Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ 2 страница





Получает дальнейшее развитие и понимание речи ребёнка. На его основе становится возможным деловое общение с малышом, руководство его поведением при помощи речи. На 3-м году жизни дети уже понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Родителям следует воспользоваться этим важным приобретением. Ведь с помощью сказок, рассказов, стихов можно сообщить детям немало информации о предметах и явлениях, недоступных их непосредственному опыту.

Совершенствуется в раннем детстве и звуковая сторона речи ребёнка, у него развивается способность к различению звуков языка (фонематический слух), формируется правильное произношение звуков речи. Для нормального развития речи очень важно, чтобы речь взрослых была правильной, все произносимые ими звуки были чёткими, а ритм речи — не слишком быстрым.

В дошкольном возрасте речь ребёнка теснейшим образом связана с развитием мышления. Овладение ребёнком новыми видами деятельности (игровой, изобразительной, конструированием, начальными формами учебной и трудовой) предполагает новые формы общения со взрослыми и сверстниками. Возникает потребность в формировании замысла, в констатации затруднений в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности и т. д. Расширение круга общения и растущее стремление к речевым контактам способствует развитию связной речи дошкольника.

Происходят качественные и количественные изменения в лексике ребёнка. Во многом это зависит от условий семейной жизни и семейного воспитания. Так же, как и в период раннего детства, индивидуальные различия здесь очень велики — более, чем в какой-нибудь другой сфере психического развития. В этот период совершенствуется разговорная речь ребёнка: если в 3 года в его словаре примерно 1200 слов, то в 6—7 лет — уже 3000—5000 слов.

Качественная сторона освоения словарного запаса тесно связана с усвоением детьми словарных понятий, развитием их значения. И чем глубже осознаёт ребёнок зависимость между явлениями окружающей действительности, тем всё более совершенные грамматические средства использует он в своей речи. Чуткость детей в этом возрасте к языковым явлениям проявляется и в способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными. Эта чувствительность к языку проявляется и в детском словотворчестве, которое представляет собой одну из важных и интересных особенностей речи дошкольника («Папа, смотри какие вагонята хорошие»; «Мы лепили, лепили, и получилась лепь!»; «Мама, это кто?» — «Овечка».— «А это кто? Её овечёночек?»).

Развитию связной речи способствует чтение детям художественной литературы, игры, показ спектаклей кукольного театра, диафильмов, бытовая и другие виды деятельности, составление рассказов по картинкам, специальные задания, упражнения. Например, стимулом к составлению сложных предложений могут служить вопросы типа «почему?», «когда?», «как?», задание закончить начатое взрослым предложение, например: «люди надевают тёплую одежду, (когда на улице холодно)» и т. д.



Значительных успехов достигает дошкольник и в овладении звуковой стороной речи. Если в раннем возрасте замена одного звука другим (звонкого — глухим, шипящего — свистящим и т. д.), общая смягчённость согласных может считаться нормальным явлением, то к этим же особенностям речи в дошкольном возрасте (особенно, если они ещё есть в 5—7 лет) следует отнестись как к отклонениям от нормального развития и оказать ребёнку необходимую логопедическую помощь. К концу дошкольного возраста ребёнок не только правильно слышит и произносит все звуки-фонемы родного языка, но и умеет уже анализировать звуковой состав слова, у него развивается фонематический слух. Это очень важная предпосылка в подготовке к обучению грамоте.

В дошкольном возрасте развивается и выразительность речи. Она помогает ребёнку полнее, точнее реализовать не только свои знания, но и своё отношение к происходящему. В развитии речи ребёнка особо важную роль играет речь окружающих его людей. Дошкольник усваивает речь особым, своеобразным путём — практически, то есть когда слушает речь сам, разговаривает с отцом, матерью, бабушкой, дедушкой, сестричкой. Наша речь для него — образец, эталон.

Упрямство и негативизм. Родители нередко испытывают трудности во взаимоотношениях с 3-летним ребёнком, когда сталкиваются с такими формами его поведения, как упрямство и негативизм. Упрямец проявляет упорство в неправильных поступках и суждениях, стремится настоять на своём вопреки убедительным доводам и здравому смыслу. («Не надо кричать — разбудишь бабушку» — «Нет, буду кричать, буду!»; «Не лезь в лужу — нельзя»—«Нет, можно!»). Упрямство, как и негативизм (стремление делать всё наоборот), носит у ребёнка избирательный характер. Ребёнок, может, например, проявлять упрямство по отношению к матери и бабушке («Я не тебе плачу, а бабушке!») и в то же время никогда — по отношению к отцу. Замечено, что дети не проявляют упрямства по отношению к своим сверстникам, к посторонним людям. Упрямство напоминает настойчивость. Но это кажется только по внешним проявлениям. По сути своей они противоположны. Когда ребёнок пыхтит, но, преодолевая трудности, всё же сам натягивает на себя колготки (наконец-то правильно!), мы радуемся вместе с ним — он проявил настойчивость. Упрямец же не в силах признать свои заблуждения, ошибки и отказаться от них; напротив, он настаивает на своём, настаивает не потому, что ему очень хочется именно это, а потому, что он этого, потребовал и на попятную идти не желает.

Каковы причины детского упрямства? Оно связано с ущемлением свободы ребенка, ограничением его самостоятельности и инициативы. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие. В тех случаях, когда требовательность значительно превышает уважение, возникает упрямство «обиженного», когда же требовательность очень мала, а уважения много, то возникает упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребёнку не предъявляют требований, не проявляют уважения, тогда возникает упрямство «безнадзорности». И к устранению упрямства, к смягчению остроты кризиса надо подходить по-разному, учитывая причину этого явления.

Негативизм так же, как капризы и упрямство, связан с обесцениванием требований взрослых ребёнком, когда активное стремление ребёнка к самостоятельности сталкивается с излишней (по мнению ребёнка) опекой, с «запретом» взрослого. Негативизм представляет собой крайнюю степень упрямства, принимающую иногда характер болезненного отклонения. Он отличается от обычного непослушания, для возникновения которого уже достаточно того, чтобы желание ребёнка не совпадало с нашим к нему требованием. Негативизм же, как правило, выражается в бессмысленном отказе ради отказа. В этом случае совершенно неважно, в чём заключаются требования взрослого и каковы подлинные желания ребёнка. Миша любит кататься на игрушечной лошадке, но ему не всегда это позволяют. Сейчас же мать ему сама предлагает: «Иди катайся». Но если в голосе взрослого при этом малыш улавливает повелительную интонацию, он отказывается. Отказывается наш негати-вист и от повторного предложения, при этом, не исключено, даже начинает плакать — кататься хочется, но ещё сильнее стремление противостоять, не подчиниться взрослому, сделать наоборот. Как и упрямство, негативизм — явление нежелательное, но закономерное, нормальное в определённых пределах. Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко; ещё тяжелее будет общаться со сверстниками.

Чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя изменить своё отношение к ребёнку с учётом возросших его возможностей и стремления к самостоятельности, проявить тактичность. Это помогает смягчить кризис, преодолеть нежелательные формы поведения ребёнка, не дать им закрепиться, перейти в привычку.

Игра — любимейшая деятельность дошкольника. Она появляется в раннем возрасте, когда потребность ребёнка в самостоятельности, стремление его быть «как взрослые» очень велики, а возможности ещё крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие, удовлетворить притязания ребёнка,— игра. В ней ребёнок берёт на себя роли взрослых и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит деятельность взрослых и отношения между ними.

В дошкольном возрасте игра достигает расцвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те сферы действительности, которые дети отражают в своих играх. Если для самых младших наиболее типичны игры с сюжетом на бытовые темы («дочки-матери» и т. д.), то у средних дошкольников часты игры и с производственным сюжетом («железная дорога», «строительство» и т. п.); у старших дошкольников нередки игры и с общественно-политическим сюжетом («космос», «война», «революция»). С возрастом изменяется и сюжет, и содержание игр. Приглядитесь, как играет ваша 3-летняя дочка в «дом», выполняя роль мамы-хозяйки: она долго трёт морковку или режет хлеб, моет посуду. До кормления в игре дело может и не дойти, ведь главное для детей на этом уровне игры — воспроизведение действий с предметами. В игре 5-летнего ребёнка главным становится отражение отношений, существующих в мире взрослых, в старшем дошкольном возрасте — выполнение правил. В играх действуют законы, правила, которым ребёнок охотно подчиняется.

В одних случаях они выступают развёрнуто, открыто (подвижные игры с правилами, дидактические игры), в других — правила заранее не формулируются (ролевая игра).

Порой родители смотрят на детскую игру всего лишь как на забаву (занят, не плачет — ну и хорошо), как на что-то несерьёзное, нередко бесполезное времяпровождение («Когда ты наконец-то делом займёшься? Одни куклы на уме...»). Во что и как играют дети — им безразлично. Коль игра — свободная деятельность, не стоит и вмешиваться в неё, достаточно создать условия — купить игрушки, выделить место для игры. Такие взгляды на игру глубоко ошибочны. Выступая против них, А. В. Луначарский справедливо отмечал: «Неправда, будто игра не серьёзна. Для ребёнка серьёзна всякая игра, ибо, играя, он живёт. Он только тогда и живёт, тогда только и упражняется, тогда только и растит душу и тело, когда играет» (Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 240). Именно в игре, ведущей' деятельности дошкольника, происходят основные качественные изменения психики ребёнка. Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что, как подчёркивал психолог Л. С. Выготский, она является школой морали в действии, а не только в представлении. Важно и то, что те моральные нормы, которые усваивает ребёнок в игре, оказывают влияние на его реальное поведение по отношению к близким людям. Дело в том, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам постепенно приводят к формированию таких же качеств у самого ребёнка. И от взрослых в значительной степени зависит, к чему (кому) у детей разовьётся любовь. Родители должны не только сообщать знания детям, сформировать представления у них об определённых профессиях, видах деятельности, но и помочь вычленить характерные особенности каждой из них, функции людей и их взаимоотношения в трудовой и общественной деятельности, поскольку дети не всегда способны это сделать самостоятельно.

Правильно поступают те родители, которые используют игру как форму организации детской жизни. Руководство игрой не простое дело. Это тонкий и сложный процесс, требующий проявления такта, знания законов игры, понимания ребёнка, уважения к нему.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе общения с ребёнком сохранить эту свободу и непринуждённость. В ходе игры обращения взрослого значительно чаще положительно воспринимаются детьми, чем в реальной жизненной ситуации.

Развитию игры способствуют и такие косвенные способы руководства ею, как использование игровых, проблемных ситуаций, вопросов, советов, напоминаний и т. п. Иногда возникает необходимость прямыми способами обучать детей игре (показ, объяснение и т. п.), предлагать с целью развития новые роли, игровые ситуации, действия, побуждать детей к игре. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» (Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978. С. 42).

Игрушка. Этот предмет неотделим от игры. Он имеет особую ценность для ребёнка. С помощью игрушки удаётся развлечь, позабавить малыша. Она прекрасный помощник в воспитании ребёнка, важное средство его психического развития.

При подборе игрушек следует стремиться прежде всего к тому, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка, закономерностям игровой деятельности. Для младенца хороши яркие погремушки, предметы-игрушки, радующие его цветом и формой и в то же время безопасные, удобные для захватывания.

Растёт малыш — изменяются его возможности, иными становятся и задачи воспитания. Реализовать их в раннем возрасте также помогают игрушки, теперь уже всё чаще автодидактические, то есть для самообучения (пирамидки, грибки, матрёшки), игрушки — заместители реальных предметов (зайцы, мишки, игрушечная мебель, посуда и т. п.).

Использование их даёт возможность усвоить ребёнку основные функции предметов, овладеть предметно-орудийными действиями. Важно и то, что эти игрушки помогают ребёнку развернуть характерные для раннего детства отобразительные игры. Игрушки следует подбирать такие, чтобы они были похожи на реальные предметы («как настоящие») и соотносились бы друг с другом.

Ребёнок стал дошкольником. Теперь в игре ему всё чаще и чаще требуются различные атрибуты (шапочки-самоделки, пилотки, сказочные персонажи и т. д.), игрушки, отражающие специфику конкретных действий, образов. Для игры в больницу ему нужны не только «больные» куклы, кровати, стол, но и градусник, шприц, палочка, эпидиаскоп, лекарство, халат, белая шапочка, косыночка. Для игры подойдёт и бросовый материал (бывшие в употреблении бытовые предметы — катушки, колесики, коробочки, пуговицы, спичечные коробки и т. д.). Не торопитесь выбрасывать их. Для ребёнка это может оказаться ценной находкой. Их использование может сделать игру богаче, разнообразнее, стимулировать мышление, фантазию. С этой же целью предложите ребёнку использовать в игре различный природный материал (шишки, жёлуди, щепочки, ракушки, камушки и др.).

Прекрасным естественным материалом для игры являются глина, вода, песок. Не бойтесь разрешать детям играть с водой не только у водоёма, но и дома. С этой целью могут быть использованы ванна, тазик и др. Конечно, здесь потребуется и ваше внимание. Но радость, полученная ребёнком, когда он плещется в воде, пускает флотилии, моет игрушки, «экспериментирует» (тонет — не тонет) возместят ваши усилия. Ребята любят игры с водой, они полезны, а в некоторых случаях особенно желательны (для детей с задержкой в речевом развитии, больных коклюшем). С возрастом увеличивается интерес детей (особенно у мальчиков) к техническим и строительным игрушкам. Этот интерес важно поддержать.

И всё же основная, любимейшая для дошкольника игрушка — кукла. Их немало на полках магазинов, глаза ребёнка разбегаются. Какая из них больше всего подойдёт для вашего ребёнка? Конечно, её внешний вид, ваш вкус, проявленный ребёнком интерес сыграют здесь свою роль. Но учтите при выборе и то обстоятельство, что ребёнок захочет раздеть (одеть) её, искупать в ванночке, будет учить её есть, танцевать... Поэтому лучше купить куклу с целлулоидной головкой, движущимися конечностями. Предложите ребёнку коробочку для одежды, напоминайте, что держать вещи куклы следует в чистоте, порядке.

Вы купили ребёнку новую куклу, а он по-прежнему предпочитает старую, которая уже «потеряла вид». Не удивляйтесь. Для ребёнка кукла — личность, он привязан к ней и предпочитает далеко не всегда самую нарядную, а, как правило, ту, с которой может совершать большое число действий, с которой играл, когда его другие не понимали.

Сколько кукол нужно ребёнку? Хорошо, если у вашего малыша есть 2—3 куклы (для женских и мужских ролей). В среднем и старшем дошкольном возрасте, когда игры его станут богаче, содержательнее, потребуют большого числа участников, число кукол следует увеличить (на корабле нужен не только капитан, но и матросы, пассажиры, в детском театре выступает не один актёр, а несколько...). Воплотить замыслы ребят на этом этапе помогут наборы игрушек (весёлых человечков, матросов, солдатиков и т. д.).

Однако слишком увеличивать число кукол не следует. Целесообразнее приобрести такие игрушки, которые бы сделали игры с куклами увлекательнее, интереснее, натолкнули бы на определённое содержание (например, наборы животных, птиц и др.).

При покупке игрушек обратите внимание на фактуру материала. Ребёнку небезразлично, из чего сделан его зайка, мишка, слон. Он предпочитает игрушки из мягкого, пушистого материала. Такие игрушки скорее и чаще, нежели изготовленные из холодящих и шершавых материалов, вызывают у ребёнка тёплые чувства, становятся их любимыми игрушками. Но они тоже нуждаются в периодической гигиенической обработке (сейчас её производят и в химчистке).

Немало полезного для развития могут дать игрушки спортивные (мячи, кегли, скакалки, шашки, шахматы и др.), музыкальные (барабан, колокольчики, бубен, металлофон, ксилофон и др.). Ценность их возрастает, когда они используются в совместной деятельности с другими членами семьи — игровой, художественной (семейный шашечный турнир, семейный оркестр, вечера-развлечения с товарищами со двора и т. п.). В игровом уголке ребёнка надо найти место и для настольно-печатных игр, мозаики.

Немало разнообразных игрушек и игр использует ребёнок в своей деятельности. Но не следует их все сразу давать ему. Иначе может случиться так, что ни к одной из них у него особого интереса так и не возникнет, а появится рассеянность, распылённость внимания, интересов, небрежное отношение к вещам.

Будет правильнее оставить в игровом уголке те игрушки, с которыми малыш играет сейчас, а остальные пока убрать. Через некоторое время, когда интерес к оставшимся игрушкам иссякнет, их можно убрать и достать ранее «исчезнувшие». При их размещении желательно не помещать в поле зрения ребёнка более 4—5 различных игрушек. Психологами установлено, что одновременно человек может воспринимать не более 7—8 объектов. Обдумывая, какие игрушки предложить ребёнку в конкретный момент, следует учитывать и то, чем он занимался до этого, каково его состояние. Только что закончившему езду на велосипеде сыну нецелесообразно давать мяч или скакалку, здесь уместнее предложить игрушку или игру, рассчитанную на незначительную двигательную активность (мозаика, лото, строительные игры и т. д.). Такого типа игрушки помогут ребёнку вечером перейти к спокойному состоянию, подготовят его ко сну.

С особым вниманием надо отнестись к подбору игрушек для больного ребёнка. В этот период их должно быть меньше. Если ребёнок в постели, его игровое пространство ограничено; упавшую или закатившуюся игрушку он будет стремиться поднять, пытаясь при этом встать (что, как правило, нежелательно либо вредно). Возникающие при этом переживания могут также отрицательно повлиять на его состояние и настроение. Не рекомендуется давать во время болезни и яркие, громоздкие игрушки, а также новинки, которые могут перевозбудить ребёнка. А вот особо любимые игрушки не забирайте, пусть они останутся в кровати больного. Очень хорошо, если у ребёнка, вынужденного длительное время находиться в постели, есть игрушки с магнитом. Удерживаемые магнитом и свободно прикрепляемые фигуры сказочных персонажей, животных, одежда, посуда и другие предметы позволят ребёнку длительное время спокойно заниматься любимым делом.

Конечно, детские игры, игрушки доставляют нам хлопоты, порой мешают деятельности взрослых (нарушают в квартире порядок и т. д.). И всё же отнеситесь к ним терпимо, а ещё лучше — станьте соучастником в игре ребёнка. Оцените проявленную им фантазию, старание. Если сын создал интересную постройку, развернул игру, которую не закончил, не торопитесь разрушить её, войдите в мир ребёнка, проявите интерес к игре. Внимание родителей к игре и игрушкам — проявление их заботы о развитии детей.

 





Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.