Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. 2.2. Когнитивное развитие




Девиантное поведение в подростковом и юношеском возрастах: причины и виды

 

Рис. 1. Концептуальная структура поведения подростков, сопряженного с риском. Источник: Risk behavior in adolescence: A psychological framework for understanding and action (p. 27) by Richard Jessor, 1992, in Adolescents at risk: medical and social perspectives, edited by D. F. Rogers and E. Ginzberg. (с. 547, Крайг, Бокум, 2007)

 

Если в детстве и юности можно легко выделить четкие границы стадий когнитивного развития, то во взрослости – это сложно.

В целом память, мышление и т.д. не прекращают развиваться с наступлением взрослости.

Имеются интересные сведения о развитии интеллекта взрослых. Метод поперечных срезов показывает, что уровень IQ у 15-25 летних выше, чем у большинства старших людей. В то же время лонгитюдный метод показал, что испытуемые демонстрируют рост оценок по интеллектуальным тестам в период от 20 до 40 лет, переходящий в плато в районе 45 лет. Чем это объяснить? Это объясняется тем, что в методе поперечных срезов более молодые обладают всегда лучшим здоровьем, они не так давно окончили школу и т.п. Также отмечено, что у большинства образованных людей наблюдается тенденция к более продолжительному росту оценок по IQ на протяжении взрослости, чем у меньшинства образованных.

У. Перри, изучая студентов Гарвардского и Рэдклиффского университетов, установил, как происходит изменение в процессах интерпретации, осмысления и понимания. В итоге, было выделено 3 стадии:

1) начальный дуализм (например, истина – ложь, правильно – неправильно);

2) терпимость по отношению к множеству соперничающих точек зрения (концептуальный релятивизм);

3) переход к самостоятельно выбранной позиции, личным мнениям, убеждениям и принятие на себя ответственности за выбор собственных ценностей, своего образа жизни.

Клаус Ригель же выделяет понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития во взрослости. Он называет это диалектическим мышлением. По Ригелю, это и есть 5-я стадия когнитивного развития, следующая за 4-й в теории Пиаже. Это (5-я стадия) стадия, на которой человек обдумывает противоположные мысли и синтезирует (интегрирует) их. Особо важный аспект диалектического мышления – интеграция идеального и реального. Практический, обычный мир (реальное) служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного, формально-операционального мышления (идеальное). В этом состоит сильная сторона мышления взрослых.

К. Уорнер Шайи не согласен, что существует 5 стадия и считает, что в ранней взрослости отличительным признаком мышления является гибкость, т.е. умелое использование всех тех когнитивных способностей, которыми человек уже обладает. Это означает не умение решать интеллектуальные тесты, а умение принимать личные решения для достижения жизненных целей. Поэтому период ранней взрослости, по Шайи, это период достижения. Итак, стадии когнитивного развития по У. Шайи:

 

Рис. Стадии когнитивного развития взрослых по Шайи

 

Человек, который успешно справляется с периодом достижений, приобретает определенную степень личной независимости и переходит к следующей фазе в использовании когнитивных навыков – периоду социальных обязанностей (использование когнитивных способностей, чтобы решать проблемы других, – в семье, на работе). У некоторых эти обязанности могут быть довольно сложными, требующими налаживания отношений в организациях и предполагающими разносторонние знания. Также люди имеют возможность проявить свои когнитивные способности, выполняя административные функции, в дополнение к тем социальным обязанностям, которые они принимают.

В поздней взрослости главной задачей становится задача реинтегрирования субъективных следов событий всей предшествующей жизни – осмысление своей жизни как целого и оценка пройденного пути. (Крайг).

 

п. 2.3. Личностное развитие.

 

Развитие взрослого можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я (т.е. сугубо личностное развитие), Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруг и родитель) и Я как работника. Эти системы взаимосвязаны.

Задачи развития в ранней взрослости: Р. Хейвигхерст (1953) для каждого периода взрослости выделяет задачи развития, успешное выполнение которых дает ощущение удовлетворения от жизни.

Задачи ранней взрослости:

1. Выбор супруга, 2. Подготовка супружеской жизни, 3. Создание семьи, 4. Воспитание детей, 5. Ведение домашнего хозяйства, 6. Начало профессиональной деятельности, 7. Принятие гражданской ответственности, 8. Нахождение конгениальной (сходство по дарованию, образу мыслей, идейному направлению, стилю) социальной группы.

Развитие личности. В ранней взрослости человек достигает личностной психологической зрелости, которая может быть представлена рядом особенностей:

1) наличие активности, которая проявляется в плане постановки и реализации целей своей жизни, а также принятия и решения задач, выдвигаемых обществом или неожиданно возникающих в ходе жизни;

2) наличие способности к рефлексии, критичности, оценочному отношению к себе и окружению; способности к контролю своей жизнедеятельности;

3) автономность и независимость от окружения (родителей, друзей и общества в целом, событий внешней жизни): материальная, эмоционально-личностная; обладание внутренним локусом контроля и оценки и, как следствие, осознание того, что ты сам – творец своей жизни;

4) свобода выбора, что помогает оставаться самим собой, индивидуальностью в любых обстоятельствах; умении придерживаться своих ценностей, убеждений и верований;

5) ответственность за то, что человек выбирает главным содержанием своей жизни, ее смыслом и за то, как, какими средствами он пользуется для их осуществления;

6) наличие стройной системы жизненных целей, обеспечивающих смысл жизни человека;

7) наличие потребности и способности к самопознанию: знать себя со всех сторон и не бояться познавать себя с целью работы над собой, готовности к дальнейшему развитию, саморегуляции;

8) реалистичность восприятия себя, жизни, людей и ситуаций. Особенно актуальна эта черта во встрече с «ударами судьбы», так как понимание, что жизнь наделена трудностями – тоже признак зрелости; все это дополняется наличием способности продуктивно справляться с ними;

9) творчество, которое может проявиться в любых сферах: от решения задач до создания чего-то нового в сфере науки, искусства и т.д.;

10) наряду с наличием собственных ценностей, принятие и разделение существующих общечеловеческих морально-нравственных ценностей и идеалов. Благодаря этому человеку не безразлично происходящее, он не погружается полностью в собственный мир;

11) наличие желания работать с целью приносить пользу обществу и достижения полной материальной независимости;

12) способность к установлению прочных, глубоких и близких отношений с партнером, основанных на любви, которая, в свою очередь, базируется на умении проявлять свои чувства и понимать чувства других.

Согласно Э. Эриксону, человеку в ранней взрослости необходимо решить задачу установления своей идентичности в близких отношениях другими людьми и трудовой деятельности. Если у молодого человека нет твердого ощущения того, что он занимается своим делом или что у него в семье все благополучно, он может чувствовать какой-то пробел в своей жизни, как если бы он что-то не довел до конца.

С формированием идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в итоге, с супругом. Близость – решающий фактор в установлении благополучных любовных отношений. Кто не способен сформировать близкие отношения, могут испытывать трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности.

Следующим событием ранней взрослости является достижение генеративности – попытки увековечить себя путем внесения значительного вклада в окружающий мир. Это достигается посредством профессиональной деятельности, воспитания детей или творчества. (Крайг).

Человек как член семьи. Г.С. Абрамова считает, что главная задача ранней взрослости – создание собственной семьи и родительство.

Как происходит выбор партнера? З. Фрейд считал, что главной причиной является влечение, которое дети испытывают к родителю противоположного пола. Благодаря бессознательному процессу, ребенок (человек) переносит любовь, испытываемую им к этому родителю, на других людей – потенциальных супругов.

Теория комплементарных потребностей Р. Уинча основана на том принципе, что противоположности притягиваются.

Согласно Б. Адамсу, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и т.д. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близость, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к принятию решения о вступлении в брак. (Крайг).

В жизни семья проходит через так называемый семейный циклпоследовательность предсказуемых событий, или периодов, через которые проходит каждая полноценная семья. Итак, события: 1) оставление родительской семьи: либо в момент вступления в брак или ранее; 2) вступление в брак и сопровождающие его адаптация, налаживание отношений с супругом и его родственниками; 3) рождение первого ребенка и начало периода родительства. Это событие еще называют образованием собственно семьи, или переходом к родительству; Далее события могут варьировать: 4) поступление в школу первого ребенка; 5) рождение последнего ребенка; 6) уход последнего ребенка из семьи; 7) смерть одного из супругов и т.д.

Среди этих событий наиболее значительным является переход к родительству. Родительство возлагает на человека ответственность и наделяет новым социальным статусом. С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни (для отдыха времени нет), финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и т.д. Появление ребенка ослабляет связь и общение между супругами. Таким образом, переход к родительству отмечен следующими событиями:

1. Изменениями в идентичности и внутренней жизни, т.е. изменение чувства Я родителей и их предположений о семейной жизни;

2. Перераспределение ролей и переменами в супружеских отношениях. Когда супруги измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе, в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным разделением труда;

3. Переменами в ролях и отношениях старшего поколения. Переход к родительству затрагивает как родителей, так и бабушек с дедушками;

4. Изменениями ролей и отношений вне семьи. Особенно это касается матери т.к. ее приходится чаще всего оставить работу и тому подобное;

5. Новыми родительскими ролями и отношениями. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с воспитанием ребенка.

Наибольшей проблемой в переходе к родительству является изменение ролей внутри семьи, т.к. это происходит внезапно. Некоторые мужчины испытывают ревность и зависть тем тесным эмоциональным связям, которые возникают между мамой и ребенком. Супругам приходится сокращать время, которое они уделяли друг другу и своим увлечениям. У многих после рождения ребенка возникают проблемы коммуникативного и сексуального характера, они начинают чаще конфликтовать. Однако, от 20 до 35% опрошенных пар считают, что появление ребенка привнесло только лучшее в их жизнь и они испытывают большее удовлетворение от семейной жизни.

Переход к родительству имеет 6 отдельных стадий родительства (Е. Галинский):

1) Стадия формирования образа (от зачатия до рождения ребенка): супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия согласно собственным стандартам идеального родителя.

2) Стадия выкармливания (с рождения до ≈ 2 лет, когда ребенок начинает говорить «Нет»): у родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, работе, друзьям и своим родителям, с потребностями малыша.

3) Стадия авторитета (2–5 лет ребенку): супруги задаются вопросом: какими родителями они были и будут. Прогресс здесь бывает, когда родители осознают, что они и их дети не всегда соответствуют созданному им идеалу.

4) Интерпретативная стадия (6-12 лет ребенку): родители проверяют и пересматривают многие из устоявшихся своих предположений.

5) Стадия взаимозависимости (12-18-19 лет ребенку): родители должны подвергнуть ревизии свои властные отношения с теперь уже почти взрослыми детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в партнерские.

6) Стадия расставания (с момента, когда дети уходят из дома): родителям приходится не только «отпустить их», но и браться за трудную, а порой и неприятную задачу критического осмысления того, какими родителями они были.

На каждой стадии родители должны суметь разрешить свои внутренние конфликты на новом и более высоком уровне интеграции, иначе они могут не справиться с охватившими их чувствами. Это неснятое напряжение может негативно сказаться на супружеских отношениях или на способности эффективно выполнять родительские роли. (Крайг).

Развитие личности в профессиональной деятельности. Трудовую жизнь взрослого человека можно представить в виде профессионального циклаизменяемая последовательность периодов, или этапов в жизни работающего человека.

Профессиональный цикл может быть разделен на этапы. Рассмотрим этапы профессионального пути по Доналду Суперу (1957). Он выделяет 5 этапов, основываясь на принципе выяснения индивидуумом своих склонностей и способностей и поиск им подходящей профессии. Во время этого поиска человек развивает и уточняет профессиональную Я-концепцию:

1. Этап роста (до 14 лет). Начинает развиваться Я-концепция. В играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. Появляются интересы, которые могут повлиять на выбор профессиональной карьеры.

2. Этап исследования (15-24 г.). Человек пытается разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях, и возможностях. По результатам этого самоанализа, он оценивает возможные варианты профессиональной карьеры. К окончанию этапа человек подбирает подходящую профессию и начинает ее осваивать.

3. Этап упрочения карьеры (25-44 г.). Человек пытается занять прочное положение в выбранной сфере. В первые годы этапа люди могут менять место работы или специализацию, специальность, но во второй половине этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранной деятельности. Эти годы часто оказываются наиболее творческими.

4. Этап сохранения достигнутого (45-64 г.). Все сказано в названии.

5. Этап спада (> 65 лет). Физические и умственные силы ослабевают. Человек меняет характер работы (если не уходит на пенсию) в соответствии с возможностями.

О выборе профессии. Факторы: пол и этническая принадлежность, родительские установки, Я-концепция, индивидуальные особенности человека, практические соображения.

Пол и этническая принадлежность. Например, женщины выбирают профессии, которые бы позволили им больше времени уделять семье.

Родительские установки. Отношения между родителями и детьми приводят к формированию у детей установок, потребностей и интересов, одним из проявлений которых является выбор профессии. Например, дети, находящиеся в центре внимания семьи, могут вырасти с зависимостью от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других, в результате их будут привлекать профессии, которые дадут им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением. Они предпочтут работу, где они смогут помогать (обучать, воспитывать) окружающим, или тяготеть к работе в сфере искусства, развлечений, культуры.

Дети, которым в семье уделяется мало внимания, часто испытывают недостаток любви и уважения, отсутствует и зависимость от потребности к ним. Их, следовательно, могут привлекать профессии, требующие уединения, поэтому посвящают себя науке, технике и т.п.

Кроме этого, родители служат моделью определенного образа жизни и являются источником формирования жизненных ценностей, убеждений. К тому же семья задает определенный уровень проявления индивидуальности и автономии, подкрепляя те или иные образцы профессии. Так, дочерей, работающих матерей отличает, как правило, более высокая мотивация достижения и большее стремление сделать карьеру, чем девушек, чьи матери не работают.

Я-концепция. Теория Я-концепции состоит в том, что люди стремятся выбрать профессию, которая соответствует их представлениям о себе. Утверждая себя в профессии, соответствующей Я-концепции, они достигают самоактуализации. Т.е., они делают то, что, по их представлению, может принести наибольшее удовлетворение и максимально способствует их росту личностному.

Индивидуальные особенности (теория черт личности) влияют так, что существует соответствие между родом занятий, который выбирают люди, и их чертами личности. Причем эти черты могут быть объективно измерены, а не субъективно представляться (как в теориях Я-концепции). Так, Дж. Холланд (1973) разработал систему подбора подходящей профессии на основании степени выраженности у индивидуума 6 черт личности: 1) реалистичность, 2) пытливость, 3) общительность, 4) твердое следование нормам и правилам, 5) инициативность, 6) артистичность. Например, человеку с выраженными 2 и 5 чертами подойти может научная работа, а с 3 и 4 чертами – медсестры, например.

Практические соображения. Особенно связаны с материальной стороной, необходимости больше уделять внимания родственникам (например, больным, старикам), следование (принудительное) семейной традиции и т.п.

Поступление на работу и профессиональная адаптация.

Когда молодые люди начинают работать, реальность, с которой они сталкиваются, может вызвать у них настоящее потрясение. В юности и в период профессиональной подготовки люди полны радужных ожиданий в отношении будущей работы и своих профессиональных достижений. Когда же начинаются трудовые будни, люди быстро осознают, что некоторые их ожидания, скорее всего, не оправдаются. Здесь важно вовремя адаптироваться, иначе кроме разочарования, работа ничего не принесет. Адаптироваться молодым работникам помогают наставники, а также в ходе работы люди идентифицируются со своей профессиональной группой и приучаются вести себя в соответствии с правилами и ожиданиями соей профессиональной группы. Как правило в возрасте 30 лет человек пересматривает свое профессиональное положение, т.е. сравнивают ожидания и реальность.

В контексте семьи и работы, человек в ранней взрослости сталкивается иногда с таким явлением как ролевое напряжение, которое выражается в виде тревоги и эмоционального напряжения. Этот феномен связан с тем, что человеку бывает трудно в начале адаптироваться к ролевым требованиям, связанными как с семьей, так и с работой (что предпочесть? как совместить? и т.п.). Особенно актуализируется ролевое напряжение, когда в семье появляются малыши.

 

3. Средняя взрослость

 

Субъективное ощущение начала периода. Хронологически – это время жизни от 40 до 60-65 лет Специалисты значительно расходятся в определении начала и конца среднего возраста. Многое зависит от стадии жизни, которую проживает в это время конкретный человек (может быть у одной женщины в 40 лет родился 1-й ребенок, а у другой – уже 1-й внук). Средняя взрослость для одних может быть более, а для других менее протяженной. Это связано с множеством признаков, одновременно используемых в определении возраста. Например, социально-позиционный признак, который состоит в том, что человек среднего возраста сознает свою обособленность как от молодых, так и от пожилых людей. Другие признаки: физические и биологические (сын перерос родителей в высоте, например; появились морщины). Психологические признаки связаны с вопросами преемственности и изменением жизни. Люди начинают понимать, что ими был принят ряд важных решений в отношении своей профессии и семьи; эти структуры жизни к настоящему времени почти сложились – осталось лишь реализовать их до конца. А будущее уже не несет в себе безграничных возможностей.

Обычно люди склонны отмечать (субъективно) начало среднего возраста в соответствии с классическим семейным циклом, - когда их дети начинают покидать дом, или, если они бездетны, то когда дети сделали бы это, будь они у них. Также начало может ощущаться и в профессиональной карьере: люди более не продвигаются по службе, либо осознают, что достигли вершины, или плато, которое намного ниже первоначальных устремлений.

На средний возраст существуют два противоположных взгляда: согласно 1-му – это период расцвета семейной жизни, карьеры, творческих способностей, но в то же время люди все чаще задумываются о смерти. Другая теория зрелости больший акцент делает на вопрос возникновения беспокойства относительно реализации себя, необходимости что-то оставить следующему поколению, мучают вопросы, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями. Девизом жизни становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас» (Гаулд). То, как относится человек среднего возраста к событиям его жизни, определяет, станет ли средний возраст этапом плавного перехода и переоценки ценностей или же периода кризиса середины жизни.

Исследования показывают, что большинство переживают середину жизни как годы перехода, наполненные как позитивными, так и негативными событиями, связанными с процессами старения. В психологии существуют два подхода к мысли о кризисе середины жизни: 1) модель кризиса и 2) модель перехода. Первая привязывает возрастные изменения этого периода к предсказуемым, нормативным кризисам, а вторая отвергает это мнение. Согласно модели перехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий в его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можно строить планы. Хотя переход, связанный с этими событиями, и может вызвать трудности как психологические, так и социальные, но большинство людей успешно приспосабливаются благодаря знанию того, что эти события неуклонно приближаются. Т.е. люди к ним готовятся заблаговременно, или благодаря антиципаторной социализации они могут спланировать эти жизненные события и избежать кризиса.

Модель кризиса имеет методологические недостатки, которые ограничивают ее надежность. Многие исследования в рамках этой модели используют данные исследования клинического контингента, а не случайных выборок.

Физическое развитие. В средней взрослости физическое развитие переходит в плато, и появляются первые признаки физического спада, которых с наступлением пожилого возраста становится все больше. При этом следует помнить, что в среднем возрасте и в последующем одни люди стареют быстрее, другие – медленнее.

В целом, в среднем возрасте начинается спад в сенсорных и моторных функциях, а также деятельность внутренних органов и систем.

Сенсорика. С 50 лет заметно снижается зрение, но близорукие люди начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем в молодости.

Слух становится менее острым после 20-летнего возраста, но заметное ухудшение восприятия звуков высокой частоты наступает в среднем возрасте. Замечено, что потеря слуха более типична для мужчин, чес для женщин, что связано, скорее, с условиями труда.

Вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность снижается в период средней взрослости, но более плавно и не столь заметно, чем зрение и слух.

Двигательные навыки несколько ухудшаются, но за счет практики и опыта (если он есть) сохраняются на высоком уровне. Однако осваивать новые навыки становится все труднее.

Морфо-функциональные изменения. Замедляется функционирование нервной системы, особенно после 50 лет. Скелет утрачивает былую гибкость и несколько сжимается. Кожа и мышцы начинают терять эластичность, отмечается тенденция к накоплению подкожного жира. Коронарные артерии к началу среднего возраста сужаются на 1/3 по сравнению с 20-летним возрастом. Вследствие чего уменьшается V перекачиваемой сердцем крови. Объем легких уменьшается также, а поскольку выносливость человека зависит от количества О2, поступающего к тканям организма, то люди в среднем возрасте часто не состоянии так напряженно работать, как ранее. (Крайг).

Наиболее значимым морфо-функциональным изменением у женщин среднего возраста является менопауза – необратимое прекращение менструаций. Менопауза – одно из ярчайших проявлений начала климактерия – широкий комплекс физических и эмоциональных симптомов, сопровождающий гормональные изменения в среднем возрасте.

В последнее время специалисты полагают, что и у мужчин в среднем возрасте также происходят определенные изменения в сексуальной жизни, поэтому уместно говорить, что климактерий свойственен обоим полам.

Физические изменения и симптомы менопаузы у женщин. Менопауза наступает ≈ 48-51 года, хотя может начинаться несколько раньше или немного позже. Уменьшается выработка эстрогенов и репродуктивная система прекращает работать. Матка постепенно сжимается, несколько уменьшается размер грудных желез, так как железистая ткань заменяется жировой.

Значимым симптомом менопаузы, называют приливы жара (включая ночной пот). Об этом говорят 75% женщин. У некоторых потение бывает очень сильным, что вызывает бессонницу. В наиболее тяжелых случаях (15% женщин) добавляются головные боли, головокружение, сердцебиение и боли в суставах. В этой ситуации требуется медицинская помощь.

К долговременным последствиям менопаузы относят 2 обязательных: изменения костной массы и гениталий и 1 спорное – коронарная недостаточность.

С началом менопаузы масса костной ткани начинает убывать как у женщин, так и у мужчин, но у женщин ее снижение оказывается в 2 раза больше и происходит быстрее. У женщин после 50 лет переломы костей происходят в 6-10 раз чаще, чем у мужчин. Уменьшение костной массы может приводить к заболеванию остеопороз (в США 1/10 житель и большинство женщин).

Изменения в гениталиях могут приводить к болезненным ощущениям во время коитуса, которое легко устранимы (мази).

Эмоциональные проявления. Могут отмечаться чувство подавленности, сожаления, утраты и даже депрессия (но это отмечает меньшинство женщин). Большинство же отмечает, что они начинают чувствовать себя свободнее, могут больше времени посвящать себе.

Уменьшить 1 проявление (изменение костной массы) можно заместительной терапией (гормональные средства, препараты Са, физическая зарядка (3 раза в неделю по 30-45 минут)). Но это нужно делать постоянно, т.е. поддерживать, а прекращение – вызывает необратимые изменения.

Изменения у мужчин. В районе 50 лет начинают наблюдаться изменения в сексуальной активности, но они широко варьируют. В сравнении с женщинами, сокращение андрогенов происходит постепенно и долго. Но возможны проявления импотенции, частое мочеиспускание и язвенная болезнь. Другие жалуются на чувство неуверенности. Нервозность, усталость и подавленность. Однако большинство симптомов у мужчин обусловлено не физиологическими, а психологическими проблемами (стресс от кризиса середины жизни).

Когнитивное развитие. Дж. Хорн выделяет 2 типа интеллекта: текучий и кристаллизованный. Текучий интеллект включает способности, с помощью которых человек научается чему-то новому (- приобретает новый опыт); к ним относятся: скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений. Эта форма интеллекта, как считают, достигает своего пика в конце юности, а затем происходит постепенное снижение, т.к. это связано с развитием нервной системы. Кристаллизованный интеллект – способность, которая приобретается с опытом и образованием и опирается на осведомленность и запас знаний; включает процессы: установления отношений, формулирование суждений, анализ проблем, умение делать выводы на основе знаний, опыта. Это форма прогрессирует на протяжении жизни человека, пока человек способен получать и сохранять информацию.

В онтогенезе наиболее часто характерен прирост оценок по тестам интеллекта до 40 лет и даже более лет. После чего следует период относительной стабильности до 55-60 лет, а затем происходит постепенное снижение. Снижение результатов в среднем возрасте характерно лишь в субтестах на арифметические действия и на «беглость речи» (способность быстро подбирать слова по заданным критериям). Снижение показателей, связанными со скоростью, объясняется замедлением многих психомоторных процессов.

Следовательно, в среднем возрасте важнейшим фактором сохранения интеллекта на высоком уровне является богатство жизненного опыта. Кроме этого, на уровень интеллекта в среднем возрасте влияет специфика жизни человека: «проста» или «сложна» она, (т.е. когнитивная сложность выражается в жизненной сложности: насыщенности жизни возможными событиями).

Личностное развитие. В средней взрослости люди мысленно переписывают свои биографии, и не один раз. Всякий раз, когда происходят важные события и переходы (смерть родителей, серьезная болезнь друга, уход из семьи детей и т.д.), человек пересматривает сценарий своей жизни. Подводятся предварительные итоги, человек думает о своей уязвимости (когда умирают родственники или друзья) и пересматривает ценности, делая еще раз попытку понять, какие из них действительно важны в жизни.

Эти размышления и переоценки происходят в контексте трех взаимосвязанных аспектов – личного мира, мира семьи и профессионального мира.

Перемены – и необходимость приспосабливаться к ним – постоянно присутствуют в жизни людей в этот период. (Крайг).

Задачи развития в среднем возрасте: Р. Хейвигхерст (1953) для каждого периода взрослости выделяет задачи развития, успешное выполнение которых дает ощущение удовлетворения от жизни.

Задачи средней взрослости:

1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности, 2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня, 3. Выбор подходящих способов проведения досуга, 4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми, 5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений, 6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним, 7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

Следует отметить, что относительно средней взрослости в последние годы исключений становится больше из приведенных правил. Например, часто встречаются такие задачи, как налаживание холостого образа жизни, создание семьи и воспитание детей (поздние браки), выбор нового супруга после развода и т.п. (Крайг).

Э. Эриксон основной проблемой средней взрослости считал – переход к генеративности или, напротив, – поглощенности собой и стагнация.

Р. Пэк расширил (1968) модель Э. Эриксона, выделив 7 проблем, или конфликтов, развития взрослого человека. Первые 4 (см. ниже) особенно важны в среднем возрасте:

Ø По мере убывания физических сил людям необходимо переключить большую часть своей Е на умственную деятельность вместо физической. Это называется: признание ценности мудрости против признания ценности физических сил;

Ø Уравновешивание – на новом уровне – социального против сексуального начала в человеческих отношениях, т.е. делать акцент на общении и товарищеских отношениях вместо сексуальной близости или конкуренции;

Ø Катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения. Это необходимо для лучшей адаптации, когда рушатся семьи, уходят старые друзья и старые интересы перестают быть актуальными;

Ø Умственная гибкость против умственной ригидности – предполагает борьбу со склонностью слишком упорно придерживаться своих жизненных правил и недоверчиво относиться к новым идеям. Умственная ригидность – это тенденция находиться «в плену» прошлого опыта и старых суждений.

Еще 3 проблемы человеческой жизни приобретают особое значение в пожилом возрасте, но и в среднем возрасте люди уже начинают сталкиваться с ними:

Ø Дифференциация Эго против поглощенности ролями, т.е. если люди определяют себя только в рамках своей работы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовет прилив отрицательных эмоций, с которыми человек может не справиться;

Ø Трансценденция тела против поглощенности телом – способность избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение;

Ø Трансценденция Эго против поглощенности Эго – проблема особенно острая в старости. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (погружаться в «ночь Эго» – Пэк). (Крайг).

Мужчины и женщины в середине жизни.

М. Фаррелл и С. Розенберг обнаружили, что мужчины склонны реагировать на достижение середины жизни в рамках некоей общей схемы (но индивидуальность сохраняется):

- Большинство мужчин ощущали обязательства как по отношению к работе, так и семье;

- Большая часть мужчин выработала привычный образ жизни, который помогает им справляться со своими заботами и проблемами;

- Многие мужчины сталкиваются с одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми-подростками, привыкание к ограничениям, связанным с физической уязвимостью;

- Для большинства мужчин психологическое благополучие в равной мере связано с профессиональной ролью и семейными отношениями.

Фаррелл и Розенберг выделили 4 пути развития мужчин:

1 – путь трансцендентно-генеративного мужчины (он не испытывает кризиса 40 лет, т.к. нашел адекватные решения большинства жизненных проблем; для него – это период реализации своих возможностей и достижения поставленных целей).

2 – путь псевдо-развитого мужчины (справляется с проблемами, делая вид, что все его удовлетворяет или находится под его контролем; на самом деле он чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все надоело).

3 – мужчина в кризисе середины жизни (он находится в замешательстве и ему кажется, что весь его мир рушится; он не в состоянии удовлетворять предъявляемые к нему требования и решать их проблемы; для одних мужчин этот кризис может быть временной фазой развития, а для других – может стать началом непрерывного падения).

4 – путь ­ обездоленного судьбой мужчины (он был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни и проявляет признаки кризиса середины жизни; обычно он не в состоянии справиться с проблемами).

В заключение отметим, что современное общество вынуждает мужчину соответствовать единому образцу успеха и мужественности, и большинство мужчин пытаются соответствовать этому образцу. Ряд проблем у них возникает в среднем возрасте как раз из-за того, что им приходится свыкнуться с тем, что они уже не могут вполне соответствовать этому образцу.

Женщины в среднем возрасте.

Традиционно женщины в большей степени определяют себя в рамках семейного цикла, а не профессионального. Женщины склонны считать главными жизненными переходами 3 точки в семейном цикле:

1 – рождение ребенка и уход за ним в 1-е годы его жизни (это было в ранней зрелости).

2 – подросшие дети покидают родительский дом.

3 – постродительский период.

Последние 2 приходятся на средний возраст.

Также для женщин среднего возраста актуальным является ролевой конфликт – когда требования 1 роли противоречат требованиям другой (обычно это связано с тем, что трудно найти время и для семьи, и для работы).

Также женщины сильнее мужчин реагируют на физическое старение, т.к. о женщине в современном обществе судят по внешности.

Межличностные (семейные) отношения в средней зрелости.

Люди среднего возраста должны жить настоящим в большей степени, чем любая другая возрастная группа. Молодые могут смотреть вперед, старики – оглядываться назад, но люди среднего возраста, обремененные обязательствами по отношению к 2-м поколениям и по отношению к самим себе должны жить «здесь и сейчас». Т.е. люди среднего возраста – это поколение, находящееся и взаимодействующее с 2-мя поколениями: со взрослыми (как правило) детьми и стареющими родителями.

Отношения со взрослыми детьми включают в себя процесс отпускания их в самостоятельную жизнь и приспособление к отдельной жизни от них. Отпускание детей в самостоятельную жизнь удачно проходит, если родители не прекращают диалога с ними, но при этом все больше доверяют их и уважают их решения, суждения и зарождающуюся зрелость. Родители должны научиться предоставлять детям разумную свободу и принимать детей такими, какие они есть в действительности (безусловные отношения).

Это событие людьми может восприниматься двояко: с 1 стороны, многие испытывают огорчения, когда дети покидают дом, а с 2-ой стороны, - родители понимают, что наступает период увеличения свободы, расширения возможностей личной жизни.

Часто отмечаются трудности в налаживании отношений взаимного равенства родителей и взрослых детей, особенно, если родители авторитарные. Родителям необходимо всегда помнить, что взрослые дети часто ощущают потребность отдалиться, хотя бы на время, от родителей и их суждений. Когда это происходит, родители могут ощущать то, что их отталкивают или недооценивают. В некоторых семьях процесс достижения отношений взаимного равенства длится от 20 до 40 лет, а в других – наступает сразу же. Обычно отношения между родителями и детьми на протяжении средней взрослости улучшаются.

Отношения со стареющими родителями. По мере старения родителей между людьми среднего возраста и стареющим поколением постепенно происходит перемена ролей, т.е. представители среднего возраста становятся поколением, стоящим «у руля». Их родители чаще уже на пенсии, могут иметь плохое здоровье, им может требоваться финансовая помощь или какая-то другая. Власть постепенно переходит к их детям среднего возраста, и если оба поколения не поймут, что такая перемена ролей неизбежна, то эти новые отношения могут вызвать обиду и возмущение у обеих сторон.

Процесс ухода за стареющими родителями часто вызывает необходимость изменять режим своей работы (так, 20-30% дочерей в США перестраивают режим своей работы), а то и оставлять ее.

Вкладывая много сил в уход за родителями и выполнение своих прочих обязанностей, человек может ощутить физические и моральные перегрузки, что является причиной стрессов. У некоторых это вызывает напряжение между зависимостью и независимостью, могут активизироваться старые конфликты с родителями или между сиблингами. Для некоторых это способствует оживанию старых привязанностей и союзов между членами семьи. Кроме того, уход за родителями служит предзнаменованием своего будущего положения, когда в недалекой старости им придется столкнуться с собственной зависимостью от своих детей.

Интересно, что 60% женщин среднего возраста, осуществляющих уход, почему-то ощущают себя виноватыми, что мало сделали для своих родителей.

Профессиональная карьера в среднем возрасте.

В последние годы (с 1992 г.) принято рассматривать средний возраст как период серьезной переоценки профессиональной карьеры в середине жизни. Причины:

- человек может обнаружить, что он продвигается по службе не так быстро, как ожидалось, или работа менее привлекательна, чем предполагалось;

- переживание перехода середины жизни, которое связано с изменением целей и ценностей, что заставляет думать об изменении направления своей профессиональной карьеры;

- «сгорание на работе»;

- потеря работы.

«Сгорание на работе» – эмоциональное истощение, наступающее у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям.

Сейчас этот термин используется и для обозначения состояния тех, кто усердно работал и отдавал все свои силы, стремясь к практически недостижимой цели – и, естественно, не добивался успеха. Это люди, которые отличаются идеалистической настроенностью, чрезвычайно высокой компетентностью с высокой мотивацией достижения.

Общей причиной «сгорания» является недостаток вознаграждения в тех случаях, когда с работой первоначально связывались большие надежды и человек отдавал все силы, чтобы они оправдались.

«Сгоревшие» работники начинают испытывать гнев, фрустрацию и отчаяние. Работа становится бременем, которое они не в состоянии больше нести. Они могут срывать гнев на людях, которым должны помогать, либо они могут сдерживать эмоции, становясь холодными и отстраненными. У них может наступить истощение физических сил, могут развиться психосомостические болезни, они падают духом, начинают работать посредственно или даже прогуливать.

Избежать «сгорания» можно, если научиться реалистически подходить к своей работе и целям, стараться отделить свою личную жизнь от работы и формировать интересы, не касающиеся работы. Также организации должны учитывать, что работники являются не только работниками, но еще выполняют и семейные (супружеские) роли, т.е. необходимо изменять характер и организацию работы в учреждении. Так, например, раньше считалось, что ролевые конфликты могут быть свойственны только женщинам, поэтому их часто и игнорировали при приеме на работу; но в последнее время все чаще признают, что мужчина имеет роли как отца, так и мужа, а не только работника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.