Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис периода взросления

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Повсеместное падение нравственности и морали, внедрение в молодежную среду иждивенчества, открытая и широкая пропаганда - в том числе и с участием средств массовой информации - жестокости, насилия, секса, других негативных явлений природы приводят к тому, что возникают и проявляются как незащищенные сексуальные отношения, начинающиеся обычно с подросткового возраста (как до вступления в брак, так и в семейной жизни). Показано, что подобные отношения повышают факторы риска для здоровья и жизни настоящего и будущих поколений в той же мере, что и беременность, аборты, деторождение до достижения биологической и социальной зрелости. Высокая гинекологическая заболеваемость. Болезни, передаваемые половым путем, в т.ч. сифилис, ВИЧ/СПИД, нарушения продуктивного здоровья и др.

Отрицательно сказываются на здоровье детей и подростков воздействие личностных факторов, которые, ослабляя организм, значительно усиливают вероятность возникновения патологии и переход ее в хроническую стадию. Речь идет о «рисковых» или как их еще называют в литературе, так называемых «саморазрушающих» формах поведения современных молодых людей, один только перечень которых весьма внушителен.

 

 

Кризис периода взросления — перестройка внутреннего переживания, которая коренится в изменении того, что определяет отношение подростка к среде, т. е. в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением подростка. В этом критическом периоде на протяжении короткого времени (нескольких лет, года) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги в личности подростка. Он в короткий срок меняется в целом в основных чертах личности. Суть кризиса в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). При этом происходит объединение прошлого опыта, способностей

Развитие становится стремительным по темпу происходящих изменений в психике и поведении, по смыслу совершающегося всё это напоминает революционное течение событий. Особенность кризиса в том, что его границы, отделяющие начало и конец кризиса от предшествующих и последующих возрастов, неотчетливы. Удается отметить обострение кризиса, когда он достигает апогея, обычно в середине кризисного периода. В это время обнаруживается трудновоспитуемость, ухудшается успеваемость, ослабевает интерес к школьным занятиям, падает общая работоспособность. Развитие сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Выраженность этих проявлений различна, вариаций кризиса больше, чем особенностей стабильного периода. Внешние условия определяют характер обнаружения и тип протекания кризиса взросления.

В этот период отмечается негативный характер развития. Всё прогрессивное приостанавливается, на передний план выходят процессы свертывания и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени развития. Подросток, вступающий на путь взросления, теряет интересы, еще вчера направлявшие его деятельность, прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Ухудшение успеваемости и работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения О. Кро (1928) оценивает как стадию дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «Я» и мир разделены более, чем в иные периоды.

При пубертатном кризисе снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что в этот период происходит изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. За негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее в переходе к новой и высшей форме [Выготский Л. С, 1984].

Если подросток во время кризиса окажется неспособным к идентификации, возникает путаница ролей и трудности в эмоциональных отношениях с людьми, в социальной и профессиональных сферах.

Кризис периода взросления либо недооценивают, либо считают очень опасным. Он может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения, личностных нарушений, провокации эндогенных психозов или условием возникновения экзогенных нервно-психических расстройств.

Последние либо завершаются спонтанно, либо требуют специального вмешательства.

Осложнения и бурное протекание процесса развития в период взросления наблюдается у 20% населения [Remschmidt H., 1992].

Кризис периода взросления — собирательный диагноз, не уточняющий нозологическую принадлежность нарушений и тип течения процесса.

Формы кризисов развития разнообразны.

 

 

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ

Кризис идентичности проявляется в чувстве неполноценности, депрессивном настроении и суицидальных намерениях. Эти переживания могут сочетаться с деперсонализацией и ипохондрией.

Взрослеющий подросток реагирует на то, что он уже не ребенок, на несоответствие биологических возможностей социальным, на неуверенность в своих знаниях и умелости в новом статусе, на резкие изменения, происходящие в организме растущего человека. Подросток мучается вечными вопросами: о том, что он из себя представляет? зачем существует? как к нему относятся окружающие? Он может сомневаться в собственной самобытности, воспринимать себя как жалкую копию других. Именно в связи с этим возникает неприятие социальных правил, в том числе и семейных.

Неуверенность и тревога, возникающие в связи с этими переживаниями, могут привести к страху потери телесного и особенно психического единства с одновременным стремлением преодолеть эту боязнь с помощью ритуалов (рассматривания своей внешности, ощупывания собственного тела). Наряду с неуверенностью собственного существования может быть неопределенность жизненных целей, выбора профессии, круга друзей, сексуальной ориентации и сексуального поведения, религиозной идентификации, нравственных устоев или лояльности к референтной группе.

Это расстройство может быть также начальным проявлением шизофрении, аффективных психозов или серьезных личностных изменений.

КРИЗИС АВТОРИТЕТОВ

Кризис авторитетов проявляется протестом против семьи, отца или в форме побегов. Подросток пытается противостоять власти, порядку, общепринятым нормам или отказывается от противостояния. Избегание реальности может также проявляться в наркотизации, алкоголизации или вступлением в разнообразные секты, молодежные общества и т.д. Этот кризис нередко препятствует процессу созревания личности, приводит к противоправному, преступному или суицидальному поведению.

КРИЗИС В ФОРМЕ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ И ДЕРЕАЛИЗАЦИИ

В клинической картине преобладают изменения восприятия своего душевного и телесного «Я», а также других людей и окружения. Субъективно переживания отчуждения воспринимаются как кажущееся изменение действительности или утрата реальности. Деперсонализация связана с трудностями формирования идентичности и выполняет функции механизма психологической защиты и избегания. Она наблюдается у 30% - 70% молодых людей. Для нее характерна тревога, чувство отчуждения, беспокойство в связи с этим переживанием, субъективное понимание неадекватности эмоциональных реакций.

Деперсонализация может проявляться состояниями, при которых окружающее меняется, кажется чуждым, необычайным, неясно воспринимаемым, как будто через пелену, туман, кисею, либо видится удаленным, смазанным, тусклым, неживым, серым; люди и предметы — странными, ненастоящими, подобными куклам, марионеткам, жизнь представляется застывшей, нереальной, лишенной естественных красок и движения.

Иногда меняется и восприятие тела, оно кажется чужим, незнакомым, плохо управляемым, необычно легким или исчезнувшим. Движения, поступки наблюдаются как бы со стороны, сочетаясь с непониманием того, как управлять таким телом. Возникают сомнения о его принадлежности: «Мое или не мое». Может измениться восприятие психического <»Я», В таких случаях говорят о том, что покинула душа, что себя воспринимают как во сне, что их вовсе не существует, что действуют механически, что стали автоматами. При этом мысли разбегаются, не подчиняются воле, собственный голос лишается ясности, появляется второе «Я», наблюдающее за другим «Я» со стороны, теряются чувства, в особенности к близким людям {«любят только в мыслях, а не сердцем»).

Чем младше подросток, тем менее точно он может дать отчет переживаниях такого рода. Он сообщает о своей измененности, инакости, утверждает, что он не такой как все, или был иным прежде, однако не способен объяснить, какой характер эти изменения носят. Наблюдаются также близкие по происхождению симптомы «уже виденного», «уже пережитого» или «никогда не виденного». Новая же ситуация воспринимается на какой-то короткий момент как знакомая, или, наоборот, знакомая обстановка кажется чуждой, никогда не переживавшейся.

Эти явления, особенно ярко выступающие у подростков, могут быть в рамках психического здоровья или оказаться симптомами нервно-психических расстройств — неврозов, соматогенных психических нарушений, органических повреждений головного мозга, эпилепсии, аффективных психозов и шизофрении.

ДИСМОРФОМАНИЯ (ДИСМОРФОФОБИЯ)

Кризис, проявляющийся переживаниями своего физического недостатка, называется дисморфоманией (болезненные мысли о своем телес­ам дефекте). В пубертатном возрасте внешний облик и тело ребенка претерпевают большие изменения. Подросток не только замечает их, но и сравнивает свои физические данные с такими же у других людей, часто при этом преувеличивая подлинные или обнаруживая мнимые телесные недостатки.

Появлению дисморфомании способствуют удлинившиеся черты лица, его асимметрия, слишком крупные размеры тела (у девочек) или слишком малые (у мальчиков), нарушения осанки, аномалия походки, последствия повреждений кожных покровов и т. д..

Характерные признаки этого расстройства: идеи физического недо­статка («толстая, как бочка», «ростом с карлика»), идеи отношения («все вокруг шепчутся», «люди на улице отворачиваются»), пониженное настроение, иногда с мыслями о самоубийстве [Коркина М. В., 1984]. Расстройство может быть отнесено к ипохондрическому или бредовому синдрому. Для него наиболее характерна поглощенность переживаниями, связанны ми с мнимыми физическими недостатками, или чрезмерное внимание к незначительным в действительности имеющимся дефектам тела. Этот симптомокомплекс широко распространен и варьирует по степени выраженности. Он может достигать степени навязчивой, сверхценной или даже

бредовой идеи.

КРИЗИС В ФОРМЕ ИПОХОНДРИИ

Кризис, проявляющийся ипохондрическим расстройством, может возникнуть в процессе пубертатной перестройки организма подростка в связи с теми или иными функциональными отклонениями, которые субъектив­но воспринимаются как слабость, утомляемость, нарушения дыхания, неприятные ощущения или боли в груди, в животе, в голове и т. п. Все это приводит к сосредоточению внимания на недомоганиях, к попыткам дать объяснение происходящему в теле. Легко возникают мысли о несуществу­ющих болезнях. При этом степень убежденности в тяжести обнаруженных недугов колеблется от постоянных сомнений в их серьезности до убежден­ности в их неизлечимости и даже близкой кончине.

Эти переживания диагностируют как ипохондрический синдром, если в наличии постоянные мысли о существовании тяжелого соматического заболевания (фактически отсутствующего), обусловливающего имеющиеся симптомы, или, если имеется фиксация на предполагаемом недуге причем эти идеи сохраняются, несмотря на то, что адекватное соматическое объяснение соответствующим жалобам не обнаруживается, а также при постоянном неверии докторам, пытающимся убедить пациента в отсутствии соматической болезни, сопровождающейся этими симптом Ипохондрическая симптоматика может быть не только самостоятельным синдромом, но и входить в состав депрессий, тревожных, соматизированных и бредовых расстройств при шизофрении и других психозах.

КРИЗИС В ФОРМЕ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Наиболее часто встречающаяся форма нарушения пищевого поведения — нервная анорексия, проявляющаяся в сознательном, чрезвычайно стойком и целеустремленном желании похудеть, нередко достигающем выраженной, кахексии с возможным смертельным исходом.

Распространенность этого расстройства среди девушек-подростков с ставляет— 1%. Число болеющих мальчиков в 9—20 раз меньше. Диагноз ставится при наличии:

— падения массы тела до уровня 15% и ниже нормативного или неспособности набрать вес в период роста;

— избегания пищи, удаления съеденного (вызыванием рвоты, приемом слабительных и мочегонных), подавления аппетита и использования чрезмерных физических нагрузок;

— искаженного Представления о своем образе тела и страха перед полнотой;

— возникновения аменореи или непоявления менархе у девушек, потери полового влечения и потенции у подростков-мальчиков;

— в препубертатном возрасте задержки или отсутствия пубертатного метаморфоза (прекращается рост, у девочек не развиваются грудные железы, отмечается первичная аменорея, у мальчиков половые органы остаются ювенильными).

Это расстройство обычно диагностируется как психическая или нервная анорексия.

Реже, чем предшествующее нарушение пищевого поведения, встречается нервная булимия, которая может быть самостоятельным расстройством или сочетаться с анорексией. Нервная булимия характеризуется приступами переедания и чрезмерной озабоченностью контролированием массы тела, что приводит к принятию крайних мер для коррекции возможной полноты. Диагноз основывается на наличии:

— озабоченности едой, непреодолимой тяги к пище и периодическом переедании;

— противодействия ожирению от съедаемой пищи с помощью вызывания рвоты, приема слабительных, аноректиков, диуретиков и периодов голодания;

— страха ожирения с установлением предела для своей массы тела намного меньшей, чем преморбидная, оптимальная для больного.

Это расстройство диагностируется как нервная булимия.

 

КРИЗИС В ФОРМЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИИ

Метафизическая (философическая) интоксикация или болезненное мудрствование характеризуется однообразной асбтрактной интеллектуальной активностью, направленной на самостоятельное решение вечных про­блем путем постоянного обдумывания их. Философствование на отвле­ченные темы занимает очень важное место в жизни подростка. Оно соче­тается с бесплодной критикой авторитетов, иногда отчуждением от близких, уходом в свой внутренний мир. Постоянные размышления, рассуждения, письменное отражение их в дневниках, записках и посланиях ярко эмоци­онально окрашены. Ни процесс мудрствования, ни более или менее завер­шенное обдумывание не поддается критике. В зависимости от степени выраженности расстройств мышления поведение может либо не нару­шаться, либо значительно изменяться.

У психастеничных или шизоидных подростков может возникать транзиторная метафизическая интоксикация, при которой мудрствование, беспредметное философствование, рифмование сопровождается преходя­щим нарушением адаптации. Этот синдром соответствует шизотипическому расстройству.

Метафизическая интоксикация может быть также проявлением вялоте­кущей шизофрении. В этом случае возникающие у больного мысли вы­чурны, противоречивы, нелепы. Вся интеллектуальная деятельность идет ша холостом ходу. Больной не способен не только раскрыть содержание волнующих его вопросов, но и не может передать прочитанное, услышан­ное. Он не ищет слушателей, будучи целиком погружен в таинственные проблемы «взаимодействия душ», «контактов с инопланетянами» и т. д. При этом резко нарушаются контакты с окружающими, становится невоз­можной учеба в школе. Этот синдром относится к недифференцирован­ной шизофрении.

КРИЗИС В ФОРМЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Мысли о нежелании жить, намерения и действия, предпринимаемые с целью покончить с собой, и завершенные попытки самоубийства — пара-и суицидальное поведение. Частота его возникновения у подростков и своеобразие проявлений связаны с рядом особенностей возраста. Смерть хотя и признается универсальным и необратимым явлением, однако вос­принимается как нечто абстрактное, не касающееся прямо собственной личности, а опасения за свою жизнь не основываются на ее ценности. Поэтому аутоагрессия подростка, даже не предусматривающая смертель­ного исхода, может быть опасной для жизни. Трудно в связи с этим провести различие между истинной суицидальной попыткой и демонстра­тивно-шантажным аутоагрессивным поведением. Мотивы, которые при­водят суициденты для объяснения своего суицидального поведения, не­значительны и мимолетны (с точки зрения взрослых), что создает сложности для своевременного его распознавания.

 

 

Возникновение суицидальных попыток определяется не столь особенностями психопатологии (например, наличием депрессии), сколько обстоятельствами жизни. Обычно суициды и попытки их совершить взаимосвязаны с другим отклоняющимся поведением: побегами, правонарушениями, алкоголизацией, конфликтами с родителями, сексуальными эксцессами и т. д. [Амбрумова А. Г., Жезлова Л. Я., 1978].

Обусловливают и провоцируют суицидальные попытки психические заболевания, конфликты самооценки, одиночество, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешностью, неудачи во взаимоотношениях с представителями противоположного пола, действительная или мнимая утрата родительской любви, переживания, связанные со смертью или разводом родителей, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям.

Суицидальные попытки у подростков чаще импульсивные, связанные с ситуацией. Однако они могут быть завершением длительной кризисной или конфликтной ситуации, которую можно было бы предусмотреть. Знание контингентов с риском самоубийства также позволяет предуп ~ суицид.

К подросткам повышенного риска относятся больные с депрессией тревогой, мрачным настроением, бредовыми расстройствами психотического генеза, неустойчивые, психастенические, истерические психопа ты, больные с психогенными заболеваниями, подростки, употребляющие спиртные напитки, а также переживающие экстремальные стрессовые ситуации и подростки из конфликтных семей, имеющие психически больных родственников, особенно с суицидами в анамнезе. Кроме того в эту группу можно включить подростков, страдающих хроническими, уродующими, затрудняющими социально-психологическую адаптацию соматическими заболеваниями или заболеваниями, сопровождающимися депрессией.

Для определения состояния, предшествующего попытке самоубийства следует знать его особенности. К последним относятся ограничение личностных интересов, ослабление переживания субъективной ценности мира, выражающихся в чувстве одиночества, непонимания другими, отказе от ранее признаваемых ценностей и предпочитаемых видов деятельности; направление агрессии против собственной личности; желание умереть и фантазирование на темы самоубийства; формирование представлений о способах самоубийства, появление угрюмо-мрачного настроения, психо-соматических расстройств (бессонницы, анорексии, утомляемости, вегетативных нарушений).

КРИЗИС В ФОРМЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В пубертатном возрасте подросток, стремясь к самостоятельности, пытается освободиться от семейных уз. Его эмансипация приводит к группированию с другими, а их совместные увлечения азартными играми, культом силы, демонстрацией своей «необычности» и т. п. нередко сопровождается нарушением социальных норм, т. е. асоциальным поведением. Часть из них проявляет склонность к противоправным поступкам — делинквентности. Отсутствие надзора за поведением подростка, семейная и педагогическая запущенность способствуют как асоциальности так и делинквентности подростка. Асоциальное поведение относится либо к рас­стройству поведения, ограничивающемуся семьей, либо к несоциализированному расстройству поведения, либо к социализированному расстройству поведения.

В 1-ом случае имеется в виду антисоциальное или агрессивное поведение, которое целиком или почти целиком ограничивается взаимоотноше­ниями с самыми близкими родственниками. Это — воровство из дома, разрушение вещей или порча имущества членов семьи, жестокость по отношению к близким.

Во 2-ом случае — антисоциальное или агрессивное поведение отмечается у подростка, изолированного, отвергаемого или не популярного среди сверстников. Его нарушения поведения — негативизм, непослушание, кон­фликтность, агрессивность, вспышки гнева, грубость, разрушение имущества, жестокость к другим людям и животным, нарушение норм сексуальных отношений.

В последнем (2-ом) случае — антисоциальные или агрессивные поступки совершаются группой подростков примерно одного возраста в виде краж, нанесения ущерба чужому имуществу, хулиганства, актов вандализма, нанесения телесных повреждений, сексуальных насилий и т. д.

Течение и прогноз кризиса в подростковом возрасте зависит от того, какие механизмы легли в основу нервно-психических и психо-соматических нарушений, а также от того, как имеющаяся симптоматика дезадаптировала подростка. В 30—40% случаев кризис завершается нормализа­цией психики и поведения. В других случаях кризис сменяется неврозом, психосоматическим расстройством, личностными нарушениями, алкоголизацией, наркотизацией или психозом (шизофренией).

В этих последних случаях трудно говорить о том, что первоначально был поставлен правильный диагноз — кризис взросления [Remschmidt H., 1992].

Лечение. В связи с большим разнообразием проявлений кризисов взросления в процессе терапии требуется индивидуальный подход. Лечение следует ориентировать на преобладающие расстройства. Наиболее адекватное вмешательство — индивидуальная и групповая (семейная) психотерапия. Его эффективность будет зависеть от оценки особенностей семейных отношений предшествующей жизни, актуальной ситуации, своеобразия личности, переживаний телесных изменений в процессе взросления и психопатологии. По данным катамнеза у 1/з больных с пубертатным кризисом формируются стойкие нарушения характера.

Диспансеризация. Подростки с благоприятно протекающим взрослением относятся к группе Д-1, при патологическом пубертатном кризе — к Д-3, а те, у кого взросление — фон начинающихся психических расстройств, подлежат лечению.

Вопросы экспертизы. В зависимости от тяжести протекания пубертатного кризиса подростки относятся к 3 - 5 группам здоровья. Они требуют профилактических мер в форме индивидуальной и групповой психотерапии, регулирования учебной, физической и производственной нагрузки.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспертиза качества фототоваров | Ребенок ориентируется в помещении группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.