Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие 4 страница




Проблема изучения эмоционального отношения потребителей к конкретным продуктам рекламной деятельности также относится к числу проблем, которые не имеют в психологии рекламы однозначного решения и могут рассматриваться в каждом конкретном случае по-разному. Причем решение проблемы достигается путем единичной психологической экспертизы, поскольку какие-либо общие ре­комендации, основанные на литературных данных, могут в конкретных условиях подсказывать абсолютно неверные решения.

Глава 4. Психические процессы в рекламе 203

. ламных материалов, используемых в конкретных рекламных кампаниях. В результате пси-^ хологической экспертизы, во время которой проводился анализ психических процессов потребителей, ролик “Фрукты” был рекомендован к показу и позже широко демонстрировался на телевидении; ролик “Объяснение” был отправлен на доработку в рекламное агентство, так как в нем обнаружилось несколько существенных психологических ошибок и технических неточностей; а ролик “Персонажи” после нескольких показов был снят с экрана и заменен другим.

Рис. 31. График оценки телевизионных роликов с рекламой брэнда “Чудо-йогурт” компании Вимм-Билль-Данн по методике семантического дифференциала

Это происходит потому, что рекламная продукция слишком разнообразна для того, чтобы, исследуя восприятие одной рекламы и выявляя одни психологичес­кие закономерности, сразу же переносить результаты на какую-нибудь другую рек­ламу, пусть даже очень похожую. Однако общие закономерности хорошо воспро­изводятся на отдельных элементах рекламы, что также необходимо учитывать при планировании и проведении экспериментальных исследований.

Понятно, что объекты восприятия, которые исследуются в психологии реклам­ной деятельности, отличаются от объектов, которые изучаются общей психологи­ей. В последнем случае материалом для проведения экспериментов выступают, как правило, абстрактные стимулы (бессмысленные цифры, слоги, фигуры и пр.). В психологии рекламы исследователь чаще всего имеет дело не с абстракциями, а с конкретными образами (лицами людей, изображением животных, техники, пей­зажей и пр.). Естественно, вариативность характеристик здесь так велика, а экс­периментальные выборки, как правило, так незначительны, что в каждом конкрет­ном случае требуется проводить экспертизу и специальное экспериментальное

204 Психология рекламы

исследование на конкретной целевой группе. В противном случае снижается эф­фективность психологических рекомендаций. Хотя и рекламодатели, и рекламис­ты, и маркетологи не всегда это понимают.

Одним из широко распространенных экспериментальных методов оценки рек­ламной продукции с точки зрения эмоционального отношения к ней потребителей является метод семантического дифференциала Ч. Осгуда и его многочисленные модификации (Петренко В. Ф., 1997)'.

Метод основан на оценках определенных психологических характеристик по специальной полярной шкале изучаемого объекта, представленных парами (напри­мер, “расслабленный — напряженный”, “радостный — грустный” и т. д.). Оценки проводят отобранные испытуемые, набор которых можно считать репрезентатив­ной выборкой из того слоя населения, мнение которого необходимо исследовать. Им предлагается заполнить специальный бланк (таблицу), содержащий перечень психологических характеристик исследуемого объекта, представляющий собой шкалы, на полюсах которых находятся указанные пары характеристик. Опраши­ваемым надо выбрать значение в интервале от -3 до +3 (когда они затрудняются дать оценку, то ставят 0).

  Расслабленный -3-2-1 0+1+2+3 Напряженный
  Скромный -3-2-1 0+1 +2+3 Навязчивый
  Понятный -3-2-1 0+1+2+3 Непонятный
  Интересный -3-2-1 0+1 +2+3 Скучный
  Радостный -3-2-1 0+1+2+3 Грустный
  Информативный -3-2-1 0+1 +2+3 Неинформативный
  Быстрый -3-2-1 0+1+2+3 Медленный
  Оригинальный -3-2-1 0+1 +2+3 Банальный
  Умный -3-2-1 0+1+2+3 Глупый
  Неагрессивный -3-2-1 0+1 +2+3 Агрессивный
И Красивый -3-2-1 0+1+2+3 Некрасивый
  Привлекательный -3-2-1 0+1+2+3 Отталкивающий
  Правдивый -3-2-1 0+1+2+3 Лживый

Перед предъявлением объектов для оценки опрашиваемых просят заполнить один из бланков методики, как бы оценивая некий “идеальный” объект (реклам­ный ролик, фотографию щита, название фирмы и т. д.).

Затем проводится оценка представленных заказчиком рекламных объектов.

Суммируя полученные результаты по всем шкалам и усредняя их по всем участ­никам опроса, исследователь строит сначала некий “эталонный” график для “иде­ального” объекта (порядковые номера психологических характеристик отклады­ваются на оси абсцисс, а усредненные эмпирические данные на оси ординат) (Дон-ЦовА. И.). После этого исследователь “накладывает” на этот “эталонный” график

Модификации данного метода возникают главным образом потому, что в конкретных случаях ис­следователям необходимо оценить совершенно разные психологические характеристики.

Глава 4, Психические процессы в рекламе 205

кривые, выстроенные на основе эмпирических данных. В результате сравнения графиков можно определить: какой из рекламных объектов ближе к “идеальному”, т. е. имеет более высокие положительные эмоциональные оценки (см. рис. 31).

Мышление

Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Однако для того чтобы активно действовать в мире, используя достижения чело­веческой культуры, этого недостаточно. Человек каким-то образом за довольно ко­роткое время должен усвоить часть опыта всей цивилизации. Этот опыт передает­ся человеку в процессе социализации и обучения. Здесь большую роль играют мышление и речь, которые позволяют человеку мыслить абстрактно.

Особенностью мышления является его опосредствованный характер. Человек приобретает знания, которые содержатся в культуре, являются результатом науч­ной и практической деятельности огромного количества людей. Одновременно со знаниями человек усваивает нормы мышления и поведения, например, способы решения умственных задач или выполнения трудовых операций, он также полу­чает установку на поиск творческих нестандартных решений. Благодаря мышле­нию человек овладевает знаниями не о любых, допустим, случайных свойствах предметов, а о существенных. Мышление позволяет человеку использовать обоб­щения, понятия.

Как и в других психических процессах, психологи выделяют различные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абст­рактное. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение за­дачи осуществляется непосредственно при осуществлении некоей практической деятельности, например при сборке компьютера. Наглядно-образное мышление — это решение задач, требующих зрительных образов, схематизации опыта, опериро­вания символами; примером является изобразительное искусство. Словесно-логи­ческое мышление осуществляется в словесной форме при помощи понятий, кото­рые не имеют чувственных основ, характерных для непосредственного восприятия. Такое мышление позволяет строить гипотезы, создавать теории. Это мышление ученых, философов, писателей и т. д.

Анализируя мышление как важный психический процесс, который необходи­мо изучать в связи с решением вопроса об эффективности рекламы, следует вспом­нить важное замечание Л. С. Выготского (1958) о том, что, отрывая мышление от жизни и потребностей, мы закрываем себе пути к объяснению свойств и назначения мышления определять образ жизни и поведения, изменять наши действия.

Мышление отдельных людей может различаться по таким характеристикам, как самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, скорость и др. Неко­торые характеристики мышления также могут быть измерены с помощью специ­альных психодиагностических тестов. С исследованиями мышления тесно связа­ны исследования другого психического процесса способностей. Иногда говорят об особых мыслительных или интеллектуальных способностях. Интеллект — поня­тие, которым обозначают умение людей и животных решать какие-либо мысли­тельные задачи.

206 Психология рекламы

Связь эмоциональных оценок телерекламы с интеллектуальными способностями человека

В Психологическом Агентстве Рекламных Исследований (ПАРИ) было проведено исследова­ние, позволяющее проследить возможную связь эмоциональных оценок испытуемыми типов телевизионной рекламы с мыслительными (интеллектуальными) способностями. (Исследо­вание проводилось Гордяковой О. В., Гафуровой Г. 3., 1998.) Для этого была сформирована батарея рекламных видеороликов, куда входили: 1) мультипликационный ролик; 2) игровой музыкальный ролик с актерами без дикторского и актерского текста; 3) информационно-рек­ламный сюжет с участием потребителей, уже попробовавших и положительно оценивших рекламируемый продукт; 4) игровой рекламный сюжет с участием актеров и закадровым дик­торским текстом; 5) телетекст на фоне музыки; 6) видовой сюжет без участия актеров с за­кадровым дикторским текстом; 7) информационный сюжет с прямым обращением телевизи­онного ведущего к зрителю; 8) игровой рекламный ролик с компьютерными спецэффектами; 9) игровой сюжет, построенный на основе диалога между актерами; 10) рекламное шоу од­ного актера; 11) информационный сюжет с участием экспертов, известных киноактеров, уче­ных и т. д.

Группе испытуемых был предложен блок роликов, которые они просматривали в течение одного часа и каждый из которых оценивали с помощью методики семантического диффе­ренциала Ч. Осгуда. После этого предлагался тест оценки интеллекта по Амтхауеру, который заполнялся ими в течение 1,5 часа.

Исследование установило корреляционную статистическую связь на уровне р < 0,05 (г = 0,697) между интегральной характеристикой интеллекта и эмоциональными оценками рек­ламного видеоролика № 9. Исследование выявило также наличие статистически значимой корреляционной связи между субтестами вербального интеллекта и роликами № 2 (г = 0,62, р < 0,05); №8 (г = 0,59, р < 0,05); №9 (г = 0,73, р < 0,05)- а также между математическими субтестами и роликом № 9 (г = 0,7, р < 0,05). Результаты свидетельствуют о том, что инфор­мационно избыточные ролики эмоционально оцениваются лицами с более высоким уровнем интеллекта ниже, чем ролики игровые и в которых используются специальные компьютер­ные эффекты.

В настоящее время у психологов весьма популярны идеи социальной природы мышления, мышления как диалога. Здесь возникает важная проблема индивиду­ального и социального: необходимо определить, что в мышлении является резуль­татом индивидуальной деятельности человека, а что — продуктом общения, взаи­модействия с другими людьми. Одни психологи рассматривают мышление как ре­шение задач. Они концентрируются на изучении мышления как процесса, выделяют и изучают его этапы, механизмы, например анализ, синтез, анализ через синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию, систематизацию, сравнение и т. д. Других больше интересует связь мышления с речью. Именно этот фактор они рассматривают как одно из основных доказательств социальной природы мышле­ния. Именно связь мышления с речью, по их мнению, говорит об огромной роли социальной мотивации, ориентации на другого человека. На основе мышления, его главных характеристик и механизмов осуществляется такой важный процесс, как принятие решений. Принятие решения для упрощения часто рассматривают как

Глава 4. Психические процессы в рекламе 207

выбор. Именно это свойство мышления — участвовать в процессе анализа условий, их сравнения и принятия решения — оказывается крайне важным для психологии рекламы, так как проблема сравнения и выбора всегда стоит перед человеком, ко­торый живет в мире разнообразных реклам и товаров.

Воображение

Психологические исследования в рекламе предполагают изучение психических процессов не только потребителя, воспринимающего рекламу, но и рекламиста, который ее делает. Кроме того, рекламная деятельность с точки зрения рассматри­ваемого в данной книге подхода предполагает систему коммуникаций, в условиях которых потребитель, приобретая товар и усваивая психологические установки рекламы, сам в определенных ситуациях выступает в роли рекламиста. Все это за­ставляет проанализировать еще один важный психический процесс, напрямую свя­занный с творчеством человека, — воображение. С точки зрения психологии вооб­ражение — это сугубо человеческий психический процесс, которым не обладают животные. Считается, что он возник и сформировался в процессе труда, однако здесь не следовало бы приуменьшать и роль общения. Прежде чем приступить к ка­кой-либо деятельности, человек, как правило, старается представить себе ее конеч­ный результат. Только в условиях творческого самовыражения результат может быть непредсказуемым следствием случайных ассоциаций, оригинальных находок и пр. Понятие воображения, таким образом, тесно связано с понятиями фантазии, мечты, мифотворчества.

Психологи делят воображение на непроизвольное и произвольное. В основе не­произвольного воображения не лежит специальная цель, например, некие пред­ставления возникают в голове человека под воздействием прочитанной книги или случайно увиденной рекламы. Переживая за близких, человек может представить себе какие-то нереальные опасные ситуации. Решая вопрос о покупке определен­ной вещи, он может вообразить себе, как она будет смотреться в интерьере его дома или когда он будет показывать ее своим друзьям.

Мечты, как некая форма представлений, могут быть реальными и нереальны­ми. Для бизнеса неважно, какие именно мечты возникают у человека — это его про­блемы! Но если человек мечтает, то он выступает фактором, способствующим раз­витию бизнеса. Тот, кто ни о чем не мечтает и ничего не желает, для бизнеса не представляет интереса, так как не является потенциальным потребителем.

В силу своего воображения личность обладает способностью создавать образы таких предметов, которых в природе никогда не существовало или не может быть по законам природы в принципе (сфинкс, русалка, ковер-самолет и пр.). Однако какими бы фантастическими ни были образы, возникающие в результате творчес­кого воображения, материалом для них всегда выступает предшествующий опыт человека {Короленко Ц. П., Фролова Г. В., 1975).

Воображение тесно связано с мышлением, интеллектом и другими психически­ми процессами. При этом, чем разностороннее человек, чем шире его кругозор, — тем, как правило, лучше развито его воображение. Здесь также важно отметить связь воображения и эмоций. Как правило, более эмоциональные люди обладают

208 Психология рекламы

лучшим воображением. В силу того что воображение — это некий отрыв от реаль­ности, возникают проблемы, связанные с общением, коммуникациями, взаимопо­ниманием людей. Творчество всегда содержит потенциальную опасность быть не­понятым.

В процессе творческого самовыражения часто возникает также феномен “про­екции”, когда творец необоснованно полагает, что его работа обязательно будет понята и получит высокую оценку со стороны окружающих. Человек может ис­пользовать в своем творчестве идеи, образы, символы, абсолютно непонятные ок­ружающим, но не замечать этого или не желать себе в этом признаться. Так появ­ляются прожектеры, непризнанные гении, графоманы, самонадеянные амбициоз­ные политики и т. д.

В рекламе слишком развитое воображение может быть и помощником и врагом рекламиста. Поэтому объективную оценку его творчеству выносят потребители или психологи, когда они с помощью специальных методик заранее оценивают рекламу с точки зрения людей, которым она предназначена. Работу психолога здесь можно рассматривать как один из факторов эффективности коммуникации.

Важной психологической проблемой изучения процессов воображения в рек­ламе является анализ творческой деятельности художников, дизайнеров, копи-райтеров, режиссеров и т. д. с точки зрения возможной патологии психических процессов и установления рекламных коммуникаций. Современная отечественная реклама во многом основана на двусмысленности, иносказании, метафорах, пре­увеличениях, мифах, эпатаже и пр. Иногда за некоторыми работами известных рекламистов опытные психологи, психотерапевты и психиатры обнаруживают хорошо известные симптомы широко распространенных психиатрических заболе­ваний, фобий, неврозов (симптомов паранойи, навязчивости, истерии и пр.).

Разумеется, на подобные вещи психологи обязательно должны обращать вни­мание как минимум по двум причинам. Во-первых, это связано с проблемой ком­муникации, взаимопонимания нормальной личности и личности с психической патологией, которая может быть выражена в неявной форме. Во-вторых, появле­ние на рынке рекламной продукции с патологическими признаками обладает оп­ределенным негативным психическим воздействием на население. Ведь опреде­лить такое воздействие, замаскированное под рекламу, не специалисту достаточно сложно. Все это содержит в себе определенную социальную или, точнее, — социо­культурную опасность. В свою очередь, общество должно защитить себя, психи­ческое здоровье своих граждан от подобных деструктивных воздействий, разруша­ющих психику и снижающих ее адаптивные возможности.

Б. В. Зейгарник (1971) отмечала, что нарушение эмоциональных характерис­тик человека должно проявляться в его воображении, а также при описании им графических объектов, изображающих персонажи и лица. Следовательно, выраже­ние лиц персонажей рекламы может содержать в себе признаки явной патологии, но подаваться потребителям и восприниматься ими как творческие, “креативные идеи” рекламистов. В этом случае в обществе в определенных социальных груп­пах могут терять устойчивость и даже разрушаться важнейшие коммуникативные нормы, регулирующие систему эмоциональных отношений между людьми, что небезопасно с точки зрения вопросов психического здоровья граждан.

Глава 4. Психические процессы в рекламе 209

В прикладной психологии широко применяются специальные приемы, стиму­лирующие творческое воображение. Это прежде всего методы группового (коллек­тивного) решения проблем и принятия решений, методы группового творчества, например, известные методы “мозговой атаки”, “синектики”, фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов и другие. Они позволяют сфор­мулировать задачу, например, поиска некоей креативной рекламной идеи и добить­ся ее практического воплощения в конкретных образах. Решение задачи группой, как показывают многочисленные психологические исследования, повышает ве­роятность нахождений нужной наиболее оригинальной творческой идеи (Зазы-кин В. Г., 1992).

Психические процессы в условиях рекламных коммуникаций

Изучение психологии и психофизиологии человека, психических и психофизио­логических процессов открывает огромные перспективы для рекламы, однако се­годня настоящего объединения рекламной деятельности и научной психологии, к сожалению, пока еще не произошло.

Когда рассматриваются психические процессы в условиях одностороннего воз­действия рекламиста на потребителя, то схема анализа чаще всего сводится к соот­ношению творческого воображения рекламиста и восприятия потребителя. При этом задача психолога состоит в том, чтобы следить за тем, чтобы воображение рекламиста не выходило за рамки психологических возможностей потребителя, а восприятие последнего всегда было точным, безошибочным, чтобы разные потре­бители воспринимали рекламу однозначно. Ибо только это позволяет контроли­ровать процесс воздействия, осуществлять процесс экономически эффективного медиапланирования и пр.

Если мы рассматриваем систему рекламных коммуникаций, то нас прежде все­го интересует, как соотносится воображение рекламиста с воображением потреби­теля, хотя вопросы точности, правильности, безошибочности восприятия здесь не снимаются и остаются по-прежнему актуальными. Воображение потребителя не­обходимо изучать по той причине, что при определенных условиях потребитель сам становится рекламистом. Он добровольно и бесплатно рекламирует приобре­таемый им товар не хуже, чем рекламное агентство, которое получило за это день­ги от рекламодателя.

Более того, если приобретенный потребителем товар обладает высокими потре­бительскими, функциональными, эстетическими и другими ценными характерис­тиками, а социальный статус самого потребителя, его авторитет у окружающих высок, то его психологическое влияние начинает распространяться на окружаю­щих, и товар, становясь популярным, модным, вновь и вновь рекламируется уже среди многочисленных социальных групп. Так возникает система рекламных ком­муникаций, а товар приобретает особые психологические системные свойства.

Таким образом, настоящая рекламная коммуникация начинается там, где встре­чаются воображение рекламиста и потребителя. Однако слишком слабое вообра­жение потребителя или его полное отсутствие приводит к снижению желания

210 Психология рекламы

и умения личностно выделяться на фоне других людей. Потребители с хорошо раз­витым, богатым воображением творчески преобразуют свою жизнь, превращают ее из скучной и однообразной в необычную, яркую, интересную для окружающих, заставляют их подражать себе или творчески самовыражаться. То есть рекламные коммуникации участвуют в формировании культуры, а иногда и определяют ее.

К сожалению, в современной психологии рекламы эта схема теоретически раз­работана недостаточно, хотя в рамках отечественной социальной психологии и си­стемного подхода предпринимались попытки рассмотреть психические процессы в условиях общения, взаимодействия, совместной деятельности. Одним из таких авторов был Б. Ф. Ломов. В его работах неоднократно рассматривались данные вопросы, исследовались проблемы на стыке общей и социальной психологии. “Важно отметить, — писал Б. Ф. Ломов, — что социальная система не только фор­мирует психологические свойства личности, но и определенным образом влияет на развитие психических процессов” {Ломов Б. Ф., 1984. С. 83).

Так, например, долгое время в психологии считалось, что память всегда связана с прошлым человека. Б. Ф. Ломовым и его учениками была высказана идея о том, что память — процесс, направленный на будущее. Причем не только на индивиду­альную деятельность, но прежде всего на деятельность совместную, на взаимодей­ствие с другими людьми, на общение с ними. По мнению Б. Ф. Ломова, человек часто запоминает то, что может представлять интерес для значимых для него дру­гих людей и может быть реализовано в общении как информация, представляю­щая коллективную ценность. Человек часто запоминает то, о чем бы он хотел рас­сказать своим близким (друзьям, родственникам, знакомым) и при этом рассчи­тывает на одобрение или даже восхищение с их стороны.

В статье “Психические процессы и общение” профессор Б. Ф. Ломов (1975) пишет, что когда психические функции и процессы впервые стали предметом кон­кретно-научного (и в особенности экспериментального) изучения, исследователи, видели свою основную задачу в том, чтобы выявить их закономерности и харак­теристики в “чистом виде”. Разрабатываемые экспериментальные методы и при­емы были нацелены на то, чтобы как можно более полно отпрепарировать изучае­мую функцию (перцептивную, мнемическую, интеллектуальную и др.) от систе­мы всех других психических явлений, по возможности нивелировать их влияние на данную функцию и изучить ее как некоторое собственное натуральное свойство индивида.

Б. Ф. Ломов писал также и о том, что одним из важных условий разработки тео­рии психических процессов является изучение зависимости их динамики от форм, способов и средств общения. Под руководством Б. Ф. Ломова проводилась целая серия экспериментальных исследований, направленных на изучение психических процессов в условиях общения и совместной деятельности. Эксперименты прово­дились по типу естественных: испытуемые не знали, что они участвуют в экс­периментах.

В первой серии испытуемые совместно осуществляли наблюдение, то есть зри­тельный поиск малозаметного объекта, что моделировало процессы ощущения, восприятия и внимания. Во второй серии им предлагалось совместно изобразить план некоторой местности, что соответствовало процессам наглядно-образного

Глава 4. Психические процессы в рекламе 211

Примеры удачных рекламных кампаний, основанных на психологии общения

Хорошим примером удачных рекламных кампаний, основанных на взаимодействии и обще­нии людей, являются кампании целого ряда новых брэндов пива, выпущенного на рынок в 2001 году. Психологический прием, который использовался для этих целей, пока еще не име­ет специального названия в отечественной литературе, но он уже осознан и удачно использу­ется многими рекламистами. Разработка рекламной кампании нового брэнда в этом случае проводится приблизительно следующим образом. Рекламист представляет себе процесс приобретения или употребления продукта потребителями, в данном случае пива, а также си­туацию общения, связанную с этим процессом. Он вспоминает, о чем говорят люди, покупая пиво, в очереди за пивом, выпивая пиво и т. д. В подобных ситуациях любая подмеченная шутка, выделяющая человека как личность в социуме, может послужить основой хорошего креативного решения. Предоставляя потребителю возможность пошутить, используя реклам­ный слоган, фразу из рекламного диалога, образ или персонаж, способ поведения и т. д., рекламист тем самым позволяет ему почувствовать себя значительным человеком, “крутым”, остроумным, привлекательным, интересным. Так, на вопрос приятеля о том, какое пиво по­купать, может быть дан шутливый ответ: “Возьми правильное пива” вместо фразы “Возьми пиво “Бочкарев”.

Напомним также знаменитую фразу одного из рекламных роликов жевательной резинки “Сти-морол”, которая сегодня стала очень модной. Часто, желая поставить на место слишком раз­говорившегося собеседника и при этом не обидеть его, люди используют известный слоган: “Знаешь, иногда лучше жевать, чем говорить”.

мышления и воображения. В третьей серии они должны были по памяти воспро­извести стихотворный текст.

В первом эксперименте группам испытуемых по два человека, наблюдавших в условиях натуры городской пейзаж, предлагалось найти малозаметный, но отли­чающийся некоторыми характерными особенностями (цветом, формой) объект. Эксперимент проводился в виде игры. В исследовании обнаружилось несколько вариантов совместного решения задачи. В одних случаях испытуемые независимо друг от друга и почти синхронно находили заданный объект. Они вступали в об­щение только с целью взаимной проверки результатов поиска — “согласования об­разов”. Но такие случаи, как отмечает Б. Ф. Ломов, были редкими и возникали тогда, когда задача оказывалась достаточно простой для обоих испытуемых.

В других случаях, если задача была трудной для обоих испытуемых, общение пронизывало весь процесс поиска. Испытуемые определяли общие точки отсчета, иногда договаривались о разделении зоны поиска, намечали общую стратегию. В процессе совместного наблюдения формулировались гипотезы, проводилась их взаимная оценка и коррекция. Наиболее типичным вариантом совместного поис­ка (при решении задач средней трудности) был такой, при котором один из испы­туемых находил заданный объект раньше другого и, вступая в общение со своим партнером, стремился ему содействовать. При помощи речи и жестов он начинал управлять вниманием партнера, сужая зону поиска и сокращая маршрут. Завер­шался поиск согласованием перцептивных образов и принятием общего решения.

212 Психология рекламы

В анализе результатов исследования Б. Ф. Ломов отметил, что важнейшее ус­ловие, порождающее потребность в общении, — возникновение проблемной ситу­ации. При этом речь идет о такой проблеме (или задаче), для решения которой зна­ний, умений и навыков, которыми располагает отдельный индивид, выполняющий конкретную деятельность, по каким-либо причинам недостаточно.

Очень многие феномены из области рекламной деятельности вообще не могут получить какого-либо разумного объяснения, если их рассматривать только в рам­ках общей психологии, то есть психических процессов безотносительно к процес­сам социально-психологическим, коммуникативным.

Рекламист, работающий над конкретным рекламным продуктом и хорошо раз­бирающийся в психологии своего потенциального потребителя, очень часто инту­итивно использует коммуникативные свойства памяти и достигает поразительных эффектов рекламного воздействия.

Сегодня, когда речь идет о коммуникации в рекламе, для запоминания реклам­ного материала используются приемы “нового поколения”, основанные на прин­ципах социальной психологии, когда рекламист стремится так оформить свой рек­ламный материал, чтобы он был направлен на процесс включения потенциально­го потребителя в систему многочисленных рекламных коммуникаций, и где бы потребитель выступал не пассивным объектом прямого и одностороннего реклам­ного воздействия, а его участником. А также, чтобы он мог использовать реклам­ную информацию в целях собственной саморекламы.

Таким образом, если в традиционной психологии рекламы психические процес­сы рассматривались с точки зрения одностороннего воздействия рекламиста на по­требителя, то в рамках системной методологии рекламных коммуникаций, они должны уже изучаться в условиях общения, взаимодействия, взаимовлияния лю­дей друг на друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.