Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Методические указания к практическим занятиям

ТУЛА 2009

Методические указания к практическим занятиям

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

На методическом совещании

кафедры внутренних болезней

Протокол заседания №

От «___» _________ 200_г.

Зав. кафедрой ______ А.А. Хадарцев

 

 

для студентов

Направление подготовки: 060100 - здравоохранение

Специальность: 060101 - лечебное дело

Форма обучения: очная

 

 

 

 


Методические указания разработала Мельник Л.В., доцент кафедры ВБ
СОДЕРЖАНИЕВведение1. ВНИМАНИЕ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ 1.1. Определение объема внимания 1.2. Изучение переключения внимания 2. ПАМЯТЬ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ 2.1. Изучение объема памяти 2.2. Изучение роли осмысленности в запоминании 2.3. Изучение зависимости запоминания от особенностей материала.. 2.4. Изучение зависимости запоминания от логичности запоминаемого материала 3. МЫШЛЕНИЕ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ 3.1. Изучение логичности мышления 3.2. Изучение интеллекта 4. ВООБРАЖЕНИЕ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 4.1. Изучение и развитие воображения ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Методическое пособие разработано в помощь студентам медицинского факультета, специальности лечебное дело, очной формы обучения обучения, изучающим курс «Психология и педагогика». Оно поможет обучающимся изучить особенности психических процессов человека и установить возможность учета этих особенностей в профессиональной деятельности Курс «Психология и педагогика» предполагает освоение методов изучения психических процессов. Поэтому данное пособие поможет студенту овладеть такими навыками как определение объема, распределения и переключения внимания, емкости памяти и т. д. Студент должен научиться определять уровень развития основных психических функций у испытуемых с применением различных методов.
1. ВНИМАНИЕ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на объекте с целью адекватного его отражения. Внимание проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями субъекта, целями и задачами его деятельности.Если бы все объекты, находящиеся в окружающем пространстве воспринимались субъектом одновременно, то организму не хватило бы резервов нервной системы.Внимание, как психический процесс, характеризуется следующими свойствами:- объем;- распределяемость;- переключаемость;- устойчивость.По характеру волевой активности выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека в силу особенностей объекта (силы его воздействия, новизны, соответствия актуальной потребности).Произвольное внимание направляется и поддерживается сознательно поставленной целью (поэтому неразрывно связано с речью), а в условиях затрудненной деятельности (наличия отвлекающих раздражителей) предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности для личности, при этом сохраняется сознательная целенаправленность внимания и снижается психическое напряжение. 1.1. Определение объема внимания Методика «Цифровые таблицы (таблицы Шульте)». Испытуемому предлагаются 4 таблицы 5x5 размером 25x25 см с числами от 1 до 25, расположенными в случайном порядке на белом фоне. Исследование проводится индивидуально с каждым испытуемым. Для фиксации результатов необходим секундомер и протокол опыта по следующей форме:
№ таблицы Время работы Ошибки Примечания
       
Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будут показаны последовательно 4 таблицы с числами от 1 до 25 в каждой таблице. Числа расположены в таблице в случайном порядке. Как только я покажу Вам первую таблицу, Вы должны как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания начиная с 1 до 25».При помощи секундомера фиксируется время выполнения каждой таблицы в отдельности и характер допущенных ошибок.На основании результатов этого теста могут быть выявлены зоны, привлекающие наибольшее и наименьшее внимание. Интересно выяснить и стратегию работы испытуемого, направление его взгляда при поиске чисел. Таблица 1 Таблица 2 21 12 7 1 20 22 25 7 21 11 6 15 17 3 18 6 2 10 3 23 19 4 8 25 13 17 12 16 5 18 24 2 22 10 5 1 15 20 9 24 9 14 11 23 16 19 13 4 14 8 Таблица 1 Таблица 2 9 5 11 23 20 5 14 12 23 2 14 25 17 1 6 16 25 7 24 13 3 21 7 19 13 11 3 20 4 18 18 12 24 16 4 8 10 19 22 1 8 15 2 10 22 21 15 9 17 6 1.2. Изучение переключения внимания Методика «Цифровые таблицы с пропущенными числами». Методика аналогична вышеописанной, однако, возможно проведение группового обследования. В этом случае испытуемым выдаются таблицы, в которых часть чисел отсутствуют, а остальные расположены в случайном порядке.По команде экспериментатора испытуемые начинают отыскивать числа в порядке возрастания и записывать на листе пропущенные числа. По окончании эксперимента проводится зачитывание правильных ответов и проверка их правильности, а также количество просмотренных чисел. Далее определяется продуктивность внимания группы на основании подсчета среднеарифетического количества просмотренных чисел и среднеарифметического для группы числа ошибок.Инструкция: «Перед Вами таблица, в которой в случайном порядке расположены числа от 1 до 40 (1 до 70 - таблица 2). Всего в таблице 25 (49) чисел, следовательно 15 (21) из них пропущены. У Вас имеется также бланк для ответов, на котором напечатан ряд чисел от 1 до 40 (70) (или просто чистый лист бумаги). Вы должны отыскивать в таблице числа по порядку, начиная с единицы. Если Вы не найдете какое-либо число, вычеркните его в бланке для ответов (или запишите на чистом листе для ответов). На работу дается 90 секунд. Надо работать быстро и без ошибок.Приготовиться. Внимание. Начали».Время для выполнения таблицы 7Ч7 - 240 секунд. Таблица 1 Таблица 2
14 5 31 27 37
40 34 23 1 20
         
         
         
2. ПАМЯТЬ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИПамять - процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.Память - основа любого психического явления. В памяти выделяют три процесса: запоминание - ввод информации в память, сохранение - удержание материала в памяти, воспроизведение - способность актуализировать сохраненную информацию.Запоминание бывает произвольным (с приложением волевых усилий) и непроизвольным (без усилий воли). По механизму бывает логическое и механическое запоминание. Эффективность сохранения зависит от установок личности, условий организации заучивания, мыслительной переработке материала, эмоционального состояния запомнившего материал.Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение бывает непроизвольное - если образ всплывает в памяти без намерений личности, и произвольное, когда человек ставит себе цель вспомнить определенную информацию. Произвольное воспроизведение может протекать и на уровне узнавания, при этом устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.В зависимости от длительности сохранения выделяют кратковременную, оперативную и долговременную память.В кратковременной памяти информация содержится до 10 секунд.Оперативная память включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Долговременная память сохраняет информацию неограниченно долгое время.По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную (сохранение знаний), эмоциональную (сохранение переживаний и чувств) и личностную (воспоминание событий собственной жизни).По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный типы памяти. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую и кинестетическую. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет говорить о ведущем анализаторе. Эти особенности памяти необходимо учитывать при создании рекламной продукции, которая должна активизировать слуховые, зрительные и кинестетические образы у аудитории (возможно с использованием определенного вида слов, соответствующих каждой модальности: звучит, ярко, чувствовать и т.д.).Характеризуя качества памяти отмечают три основные характеристики:объём (количество запомненных единиц информации после однократного восприятия), скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого запомненный материал хранится в памяти). Средний объем памяти человека - 5-9 единиц информации. Характеристики памяти обусловлены природными свойствами нервной системы, однако, возможна их тренировка и развитие. 2.1. Изучение объема памяти Методика «Цифровые ряды». Испытуемому зачитывают ряд чисел. После команды «Записывайте» испытуемые должны записать запомнившиеся числа в произвольном порядке. Зачитывается первый ряд из 10 чисел за 20 секунд. После этого испытуемые индивидуально в течении 40 секунд воспроизводят их на листе бумаги. Затем зачитывается второй ряд и т.д.После исследования подсчитывается среднеарифметическое количество запомненных испытуемыми цифр в каждом ряду. Оно должно быть в интервале от 5 до 9, что отражает средний объем кратковременной памяти.Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вам ряды чисел. Всего будет зачитано 5 рядов. Сразу же после того, как я зачитаю числа одного ряда, по моей команде «Записывайте», вы должны записать запомнившиеся числа в произвольном порядке. По моей команде «Внимание», вы прекращаете записывать числа и начинаете воспринимать следующий ряд чисел». Предлагаются следующие ряды чисел:
63 17 38 76 46 52 24 98 13 84
39 64 75 14 48 18 54 91 12 83
16 42 65 87 19 94 56 73 85 27
89 41 32 16 53 67 86 28 43 74
49 34 89 51 68 72 37 21 15 26
2.2. Изучение роли осмысленности в запоминании Методика «Запоминание пар слов». Испытуемым зачитываются пары слов, которые испытуемые должны запомнить. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово пары, а испытуемый должен записать второе. При проверке медленно зачитываются пары слов, и испытуемые отмечают правильно воспроизведенные слова. По окончании эксперимента сравнивают число правильно записанных слов в сериях А и Б. Испытуемые должны сделать вывод, что осмысленность материала улучшает его запоминание, простое вызубривание без понимания требует больших усилий и не очень эффективно. А наличие знаний позволяет легче запоминать новый материал, устанавливать ассоциативные связи нового с уже изученным.Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будут зачитаны пары слов. Ваша задача - постараться запомнить их парами так, как я их читаю. После прочтения пар слов, я буду зачитывать первое слово пары, а Вы - записывать второе, как вы его запомнили. Старайтесь работать тихо и не мешать друг другу». Такая инструкция дается перед обеими сериями.Серия А: кукла - игрушка, курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сани, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - курица, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.Серия Б: жук - кресло, перо - вода, ошибка - елка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - вечер, сапоги - котел, замок - мать, спички - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.При проверке медленно читают пары слов, а испытуемые ставят «+», если слово записано правильно и «-», если оно записано неверно.После подведения итогов студенты отвечают на вопрос, почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли они установить связи между словами этой серии?Обращают внимание на то, что любое сообщение, чтобы долго удерживаться в памяти, должно быть осмыслено и связано с какой-либо информацией, усвоенной прежде. 2.3. Изучение зависимости запоминания от особенностей материала Методика «Запоминание слов». Испытуемым зачитываются слова, которые он должен запомнить. После их воспроизведения проводится анализ запомненных слов. Выявляют частоту запоминания слов группой испытуемых (например, сколько человек из группы запомнили слово «стипендия»). Обращают внимание испытуемых на то, что не все слова запоминаются одинаково хорошо. Испытуемые должны сделать вывод, что эмоционально окрашенный и значимый материал запоминается лучше.Инструкция: «Сейчас вам будут зачитываться слова. Вы должны их внимательно прослушать, а затем записать по памяти».Материал для запоминания: любовь, спичка, встреча, полка, школа, разлука, кочегарка, болезнь, доска, сессия, экзамен, мыло, дружба, винт, стена, стипендия, капуста, свидание, труба, кирпич, вода, общежитие, учебник, окно, дождь, память.Важно подчеркнуть, что для того, образ лучше запомнился, он должен вызывать эмоциональный отклик у человека, вызывать определенные эмоции (наиболее эффективно обращение к положительным эмоциям - радость, успех, любовные переживания). 2.4. Изучение зависимости запоминания от логичности запоминаемого материала Методика «Запоминание текстов». Испытуемым предлагается прослушать содержание двух рассказов: сгруппированный и несгруппированный текст. Во время прослушивания нельзя делать никаких записей. После прочтения каждого из рассказов испытуемые записывают все, что запомнили. Затем также слушают второй рассказ и записывают его. При обработке подсчитывают число правильно записанных слов и предложений в каждом тексте. При обсуждении испытуемых спрашивают, чем отличаются рассказы друг от друга? Одинаково ли легко было запомнить и воспроизвести их? Почему? Дословно ли запомнили? Какие изменения внесли при воспроизведении?Испытуемые должны сделать выводы о том, что систематизированный материал запоминается легче, в процессе воспроизведения происходит перестановка, обобщение и сокращение единиц материала, в процессах памяти активное участие принимает мышление.Рассказ 1. «Волк». Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у волка длинная, жесткая. Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, врагах, иногда в степях. Весной и летом бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьей. Зимой они часто ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни, села и загрызает скотрьбу с волками ведут команды охотников. Они делают облаву на волков. Для ловли волков делают также ловушки и капканы. Рассказ 2. «Лисица». Лисица ростом с небольшую собаку. Живет она в лесу. Питается лисица небольшими животными. Детеныши родятся у нее в конце апреля. Морда у лисы острая. Когда лиса чует врагов, она в зубах уносит лисят в другие места. Хвост у лисы длинный, пушистый. Очень часто лиса живет в пустых норах других зверей. Иногда она нападает на домашнюю птицу. В первый месяц после рождения лисята не выходят из норы. Мех у лисы густой. Иногда лиса живет в кучках камней или в яме среди кустов. Лиса любит кушать груши и сливы. Пищу лисятам приносит их мама.По окончании эксперимента следует обратить внимание испытуемых, что логично преподнесенная, структурированная информация, в том числе и рекламное сообщение, запоминаются лучше, чем нелогичный, неструктурированый материал. 3. МЫШЛЕНИЕ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ Мышление - опосредствованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействует на органы чувств непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании (вышли на улицу и определили, что холодно, дует ветер), то процесс мышления совершается сложнее. Отражение окружающего мира в процессе мышления опосредовано мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием, обобщением, систематизацией и классификацией (для определения погоды, температуры воздуха можно посмотреть на оконный градусник и понять, что температура низкая, значит холодно, посмотрев на качающиеся верхушки деревьев, сделать вывод, что дует сильный ветер и т.д.). Процесс мышления человека осуществляется с помощью словесного отображения.Мышление дает возможность понять не только то, что может быть воспринято непосредственно с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от непосредственного прямого восприятия (увидев, что изделие сделано из металла, может предположить, что оно тяжелое). С помощью мышления мы имеем возможность понять, что было в прошлом (реконструкция ископаемых животных по их останкам) и прогнозировать развитие событий в будущем (например, анализируя направление ветра, атмосферное давление, процессы в атмосфере можно предсказать погоду на несколько дней). Мышление позволяет решать различные задачи. Решение задачи обычно проходит несколько этапов: возникновение проблемы, ее осознание, построение различных гипотез возможного решения, реализация решения, проверка полученных результатов. 3.1. Изучение логичности мышления Тест «Логические закономерности». Тест представляет собой 10 заданий. В каждом ряду расположены 6 чисел. Задача испытуемого, установив закономерность построения чисел, продолжить числовой ряд, вписав 2 числа в бланк ответов. Время решения задач фиксируется секундомером.После окончания эксперимента делается вывод об уровне развития логического мышления.Инструкция испытуемому: «Перед Вами находится бланк с рядами чисел. Вам необходимо внимательно проанализировать закономерность построения ряда и определить два числа, которые продолжили бы числовой ряд. Например: числовой ряд имеет следующий вид «1, 3, 5, 7, 9». Проанализировав его, можно заметить, что числа располагаются в порядке возрастания, а все четные числа пропущены. Следовательно, продолжением ряда должны стать числа 11 и 13. Их и необходимо вписать в бланк ответов. В каждом ряду - своя закономерность. Постарайтесь быстро и правильно определить её. Свои ответы впишите в бланк. Время работы фиксируется секундомером. Начали работать». Бланк задания 1) 2, 3, 4, 5, 6, 7 2) 6, 9, 12, 15, 18,21 3) 1, 2, 4, 8, 16,32 4) 4, 5, 8, 9, 12, 13 5) 19, 16, 14, 11, 9, 6 6) 29, 28, 26, 23 19, 14 7) 16, 8, 4, 2, 1,0.5 8) 1, 4, 9, 16,25,36 9) 21, 18, 16, 15, 12, 10 10)3, 6, 8, 16, 18,36 Ключ смотри в приложении 1. 3.2. Изучение интеллекта Интеллект - относительная устойчивая структура умственных способностей. Тест интеллекта (шкала В теста Кеттелла).1. Слово «лопата» так относится к слову «копать», как «нож» относится к:1) острый;2) резать;3) указывать.2. Слово «усталый» относится к слову «работа» как слово «гордый» относится к: 1) улыбка; 2) успех; 3) счастливый.3.Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других: 1) свеча;2) луна; 3) электрический свет.4. Слово «удивление», так относится к слову «странный», как слово «страх» относится к слову: 1) смелый; 2) тревожный; 3) ужасный.5. Которая из следующих дробей отличается от двух других: 1)3/7; 2) 3/9; 3)3/11.6. Слово «размер» так относится к слову «длина», как слово «нечестный» относится к слову: 1) тюрьма; 2) нарушение; 3) кража.7. «аб» так относится к «гв», как «ср» относится к: 1) «по»; 2) «оп»; 3) «ту».8. Слово «лучше» так относится к слову «наихудшее», как слово «медленнее» относится к слову: 1) быстрое; 2) лучшее; 3) быстрейшее.9. Каким из приведенных ниже сочетаний следует продолжить следующий буквенный ряд: роооорроооррр... 1) oppp; 2) oopp; 3) pooo.10. Которое из двух следующих слов не относится к двум другим: 1) нисколько; 2) несколько; 3) много.11. Слово «пламя» так относится к слову «жар», как слово «роза» относится к слову: 1) шип; 2) красные лепестки; 3) аромат.12. Слово «скоро» так относится к слову «никогда», как слово «близко» относится к слову: 1) нигде; 2) далеко; 3) где-то. Ключ смотри в Приложении 2. 4. ВООБРАЖЕНИЕ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ Воображение - психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений. С помощью ощущений, восприятия, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессов, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы, удерживаемые в памяти в виде представлений, и являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы - образы воображения. Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа. В этом случае человек наполняет исходный материал имеющимися в его воображении образами (например чтение чертежа позволяет представить деталь).Творческое воображение предполагает создание образа, вещи не имеющих аналогов. При этом важно различать субъективную и объективную новизну результата. Если созданное оригинально, не повторяет что-либо имеющееся в опыте творца и других людей, то продукту творчества присуща объективная новизна. Если же созданный продукт или идея новытолько для данного человека, то созданный образ имеет субъективную новизну.Творческое мышление и хорошо развитое воображение обычно присущи людям талантливым, неординарным. Воображение также хорошо развито у людей творческих профессий: художников, актеров, музыкантов, поэтов и писателей.Выделяют несколько способов создания образов воображения: 1) агглютинация - в одном образе соединяются различные части других предметов и их качеств (например кентавр или русалка); 2) акцентирование - выделение какой-либо части целого и придание ей статуса доминирующей (дружеский шарж или пародия); 3) типизация - выделение общего во многих образах (например, все учителя любят всех учить, военные - любят всех строить, командовать и т.д.). 4.1. Изучение и развитие воображения Для изучения и развития воображения рекомендуются следующие методы: создание словесных образов, создание графических образов.Задание 1. Изучаются особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме. Студенты прослушивают начало рассказа, а потом за 10 минут придумывают его продолжение и окончание. При анализе обращают внимание на законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычные повороты сюжета, неожиданность окончания.Инструкция: «Сейчас Вам будет прочитано начало одного рассказа.Ваша задача прослушать его и придумать продолжение и окончание этого рассказа. Внимательно слушаем начало рассказа: «Темнело. Шел нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтом стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг...» Начинайте работать. Время работы - 10 минут».Задание 2. Изучаются особенности творческого воображения. Студенты прослушивают и записывают слова, а потом составляют логически связанный рассказ, используя все записанные слова. При анализе обращают внимание на законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычные повороты сюжета, неожиданность окончания.Инструкция: «Сейчас вам будут зачитаны слова, которые вы должны записать. Это слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.Теперь за 10 минут вы должны составить логически связанный рассказ, в котором были бы использованы все записанные вами слова. Начали работу».Задание 3. Изучаются особенности воображения. Сначала студентам напоминают способы создания образов воображения (агглютинация, акцентирование, типизация). Студентам предлагается нарисовать в тетради кружочек диаметром 2 см. После этого необходимо добавить к нему сколько угодно деталей, чтобы получился законченный рисунок. При анализе обращают внимание на законченность, яркость и оригинальность образов, необычные детали.Инструкция. «Начертите, пожалуйста, на чистом листе, в центре, окружность диаметром 2 см. Теперь добавьте в ней сколько угодно штрихов и деталей, чтобы получился законченный образ. Время работы – 10 минут».Задание 4. Инструкция испытуемому. «Нарисуйте, пожалуйста, несуществующее животное. Время работы - 10 минут». При анализе обращают внимание на законченность, яркость и оригинальность образов, необычные детали.По окончании всех заданий необходимо обратить внимание испытуемых на то, что воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала, имеющего место в действительности (слова, графические формы). Точность же созданных образов зависит от знаний человека, умения извлекать их из памяти, увязать их с заданием.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. ТЕСТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ Ключ: 1 - 8, 9. 2 - 2 4, 27. 3 - 6 4, 128. 4 - 1 6, 17. 5 - 4, 1. 6 - 8, 1. 7-0.25,0.125 8 - 4 9, 64. 9 - 9, 6. 1 0 - 3 8, 76. Критерии оценки результатов теста «Логические закономерности».
Время выполнения задания Количество ошибок Уровень развития логического мышления
менее 120 с. 0 очень высокий
120-170 с. 0 высокий
271-590 с. 0 высокая норма
271 – 590 с. 1 средняя норма
271 – 590 с. 2-3 низкая норма
120 – 900 с. 4-5 низкий
600 – 900 с. 0 средний
более 900 с. более 5 нарушения

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

2. ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА Ключ: 1 - 2, 2 - 2, 3 - 2, 4 - 3, 5 - 2, 6 - 2, 7 - 2, 8 - 1, 9 - 2, 10 - 1, 11 - 1.Критерии оценки:0-3 - интеллект низкий,4-5 - интеллект ниже среднего,6-7 - интеллект средний,8-9 - интеллект выше среднего,10-12 - интеллект высокий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Просве­ щение, 1986.2. Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1992.3. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.4. Ярошевский М. Г., Петровский А. В. Психология. - М.: Академия, 2006.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восприятие 5 страница | Физиологические основы ощущений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.