КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Энергетическая программа РБ. Энергообеспеченность народного хозяйства и энергоемкость отдельных видов производственной деятельности
Так как Беларусь относительно бедна собственными топливными ресурсами, экономически целесообразно наращивать потребление местных видов топлива и использовать нетрадиционные источники энергии. Для Республики Беларусь; расположенной в центре восточноевропейского региона и не имеющей выхода к морю, возможны следующие пути поставки нефти: – из России по существующей системе магистральных газопроводов; – через территории сопредельных государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши), имеющих и создающих морские нефтеперевалочные комплексыдля приема нефти из танкеров, при этом реализуется комбинированная трубопроводно-морская транспортная схема поставки нефти. Общие извлекаемые ресурсы нефти в Республике Беларусь оценены в 362,1 млн. т. В промышленную категорию переведено примерно 48% указанных ресурсов. В Припятской нефтяной области прогнозируется открытие 470 новых залежей нефти (из них 6 с запасами более 3-4 млн т; 18 – с запасами 1-3 млн. т; остальные залежи – с запасами ниже 1 млн. т).Общая производительность существующих нефтяных скважин снижается, так как многие разработанные пласты уже перешли пиковый рубеж производительности. Эти обстоятельства формируют тенденцию спада в добыче отечественной нефти в будущем. Для сохранения существующих объемов добычи нефти необходимы применение новейшей технологии и разработка новых месторождений [12]. Учитывая имеющиеся ресурсы торфа и то, что торфобрикеты – достаточно дешевый вид топлива, считается целесообразным поддерживать их производство на прежнем уровне. Торф в основном используется как удобрение для сельскохозяйственных нужд. Потенциал бурых углей в Республике Беларусь достаточно высок. В настоящее время наиболее изученными являются угли, залегающие на глубине 20-80 м трех месторождений (Житковичского, Бриневского, Тонежского) с общими запасами 152 млн. т.Имеющиеся в Беларуси бурые угли низкокалорийные (теплота сгорания – 6,3-7,1МДж/кг), влажность – 55-60%, зольность – 17-23%. В ближайшие годы предполагается расширить добычу угля в объеме 4 млн. т в год. Белорусский уголь можно использовать в качестве коммунального топлива после подсушки и брикетирования в смеси с торфом или для получения генераторного газа. Существует реальная необходимость в освоении месторождений бурых углей. Запасы горючих сланцев в Беларуси достаточно велики. Наиболее изученным является Туровское месторождение. Теплота сгорания этих сланцев – 4,2-6,7 МДж/кг, зольность – около 75%, выход смолы – 6-12%.По своим качественным показателям сланцы не являются эффективным топливом из-за высокой зольности и низкой теплоты сгорания. Они требуют предварительной термической подготовки с выходом жидкого и газообразного топлива. Стоимость полученных энергоносителей при этом достаточно высока и приближается к мировым ценам на нефть.Экономические расчеты показывают, что при повышении мировых цен на энергоносители (примерно в 2 раза) комплексная переработка припятских сланцев в высококалорийное органическое топливо по усовершенствованной технологии может быть эффективной [15]. Себестоимость тепловой энергии, полученной с использованием древесной массы, в 2-4 раза ниже по сравнению с экспортируемым углеводородным топливом. Увеличивая объем сжигания древесного топлива, впрочем, как и любого другого вида местного топлива, уменьшается потребление дорогостоящего импортируемого углеводородного топливного сырья. После завершения проводимых опытов можно будет сделать выводы об использовании в качестве топлива радиоактивной древесины. Последняя может увеличить потенциал древесной массы на 500–700 тыс. т.Применение отходов лесозаготовок и деревообрабатывающей промышленности в качестве энергетического топлива – эффективное средство улучшения экологической обстановки и снижения себестоимости производимой энергии.В районах расположения гидролизных заводов (города Бобруйск и Речица) в отвалах находится около 4-5 млн. т гидролизного лигнина с влажностью 65% и теплотой сгорания примерно 6,3 МДж/кг. После подсушки до влажности 20-30% лигнин становится полноценным топливом с теплотой сгорания, близкой к кусковому торфу. В таком виде лигнин может найти применение как топливо для небольших котлов и бытовое. Потенциальная энергия, заключенная в твердых бытовых отходах, только по г. Минску составляет 150 тыс. т. Таким образом, потенциально Беларусь имеет возможность для более широкого использования местных видов топливных ресурсов при дальнейшем развитии технологий сжигания различных видов топлива. На нынешнем этапе приоритет должен быть отдан расширению использования в качестве топлива древесных отходов различного вида, кускового торфа, горючих бытовых и производственных отходов. Одновременно должны быть проработаны вопросы добычи и использования бурых углей и горючих сланцев, проведена разведка новых залежей нефти, максимально сохранив ее добычу, по крайней мере, на прежнем уровне.Стратегия развития нетрадиционных источников энергии, в первую очередь основанных на использовании энергии ветра и Солнца, должна быть тщательно проработана, научно обоснована, необходимо наметить этапы реализации, максимально точно должен быть обозначен экономический эффект. В решении поставленных Энергетической программой концептуальных задач важная роль отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР посредством создания законодательной, нормативной базы и экономических стимулов рационального использования ТЭР. В Энергетической программе на 2006–2010 год определены задания энергосбережения и основные направления повышения эффективности использования ТЭР по всем отраслям народного хозяйства, министерствам и ведомствам Республики Беларусь. Реализуемый потенциал энергосбережения на эти годы оценивается на уровне 5575–7234 тыс. т.Для реализации этого потенциала энергосбережения определены основные задачи, организационно-экономические и технические направления: – структурная перестройка отраслей; – повышение коэффициента полезного использования энергоносителей и увеличение доли менее дорогих видов топлива в общем топливном балансе; – увеличение доли местного топлива, отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников. Основные организационно-экономические направления: – дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы; – проведение государственной экспертизы энергоэффективности проектов; – внедрение прогрессивных норм расхода топлива и энергии; – совершенствование тарифной политики [18]. Государственная политика и меры по усовершенствованию руководства энерго-сбережением РБ. Основные положения Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» Несмотря на энергичные меры, принятые правительством до 2010 г. включительно, и положительные результаты, характеризующиеся заметным снижением энергоемкости ВВП и стабилизацией уровня потребляемых ТЭР энергоемкость нашего производства все-таки еще в 1,5–2 раза превосходит аналогичный показатель высокоразвитых стран. В связи с этим остро стоит вопрос энергетической безопасности и повышения энергетической независимости страны. При динамичном росте экономики имеют место моральный и физический износ основных фондов энергетических предприятий. На пределе износа оказались около 30% тепловых и электрических сетей. Эти и другие факторы вызвали необходимость разработки и принятия новых документов, определяющих политику энергосбережения на ближайшие годы. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2005 г. № 399 были утверждены Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь и Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 гг.Согласно Концепции предстоит решать следующие задачи [12]: – модернизация и реконструкция существующих энергетических источников (ТЭС, ТЭЦ) и внедрение современных парогазовых технологий мощностью до 300 МВт; – ввод в действие новых энергоисточников на альтернативных ТЭР, в том числе: ГЭС суммарной мощностью более200 МВт; ТЭЦ на местных видах топлива – до 265 МВт; возможное строительство АЭС; – увеличение запасов основных ТЭР, в том числе за счетувеличения объема хранения газа; – развитие магистральных систем нефте- и газоснабжения, обеспечивающих альтернативные варианты поставокэтих энергоносителей; – реконструкция существующих и строительство новыхЛЭП, в том числе имежгосударственных; – использование потенциала энергосбережения на основе внедрения энергоэффективных технологий; – максимальное вовлечение в топливно-энергетическийбаланс страны собственных ТЭР (нефти, попутного газа,торфа, древесного топлива, возобновляемых и нетрадиционных ТЭР и ВЭР); – разработка со странами-партнерами совместных программ коллективной энергетической безопасности. Концепция и Государственная программа определяют приоритетные направления укрепления энергетической безопасности и энергетической независимости, такие как: – изменение структуры топливно-энергетического баланса и, прежде всего, за счет уменьшения потребленияприродного газа; – использование местных, возобновляемых и нетрадиционных энергоресуров. В реализации первого направления важное значение имеет увеличение доли мазута, стоимость которого растет гораздо медленнее, чем газа. Второе направление также призвано снизить удельный вес природного газа к 2012 г. до 25%ТЭР, потребляемых в стране. Для достижения этого уровня планируется:реконструировать и дополнительно развивать существующую топливодобывающую промышленность республики;решить вопросы заготовки местных, возобновляемыхи нетрадиционных видов топлива, их транспортировки кместам использования и подготовки к сжиганию;перевести необходимую часть энергоисточников насжигание местных видов топлива и построить новые энергетические объекты (модернизация котельных, постройкадо 2012 г. пятидесяти ТЭЦ).В качестве возобновляемых и нетрадиционных источников энергии рассматриваются:гидроресурсы;ветропотенциал;солнечная энергия;биогаз;коммунальные отходы;фитомасса;отходы растениеводства;топливный этанол;биодизельное топливо;вторичные энергоресурсы и др.Энергосбережение способствует достижению энергетической безопасности государства, так как снижение потребления энергоресурсов уменьшает их импорт, а, следовательно, снижается наша зависимость от стран-поставщиков. Основные пути энергосбережения [15]. 1. Структурная перестройка экономики в направлении использования энергосберегающих технологий (около 30%). 2. Внедрение достижений научно-технического прогресса (50%). 3. Совершенствование механизмов стимулирования энергосбережения (около 20%). Правовую основу государственной политики энергосбережения и решения всех проблем в области эффективного использования энергии образуют, прежде всего, Закон «Об энергосбережении», республиканские, отраслевые и региональные программы энергосбережения, а также указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь и других правительственных органов по конкретным вопросам координации и реализации энергосберегающей политики. Закон «Об энергосбережении» был принят и вступил в силу в июне 1998 г. Им регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения, в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и определяются правовые основы этих отношений. Закон устанавливает энергосбережение в качестве приоритета государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь. Государственное управление в сфере энергосбережения включает комплекс мер, направленных на создание экономических, информационных, организационных условий для реализации политики энергосбережения. В том числе – разработку государственных межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, создание финансово-экономических механизмов их реализации, повышение уровня обеспечения республики местными ТЭР, распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, демонстрационные проекты высокой энергоэффективности, информационное обеспечение деятельности по энергосбережению, обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии [13]. Предусмотрен государственный надзор за рациональным использованием ТЭР. Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (статья 21). Во исполнение Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении», для реализации государственной политики энергосбережения был принят целый ряд нормативных документов: Постановление о дополнительных мерах по обеспечению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, Постановление о создании областных и Минского городского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору, Положение по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, Постановление «О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в республике» и др. Республиканские и отраслевые долгосрочные программы разрабатываются на каждые 5 лет, начиная с 2001 г., отраслевые краткосрочные и региональные программы разрабатываются сроком на один год. Государственным заказчиком республиканских программ является Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору (Госкомэнергосбережение). Он же осуществляет организационное, методическое обеспечение и контроль их разработки и выполнения. Те же функции в отношении отраслевых программ выполняют соответствующие республиканские органы государственного управления, в отношении региональных программ – облисполкомы и Минский горисполком. В разработке программ участвуют компетентные организации и учреждения, ведущие ученые и специалисты. В числе основных задач программ – обеспечение в планируемый период снижения потребления ТЭР в отраслях и регионах по отношению к уровню их расходования за предшествующий период. Объем снижения определяется по основным целевым показателям прогноза социально-экономического развития республики насоответствующий период. О ходе выполнения программ энергосбереженияГоскомэнергосбережение в установленном порядке информирует Совет Министров Республики Беларусь и Министерство экономики.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |