Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Паутинка




Тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, воспитатели заранее (до утреннего сбора) наносят разметку - названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана.

Центр искусства Центр математики Центр науки Центр книги
  Темa  
Центр игры Центр кулинарии Центр движения Центр

Начинается процесс планирования содержания и форм. Продолжение разговора с детьми на утреннем круге: «Мы с вами выбрали тему «Люди». Что мы можем сделать в наших центрах, чтобы больше узнать о людях? В каком центре это лучше всего (удобнее всего) сделать? Что мы можем сделать в центре искусства (науки, литературы и т.д.)? Что можно приготовить для малышей? В каком центре?»
Все идеи детей воспитатель, или помощник воспитателя, или присутствующие в группе родители записывают на «Паутинке» печатными буквами, обязательно указывая имя ребенка, например: центр искусства «нарисовать свой портрет. Ира», «нарисовать разных людей - больших и маленьких. Дима».
Воспитатели и родители могут предлагать свои идеи наряду с детьми. Идеи взрослых записываются также печатными буквами, но другим цветом. Это дает обильный аналитический материал (насколько инициативен тот или иной ребенок, чья инициатива преобладает - детей или взрослых, какие виды деятельности чаще всего предлагаются, какие виды деятельности или центры не вызывают инициативы детей и т.п.)
Заполненная паутинка может иметь такой вид:

Центр строительства Сделать большой дом для девочек и их кукол. Сережа Просто строить, потому что люди много строят. Юра Центр движения Научиться прыгать, лазать, чтобы не болеть. Денис Узнать, что должны делать люди, чтобы быть здоровыми. В.И. Центр кулинарии Сделать вкусную еду. Уля Научиться делать полезную еду. В. И. Центр игры Построить домики для человечков. Женя Поиграть в дочки-матери. Зоя Сделать человечков из мозаики. Оля
  Тема ЛЮДИ 17.12.2001  
Центр книги Посмотреть энциклопедию про людей. Дима Написать наши имена и еще что-нибудь про нас. Уля Прочитать книгу «Люди».В.И. Центр науки Узнать, какие бывают люди, как они живут. Уля Рассмотреть фотографии, как мы росли. Таня Узнать, какая еда полезна. В.И. Центр математики Посчитать, сколько девочек и мальчиков. Дима Измерить наш вес. Лиза Измерить, у кого длиннее волосы. Зоя Центр искусства Нарисовать свой портрет. Ира Нарисовать маму. Валя Вылепить человечков. Денис Сделать коллаж «Разные люди». В.И.

Как правило, на первый день начала темы, она не будет спланирована полностью. Задача воспитателя, других сотрудников детского сада, родителей, - дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности: книги, игры и игрушки, задания, ориентированные на разные возраста, разную степень сложности и интересы детей группы. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими разному возрасту, разным интересам детей, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, и однозначно зависит длительность работы по теме.
Так как выбранная тема «работает» в группе от нескольких дней до месяца и больше (насколько хватает интереса у детей, идей и ресурсов у взрослых), то в последующие дни воспитатель предлагает детям дополнять план: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?».
В случае, если на «Паутинке» недостаточно места для продолжения записей детских идей, к основному листу ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ дополнительные, рядом с тем центром, где оказалось мало места.

ПРИМЕЧАНИЕ
В российской дошкольной образовательной практике сложилась ситуация диктата плана: план пишется воспитателями и исполняется как обязательный документ, вне зависимости от сложившейся ситуации. Это происходит в том числе и потому, что воспитатели не привыкли пользоваться информацией, полученной от детей. В психологии процесс получения информации от партнера по общению называется «обратная связь», и только взаимодействие, построенное на основе «обратной связи», может считаться адекватным. Воспитателями обратная связь от ребенка игнорируется, особенно в процессе планирования. Таким образом, возникает проблема противоречия планирования и ситуативного реагирования, импровизации, планирования и реальных интересов и потребностей детей. Отсюда вторая проблема нашей практики - понимание степени свободы образования в дошкольном возрасте. У воспитателей возникает опасение, что дети, не участвующие в общих, привычных нашей практике занятиях, не научатся чему-либо важному, не будут подготовлены к школе.
Обращаем внимание «тревожных» педагогов: обучение ребенка происходит не только и не столько на формальных занятиях, сколько в активной, выбранной им самим деятельности, особенно в совместной со сверстниками и взрослыми. Кроме того, предлагая тему, ребенок учится отстаивать свои интересы. Принимая тему, предложенную другими, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей. Предлагая способы познания, виды деятельности учится инициативе, самостоятельности. Выбирая из предложенного, учится анализу.
Не говорите: «Они не сумеют». Дети не планируют свое собственное образование и занятость только потому, что мы с вами и не предлагаем и не даем им это делать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.