Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие ребенка в раннем 1 страница




И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

(Основные понятия детской психологии)

Возрастная периодизация. Психическое развитие человека от рождения до зрелости проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов. В современной психологии принята следующая периодизация детского возраста: младенчество (от рождения до 1 года), преддошкольное, или раннее, детство (1—3 года), дошкольное детство (3—6 лет), младший школьный возраст (6—10 лет), подростковый возраст (10—15 лет).

Что является показателем вступления ребёнка на каждую новую ступень развития? Только ли число прожитых дней, месяцев, лет? Бесспорно, что календарный возраст не основной показатель нахождения человека на той или иной стадии психического развития, возраст может и не соответствовать одной из этих стадий. Каждый из возрастных периодов выделяется по ведущей деятельности (см. ниже), в процессе которой складываются наиболее важные психические качества и свойства личности, общие для детей одного возраста. Именно новые качества психики, возникшие как следствие противоречий, связанных с удовлетворением потребностей ребёнка в общении со взрослыми, самостоятельности, в новых впечатлениях и др., и создают основу для его перехода на следующую ступень развития. Не следует искусственно ускорять этот процесс. Необходимо создавать благоприятные условия, способствовать своим поведением возникновению, развитию значимых для определённых возрастных этапов видов деятельности, ценных качеств, которые особенно активно могут формироваться в данном конкретном возрасте.

Ведущая деятельность. Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, мастерит с отцом, помогает маме, с удовольствием занимается гимнастикой, плавает, играет. И каждый из этих видов вносит свой вклад в его развитие. Особенно важное значение имеет при этом ведущая, главенствующая на каждом этапе деятельность. Особая её роль обусловлена не временем, которое посвящает ей ребёнок, а вкладом в формирование важнейших изменений в психике, в подготовку к следующему возрастному периоду. В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности, в ней формируются или перестраиваются психические процессы, от неё главным образом зависят наблюдаемые основные изменения личности ребёнка.

Каждому возрасту присуща своя ведущая деятельность. Задача родителей — разумно руководить ею, обеспечивая наиболее благоприятные условия и перспективы дальнейшего гармоничного развития ребёнка. Так, в младенческом возрасте, когда ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, особенно важно удовлетворить потребность ребёнка в ласке, внимании, доброжелательности. Проявляя в этот период заботу о малыше, не следует ограничиваться лишь уходом за ним («сыт, сух, молчит — что ещё надо?»), ребёнку нужно и наше общение с ним.

В раннем детстве (2-й и 3-й год жизни) ведущей является предметная деятельность. Надо активно помогать малышу осваивать её. Ведь с нашей помощью ребёнку намного легче усвоить назначение и научиться пользоваться различными предметами (куклой, юлой, машинкой, мячом, водой, строительным материалом, ложкой, карандашом и др.). Наше внимание к этой деятельности будет способствовать развитию мышления, поможет сформировать у ребёнка готовность к деловому общению с другими детьми и взрослыми.

В дошкольном возрасте особое внимание надо уделять игре как ведущей деятельности ребёнка. Руководство игрой со стороны взрослых не должно ограничиваться лишь приобретением для него игрушек. Важно понаблюдать, во что и как играют дети, в доступной форме познакомить ребёнка с Родиной, её природой, с лучшими качествами советских людей. Этому способствуют прогулки, экскурсии, путешествия с детьми, чтение им книг, беседы о виденном и прочитанном, а также советы, указания по ходу самой игры, непосредственное включение в неё родителей. Не следует упускать из поля зрения и другие виды деятельности ребёнка — изобразительную, музыкальную, художественно-речевую, конструктивную, трудовую, учебную. Надо оказывать помощь, поддержку в их становлении. Ведь именно в деятельности формируется психика ребёнка.

Зона ближайшего развития. Психика ребёнка развивается в процессе усвоения им общественного опыта. Передача этого опыта происходит путём обучения детей. Каким оно должно быть? Может, ребёнку следует давать только такие задания, которые не выходят за пределы его личного опыта, возможностей на сегодняшний день? Согласиться с этим — значит, пополнить число тех, кто считает, что обучение должно «идти в хвосте развития». Советские психологи и педагоги убедительно доказали неэффективность такого обучения и выявили явное преимущество такого подхода к обучению, при котором оно как бы «забегает» вперёд развития, ориентируясь на так называемую «зону ближайшего развития». Что понимается под этим термином?

Наблюдая за ребёнком, родители, конечно, замечали, что одни задачи он решает вполне самостоятельно, а другие способен решить только при условии активного сотрудничества со взрослыми. Зона ближайшего развития и есть то расхождение в уровне трудности задач, которые решаются ребёнком самостоятельно и с помощью взрослого. Не сразу то, чему учат ребёнка, становится его внутренним достоянием. Однако знание ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития— даёт возможность взрослым видеть завтрашний день формирования личности ребенка, его ближайшие возможности — то, что вчера ребёнок делал с помощью взрослых, завтра он сможет выполнить сам. Вот почему от внимания родителей не должно ускользать не только настоящее, но и будущее их ребёнка, вот почему им самим необходимо знание всех его возрастных особенностей — и физиологических, и психологических.

Возрастные кризисы. При переходе от одного возрастного периода к другому у ребёнка нередко возникают состояния конфликтности — возрастные кризисы. Они не являются неизбежными, но встречаются нередко: ребёнок, который был таким спокойным и покладистым, вдруг начинает «бунтовать». Хотя в разные периоды детства эти кризисы имеют различную направленность, все они в чём-то похожи друг на друга. Впервые дети начинают «показывать характер» при переходе от младенчества к раннему детству — в ответ на запрет проявляют упрямство, пытаются повторить шалости и т. п. Причиной этого первого возрастного кризиса, как, впрочем, и последующих, является обострение определённых внутренних противоречий, в данном случае — между возросшей потребностью ребёнка в общении со взрослыми и отсутствием у него соответствующих средств и способов для её удовлетворения. Ведь речь ребёнка в это время ещё не развита и он не может сообщить взрослому «всё, что он думает» о своём состоянии и желаниях. Ребёнок и взрослый говорят как бы на разных языках, а это на всех возрастных уровнях, как известно, ведёт к конфликтам. Однако именно описанное нами противоречие даёт импульс для развития у ребёнка главного средства общения — речи.

На 3-м году жизни вновь обостряются противоречия, приводящие к сильным переживаниям, а нередко и к нарушению взаимопонимания. Настойчивое «Я сам!» ребёнка вступает в конфликт с не менее требовательным «Нельзя!» взрослого. Стороны как бы вступают в неравный бой, где победа взрослых над стремлением малыша к самостоятельности является «пирровой» и равна их педагогическому поражению: в итоге может вырасти либо безвольный и малоинициативный слюнтяй, либо упрямый и жестокий самодур.

Особые трудности воспитания возникают при переходе от раннего детства к дошкольному. По своему психологическому механизму этот период напоминает возрастной кризис подросткового переходного возраста: и здесь, и там возникает противоречие между стремлением ребёнка к самостоятельности (применительно к подростку говорят о появлении у него в этот период чувства «взрослости») и отсутствием условий для его реализации. Взрослые на этом этапе, сами того не желая, могут порождать трудности в воспитании и своими неумелыми действиями тормозить развитие личности ребёнка. При этом то, каким хотят видеть родители своего ребёнка в будущем, нередко входит в противоречие с их повседневной практикой воспитания. Вряд ли найдутся родители, которые не хотели бы воспитать у своих детей силу воли, настойчивость, инициативность и творческий подход к делу. Но все ли из них предоставляют ребёнку поле для самостоятельной деятельности, создают условия для формирования творческих способностей и проявления инициативы, все ли задумываются над тем, за что они хвалят сына или дочь, а за что упрекают и наказывают — ведь нередко родители довольны лишь тогда, когда ребёнок слушается, и поощряют тем самым лишь послушание, пассивную дисциплинированность. Ясно, что в этом случае инициативные черты личности ребёнок может воспитать у себя лишь вопреки родителям, в условиях тягостного для обеих сторон конфликта отцов и детей, истоки которого зарождаются в раннем детстве.

Возрастная сензитивность. Психическое развитие ребёнка протекает неравномерно, и каждому периоду детства присуща особая отзывчивость, возрастная чувствительность к воздействиям окружающей среды. Она изменяется на протяжении жизни. На одних возрастных этапах ребёнок проявляет повышенное внимание к одним сторонам действительности, на других — к иным, ранее вроде бы и не представлявшим для него особого интереса. Психологи выделяют так называемые сензитивные (от латинского sensus — восприятие, чувство, ощущение) — наиболее благоприятные, оптимальные — сроки для развития определённых психических процессов. Например, на 2-м и 3-м году жизни ребёнок легко и быстро овладевает речью именно потому, что в этот период он особенно сензитивен к лингвистическим явлениям. Пятилетние дошкольники обладают особой чувствительностью к звуковой стороне речи (этот период наиболее оптимален для начала обучения грамоте), а шестилетки уже проявляют повышенный интерес к чтению и в этом возрасте особенно успешно овладевают им. Для развития координации движений сензитивным является младший школьный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п. В дошкольные годы отчётливо обнаруживаются стремление ребёнка к речевому общению, расположенность к играм, тяга к образному и эмоционально окрашенному воображению, непосредственная любознательность, у многих — расположенность к рисованию и конструированию. Возрастную сензитивность детей важно использовать: упустишь время — и уже трудно компенсировать потери.

Развитие общения в онтогенезе. Для психического развития ребёнка особо важное значение имеет его общение со взрослыми. Исследованиями доказано, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Основные из них — непосредственно-эмоциональное, деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.

В основе непосредственно-эмоциональной формы общения лежит потребность ребёнка во внимании и доброжелательном к себе отношении со стороны близких ему взрослых. Для нормального развития ребёнка необходимо, чтобы взрослые общались с младенцем систематически, ежедневно. Убедительно доказано, что уже у детей 1-го полугодия жизни, имеющих достаточный опыт общения со взрослыми, отчётливо прослеживается превосходство в психическом развитии.

Для эмоционального общения важно, чтобы взрослые относились к ребёнку как к сознательной личности, способной их понять и откликнуться на их обращения. Возникающие в процессе такого взаимодействия личностные связи способствуют преодолению тревоги в новой обстановке, а при восприятии новых пугающих предметов — развитию инициативности.

К концу 1-го года жизни всё отчётливее проявляется потребность ребёнка не только в ласке, но и в сотрудничестве со взрослыми ради быстрейшего достижения результата в практической или игровой деятельности. Деловое общение со взрослыми (просьба о помощи, приглашение к совместной деятельности, обращение за разрешением, обращение за оценкой результатов деятельности и т. д.) помогает малышам открывать и усваивать ранее неизвестные ему способы употребления предметов (из кубиков можно построить дом, кроватку, мостик, карандашом и красками можно изобразить любимую игрушку, солнце, цветы, ножницами — вырезать из бумаги ёлочку, бабочку, отрезать нитку, кусочек материи и т. д.).

Родителям важно сформировать у детей готовность к сотрудничеству со взрослыми и быть готовыми самим к такому сотрудничеству. Наличие её значительно облегчает адаптацию ребёнка к яслям, способствует преодолению пугливости, робости, помогает исключать неприятное, часто мучительное для него конфликтное состояние при встрече с новыми людьми.

Наряду с деловыми контактами со взрослыми ребёнок вступает также с ними и во внеситуативное общение — познавательное и личностное. При познавательном общении ребёнок, стремясь к получению новой для себя информации об окружающем мире, обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей (сообщение новостей, познавательные вопросы, просьба почитать, рассказ о виденном, фантазии); при личностном — удовлетворяют свою потребность в эмоциональной поддержке, во взаимопонимании, сопереживании и освоении мира человеческих чувств. Дошкольник, достигший уровня личностного общения, впервые испытывает радость от общности своих мыслей и чувств с переживаниями взрослого. Это помогает формированию у него позиции школьника, готовности к обучению в школе, где ему придётся многое принимать на веру, слушать педагога «с открытой душой». Личностное общение сказывается положительно и на умственном и волевом развитии ребёнка.

Ребёнок в обществе детей. В нормальных условиях развития ребёнку приходится общаться с людьми разных возрастов — старшими, младшими, сверстниками. Каждая из этих линий общения по-разному удовлетворяет духовные потребности подрастающего человека. Общение со взрослыми удовлетворяет его потребность в компетентной оценке, помогает познать свои силы и способности. Поэтому уже дошкольники (и об этом родители должны постоянно помнить) могут иметь своё мнение не только о сверстнике, но и о взрослом, о его доброте, справедливости, умении держать слово, а порой и об умственных способностях. На основе взаимодействия со взрослыми у ребёнка возникает способность вступать в контакты и с детьми. Ребёнок живо интересуется другими детьми, уже на 2-м году жизни проявляет внимание к ним, стремится вступить в контакт. Уже в раннем детстве отношение к сверстникам становится избирательным: к одним детям ребёнок испытывает симпатию, к другим равнодушен, к третьим проявляет определённую враждебность. Во многом эта избирательность связана с отношением к детям самих взрослых, порой невольно как бы передающих своим детям собственную оценку окружающих.

Новый этап развития общения ребёнка со сверстниками начинается с момента его поступления в дошкольное учреждение. Здесь он становится членом своеобразного «детского общества», внутри которого царят особые законы межличностного взаимодействия: здесь возникают новые условия развития личности ребёнка, связанные с появлением у него новых социальных ролей. В семье ребёнок — сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, в дошкольном же учреждении он впервые сталкивается с правами и обязанностями, которые вытекают из новых ролей — равноправного товарища по группе, вынужденного, как и все (это бывает особенно трудно для ребёнка, избалованного поклонением домашних), выполнять общие для всех правила распорядка, считаться с интересами других детей, выполнять распоряжения чужого человека — воспитателя. Всё это и порождает проблему адаптации, постепенного приспособления ребёнка к новой жизни, в процессе которого перестраивается не только режим дня, но и вся система ценностей маленького человека. Как сложатся его взаимоотношения со сверстниками, какое место займёт он в детском обществе, имеет особенно важное значение для психического развития ребёнка. В группе одни дети всегда окружены другими детьми, которые охотно принимают их в игру, делятся с ними игрушками, посвящают в свои тайны; другие же не пользуются таким расположением сверстников, а порой вообще оказываются в своеобразной психологической изоляции. Ясно, что положение ребёнка в группе не может пройти бесследно для развития его характера. При этом опасной могут оказаться обе крайности. Так, у ребёнка, который находится «на виду», всегда командует, захватывает в игре главные роли, могут возникнуть такие черты, как тщеславие, зазнайство, пренебрежительное отношение к людям, стремление всегда занимать привилегированное положение. Состояние же своеобразной психологической изоляции приводит, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, либо к необщительности, робости, излишней застенчивости, либо к грубости, упрямству или даже агрессивности.

Взаимоотношения в детском коллективе складываются в отсутствие родителей, но это не значит, что они ничем не могут помочь своему малышу. Прежде всего они должны знать реальное положение своего ребёнка среди других детей: с кем он дружит, как происходит его общение со сверстниками — командует он ими или только подчиняется, какие роли достаются ему в играх, не обижает ли он других и не терпит ли обиды и т. д. Обо всём этом стоит систематически беседовать с воспитателями.

Родители влияют на взаимоотношения своих детей со сверстниками по крайней мере двумя путями. Во-первых, в семье у ребёнка формируются те качества и особенности поведения, которые играют существенную роль для завоевания признания в группе. Положение ребёнка в коллективе в определённой степени зависит даже от его внешнего вида: опрятности, уровня владения санитарно-гигиеническими навыками (когда спрашиваешь у детей, почему они выбирают для игры Сашу или Таню, часто слышишь в ответ: «Он всегда чистенький», «У неё бантики красивые», «Она всегда нарядная»; противоположные отзывы получают дети, не приученные дома к аккуратности и соблюдению гигиенических норм). Крайне важны для положения ребёнка в группе такие качества, как уровень умственного развития, доброжелательность, сговорчивость, культура речи. Всё это, а особенно стиль общения с людьми, ребёнок усваивает в семье, перенимает от родителей и других её членов. Здесь опять-таки стоит понаблюдать за собой: какие образцы отношения друг к другу демонстрируем мы ребёнку, как разговариваем между собой, какие отзывы по адресу знакомых и не очень знакомых людей слышит ребёнок из наших уст, не формируем ли мы невольно двойную мораль — одну для посторонних, другую — для домашнего употребления? Это путь косвенного воздействия на межличностные отношения детей, воздействия через общее содержание и стиль семейного воспитания.

Второй путь — прямое влияние родителей на взаимоотношения своего ребёнка со сверстниками и в детском саду, и во дворе. Правильно поступают те взрослые, которые тактично и незаметно стараются сблизить детей, учат своего ребёнка заботливо, бережно относиться к товарищам, справедливо (не по принципу: «мой всегда прав») разбирают ребячьи конфликты, знакомятся с родителями товарищей своих детей и т. д.

Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка. Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивном овладении прямохождением важную роль играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребёнка освоить пространство. Одобрение взрослых, их радостная поддержка заставляют ребёнка при падении подниматься и снова шагать. Очень скоро ребёнок начинает испытывать огромное удовольствие от того, что он владеет своим телом. Каждодневные упражнения ведут к постоянному совершенствованию ходьбы и всего двигательного аппарата, что быстро расширяет сферу доступного ему окружающего удивительного мира. Полуторагодовалые дети ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, специально наступают на камешки.

Уже в середине 2-го года жизни ребёнок способен освоить разнообразные движения, носить и перемещать предметы. Самостоятельное передвижение следует поощрять. Оно расширяет контакт ребёнка с окружающей средой. Мир, доступный малышу для познания, при этом резко расширяется, улучшается восприятие расстояния и пространственного положения предмета. Приближаясь к предмету, ребёнок практически познаёт удалённость и направление, осваивает понятия «близко», «далеко», «вправо», «вверх», «вниз», «рядом». Свободно передвигаясь, ребёнок расширяет и круг познаваемых вещей.

Ходьба позволяет малышу узнавать и оценивать предметы с разных сторон — он практически узнаёт их форму, величину, цвет, запахи и другие свойства. Визуальный контакт с удалёнными предметами заменяется непосредственным контактом, который имеет очень важное значение в психическом развитии и реализуется в предметной деятельности ребёнка. Помогая малышу овладеть прямохождением, мы не только способствуем расширению поля его взаимодействия с окружающим миром, но и развитию его самостоятельности.

Предметная деятельность. Предпосылки предметной деятельности формируются ещё в младенческом возрасте. Переход к предметной деятельности связан с развитием у преддошкольника нового отношения к миру предметов. Своеобразие этого периода состоит в том, что предметы начинают восприниматься ребёнком не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определённое назначение и способ употребления: мяч можно катать, подбрасывать, матрёшку — разбирать и собирать из частей, ложкой удобней есть, если её правильно держать, из пластилина можно слепить «колобок», «колбаску». Многие действия с предметами, их свойства, о которых ребёнок ещё не скоро бы догадался сам, он познаёт в предметной деятельности совместно со взрослыми. Здесь особенно важно персональное обращение к ребёнку, одобрение его действий, деловое общение.

Формирование предметных действий тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребёнка. Если младенец, получив незнакомый предмет, манипулирует им всеми известными способами, то ребёнок раннего возраста выясняет, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?» сменяется на другую: «что с этим можно делать?». Действия ребёнка с одним и тем же предметом постепенно из ручных становятся орудийными. Вспомним хотя бы, как далеко не сразу он овладевает таким казалось бы простым предметом-орудием, как ложка. Лишь после довольно длительного обучения ребёнок усваивает основные приёмы пользования ею: он ведёт её не прямо в рот, а вначале вверх, затем горизонтально, ко рту. Но впоследствии он ещё долго пытается взять ложку кулачком ниже верхнего широкого края ручки. Важно, чтобы взрослый, обучая ребёнка орудийным действиям с предметами, сообщал ему и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами (совочком можно рыхлить землю, насыпать песок в ведро, но нельзя бросать им этот песок на людей — ни на взрослых, ни на детей — можно засорить глаза и т. п.).

А как научить малышей обращаться с опасными предметами, предостеречь от травм? Интересные, правда, несколько рискованные профилактические приёмы против травматизма и несчастных случаев использовали в своей семейной педагогике супруги Никитины. Они знакомили ребёнка с опасными вещами и ситуациями, как только он сталкивался с ними в первый раз, не откладывая до той поры, «пока он поумнеет». Предоставляя ребёнку, уже ползунку, как можно больше возможностей для самостоятельного познания мира и свойств вещей, не прятали от детей ни ножниц, ни вилок, ни ножей, они могли дотронуться до горячего чайника или утюга. Но при этом родители не были безучастными свидетелями — предупреждали ребёнка, что может быть больно, горячо, что он может упасть и т. п., но не мешали ему попробовать, так ли это на самом деле (конечно, предварительно убедившись, что серьёзная травма исключена). Иногда родители делали даже специальные ловушки, например, ставили кружку с холодной водой, когда малыш тянул всё со стола, «помогали» стульям и скамейкам падать в нужный момент, а иголкам и булавкам — вовремя уколоть пальчик и т. д. Обычно 2—3 таких уроков с опасным предметом бывало достаточно, чтобы ребёнок становился осторожным.

Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения способов употребления вещей происходит зарождение умственной деятельности, активно развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Она способствует и развитию речи ребёнка. Опыт использования речи как средства деловых контактов ребёнка со взрослыми, приобретённый в предметной деятельности, оказывает существенное влияние на адаптацию ребёнка к новым условиям, на развитие интеллектуальных и личностных качеств преддошкольника. В предметной деятельности активно формируются и предпосылки изобразительной и игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте.

Развитие речи. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. В преддошкольном периоде бурное развитие речи связано с предметной деятельностью ребёнка. На 2-м году жизни ребёнка возрастает его интерес ко всему, что находится в его окружении: он всё хочет увидеть, взять в руки, всем овладеть. Эти желания превышают возможности ребёнка, и он вынужден обращаться за помощью ко взрослым. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребёнку уже не хватает, чтобы быть понятым окружающими. Возникает противоречие, о котором мы уже упоминали и которое разрешается благодаря возникновению новой формы общения — активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии ребёнка происходит обычно в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Многое в этот период зависит от родителей и других взрослых, воспитывающих ребёнка. Показательны в этом отношении данные советского психолога Н. А. Тих, полученные при изучении детей, живущих в различной среде. В словарь детей, находившихся в условиях недостаточного речевого общения, в 2-летнем возрасте входило всего 26 слов, в 3-летнем —195, в то время как у их сверстников, развивающихся в условиях постоянного речевого общения, он составлял в 2 года 285, в 3— 2050 слов.

Внимание к ребёнку, общение с ним чрезвычайно важны для развития речи. Но не следует вдаваться и в другую крайность — ловить каждое желание ребёнка по его малейшему требованию, жесту и тут же исполнять его. При таком поведении родителей ребёнок может долго не заговорить — ведь он и без слов понят. Разумнее будет всё же побудить ребёнка оформить словами своё желание и только после этого выполнить его. Пусть для этого иногда и придётся сделать вид, что вы не понимаете ребёнка (сохраняя общую заинтересованность им). Такое поведение обострит потребность малыша перейти к речевому общению.

Переход ребёнка к самостоятельной речи — важный этап во всём его психическом развитии. Второе полугодие 2-го года жизни является периодом интенсивного развития словаря ребёнка (сравните: в конце 1-го года в его словаре примерно 20 слов, к 1 году 8 месяцам —100 слов, к 2 годам — свыше 300 слов).

Если прислушаться к речи только-только заговорившего ребёнка, нельзя не заметить, что она мало похожа на речь взрослых. Её называют автономной речью. В ней ребёнок использует слова, которые в своей речи взрослые обычно не применяют. В автономную речь входят такие слова, как «ам-ам», «бя-ка», «ав-ав» и другие, придуманные взрослыми, считающими, что они доступнее для малышей. Здесь и искажённые слова типа «гова» (голова), «па» (упала) и т. п. Автономной речью ребёнок пользуется недолго. При правильном речевом воспитании она скоро исчезает. Как ни потешна и забавна порой автономная речь ребёнка, её не следует поддерживать, иначе велика вероятность, что его речевое развитие задержится и жесты и автономная речь ещё будут долго основными средствами общения.

Кроме быстро растущего словаря, конец 2-го года жизни ребёнка характеризуется усвоением грамматического строя предложений: употребляемых вначале одно,- двух- и трёхсловных предложений, состоящих из неизменных слов-корней, а затем и ускоренным усвоением разных типов простого и сложного предложений, служебных слов. К 3 годам ребёнок овладевает почти всеми падежами и предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

На первом этапе развития речь ребёнка ситуативна. Это значит, что смысл, который вкладывается ребёнком в то или иное слово, зависит от ситуации. «Мама!» может означать: «дай игрушку», «освободи ножку — запуталась в сетке», «хочу есть» и т. д. Речь, которая понятна сама по себе, вне конкретной ситуации, называется контекстной. Развивается она позднее.

Так как речь ребёнка тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего она протекает в форме диалога. Такая форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога ребёнок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает с ним контакт. Некоторые дети не умеют поддержать разговор сверстника или взрослого. В таких случаях взрослые привлекают ребёнка к играм, где есть роли для разговаривающих детей и темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают его к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная, развёрнутая речь ребёнка — речь-монолог. Появление её связано с расширением круга общения преддошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Важная роль в формировании монологической речи принадлежит взрослым, которые знакомят ребёнка с примерами такой речи, её эталонами (сказки, рассказы и т. д.), побуждают его к активной описательной речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.