Познание мира человеческих отношений.
По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач.
Ведущий вид деятельности
Игра как особая форма освоений действительности путём её воспроизведения, моделирования:
- роль, которую берёт на себя ребёнок;
– игровые действия, носящие изобразительный характер;
– перенос значений с одного предмета на другой;
– необходимость товарища;
- правила.
Появляется тенденция чему-нибудь учиться (начало учебной деятельности). Наиболее продуктивен спонтанно-реактивный тип обучения, который носит переходный характер и строится на соединении обучения по программе самого ребёнка и по программе взрослого человека.
Новообразования
1. Появление соподчинения мотивов.
2. Поведение становится произвольным.
3. Возникновение личного сознания.
4. Появление внутренней позиции школьника (к 6 – 7 годам).
Познавательные процессы
Восприятие
Переход к произвольному восприятию.
Когда ребёнок начинает осваивать эталоны, восприятие приобретает опосредовательный характер.
Интенсивно развивается ориентировочная деятельность (на материальном, сенсорно-зрительном и умственном уровнях).
Внимание
Происходит постепенный переход к произвольному вниманию. При этом большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребёнка, и рассуждения вслух. Отмечается различная устойчивость внимания у разных детей.
Мышление
Мышление старшего дошкольника проходит следующие этапы:
1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;
2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;
3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Воображение
Преобладает воображение, творчески преобразующее действительность. Этот вид воображения применяется и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх. Функции воображения: познавательно-интеллектуальная и аффективно-защитная.
Память
Развитие памяти идёт от непроизвольной и непосредственной к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. Этот переход осуществляется в 2 этапа:
1) формирование необходимой мотивации (желания что-нибудь запомнить или вспомнить);
2) возникновение и совершенствование необходимых мнемических действий и операций.
Начинает развиваться эйдетическая память, помогающая восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.
Развитие общения
Общение со взрослыми внеситуативно-личностное, в процессе которого ребёнок ориентируется на мир людей.
Помимо общения со взрослыми дифференцируется и достигает развёрнутой формы общение со сверстниками («кооперация», основу которой составляют отношения взаимного уважения, возможные только между равными(по Ж.Пиаже)).
Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству.
Развитие личности
Появляется самооценка и осознание своих переживаний. Развивается эмоционально-волевая сфера. Изменяется мотивационная сфера – формируется механизм соподчинения мотивов. Осваиваются этические нормы. Происходит половая идентификация.
Кризис 7 лет.
Проявления. Потеря детской непосредственности (манерничание, кривляние).
Причина. Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.
Показатели готовности ребёнка к школе (по Д.Б. Эльконину):
1) возникновение произвольного поведения;
2) овладение общественно выработанными способами познания предметов (переход к усвоению научных понятий);
3) преодоление эгоцентрических установок и переход к децентрации;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление