КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристики скуки
Состояние апатии и скуки Скука – пассивное психическое состояние, при котором понижаются внимание и интерес к действительности (по Н.Д. Левитову). Скука – состояние по внешним проявлениям схожее с монотонией (Гримак Л.П.). Монотония – результат временного воздействия внешних однообразных условий, психическая деятельность при этом может быть достаточно интенсивной. Скука проявляется там, где теряется смысл в работе. С физиологической точки зрения скука является пассивным торможением. 1. Сознание неинтересности, ненужности, незначительности того, что человек воспринимает или делает. 2. Незнание того, когда это неинтересное закончится. 3. Чувство неудовлетворенности от вынужденной пассивности, от даром затраченного времени. 4. Слабость или поверхностная подвижность внимания. Есть объективно скучные события, книги, люди. Но в скуке есть и субъективная составляющая. Состояние скуки зависит от интересов, индивидуального вкуса человека, от подвижности нервных процессов. Проблема скуки очень важна для пожилых людей (Н.Д. Левитов). Апатия - пассивное состояние, связанное одновременно с понижением тонуса подкорки и возбудимости коры, выражающееся в чувстве неудовлетворенности, переживаемое как тягостное состояние (по Н.Д. Левитову). Апатия – состояние равнодушия, которое вызывается не только однообразием впечатлений, но часто их чрезмерным количеством. И.П. Павлов рассматривал апатию как явление слабости вследствие перенапряжения, когда все напряжение отпало. Скука – протест против условий, ее вызывающих. При апатии человеку безразлично будет ли смена впечатлений (по Н.Д. Левитову). Состояние апатии чаще всего возникает при напряженных и длительных интеллектуальных и физических нагрузках, в случае неудовлетворенности в личностно-значимых ситуациях, в случае разочарования в человеке, при хронических стрессовых ситуациях, при расставании с близкими навсегда, при конфликтах, одинокости, т.е. в повторяющихся травмирующих или необратимых ситуациях. Апатия негативно влияет на психические процессы. Воля человека в состоянии апатии ослабевает. Все психические процессы замедляются. Речь замедляется, появляются паузы. Эмоции притуплены (А.О. Прохоров). Апатия оказывает тормозное влияние на физиологические процессы: замедляются дыхание, сердцебиение, снижается двигательная активность, аппетит. Выводы 1. Активационные состояния детерминируются потребностно-мотивационной сферой. 2. С помощью континуума активации можно описывать эмоциональные процессы; тогда на одном полюсе находится состояние комы или глубокого сна, а на другом - состояние крайнего возбуждения, как в случаях бешенства, паники. 3. Боевое возбуждение в отличие от страха выступает как положительно окрашенное эмоциональное состояние стенического типа. 4. Вдохновение объективно выражается в усилении и лишь отчасти в ускорении творческой продуктивности, а субъективно переживается как особая готовность, внутренняя «мобилизованность» на создание творческих продуктов. 5. Скука, апатия и монотония являются близкими понятиями, отличающимися по ряду признаков. Вопросы для самоконтроля 1. Как соотносятся между собой понятия « эмоциональное возбуждение» и «эмоциональное напряжение»? 2. Почему у спортсменов, длительное время занимающихся спортом, при мыслях о тренировке в организме могут происходить изменения, которые имеют место в ее ходе? 3. Чем монотония отличается от скуки, а скука от апатии? 4. Согласны ли Вы с утверждением: «вдохновение может быть зафиксировано по острому повышению производительности труда»? 5. Боевое возбуждение и страх противопоставляются друг другу как состояния стенического и астенического типа. Как Вы понимаете это противопоставление? Литература 1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с. 2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с. 3. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова.- СПб: Издательство «Питер», 2000.- 512 с.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |