Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и условия развития детского коллектива




Как и любая малая группа, детский коллектив проходит несколько этапов в своем становлении и развитии. В педагогике выделяют 3 основные этапа развития детского коллектива.

Первый этап - становления и первоначального сплочения.

В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоц. напряжение, вызванное, гл. образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе.

Межличностные отношения только начинают складываться, идет процесс узнавания «кто есть кто». Сначала они носят случайный характер (ребята живут в одном дворе и т.д.), постепенно они приобретают избирательный характер, т.е. появляются общие интересы, увлечения, образуются малые группы. Педагог на этом этапе должен занять так называемую открытую пед. позицию, т.е. его задача заключается в том, чтобы снять эмоц. напряжение, чувство тревожности у ребят. Педагог должен знать, что в это время в своей деятельности ребята обращены на него, стараются получить его позитивную оценку и именно руководитель является носителем норм, ценностей, законов группы.

К концу первого этапа обязательно выявляются лидеры. Можно выделить следующие типы лидеров: эмоц. (те ребята, которые создают в группе настроение, без которых скучно), деловые (или лидеры-организаторы), лидеры-интеллектуалы (ребята, которые знают больше всех, хорошо учатся) и абсолютные лидеры (ребята, совмещающие качества всех типов лидера).

Постепенно начинает складываться «мы-чувство», которое помогает ребятам осознать свою принадлежность именно к этому детскому коллективу. Педагогу на первом этапе необходимо решить следующие проблемы:

- выявить уровень воспитанности детей;

- выявить уровень их интеллектуального развития;

выявить направленность личности каждого ребенка, его социальных ориентаций;

- изучить особенности самооценки, уровня притязаний, эмоционально-волевых черт, х-ра членов детского коллектива;

- изучить складывающиеся отношения в формирующемся коллективе.

Второй этап в развитии детского коллектива м. б. сложным, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты. Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизация неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои соц. (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.

Для того, чтобы преодолеть возникающие конфликты, необходимо организовывать совместную деятельность детей из разных групп, показывать все преимущества сотрудничества. Особенно важно, чтобы это поняли лидеры групп. По мере развития этих процессов актив становится носителем общих норм, ценностей, правил жизнедеятельности. Постепенно педагог уходит в «скрытую» пед. позицию, передавая позиции лидера активистам. В своей деятельности ребята обращены уже не только на оценку педагога, но и на оценки друг друга.

Особое внимание в это время педагог должен уделить аутсайдерам – ребятам, не входящим ни в одну из группировок, замкнутым, не принимающим участие в жизни детского коллектива. Здесь целесообразно только индивид. работа. Очень важно отмечать все успехи таких ребят, чаще хвалить их, по возможности создавать «ситуацию успеха» для них.

На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива:

- создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;

- способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого;

- воспитывать чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность;

- научить ребят осмысливать свою деятельность,

- развить и обогатить соц. ориентации всего детского коллектива и каждого его члена.

Если эти задачи решены, то детский коллектив вступает в третий этап развития – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив. На этом этапе наблюдается высокий уровень психол. единства всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех. В группе царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Пед. позиция учителя на этом этапе – скрытая. Он играет роль старшего друга, помощника, консультанта.

А дальше пед. деятельность продолжается, так как межличностные, деловые взаимоотношения ребят непрерывно меняются, растут сами ребята, развиваются и изменяются их интересы и ценности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.