Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические процессы. 2 страница




- необходимо запоминать материал едиными по смыслу частями;

- максимальная концентрация внимания и наибольшее напряжение умственных сил наступает не сразу, а через некоторый промежуток времени

после начала работы – период врабатывания (соблюдения периода врабатывания).

- чередование занятий при запоминании, работы и отдыха способствует

улучшению запоминания.

Мнемотехнические приемы: методы группировки, методы рифм и ритма,

метод акронимов и акростихов, цепной метод, метод мест, метод парных ассоциаций, метод запоминания имен и лиц.

Механическое запоминание - если материал не подвергается смысловой обработки, а идет процесс буквального заучивания, чаще всего механическое запоминание основывается на повторениях, на механических повторениях.

Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше механической.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДНАМЕРЕННОГО И НЕПРЕДНАМЕРЕННОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

Преднамеренное (произвольнее запоминание) - специальное действие, конкретная задача которого - запомнить точно на максимально про­должительный срок, с целью последующего воспроизведения материала. Произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этого процесса. Повторение продлевает эф­фективную длительность воздействия информации, но его эффективность снижается при запоминании жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку.

Факторы, влияющие на продуктивность запоминания:

Субъективные:

1/ ведущий индивидуальный тип запоминания;

2/ наличие установки на цели запоминания и время сохранения;

3/ богатство и упорядоченность прошлого опыта;

4/ интерес, эмоциональное отношение, личная значимость;

5/ половозрастные особенности;

6/ объем памяти;

7/ собственная активная мнемическая деятельность;

8/ эффект незавершенного действия (Б.В.Зейгарник).

9/ использование приемов мнемотехники;

10/ физическое состояние человека.

Объективные:

1/ объем материала;

2/ его структурирование;

3/ индуктивный или дедуктивный тип построения текста;

4/ место информации в ряде стимулов /закон «края ряда»/;

5/ осмысленность, связность, логичность материала;

6/ наглядность, схематизация, модельная представленность;

7/ оригинальность, неожиданность, контраст на фоне однородных событий,

8/ распределение повторений во времени, порционность, цикличность;

9/ общая установка, условия, в которых происходит запоминание.

Закон "края ряда" - запоминаются первые и последние слова, информация в начале и в конце речи. Эту закономерность памяти учитывал Штирлиц в беседах с Шеленбергом.

Эффект Зейгарник - состоит в следующем: если людям предложить серию

заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прер­вать незавершенными, от оказывается, что в последствии люди почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания. Объясняется эта явление так: при получении задания у человека появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенным, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью, первая оказывает влияние на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных действий,

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ - запоминание без постановки задачи запом­нить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выпол­няют здесь операции, обслуживающие другие действия; в результа­те запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем, зависимость запоминания от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае (Зинченко П.И., Смирнов А.А.). Непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль выполняет и специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более непродолжитель­ному непроизвольному запоминанию.

Пути совершенствования памяти:

- регуляция внимания;

- развитие воображения;

- совершенствование восприятия;

- развитие способности осмысливать;

- развитие способности, осмысливать и структурировать материал;

- использование мнемотехники.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗАБЫВАНИЯ.

Забывание - процесс памяти, выражается в невозможности воспроизведения

ранее закрепленного в памяти.

Забывание проявляется в двух формах:

а) невозможность припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания, их называют уровнями памяти:

1) воспроизводящая память;

2) опознающая память;

3) облегчающая память.

 

1) пример: если ученик, выучив стих, через некоторое время может воспроизвести его безошибочно - производящая память;

2): если ученик не может воспроизвести заученное, но легко узнает его на слух (при подсказках продолжает) или в книге, то это опознающая память;

3): если же учащийся не может самостоятельно вспомнить стих, но при повторном заучивании ему требуется меньше времени, то это - облегчающая память.

Забывание зависит от характера деятельности:

Проактивное торможение - отрицательное влияние предшествующей деятель­ности на запоминание.

Ретроактивное торможение - отрицательное влияние следующей за запоми-

нанием деятельности.

Забывание не всегда бывает абсолютным: изменение функционального сос­тояния, восстановление условий, в которых происходило запо­минание, применение более эффективной стратегии воспроизве­дения и поиска в памяти и т.д. оказываются достаточным услови­ем для восстановления возможности воспроизведения информации. (Что вы делали 18 сентября в 10.00/в 2000г.)

" Кривая забывания" Эббингауза: Опыты Эббингауза показали, что через

пол часа после заучивания забывается 40% материала, в даль­нейшем забывание идет медленнее. На следующий день в памяти остается 34% полученных знаний, через 3 дня - 25%, через 30 дней - 21%. Из этих опытов следует, что кривая забывания идет наиболее круто в начале и более плавно в дальнейшем. Надо заметить, что приведенные здесь цифры получены в про­цессе механического запоминания. При осмысленном запоминании, закономерность такая же, но при осмысленном запоминании забывание выражено значительно меньше.

 

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Отличительные признаки:

1. Опосредованный характер - устанавливая связи и отношения между

предметами и явлениями объективного мира, человек опира­ется не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в памяти.

2. Опора на знания - мышление опирается на имеющиеся у человека зна-

ния об общих законах природы и общества. В процессе мыш­ления человек пользуется уже сложившимися на основе пред­шествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира,

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. От-

ражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явле­ния.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предмета­ми в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрыв­ном единстве. Благодаря тому, что мышление находит отра­жение в словах, облегчаются процессы абстракции и об­общения, т.к. слова, по своей природе являются совершен­но особыми раздражителями, сигнализирующими о действи­тельности в самой обобщенной форме.

5. Связь с практической деятельностью человека. Мышление всегда орга-

нически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику чело­века. Это отнюдь не просто «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам возникаю­щим перед человеком в процессе труда и других видов жиз­недеятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ.

С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой

сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные вре­менные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется

внешними раздражениями, постольку образующиеся, при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.

И.П.Павлов: «Мышление... ничего другого, но представляет, как ассоциа-

ции, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними пред­метами, а потом цепи ассоциации. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы - выделение "что дано", "что требуется найти", «ка­кие недостающие или избыточные данные и т.д.».

3. Поиск решения:

а) поиск решения на основе известного алгоритма (репродуктивное

мышление),

б) поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества

известных алгоритмов,

в) решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных

алгоритмов,

г) поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

- на основе углубленных логических рассуждений (анализа, срав­нение, синтез, классификация, умозаключение и т.д.)

- на основе использования аналогий,

- на основе использования эвристических приемов,

- на основе использования эмпирического метода проб и ошибок,

В случае неудачи:

а) неудовлетворение, переходящее в отчаяние,

6) переключение на другую деятельность,

в) период инкубационного отдыха - созревание идей,

г) вдохновение,

д) инсайд - озарение, мгновенное осознание решения некоторой проблемы.

Факторы, способствующие озарению:

- высокая увлеченность проблемой,

- вера в успех, в возможность решения проблемы,

- высокая информированность в проблеме, накопленный опыт,

- высокая ассоциативная деятельность мозга.

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

 

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.

По форме:

- наглядно - действенное,

- наглядно - образное,

- словесно - логическое,

По характеру решаемых задач:

- теоретическое,

- практическое,

По степени развернутости:

- дискурсивное,

- интуитивное,

По степени новизны и оригинальности:

- репродуктивное (воспроизводящее);

- продуктивное (творческое);

Наглядно - действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосред­ственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно - образное мышление - вид мышления, характеризующихся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них; в отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном - ситуация преобразу­ется лишь в плане образа.

Словесно - логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление - познание законов, правил

Практическое мышление - подготовка физического преобразования действительности - постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Интуитивное мышление - является минимально осознанным, характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов.

Дискурсивное мышление - развернуто во времени, имеет четко выраженные

этапы, представлено в сознании человека опосредовано логикой.

Продуктивное мышление (творческое) - характеризуется создание объективно нового продукта, на основе творческого воображения.

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - не отличается новизной по-

лучаемого в процессе мыслительной деятельности продукта, создается на основе уже известных представлений и образов.

 

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ.

Анализ - мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделе­ние отдельных свойств предметов, позволяет:

- узнать из каких частей состоит то, что мы воспринимаем,

- понять структуру предметов и явлений,

- выделить такие свойства предметов как цвет, форма, предмета, скорость процесса и др.

Синтез - мысленное соединение частей предметов и явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств, позволяет:

- по отдельным частям представить весь предмет, механизм, аппарат;

- по отдельным признакам понять состояние человека;

- мысленно оперировать свойствами предметов, как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний и представлений.

- из отдельных фраз воссоздать высказывание, утверждение.

Сравнение - операция установления сходства и различия между предме­тами и явлениями реального мира.

Два пути сравнения:

- непосредственное - когда сравниваем два предме­та или явления, воспринимая их одновременно;

- опосредованное - когда сравниваем путем умозаключения.

Абстрагирование: - мыслительная операция, основанная на отвлечении

от несущественных признаков предметов, явлений и в выделении в них основного главного.

Конкретизация - представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Способы мышления.

Индуктивный - способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу;

Дедуктивный - способ мышления, осуществляющийся в обратном порядке - это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на осно­ве общего положения.

 

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и от­ношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явле­ниями: утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными и ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суж­дений делается определенный вывод.

Характеристики мыслительной деятельности.

Положительные:

Широта мышления - способность охватить весь вопрос целиком, не упуская

в тоже время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления - выражается в умении проникать в сущность сложных

вопросов.

Самостоятельность мышления - характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мышления - выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации,

обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума - это отрицательное качество, но мы даем их вместе с

с положительным качеством быстрота, чтобы не путали эти понятия: проявляется в том, что человек не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, выска­зывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность мышления - умение человека объективно оценивать свои и чу­жие мысли, тщательно и всестороннее проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Отрицательные:

скудость, шаблонность, узость, поверхностность, замед­ленность, косность мышления.

 

Внимание - направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий, т.е. это сосредоточение сознания на объекте, обеспечивающее его ясное отражение.

Под направленность понимают выделение из окружения значимых для

субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определен­ного рода психической деятельности.

Под сосредоточенностью, прежде всего, подразумевается большая или меньшая углубленность в действие.

Функции внимания:

- селективная - отбор значимых и торможение незначимых для текущей деятельности воздействий;

- стабилизирующая - удержание активности, сосредоточения сознания на

объекте деятельности.

- регулятивная - контроль за реализацией деятельности, динамикой, направленностью, избирательностью психических процессов.

Наличие внимания - проявляется на разных уровнях:

- поведенческом,

- речевом,

- вегетативном,

- физиологическом,

- нейронном.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВНИМАНИЯ.

Внимание - не имеет такого специального нервного центра, как зритель­ные, слуховые и другие ощущения и восприятия, связанные с деятельностью определенных участков коры больших полушарий, головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных цент­ров, с помощью которых осуществляется сопровождаемые внима­нием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции:

- когда в каком-то определенном участке коры головного моз­га начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выпол­нением данной деятельности, возникает торможение, зату­хание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие - заторможенными.

Индукция - закон физиологии нервной системы, согласно которому нервный процесс или состояние одного знака вызывает в других участ­ках нервной системы или в том же участке по прекращении своего действия противоположный нервный процесс или состояние.

- положительная индукция - торможение индуцирует возбуждение;

- отрицательная индукция - возбуждение индуцирует торможение.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый дан­ный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего /доминирующего/ над остальными частями коры, в результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Доминанта - временно господствующий в коре головного мозга очаг воз­буждения, определяющий реакцию организма на любые внешние и внутренние раздражители. Для доминирующего нервного центра характерна способность, накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Согласно А.А.Ух­томскому, доминанта является физиологической основой внимания.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ.

1. По особенности объектов, на которые направлено внимание:

- чувственное - вызывается непосредственно воспринимаемыми объектами;

- интеллектуальное - вызывается идеальными объектами;

2. По использованию средств для удержания внимания:

- непосредственное - без использования культурных средств;

- опосредованное - с использованием культурных средств;

3. По активности человека /субъекта/ и вовлечению волевого компонента:

- непроизвольное /пассивное/;

- произвольное /активное/;

- послепроизвольное /произвольно-непроизвольное/.

Непроизвольное внимание - это внимание, вызываемое внешними причинами теми, или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, его динамичность.

- интенсивность раздражения - заключается в более сильном действии объекта, /например, более сильный звук, более яркий свет/, который привлекал к себе внимание;

- новизна и необычность объекта - появление в ряде привычных сти­мулов объекта, привлекающего внимание своим отличием;

- динамичность объекта - резкая смена положения, наблюдающаяся при сложных и длительных действиях или остановка движения или резкое ускорение или изменение характера движения вместо плавного - скачкообразное.

Произвольное внимание - внимание, которое возникает в результате созна­тельных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности, требует обычно волевого усилия. Произволь­ное внимание характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

- целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности; преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только связанные с задачей, выполняемой в данный момент.

- организованность - преднамеренного внимания означает проявление умения организовать необходимые для данной деятельности психи­ческие процессы;

- повышенная устойчивость произвольного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес; в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

4. По степени интенсивности сосредоточения:

- динамическое - такое внимание, которое в начале работы харак­теризуется малой интенсивностью и только с помощью больших усилий человек повышает его интенсивность;

- статическое - это внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протя­жении всего времени его выполнения.

 

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.

Концентрация внимания - способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания - сосредоточение его на наиболее важных для человека предметах.

Распределение - возможность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять одновременно множест­во операций.

Объем внимания - характеризуется количеством объектов или их элемент-

тов, которые могут быть одновременно восприняты с одинако­вой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Интенсивность внимания - характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данного вида действия, в связи с чем, участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания - это способность задерживаться на воспри­ятии данного объекта, длительность сосредоточения внимания.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Закономерность циркуляции внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате чего какая-то часть информации может быть потеряна, исследования Б.М.Теплова и В.Д. Небылицына пока­зали, что свойства внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.

Закономерности возрастного развития внимания можно проследить в течение двух периодов: дошкольного и школьного: /Л.С.Выготский/.

Дошкольный период: /с третьего месяца жизни до 6-7 лет/

- с 3 месяцев до начала второго года жизни начинает развиваться непроизвольное внимание; ребенок уже достаточно долго может рассматривать какой-либо предмет, фиксировать свое внимание на лицах.

Формирование и развитие непроизвольного внимания ребенка происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих вин-

мание:

- первый ряд - это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами, приковывают его внимание;

- второй ряд - это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стиму­лов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ре­бенка;

- к началу второго года жизни начинает развиваться произ­вольное внимание, это связано с процессом воспитания ребенка; взрослые постепенно приучают ребенка к выполнению тех или иных действий и дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие.

Как утверждает Л.С. Выготский, произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начина­ют при помощи ряда стимулов и средств направлять внима­ние ребенка, управлять им. Особенно интенсивно это про­исходит в процессе овладения ребенком речи.

Школьный период: Основной период развития произвольного внимания, когда ребенок приучается к дисциплине, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение, ребенок начинает управлять процессами своего внимания. Этап школьного развития характеризуется бурным раз­витием внутреннего внимания, т.е. опосредованного внутренними установками ребенка.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.