Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика социального развития дошкольника




Изменяется место ребенка в системе отношений (он уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, появляется интерес к телесной конструкции человека.

Особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.


Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности. Благодаря использованию ведущего средства общения - языка и постановке вопросов дети мощно пополняют свои представления о мире.

Дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, почему солнце светит, откуда берутся дети, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды и многое другое. Находясь в роли слушателя, ученика, малыш требует отношение взрослого к нему как к партнеру, товарища.

Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется познавательное общение. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения - личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей.

Формы общения дошкольников со взрослыми:

- Познавательная - постановка ребенком вопросв относительно окружающей действительности.
- Личная - обсуждение поведения и поступков людей.

Взаимоотношения дошкольника со взрослым приобретают познавательно-подражательного содержания - малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему многочисленные вопросы. Однако подражание ребенком взрослого становится сознательным и выборочным. Также родители остаются организаторами и регуляторами жизни ребенка, влияют на формирование его личности.

Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса - воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние, однако посещение детского сада может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.

Психологические последствия посещения дошкольником детского сада:

Позитивные последствия:
- Интеллектуальное и моральное развитие;
- Обогащение коммуникативным опытом;
- Рост волевой регуляции за счет соблюдения режима.

Негативные последствия:
- Формирование стеснительности в следствии негативного опыта общения;
- Эмоциональная травма через резкое снижение общения с родителями;
- Заимствование у сверстников плохих привычек.

Особую привлекательность и значимость приобретают взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Стойкий интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника.

Общаясь со сверстниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства. Для развертывания системы общения дошкольника с ровесниками характерна следующая динамика, которую выделила психолог М. Партените:

Уровень социального взаимодействия дошкольников по Партените:

1. Параллельная игра (3 года)
- Параллельное выполнение игровых действий с одинаковыми игрушками;
- Способы взаимодействия еще отсутствуют.
2. Ассоциативная игра (3,5 - 4,5 года)
- Частичное взаимодействие с распределением игрушек;
- Координация игровых действий еще отсутствует.
3. Совместная игра(с 4,5 лет)
- Подчинение единому сюжету и правилам игры;
- Постоянное взаимодействие и согласованность на протяжении игры.

Социальная изоляция ребенка в среде сверстников имеет склонность усиливаться с возрастом.

Вследствие длительного взаимодействия дошкольников в детской среде появляются первые неустойчивые, преимущественно однополые группировки. Имеют место и проявления дифференцированных, но неустойчивых отношений к ровесникам на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются более популярные дети, претендующие на роль лидеров, и малыши, которых избегают ровесники.

Статус ребенка в среде сверстников существенно зависит от характера семейного взаимодействия. Так, авторитарная стратегия родителей дошкольника проецируется на попытки им угнетать и притеснять ровесников. Наличие, заботливых отношений ребенка с родителями, братьями или сестрами предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми.

Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий:

· формирование навыков социального взаимодействия,

· совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией,

· выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры,

· становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми,

· развитие эмпатии, способности к заботе.

Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка:

Базовые психические противоречия дошкольного периода

- Cтремление к схожести со взрослыми < > отсутствие возможности
- Новые познавательные потребности < > старые способы их удовлетворения

Данные противоречия обусловливают появление и закрепление в дошкольном возрасте новой ведущей деятельности -игровой, зарождение которой наблюдалось еще в предыдущем возрастном периоде.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

- эмоционально откликается на переживания другого;

- воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);

- проявляет эмпатию;

- обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;

- эмоционально благополучен;

- обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;

- проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен (адекватно индивидуально-типологическим особенностям);

- считает себя любимым родителями, принятым ими;

- владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

- главным образом положительно оценивает и принимает других;

- принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

- владеет способами социокультурного поведения и общения;

- достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

- имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный интеллект;

- социально готов к школе к 6- 7 годам.

1).Беседа "Расскажи о себе" (А.М.Щетинина)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.