Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российский просвещенный абсолютизм




Реформы Петра Великого

Тема: Российская империя: в поисках путей модернизации

(XVIII—начало XX вв.)

  • Что такое модернизация? Как происходило становление индустриального общества в Западной Европе? Чем отличалась российская модернизация от западноевропейской и почему её называют избирательной? Ковы были характерные черты российских реформ «сверху», проводимых царизмом в XVIII—начале XX вв.?
  • Каковы были причины, предпосылки и цели реформ Петра I? Опирался ли он при их проведении на какие-либо идеи, теории? Имелся ли у него соответствующий план, программа? Каковы были методы осуществления реформ? Сказались ли на форме и содержании реформ личные качества Петра? Являлся ли он «пионером» в своих преобразованиях? Верно ли утверждение, что петровские реформы были подготовлены, явились закономерным, естественным результатом предшествующего развития России?
  • Назовите конкретные преобразования, осуществленные Петром I, и охарактеризуйте качественные изменения, которые произошли в следующих сферах: а) военное дело, б) государственное управление, в) социально-экономическая сфера, г) культура. Каковы были основные направления и итоги внешней политики Петра I?
  • Что такое абсолютизм, каковы особенности российского абсолютизма? Реализовал ли Петр I свой замысел «регулярного государства»? Каков был характер петровской европеизации? Каким образом сказались петровские преобразования на развитии буржуазно-капиталистических отношений в России (развивал ли Петр I капитализм)? Каковы объективные итоги и цена петровских реформ? Какие существуют оценки петровских преобразований и личности реформатора?

* * *

  • Когда Россия пережила «эпоху дворцовых переворотов»? Каковы были её причины и последствия?

 

  • Почему XVIII в. называют «веком Просвещения»? Что такое политика просвещенного абсолютизма, когда и где она проводилась, в чем была её сущность?
  • В чьё правление политика просвещенного абсолютизма проводилась в России? В чем конкретно выразился просвещенный абсолютизм Екатерины II в

а) политической, б) социально-экономической и в) духовной (культура) сферах?

Характерен ли просвещенный абсолютизм для всех её преобразований и всего периода царствования? В чем заключалась сущность и каковы были объективные итоги внутренней политики Екатерины II? Когда и в результате чего Россия стала великой европейской державой?

* * *

  • Какую задачу ставил перед своим царствованием Павел I и как он пытался её решить?

 

 

Александр I: замыслы и реальная практика, эволюция реформаторства

  • Какое воздействие оказали Великая французская революция и промышленный переворот на европейское и мировое развитие? Назовите основные тенденции развития мировой истории XIX в. Каковы были альтернативы развития России?
  • В чем заключался курс Александра I на либеральную европеизацию России и какие главные задачи он намеревался решить? Каковы основные этапы его реформаторства? Что дала стране реальная практика реформ, каковы были её объективные итоги? Чем принципиально отличались М.М.Сперанский и А.А.Аракчеев? Что такое аракчеевщина? Почему произошла эволюция Александра I к аракчеевщине? Почему потерпел крах государственный либерализм и какие это имело последствия?
  • Каковы были основные направления и итоги внешней политики России в первой четверти XIX в.? Какое воздействие оказала Отечественная война 1812 г. на общественно-политическую атмосферу в стране?

* * *

  • В чем выразился курс государственного консерватизма во внутренней и внешней политике Николая I? Каков был характер социально-экономического развития страны в николаевскую эпоху? В чем проявилось разложение феодально-крепостнической системы?

 

«Великие реформы» Александра II

  • Каковы были причины реформ Александра II, в чем заключалась их сущность, характер? Какие две тенденции противоборствовали в ходе подготовки и осуществления реформ? Назовите конкретные преобразования, осуществленные в России в 60-е—70-е гг. Почему их назвали «Великими реформами»? Какое воздействие они оказали на развитие России? В чем проявилась их непоследовательность, незавершенность? Каковы были причины и последствия убийства Александра II?
  • В чем состояли контрреформы Александра III, какой характер имела его внутренняя политика? Что характеризовало социально-экономическое развитие пореформенной России? В чем заключались особенности развития капитализма в России?

 

Николай II: реформы или революция

  • Какие задачи требовалось неотложно решать в России в начале XX в.? В чем проявилось обострение социально-экономических и политических противоречий в стране? Каковы были правительственные варианты выхода из кризиса? Какие черты характеризовали личность и политический курс последнего российского императора?
  • Каковы были причины, особенности, основные этапы и итоги революции 1905-1907 гг. в России? Каков был политический спектр российхкой многопартийности? Стала ли Россия конституционной монархией, существовал ли в ней парламентаризм? Сравните прерогативы императора и Государственной Думы, оцените систему выборов, а также практику взаимоотношений исполнительной власти и Думы. Проследите эволюцию партийно-политического состава Дум всех четырёх созывов, тактику политических партий в Думе. Каковы уроки первого опыта российского парламентаризма?
  • Что такое третьеиюньский политический режим? Как можно в целом охарактеризовать политический курс П.А.Столыпина? Что включала в себя его программа модернизации России? Каковы были цели, основные направления и итоги столыпинской аграрной реформы? Какова судьба остальных составляющих столыпинской программы модернизации России? Причины такого исхода? Каковы причины обострения социально-политических противоречий в стране в 10-е гг.?
  • Каковы причины I мировой войны? Назовите основные события, связанные с участием в ней России. В чем выразилось нарастание общенационального кризиса в стране? Почему потерпела крушение династия Романовых?

 

 

Тема: Общественно-политическое движение в России (XIX – начало XX вв.)

  • Вспомните, что понимается под термином «общественно политическое движение». Когда оно зародилось в России, каковы его основные черты и особенности, основные этапы развития? Почему российская интеллигенция сыграла в его развитии ключевую роль? Кто такие разночинцы? Почему в пореформенный период произошли расширение и активизация общественного движения, завершение его идейно-политического размежевания? Какие можно выделить основные направления общественно-политического движения в России?
  • Что такое политическая партия? Каковы особенности становления политических партий в России, их классификация? Когда произошло формирование российской многопартийности? Охарактеризуйте и сравните идеологию (доктрины), программы, тактику, численность, социальную базу и состав основных общероссийских партий, назовите их лидеров.
  • Проследите эволюцию основных направлений общественно-политического движения, выделив основные этапы развития, за весь период их существования до 1917 г. Каковы были истоки и социальная база консервативно-охранительного направления? Какие идеи провозглашали «просвещенный консерватизм» Н.М.Карамзина и теория «официальной народности»? Что такое «полицейский социализм» и почему он потерпел крах? Кто такие черносотенцы, почему их называют правыми экстремистами? Каковы были взаимоотношения черносотенцев и власти?
  • В чем сущность либерализма как политического движения, каковы особенности российского либерализма? В чем выражается либерализм западничества и славянофильства? За что выступало земское либеральное движение и кто в нем участвовал? Каковы причины и характер эволюции российского либерализма на рубеже XIX–XX вв.? Назовите либеральные организации начала XX в.. Какие либеральные политические партии образовались после издания Манифеста 17 октября 1905 г., в чем их отличие между собой? Почему потерпела провал либеральная альтернатива общественного прогресса в России?
  • Каковы причины появления и характерные черты радикально-революционного направления освободительного движения в России? Какую эволюцию в организационно-тактическом отношении пережили первые тайные общества радикального крыла дворянской оппозиции? Что предлагали конституционные проекты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева? Каковы были результаты и последствия выступления декабристов? Какая смена основы революционной доктрины произошла на рубеже 40-х – 50-х гг.? В чем сущность теории общинного (крестьянского, русского) социализма и кто является ее автором? Охарактеризуйте формирование и деятельность революционно-демократического лагеря. Что такое нечаевщина? Каковы были идеология и практика революционного народничества? Почему в начале 80-х гг. революционное движение переживает кризис? Как происходило распространение марксизма в России? Охарактеризуйте организационное оформление партий рабочего и крестьянского социализма. В чем заключалось общее и особенное (сходство и различие) в их программах и тактике?
  • Какую тактику проводили политические партии России в революции 1905-1907 гг.? С чем были связаны кризисные явления в партиях в послереволюционные годы? Какова была их тактика в годы первой мировой войны? С чем было связано нарастание всеобщей оппозиционности правящему режиму?

Тема: Россия в годы революций и гражданской войны (1917-1921 гг.)

  • Каковы были причины, характер и итоги Февральской революции, почему она победила столь быстро (и даже несколько неожиданно для оппозиционных партий)? Какие задачи были решены революцией и какие проблемы еще предстояло решать? Что такое двоевластие и каковы причины его образования?
  • Какова была расстановка политических сил в стране, стратегия и тактика основных российских партий? Что они предлагали народу? В чем заключался политический курс, выдвинутый В.И.Лениным в «Апрельских тезисах»?
  • Охарактеризуйте, отметив основные этапы, общественно-политическое развитие России в марте-октябре 1917 г. Какие альтернативы развития «опробовала» российская история за эти месяцы? Почему происходила постепенная радикализация народных масс? Каковы причины и последствия июльских событий? Корниловщины? Что свидетельствовало об обострении общенационального кризиса в стране? Каковы были причины прихода большевиков к власти? Октябрь 1917 г. – это случайность или закономерность российской истории?
  • Охарактеризуйте деятельность большевиков как правящей партии. Какие основные проблемы стояли перед большевиками и как они пытались их решать? В чем заключались особенности советской государственной системы?
  • Каковы были причины и основные этапы гражданской войны в России? Какую роль в ее развитии сыграли разгон Учредительного собрания, заключение Брестского мира, интервенция? Охарактеризуйте состав антибольшевистских сил. Чем был вызван террор в гражданской войне, каковы особенности красного террора? В чем заключалась сущность и какие меры включала в себя политика «военного коммунизма»? Почему в гражданской войне победили красные? Назовите итоги и последствия гражданской войны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.