КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оборотная сторона
Самооценка уровня тревожности Стимульный материал: БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ Фамилия______________________________дата__________________
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Цель работы – диагностика самооценки уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности. Время выполнения – 2 академических часа. Литература – /3/, /5/, /6/, /12/, /20/, /34/, /42/, /46/, /50/. Метод – методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Материалы – бланк опросника, письменные принадлежности Выполнение работы: Студент выявляет уровень ситуативной и личностной тревожности и оформляет отчет. Описание методики: Шкала самооценки уровня тревожности состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21—40) тревожность. Напротив каждого высказывания приводится 4 варианта ответов. Обработка результатов: За ответ в графе 1 испытуемый получает 1 балл, в графе 2 – 2 балла, в графе 3 – 3 балла, в графе 4 – 4 балла. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам
где S1- сумма баллов по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; S2 - сумма баллов по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
где S1 – сумма баллов по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; S2 — сумма баллов по пунктам 21, 26, 27, 30,33, 36, 39. Интерпретация результатов (выводы): Результат оценивается так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует внимания к мотивам деятельности и повышения ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Комментарии к выполнению работы. Уровень тревожности во многом определяет поведение человека. Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности необходим человеку, т.к. тревожность, по сути, – это продолжение инстинкта самосохранения. Минимальный, желательный для самосохранения человека уровень тревожности называется полезной тревожностью. Личностная тревожность является устойчивой характеристикой человека и отражает устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Реактивная (ситуативная) тревожность – состояние личности, характеризующееся напряжением, беспокойством, нервозностью в данный момент. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Несмотря на субъективную оценку уровня тревоги, она является достаточно достоверной. А.А. Ухтомский подчеркивает: «так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие для того, кто умеет их расшифровывать». По мнению Ю.Л. Ханина, состояние тревоги, или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров… Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность…» (Вопросы психологии, 1978 г., № 6, с. 95).
Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания №№ 1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходят 10-15 сек: Показатель РТ высчитывается по формуле
где S1 - сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5; S2-сумма по пунктам 1, 3, 4. Величина показателя меняется от5 до 20
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |