Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы эконом. воспитания дошкольников




Задачи и содержание воспитания основ патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема гражданского и патриот. воспитания детей является одной из приоритетных в системе дошкольного образования. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. Гражданственность - это принадлежность к населению данного гос-ва, наделение совокупностью полит. прав и обязанностей. Понятие «гражданское воспитание» является относительно новым для дошкольного образования РБ. Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решении гос. задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.

Цель патриот. воспитания: воспитывать у ребенка дошкольного возраста чувство любви и привязанности к Родине. Задачи патриот. воспитания:

- расширять знания о родном городе, Беларуси, ее национ. героях, гос. символике, памятниках истории и культуры;

- формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни Родины, к духовным ценностям его народа;

- формировать осознание своей этнической принадлежности к нац. культуре, народу; нац. самосознание;

- стимулировать желание беречь и умножать богатства родного края, заниматься трудом на благо Родины.

Цель гражданского воспитания: содействовать формированию у ребенка активной соц. позиции участника и созидателя общественной жизни. Задачи гражданского воспитания (общие):

- оказать содействие в осознании ребенком своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом, в возниковении чувства радости, гордости по этому поводу;

- оказать помощь в социализации ребенка, в постижении им на доступном уровне морально-этических норм и правил жизни;

- формировать коммуникативную компетентность, социальное мышление;

- развивать стремление к выполнению общественно полезной деятельности; поощрять альтруистические проявления в поведении ребенка.

Сложность решения задач гражданского и патриот. воспитания в том, что чувства у ребенка в дошкольном возрасте не м. б. сформированы окончательно, они только зарождаются и формируются. Для того, чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для его гражданской позиции, педагогам д/у необходимо строить собственные отношения с детьми на основе уважения личности каждого ребенка. Это значит:

- создавать условия для проявления детьми собственной воли и реализации волевых усилий (напр., помогать ребенку в осуществлении желания что-нибудь делать, отвечать на его вопросы, участвовать, по его приглашению, в игре и т.д.);

- выявлять желания и потребности ребенка, исключать насилие над ним в процессе его жизнедеятельности в д/у (во время сна, приема пищи и других режимных процессов);

- интересоваться его личным мнением и по мере необходимости привлекать к принятию решений в группе (чем заниматься на прогулке, что делать сейчас – рисовать или почитать книгу и т.д.);

- исключить прозвища и клички;

- знакомить с элементами культуры, традиций всех народностей, представители которых посещают группу;

- рассказывать о детях с проблемами в развитии, общаться с такими детьми;

- исключить из практики образовательной работы «презумпцию послушания» (воспитатель должен заинтересовать, а не заставлять ребенка).

Чувство гражданственности и патриотизма должны формироваться постепенно, на основе принципов: «через малое – к большому», систематичности и последовательности, вариативности, комплексного подхода, сочетания перспективности и актуальности намеченных направлений работы.

Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая стремится создать для него условия эмоц. благополучия, спокойствия. Поэтому основы патриот. воспитания закладываются с самого раннего детства, в семье. Жизнь в определенной среде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: с детства он слышит родную речь, колыбельные песни, которые поет мама, сказки; он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Поэтому чувство любви к Родине и своему народу начинается с любви к родному дому. Постепенно понятие «родной дом» для ребенка расширяется. Это уже родная улица, его д/с, родной город, поселок, позже не только малая (родной край), но и большая многонациональная Родина, гражданином которой он является, и, наконец, планета Земля - наш общий и, вместе с тем, родной дом. Таким образом, воспитатель постепенно обогащает знания ребенка о родной стране.

Средства патриот. воспитания: окружающая среда, худ. лит-ра и искусство, фольклор, практ. деятельность, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и др. Важной составной частью патриот. воспитания является приобщение детей к семейным традициям, а также традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Методы патриот. воспитания: чтение худ. лит-ры, рассказы, беседы с детьми, этические беседы, рассматривание иллюстраций и картин, объяснение, экскурсии в природу, по достопримечательностям, наблюдение, примеры из худ. произведений и личный пример воспитателя, методы стимулирования. Для успешного патриот. воспитания методы используются комплексно и отбираются в зависимости от содержания и возрастных особенностей детей.

 

Казалось бы, как соединить два таких разных понятия: экономика и дошкольник. Однако, чтобы приобщить наших детей к условиям рыночной экономики, нужно начинать уже с малых лет, а именно со старшего дошкольного возраста. В этом возрасте ему уже доступны многие понятия, например, деньги, товар, реклама, работа. Осталось только углубить и расширить эти знания.

Эконом. воспитание направлено на то, чтобы научить ребенка ценить окружающий мир, уважать людей любой профессии, понимать взаимосвязь «труд-продукт-деньги». Обучение основам экономики может проходить двумя путями:

1. Содержание основ экономики в разных видах детской деятельности. Ярким примером этого вида работы может служить ролевая детская игра «Магазин». В ней дети овладевают понятиями цена и деньги.

2. Локальный путь. Внедрение экономики в др. фронты воспитания детей. Например, эколог. воспитание, где детей можно познакомить с трудом в природе и показать, как этот труд кормит всех людей.

В эконом. воспитании старших дошкольников можно выделить несколько направлений работы:

1. Знакомство детей с понятиями труд и продукт. Это ознакомление с разными видами профессий, с их значимостью для общества. На этом этапе дети начинают осознавать, что за свой труд взрослый получает деньги, за которые он может купить продукты и вещи.

2. Знакомство детей с денежными купюрами, ценой. Этот этап работы должен проходить на доступном для старших дошкольников уровне.

3. Ознакомление дошкольников с рекламой. Основными задачами является не только познакомить с рекламой, но и разъяснить ее значение, научить правильно понимать рекламу.

4. Формирование полезных навыков и привычек в быту.

Таким образом, закладывать основы рыночной экономики можно уже в старшем дошкольном возрасте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.