Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронические обструктивные




ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ, РАК ЛЕГКИХ»

Учебная цель: Изучить этиологию и патогенез хронических неспецифических заболеваний и рака легкого; научиться диагностировать их по макро- и микроскопической картине, знать осложнения и исходы.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Хронические обструктивные заболевания легких. Классификация. Этиологические факторы развития.

2. Хронический обструктивный бронхит: патогенез, патологическая анатомия,осложнения

3. Эмфизема легких: способствующие факторы, морфогенез, патологическая анатомия, осложнения и причины смерти больных.

4. Интерстициальные болезни легких: этиология, патогенез, патологическая анатомия, иходы (самоподготовка).

5. Бронхиальная астма: этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения (самоподготовка).

6. Ателектаз.Виды ателектазов, причины возникновения. Патоморфологическая характеристика, исходы.

7. Коллапс легких: Причины развития, патогенез, патологическая анатомия

8. Рак легких: патогенез, классификация, макро- и микроскопические формы, особенности метастазирования, осложнения.

Задание к самостоятельной работе на занятии № 35

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Рак легкого» – опишите макроскопические особенности опухоли (локализацию, размеры, форму, цвет на разрезе, строение), укажите формы роста, аргументируйте злокачественность роста опухоли.

б) «Эмфизема легких» – обратите внимание на наличие множественных мелких тонкостенных полостей в легочной ткани. Охарактеризуйте морфогенетическую суть процесса.

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Легочное сердце» – определите размеры сердца, толщину миокарда правого желудочка, сравните размеры полостей левого и правого желудочков. Охарактеризуйте причины и механизмы развития патологии.

3. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

28/5 – «Хронический бронхит с бронхоэктазами» – обратите внимание на воспалительную инфильтрацию стенок бронхов и резкое расширение их просвета.

28/6 – «Аденокарцинома легкого» – обратите внимание на множественные участки разрастания железистых структур с признаками клеточного и тканевого атипизма (частичная потеря базальных мембран, многорядность эпителия, гиперхромия и полиморфизм ядер, множественные митозы, в том числе патологические).

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

35/3 –«Идиопатический фиброзирующий альвеолит». Обратите внимания на утолщенные межальвеолярные перегородки с наличием интерстициального хронического воспаления (альвеолит).

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 36

«СЕПСИС. КАРАНТИННЫЕ ИНФЕКЦИИ»

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез, классификацию, патологическую анатомию сепсиса; его основные клинико-морфологические формы, осложнения и причины смерти больных.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Сепсис: клиническое и патологоанатомическое определение, отличие сепсиса от других инфекционных заболеваний.

2. Основные этапы патогенеза и общая патологоанатомическая характеристика сепсиса.

3. Классификация сепсиса: клинико-морфологическая, этиологическая, по длительности течения, по «входным воротам» инфекции, по клиническим стадиям развития.

4. Молниеносные формы сепсиса: патогенез и патологическая анатомия послеродового и послеабортного сепсиса.

5. Септицемия и септикопиемия: этиология, патогенез, патологоанатомическая характеристика, исходы.

6. Септический эндокардит: патогенез, патологическая анатомия изменений в сердце и системных проявлений, исходы.

7. Патоморфоз сепсиса.

8. Особенности сепсиса у детей. Пупочный сепсис: этиология, патогенез, патологическая анатомия, исходы (самоподготовка).

9. Чума. Этиология, патогенез, клинико-анатомические формы. Патологическая анатомия,осложнения, причины смерти. (Самоподготовка).

10. Холера. Этиология, патогенез. Патологическая анатомия, осложнения, причины смерти. (Самоподготовка).

11. Сибирская язва, туляремия: Этиология, патогенез. Патологическая анатомия, осложнения, причины смерти. (Самоподготовка).

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 653-663

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 517-525

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 491 – 501, 577 – 579

Лекция.

 

Задание к самостоятельной работе на занятии № 36

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Эмболический гнойный нефрит» – обратите внимание на наличие множественных серо-желтых очагов, которые содержат гной.

б) «Тромботически-язвенный эндокардит» – отобразите изменения толщины, прозрачности, плотности, цвета поверхности клапанов аорты и сердца. Особенное внимание обратите на структуру тромботических наложений на них и наличие язвенных дефектов.

в) «Гнойный эндометрит» – отметьте изменение размеров матки, толщины и консистенции ее стенок, а также анатомические признаки гнойного воспаления в слизистой оболочке.

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Гиперплазия пульпы селезенки при сепсисе (при затяжном септическом эндокардите)» – обратите внимание на изменения размеров, объема, цвета и консистенции селезенки, вида и цвета ее поверхности на разрезе, наличие инфарктов или рубцовых втяжений.

б) «Посткатетеризационный тромбофлебит верхней полой вены» – отобразите наличие в вене пластмассового катетера, вокруг которого образовался тромб, плотно прикрепленный к стенке сосуда. Опишите его.

3. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

29/3 – «Гнойный послеродовый эндометрит» – зарисуйте диффузную гнойную инфильтрацию гиперплазированного эндометрия.

29/4 – «Бактериальный тромботически-язвенный эндокардит» – обратите внимание на утолщение и склероз клапана, наличие очагов некроза с формированием язв с массивными тромботическими наложениями и колониями микробов. Вокруг отобразите инфильтрацию лимфоцитами, моноцитами, макрофагами.

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

29/5 – «Интерстициальный септический эндокардит» – обратите внимание на воспалительную клеточную инфильтрацию в интерстициальной ткани миокарда.

29/6 – «Эмболический гнойный нефрит» – обратите внимание на ограниченные очаги гнойного воспаления и расплавления почечной ткани с формированием абсцессов.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 37

«ТУБЕРКУЛЕЗ. СИФИЛИС»

 

Учебная цель: изучить этиологию, патогенез, классификации и патологическую анатомию туберкулеза.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Этиология, эпидемиология туберкулеза.

2. Патогенез специфического повреждения тканей и развития творожистого (казеозного) некроза при туберкулезе.

3. Первичное инфицирование туберкулезной микобактерией: пути заражения, морфология первичного туберкулезного комплекса, морфогенез его заживления и прогрессирования, исходы.

4. Туберкулез лёгких: классификация, основные клинико-анатомические формы, патологическая анатомия, осложнения, исходы.

5. Гематогенно-диссеминированный туберкулёз легких: определение, эпидемиологические особенности и основные клинико-морфологические формы, патологическая анатомия.

6. Внелегочной туберкулёз: основные клинико-анатомические формы, патологическая анатомия, осложнения, исходы.

7. Вторичный туберкулез: определение, эпидемиологические особенности и клинико-морфологическая характеристика основных форм вторичного туберкулеза с поражением легких.

8. Патоморфоз туберкулеза, осложнения и причины смерти больных туберкулезом в современных условиях.

9. Сифилис. Этиология. Патогенез.Клинико-морфологические формы.

10. Патоморфология первичного и вторичного сифилиса.

11. Патоморфология висцерального сифилиса.

12. Патоморфология врожденного сифилиса: сифилис мертворожденных недоношенных, ранний врожденный сифилис новорожденных и грудных детей (самоподготовка).

13. Поздний врожденный сифилис детей дошкольного и школьного возраста (самоподготовка).

 

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 630-647

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 666-678

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 499-512

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 472-488

Патологическая анатомия (атлас), (1986): стр. 354-357

Лекция.

 

Задание к самостоятельной работе на занятии № 37

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Милиарный туберкулез легких» – отобразите наличие туберкулезных очагов, их цвет, размеры, количество и распределение в легких.

б) «Фиброзно-кавернозный туберкулез» – обратите внимание на наличие очага туберкулезного воспаления с формированием полости. Изучите и опишите строение ее стенки, а также изменения окружающей легочной ткани и плевры.

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Казеозная пневмония» – обратите внимание на наличие распространенных очагов казеозного распада легочной ткани. Опишите цвет, структуру поверхности разреза.

б) «Туберкулезный лептоменингит» – опишите множественные очаги туберкулезного воспаления мягких мозговых оболочек, укажите их цвет, размеры, характер распространения, локализацию.

в) «Туберкулезный лимфаденит» – отобразите наличие некрозов, коагуляционного и казеозного распада в увеличенных и спаянных между собой узлах. Укажите локализацию туберкулезного поражения лимфоузлов.

3. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

31/1 – «Инкапсулированный, частично петрифицированный первичный туберкулезный аффект (очаг Гона)» – найдите и зарисуйте в легочной ткани очаг казеозного некроза с отложением солей кальция фиолетового цвета, который окружен соединительнотканной капсулой.

31/3 – «Туберкулезный лептоменингит» – зарисуйте специфическое воспаление мягких мозговых оболочек с очагами казеозного некроза, окруженными эпителиоидными клетками и лимфоцитами, среди которых имеются гигантские многоядерные клетки Пирогова-Лангханса.

9/4 – «Сифилитический мезаортит». – В средней части среза стенки аорты по ходу мелких сосудов найдите и зарисуйте инфильтраты из лимфоцитов и плазмоцитов.

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

31/2 – «Милиарный туберкулез легких» – обратите внимание на множественные казеозно-некротические гранулемы специфического строения в легких.

31/4 – «Туберкулезный лимфаденит» – обратите внимание на наличие казеозно-некротических гранулем специфического строения в лимфоузле.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 38

Практические навыки (макро-, микропрепараты тем № 30– 37)

Ключевые вопросы для контроля материала самоподготовки:

1. Панкреатит острый и хронический: морфологическая характеристика, осложнения и причины смерти. Рак поджелудочной железы (занятие №30).

2. Нефролитиаз. Морфогенез, морфологическая характеристика, исходы (занятие №31).

3. Гиронефроз. Морфогенез, морфологическая характеристика, исходы (занятие №31).

4. Кистозные заболевания почек: морфологическая характеристика (занятие №31).

5. Ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, инфекционный мононуклеоз: этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения, причины смерти больных (занятие №32).

6. Ветряная оспа. Корь. Эпидемический паротит. Инфекционный мононуклеоз. Морфогенез, морфологическая характеристика, осложнения, причины смерти (занятие №32).

7. Бешенство: морфологическая характеристика, причины смерти (занятие №33).

8. Медленные вирусные нейроинфекции и прионовые болезни (куру, болезнь Крейтцфельдта – Якоба): морфологическая характеристика (занятие №33).

9. Интерстициальные болезни легких: этиология, патогенез, патологическая анатомия, исходы (занятие №35).

10. Бронхиальная астма: этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения (занятие №35).

11. Особенности сепсиса у детей. Пупочный сепсис: этиология, патогенез, патологическая анатомия, исходы (занятие №36).

12. Чума, сибирская язва, холера, туляремия: патанатомия клинико-морфологические формы, осложнения, причины смерти (занятие №36).

13. Патоморфология врожденного сифилиса: сифилис мертворожденных недоношенных, ранний врожденный сифилис новорожденных и грудных детей (занятие №37).

14. Поздний врожденный сифилис детей дошкольного и школьного возраста (занятие №37).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.