Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рельефа психического состояния личности




Рельеф психического состояния личности

Ригидность

Агрессивность

Фрустрация

Тревожность

0 - 7 баллов не тревожные,

8 - 14 баллов тревожность средняя, допустимого уровня,

15 - 20 баллов очень тревожные.

0 - 7 баллов вы имеете высокую самооценку, устойчивы к

неудачам и не боитесь трудностей,

8 - 14 баллов средний уровень, фрустрация имеет место,

15 - 20 баллов у Вас низкая самооценка, Вы избегаете

трудностей, боитесь неудач.

О — 7 баллов вы спокойны, выдержаны,

8 —14 баллов средний уровень,

15 - 20 баллов вы агрессивны, невыдержанны, есть трудности

в работе с людьми.

О — 7 баллов ригидности нет, легкая переключаемость,

8 —14 баллов средний уровень,

15 - 20 баллов сильно выраженная ригидность, вам

противопоказаны смена места работы,

изменения в семье.

Комментарий к выполнению работы. Тревожность чаще всего в большей степени ведет за собой три явления: фрустрацию, агрессивность и ригидность. Фрустрированность, как форма проявления подверженности психологическому стрессу, есть состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи. Состояние непреодолимости жизненных ситуаций (фрустрация) в свою очередь вызывает отрицательные эмоции и состояние тревоги. Одной из частых реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации. Так, может сформироваться как личностная агрессивность, так и состояние агрессии. Относительная неспособность к переосмыслению и перестройке поведения, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности. Когнитивная, мотивационная и аффективная ригидность нейтрализуется изменением характера активности личности.

План отчета по лабораторной работе указан в работе №2


Лабораторная работа 4

Стимульный материал:

Инструкция испытуемому. Назовите состояние, которое Вы испытываете в данный момент (например, радость или тревога и т.д.). После этого дайте оценку показателям переживаемого Вами состояния по данному опроснику. Для этого зачеркните цифру, которая, на Ваш взгляд, отражает уровень проявления данной характеристики состояния:

5—максимальная выраженность данного показателя,

4 — уровень выше среднего,

3 — средний,

2 — ниже среднего,

1 — низкий уровень,

0—обычная, неизмененная характеристика данного показателя.

Слева в строке опросника один полюс, а справа — противоположный полюс данного показателя. Вы должны осуществить выбор. Помните, что в ряду может быть только одна оценка, а также, что нет ни хороших, ни плохих ответов.

Опросник

Психические процессы
1. Ощущение. Чувствительность к внешним воздействиям
Ухудшение восприимчивости к внешним воздействиям, невосприимчивость Обострение чувствительности к внешним воздействиям
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
2. Четкость, осознанность восприятия
Ухудшение, размытость, нечеткость, непонимание сути предметов, плохая осознанность Хорошая осознанность восприятия, ясность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
3. Особенности представлений
Трудность возникновения образов Четкость, ясность представлений, легкость возникновения образов
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
4. Память
Ухудшение памяти, трудность запоминания и воспроизведе­ния Улучшение памяти, легкость запоминания, легко вспоми­нается то, что необходимо вспомнить в данный момент
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
5. Мышление
Трудность в понимании, ухудшение сообразительности, отсутствие логики Повышение сообразительности, высокая находчивость, логичность мысли
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
6. Воображение
Трудность что-либо придумать, косность, зажатость Легкость образования новых ассоциаций, придумывание, раскованность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
7. Речь
Ухудшение речи (появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь, заикание) Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения качества грамотности, логичности
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
8. Эмоциональные процессы
Чувство страха, паники, отчаяния, безысходности Чувство радости, восторга, веселость. Появление азарта
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
9. Волевые процессы
Трудно заставить себя, слабость, чувство неуверенности, лень Повышение уверенности в себе, легкость в управлении собой. Вера в успех.
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
10. Внимание
Ухудшение внимания, низкая способность сосредоточиться на выполнении работы, отвлекаемость Улучшение способности к сосредоточению. Посторонние раздражители не отвлекают. Высокая увлеченность работой
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
физиологические реакции
11. Температурные ощущения
Ощущение похолодания конечностей, чувство озноба Ощущение тепла, повышение температуры тела
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
12. Состояние мышечного тонуса
Значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик мышц лица, губ, век) Умеренное повышение мышечного тонуса. Чувство умеренного мышечного напряжения
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
13. Координация движений
Снижение четкости движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднение в выполнении мелких движений Улучшение координации движений, увеличение скорости, точности, координированности движений во время работы, письма
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
14. Двигательная активность
Снижение двигательной активности, отсутствие желания двигаться, апатия, обездвиженность Повышение двигательной активности, увеличение скорости, энергичности движений вплоть до невозможности усидеть на одном месте, суетливость,
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
15. Сердечно-сосудистая система
Наличие неприятных ощущений со стороны сердца, сердцебиения, боли, чувство сжатия в области сердца Ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
16. Проявления со стороны органов дыхания
Значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» Увеличение глубины дыхания, учащение дыхания, не причиняющее беспокойства и не мешающее работе
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
17. Состояние потоотделения
Появление обильного и холодного пота, обильное потение рук, ладоней, подмышек, спины и пр. Незначительное потоотделение, кожа относительно суха
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
18. Ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта
Выраженные ощущения в животе, боли, снижение аппетита, подташнивание, жажда Чувство легкого голода, периодическое умеренное урчание в животе
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
19. Состояние слизистой оболочки полости рта
Ощущение сухости во рту Умеренное увеличение слюноотделения
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
20. Окраска кожных покровов
Побледнение кожи лица, рук, шеи. Появление на коже мраморного, пятнистого оттенка Покраснение кожи рук, лица, шеи или незначительное изменение окраски кожи
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Шкала переживаний. Радость—печаль
21. Тоскливость Веселость
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
22. Грустность Оптимистичность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
23. Печаль Задорность (страстность, запальчивость)
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Активность – пассивность переживаний
24. Пассивность Активность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
25. Сонливость Бодрость
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
26. Вялость Бойкость (живость, проворность, оживленность)
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Интенциональность (направленность) переживаний
27. Опускает (погружает) Поднимает (возвышает)
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Напряжение – расслабление переживаний
28. Напряженность Раскрепощенность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
29. Тяжелость (тяжесть, трудность) Легкость
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
30. Скованность Раскованность (свобода)
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
ПОВЕДЕНИЕ
31. Пассивность Активность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
32. Непоследовательность (хаотичность) Последовательность (целеустремленность)
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
33. Размеренность, равномерность Импульсивность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
34. Необдуманность Продуманность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
35. Неуправляемость (бесконтрольность) Управляемость (контроль)
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
36. Неадекватность (несоответствие) Адекватность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
37. Расслабленность Напряженность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
38. Неустойчивость (шаткость) Устойчивость (стабильность, равновесность)
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
39. Неуверенность (сомнение) Уверенность
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
40. Закрытость (замкнутость) Открытость
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5

Цель работы – выявить психические состояния личности, присущие ей в данный момент.

Время выполнения – 2 академических часа.

Литература – /5/, /9/, /12/, /17/, /41/, /49/, /53/, /55/, /56/,

Метод – опросник рельефа психического состояния личности (РПС) А. О. Прохорова.

Материалы – бланк опросника РПС, письменные принадлежности.

Выполнение работы: исследования проводятся индивидуально или небольшой группой. Студент заполняет опросник, затем строит рельеф психического состояния и дает его интерпретацию. Особое внимание необходимо уделить интенсивности проявлений состояния и их соотношению.

Описание методики: опросник представляет собой перечень признаков структуры психического состояния и содержит 40 основных характеристик психического состояния, разделенных на четыре блока (структуры): психические процессы - 10 показателей, физиологические реакции - 10 показателей, переживания - 10 показателей, поведение - 10 показателей. Каждый показатель имеет 11 уровней выраженности.

Обработка результатов: после заполнения бланка опросника производится подсчет набранных испытуемым баллов. При этом все первичные результаты испытуемого переводятся в единую 11-балльную шкалу: например, оценки -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5 будут выглядеть следующим образом: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 соответственно. На основании суммы баллов подсчитывается выраженность той или иной структуры состояния (средняя по 10 показателям блока), а также выраженность каждого отдельного показателя.

Интерпретация результатов: по полученным результатам строится рельеф проявления разных сторон состояния в виде гистограмм (рис. 1) или строится интегральный рельеф состояния (рис. 2). При применении на практике идеальные показатели определяет психолог в зависимости от требований деятельности (методом экспертных оценок или сравнением с идеалом). В научном исследовании делается групповой срез и ведется статистическая обработка.

План отчета по лабораторной работе указан в работе №2


Лабораторная работа 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.