КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика социального развития дошкольника
Изменяется место ребенка в системе отношений (он уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, появляется интерес к телесной конструкции человека. Особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.
Дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, почему солнце светит, откуда берутся дети, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды и многое другое. Находясь в роли слушателя, ученика, малыш требует отношение взрослого к нему как к партнеру, товарища. Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется познавательное общение. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения - личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей. Формы общения дошкольников со взрослыми: - Познавательная - постановка ребенком вопросв относительно окружающей действительности. Взаимоотношения дошкольника со взрослым приобретают познавательно-подражательного содержания - малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему многочисленные вопросы. Однако подражание ребенком взрослого становится сознательным и выборочным. Также родители остаются организаторами и регуляторами жизни ребенка, влияют на формирование его личности. Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса - воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние, однако посещение детского сада может повлечь и некоторые негативные психологические последствия. Психологические последствия посещения дошкольником детского сада: Позитивные последствия: Негативные последствия: Особую привлекательность и значимость приобретают взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Стойкий интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника. Общаясь со сверстниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства. Для развертывания системы общения дошкольника с ровесниками характерна следующая динамика, которую выделила психолог М. Партените: Уровень социального взаимодействия дошкольников по Партените: 1. Параллельная игра (3 года) Социальная изоляция ребенка в среде сверстников имеет склонность усиливаться с возрастом. Вследствие длительного взаимодействия дошкольников в детской среде появляются первые неустойчивые, преимущественно однополые группировки. Имеют место и проявления дифференцированных, но неустойчивых отношений к ровесникам на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются более популярные дети, претендующие на роль лидеров, и малыши, которых избегают ровесники. Статус ребенка в среде сверстников существенно зависит от характера семейного взаимодействия. Так, авторитарная стратегия родителей дошкольника проецируется на попытки им угнетать и притеснять ровесников. Наличие, заботливых отношений ребенка с родителями, братьями или сестрами предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми. Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий: · формирование навыков социального взаимодействия, · совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией, · выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры, · становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми, · развитие эмпатии, способности к заботе. Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка: Базовые психические противоречия дошкольного периода - Cтремление к схожести со взрослыми < > отсутствие возможности Данные противоречия обусловливают появление и закрепление в дошкольном возрасте новой ведущей деятельности -игровой, зарождение которой наблюдалось еще в предыдущем возрастном периоде. Показатели благополучного социального развития ребенка: - эмоционально откликается на переживания другого; - воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес); - проявляет эмпатию; - обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации; - эмоционально благополучен; - обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение; - проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен (адекватно индивидуально-типологическим особенностям); - считает себя любимым родителями, принятым ими; - владеет навыками самоконтроля, саморегуляции; - главным образом положительно оценивает и принимает других; - принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус; - владеет способами социокультурного поведения и общения; - достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей); - имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный интеллект; - социально готов к школе к 6- 7 годам. 1).Беседа "Расскажи о себе" (А.М.Щетинина)
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |