально это были «гениталии царя или его заместителей», — домысел Грейвса.

Ликийский — хотя вокруг этого эпитета Аполлона полемика еще не утихла (и вряд ли когда-нибудь истина будет установлена окончательно), следует упомянуть и о том, что есть основания считать Аполлона малоазиатским богом, культ которого был занесен в Грецию из Ликии (отсюда, по этой версии, и эпитет Ликийский). Были также и попытки разделить двух Аполлонов — Волчьего (греческого) и Ликийского (малоазиатского).

относительно происхождения кентавров единого мнения в науке нет. Очевидно, они — порождение народной фантазии, обильно заселявшей землю, особенно недоступные и таинственные места (горы, лесные чащи), страшного вида демонами. Однако кентавры уже имеют человеческие черты, т.е. они миксантропичны.

связь Тиро с финикийским городом Тир в настоящее время отрицается, Грейвс же идет еще дальше и соединяет такие друг с другом не связанные вещи, как финикийский Тир в Палестине, этрусское племя тирренцев и древний город Тиринф в Арголиде.

гиппоман (от греч. hippos — лошадь и mainomai — бесноваться) — растение, насылавшее безумие на лошадей. Более распространена восходящая к Аристотелю традиция, согласно которой гиппоман — это выделения кобыл в период течки.

вновь обращаем внимание читателя на ненаучность этимологий Грейвса.

Эригона — скорее уж «рожденная утром» (от греч. eri — утро и gon — корень, указывающий на рождение); в греческой поэзии был популярен близкий эпитет зари — Эригения.

в пассиве этот глагол означает «исцеляться», «заживать».

Лерос — остров в южной части Эгейского моря у побережья Малой Азии.

Дж. Фрэзеру принадлежит комментированное издание «Библиотеки» Аполлодора (Apollodorus. The Library, v. I — II, by Frazer J. G. London, 1921).

греч. sepia — каракатица. Так же называется жидкость коричневого цвета (так называемые чернила), выпускаемая каракатицей.

греч. cheilos — губа, а — отрицание; пример народной этимологии.

предположение, что Пелей означает «грязный», не представляется удачным, хотя pelos действительно означает по-гречески «ил», «грязь». Скорее здесь следовало бы вспомнить о горе Пелион в Магнезии (северо-восточная Греция). Дело в том, что большая часть древних имен, встречающихся в мифологии, догреческого происхождения и переводить их с греческого бессмысленно. Также неубедительно и толкование имени Эндеиды как «каракатица», хотя, возможно, оно и связано с греч. endeis — «потаенная», «укрытая».

The seege or batayle of Troye, a Middle English metrical romance, Barnicle M. E. (ed.). London, 1927.

этесии (etesiai от греч. etos — год) — ветры-пассаты, господствующие летом в Эгейском и Средиземном морях.

Марк Юлиан Юстин — живший, вероятно, во II в. н.э. автор сокращенного изложения несохранившейся «Истории Филиппа» Помпея Трога (І в. до н.э. — I в. н.э.). Сокращение, в котором содержится много ценных сведений, особенно по истории Востока, было чрезвычайно популярным и дошло во множестве рукописей.

у греков миль не было; очевидно, Грейвс считает расстояние в английских милях, так что получается приблизительно 8 км. Это согласуется с указанием Геродота о расстоянии в 45 стадий (1 стадий = 184,97 м).

в настоящее время считается установленным, что имена на -issos, -inthos принадлежат догреческому субстрату, так что Крит, на котором говорили по-гречески уже в середине II тысячелетия до н.э., здесь ни при чем.

Эванс A. (Evans, 1851—1941) — знаменитый английский археолог, исследователь культуры Крита.

Вентрис М. (Ventris, 1922—1956) и Чедвик Дж. (Chadwick, р. 1920) — английские ученые, прославившиеся расшифровкой линейного письма В.

Итона — сведений о таком эпитете Луны нет (Epitheta deorum quae apud poetas graecos leguntur coll. Bruchmann C. F. Lipsiae, 1893).

пикты и моссиники — два народа, известные грубостью нравов. Пикты жили в Британии, моссиники — на юго-восточном побережье Черного моря.

«Книга бурой коровы» («Lebor na Huidre») — ирландская рукопись начала XII в., в которой записаны саги и предания, шедевр каллиграфии и оформления.

перевод Н. Гнедича.

греч. hals — соль, море. Но рассуждения Грейвса несостоятельны, потому что древняя форма названия Галиарта — Гариарт или Ариарт, так что к морю оно отношения не имеет. Имя Радамант определенно догреческого происхождения, так что бессмысленно переводить его с греческого языка.

хотя в греческой литературе принята форма этого имени — Атимн, в латинской встречается форма Адимн (возможно, от греч. adyomenos — незаходящий).

в Тарре, древнем культовом центре Аполлона на Крите, его должен был очистить после убийства Пифона местный жрец Карманор.

Пасифая (греч, pasi — всем и phae — корень, указывающий на «свет») — эпитет Луны.

Кассандра не ответила на ухаживания Аполлона, когда он потребовал у нее любви в обмен на дар прорицания; за это и последовало наказание.

Ниса — древнее название Мегары, города на Коринфском перешейке.

локон у Ниса был не просто блестящий, а пурпурный.

не следует путать погибшего юным любимца Аполлона Гиакинта и этого спартанца, дочери которого приехали в Афины.

первые афинские цари происходили от Эрихтония, получеловека-полузмея, что служило доказательством особой близости к подземным богам, а главное — подтверждало местное происхождение. В последующих поколениях змеиные черты сглаживаются, но бесследно не исчезают.

у Аполлодора наоборот: Дедал изготовил статую в благодарность за похороны.

о веках Гесиода см. гл. 5.

о сардоническом смехе см. подборку текстов в: Лосев А. Ф. Античная мифология. М., 1957, с. 128—129, 136—139.

cire perdue можно перевести приблизительно как «выплавление воска».

хотя у Аполлодора и следующего ему Грейвса в этом месте говорится о Плисфене, согласно общепринятой традиции, отцом Агамемнона и Менелая был Атрей (откуда и их патронимик — Атриды).

согласно наиболее древней традиции, Дедал — внук Эрехфея, сын Метиона. Евпалам — скорее всего, позднейшая вставка, тем более что помещают его то между Эрехфеем и Метионом, то между Метионом и Дедалом.

по Аполлодору, жена Эгея — Мета.

Питфея — в греческом словаре собственных имен такой формы нет. Видимо, ее придумал Грейвс.

Томсон Дж. (Thomson, 1903—1987) — английский ученый, автор трудов по истории Древней Греции (Studies in Ancient Greek Society, v. I — II. London, 1949—1955) и творчеству Эсхила (Aeschylus and Athens. London, 1941; издание «Орестеи» Эсхила. Cambridge, 1938).

относительно этого праздника сведения разноречивы. Принято считать, что праздник должен был ослабить зной, символом чего и был зонт.

культ Аполлона Дельфиния был широко распространен на Крите, островах Эгейского моря и в Аттике, где ему был посвящен праздник. Возможно, здесь с культом Аполлона слился культ самостоятельно демона-дельфина.

Микон — имя многих греческих художников. Здесь речь идет о самом значительном из них — сыне Фаномаха, работавшем в Афинах в годы их расцвета (вторая половина V в. до н.э). Он создал статуи атлетов в Олимпии и в Афинах, картины для Пойкиле стоа («Пестрого портика») и храма Тесея в Афинах.

вариант, по которому Тесей оставляет Ариадну на Наксосе, более распространен, Амафунт — финикийский город на южном побережье Кипра, второй по значению (после Пафоса) культовый центр Афродиты.

пианепсион (октябрь — ноябрь) — месяц аттического календаря. На 7-й день его наступали праздники Пианепсии и Осхофории, а на 8-й — Тесеи.

«Гекала» — небольшая эпическая поэма Каллимаха, частично дошедшая на папирусе.

подробнее об Астерии см, в: Лосев А. Ф. Античная мифология. М., 1957, с. 126, 135.

«Journal of Hellenic Studies».

древнегреческие полисы унаследовали от родо-племенной организации общества разделение населения на роды. Каждый род входил во фратрию, а фратрия — в филу. Таких фил насчитывалось обычно три или четыре. Таким образом, каждый гражданин входил в ту или иную филу независимо от места его проживания. С развитием государственности такая организация общества устарела. Поэтому в Афинах (административная система которых изучена лучше всего) Клисфен (вторая половина VI в. до н.э.) провел реформу, в результате которой низшим звеном в цепи управления стали демы (уже давно существовавшие сельские округа), объединявшиеся теперь уже в территориальные филы, число которых было увеличено до 10 (впоследствии к ним прибавалось еще 2).

пританей — в Афинах здание заседаний пританов, членов буле, или Совета пятисот, который делился на 10 отделений по 50 человек — представителей одной филы — в каждом. Год был также разделен на 10 частей по 35 или 36 дней, в течение которых каждое отделение поочередно управляло городом. Члены отделения, находившегося в данное время у власти, назывались пританами.

Дионис Лимнейский (т.е. болотный — от греч. limne — болото, озеро) — назван так по Лимнам — заболоченному району Афин вблизи Акрополя, где находились храмы Диониса и Артемиды. Как сообщает Страбон (VIII. 5.1), в его время болота уже не существовало.

Всенародная Афродита — имеется в виду Афродита Пандемос (от греч. pan — весь, все и demos — народ). В эпитете Всенародная отражается всеобщий характер поклонения. Впоследствии философы стали толковать этот эпитет как «пошлая» и противопоставлять Афродите Пандемос — Афродиту Уранию (т.е. небесную, от греч. oyranos — небо).

речь идет о так называемом «священном посольстве» (феории). Такие посольства ежегодно отправлялись из Афин по случаю всегреческих праздников и игр. При необходимости феории предоставлялся корабль, также называвшийся священным.

Evans A. Minoan Weights and Mediums of Currency.

у Ареопага — у Плутарха сказано: «почти в Акрополе».

«лунные женщины» — этимология Грейвса произвольна.

Гибристика — аргосский праздник, отмечавшийся в месяце гермайон по местному календарю (вероятно, соответствует афинскому гамелиону, т.е. январю — февралю). Мужчины в этот день были одеты в женскую одежду, а женщины — в мужскую. Согласно Павсанию (II. 20. 8—10), праздник был учрежден в честь поэтессы Телесиллы, спасшей город от нападения спартанцев тем, что она призвала на его защиту женщин. Очевидно, однако, что это поздняя версия, а сам праздник имеет древнее происхождение и, возможно, связан с культом Гермафродита.

«дважды человек» — традиционная латинская расшифровка имени Вирбий, Она неверна: имя это скорее всего связано с римским холмом Урбий (или Орбий). Эгерия — богиня протекающего через рощу Дианы близ Ариция притока реки Немисии. Это с ней, согласно мифу, советовался римский царь Нума Помпилий. Как и Диана, Эгерия оказывала помощь при родах (возможно, отсюда и ее имя — от лат. egerere — опустошать).

Хокарт A.M. (Hocart, 1884—1939) — английский этнограф и археолог, исследователь Цейлона и островов Тихого океана. Его книга «Царская власть» («Kingship») вышла в Лондоне в 1927 г. (2-е изд. — там же в 1941 г.).

в вавилонской поэме о сотворении мира Тиамат — первоматерь богов, воплощение соленой океанской воды. Вместе со своим мужем Апсу, океаном пресной воды, она являет собой материю и мощь творения. Тиамат выступает против новых богов, желая отомстить за убийство ими своего мужа.

Марафон — дем и поселение на восточном берегу Аттики, близ него состоялась в 490 г. до н.э. знаменитая битва между греческой и персидской армиями.

первоначально в понятие демагога, народного вождя (от греч. demos — народ и ago — вести) не вкладывалось никакого отрицательного смысла.

предположение Грейвса о значении имени Эдипа — «сын вспухшего моря» — не обосновано ни мифологически, ни филологически.

здесь Грейвс, как и во многих местах, злоупотребляет схемой, под которую стремится подвести всю мифологию: жрица — вступающий с ней в брак царь года — царь нового года, приходящий ему на смену. Скорее, история Эдипа — это миф сравнительно позднего времени, в сказочной форме повествующий о неотвратимости судьбы и бессилии человека ее изменить, в чем прослеживаются характерные черты послегомеровской литературы, близкой к трагедии.

Пелории — от греч. pelor — чудовище.

в п. h Грейвс назвал Аглаю другим именем — Кале. Здесь нет принципиальной разницы, поскольку Кале означает «прекрасная», Аглая же — «блестящая», «великолепная».

предположение Грейвса о том, что имена харит — результат разложения титула Афродиты, несостоятельно.

Батон — вариант его имени — Элатон.

содержание (лат. argumentum) — краткое изложение содержания произведения, популярный в античности и средние века жанр.

passim — повсюду (лат.).

эти ветки срезались с находившихся во владении каждой семьи в Аттике священных олив и приносились в жертву Афине Мории (возможно, Роковой — от греч. mora — доля, участь).

Огигия — остров нимфы Калипсо («Одиссея»). Не следует так однозначно указывать на Огигию как на остров мертвых, скорее это остров забвения, хотя имя Калипсо (от греч. calypto — скрывать, прятать) может указывать и на смерть.

Перссон А. В. (Persson, 1888—1951) — шведский археолог, много лет вел раскопки в Греции.

Милонас Дж. Э. (Mylonas, 1898—1988) — известный американский археолог греческого происхождения (в США — с 1928 г.).

Тильфусса — источник в Беотии, посвященный одноименной нимфе, наказанной Аполлоном за обман при основании им своего святилища в Дельфах (см. Гомеровский гимн II).

Итил — у поздних авторов (например, Катулла LXIV. 15) его называют Итисом (см. 46 a, c, d), к которому он не имеет отношения.

Ужас коней — по-греч. Тараксипп (от tarasso — волновать, тревожить, пугать и hippos — лошадь).

кенотаф (от греч. cenos — пустой и taphos — могила) — пустая гробница, в которой нет останков умершего. Кенотаф сооружался либо тогда, когда тело не найдено (например, при кораблекрушении), либо когда хотели почтить память героя где-либо еще, помимо места его действительного захоронения.

об этом танце известно только то, что его исполнители представлялись пьяными.

анактор — по-греч. означает «царь», «правитель»; Флиасий — то же, что Флиунт, город, находившийся на юго-западе от Коринфа.

схолии к Арату — к стиху 161 (изд. E. Maass).

имеется в виду колесо, описывающее дугу большего радиуса.

Гиппалким — насчет имени этого аргонавта у мифографов нет единства, но последний вариант все же предпочтительнее.

в этом обширном списке детей Пелопа и Гипподамии самые знаменитые — Атрей и Фиест (см. гл. 111).

Астиоха — ошибка, нимфу звали Аксиоха; о ее принадлежности к данаидам сведений нет.

Монтегю М. У. (Montagu, 1689—1762) — английская писательница, известная более всего своими письмами, женщина одаренная и эксцентричная. Сопровождая своего мужа — английского посла в Турции (в 1717—1718 гг.), побывала в Малой Азии и на Средиземном море. Рассказала о своем путешествии в записках, составленных в форме писем. Разумеется, ее «розыски» никакого научного значения не имели и иметь не могли.

Метон — афинский астроном V в, до н.э. Вместе с Евктемоном считается автором календарной реформы, в результате которой лунный и солнечный календари совпадали раз в 19 лет.

«очень решительный» — правильнее «упорный». Не следует, пожалуй, так буквально переводить имена мифологических персонажей и их эпитеты. Их этимология сложна и неоднозначна, чего не может отразить перевод. Агамемнон — это, видимо, древнее хтоническое божество (например, в Херонее поклонялись его изображению в виде палки), которое впоследствии отождествлялось с Зевсом. Мифический царь Агамемнон, очевидно, возник еще позже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.