КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностики психических состояний
Основные методики Общие: Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения, Тест Люшера, Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка. Диагностика тревожности: Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, Методика измерения уровня тревожности Тейлора, Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Диагностика состояния одиночества: Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсоиа. Диагностика депрессивного состояния: Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова, Шкала депрессии. Диагностика стресса и стрессоустойчивости: Методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса я Pare, Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Диагностика эмоциональных состояний: Торонтская Алекситимическая шкала, Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко. Диагностика фрустрации: Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, Тест Розенцвейга. Диагностика невроза: Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека в X. Хесса, Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана. Диагностика состояния агрессии: Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, Методика диагностики уровня агрессивности А. Ассингера, Фрейбургская анкета агрессивности для подростков. Лабораторная работа 1 Первичный анализ типичных психических состояний личности Цель работы – определить наиболее частые психические состояния студента и различных социальных групп. Время выполнения – 2 академических часа. Литература - /3/, /5/, /6/, /9/, /12/, /17/, /41/, /52/, /53/, /54/, /55/, /56/. Метод – наблюдение, рефлексия. Материалы – перечень заданий. Ответы на все задания, кроме первого даются письменно. Ответ на первое задание обсуждается в группе. Выполнение работы: вам необходимо вспомнить психические состояния, типичные для Вас, ваших друзей, коллег и т.д., пронаблюдать за коллегами-студентами во время выполнения лабораторной работы, проанализировать свои наблюдения и воспоминания. После этого ответьте на нижеперечисленные вопросы. Помните, что проведенный анализ не является абсолютно точным, но он всегда необходим психологу для первичной, приблизительной диагностики при индивидуальном, организационном консультировании, ведении переговоров и так далее. Вопросы для анализа психического состояния: 1. Перечислите 5-7 психических состояний, наиболее типичных для Вас. Здесь и далее желательно затронуть все виды состояний: эмоциональные, тензионные, тонические, активационные, «пограничные» (функциональный и патологический аффекты, депрессия, эйфория, невроз), измененное состояние сознания – транс. 2. Перечислите 5-7 психических состояний, наиболее часто возникающих в вашей студенческой группе во время обучения. По каким критериям вы это установили? 3. Перечислите 5-7 психических состояний, которые, с Вашей точки зрения, являются наиболее типичными для российского социума. По каким критериям вы это установили? 4. Сгруппируйте психические состояния, заполнив таблицу:
Перечень состояний: радость, удовольствие, сон, состояние влюбленности, синтония, спокойствие, атараксия (полное спокойствие), тревога, грусть, тоска, страх, апатия, переутомление, паника, воодушевление, агрессивное состояние, работоспособность, ненависть, гнев, монотония, ярость, эмоциональное сгорание, фрустрация, утомление, стресс, дистресс, посттравматическое стрессовое расстройство, эмоциональное напряжение, эмфазия (вдохновение), состояние одиночества, бодрствование, сонливость, пресыщение, синойя (сосредоточенность), психическое возбуждение, скука. 4. Проранжируете 4 вида состояний (эмоциональные, тензионные, тонические, активационные) по (а) частоте, с которой их испытывает среднестатистический индивид, (б) диапазону (разнообразию). 5. Вспомните свое состояние и состояние своих друзей во время и перед сложным экзаменом. Назовите психические состояния, которые обычно испытывает студент в это время, кратко дайте их описание. 6. Вспомните структуру психики (познавательные процессы – свойства личности – психические состояния). Какова роль состояний в регуляции первых двух составляющих психики? Приведите примеры из собственного опыта. Комментарий к выполнению работы Психическое состояние, по мнениюН.Д. Левитова (психолога, одним из первых их изучавшего), - это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Одной из классификаций психических состояний является следующая: 1. эмоциональные состояния, где преобладающей является эмоция, 2. тензионные состояния, где определяющим является психическое напряжение, 3. тонические состояния, где определяющим является тонус организма, 4. активационные состояния, где определяющей является активность человека. Структура психического состояния. Самый нижний, физиологический уровень, включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биологические изменения, сдвиги физиологических функций. Психофизиологический уровень - вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики. Среди психических явлений (психологический уровень ) психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Иногда выделяют и четвертый социально-психологический уровень состояния – те закономерности в социальном окружении человека, которые вызывают состояние. Лабораторная работа 2 Функциональное состояние и его структура Стимульный материал: Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Цель работы -оперативная оценка самочувствия, активности и настроения (составляющих функционального состояния). Время выполнения – 2 академических часа. Литература – /3/, /5/, /6/, /12/, /49/, /50/, /54/, /55/, /56/. Метод – методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН). Материалы – бланк опросника САН, ручка (карандаш). Выполнение работы. Вам необходимо изучить собственное функциональное состояние по трем его составляющим и затем в группе построить общий срез функционального состояния. Описание методики: опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния. Обработка результатов. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары - в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие! Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Самочувствие - сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность - сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9,10, 15,16, 21, 22, 27, 28. Настроение - сумма баллов по шкалам: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Интерпретация данных (выводы). Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Среднестатистические нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. План отчета по лабораторной работе: 1. Цель работы. 2. Описание методики. 3. Область применения методики. 4. Испытуемые. 5. Обработка результатов (указать только полученные данные). 6. Интерпретация результатов (выводы). 7. Рекомендации (указываются при необходимости).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |