Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III век




Годы жестоких гонений сменялись более лояльным (равнодушным) отношением к христианам. В периоды такой относительной свободы (1-я половина 3 века) христианство расхолаживалось.

· Начало практиковаться крещение младенцев. Все больше и больше формальных христиан появлялось в общинах. Они вели полумирской образ жизни, но когда гонения возобновлялись, отпадали от веры.

· Начали строиться молитвенные дома. Служители, которые не имели страха Божия, по примеру язычников стали стремиться к пышности, внешнему лоску богослужения. Для служителей отводилось специальное место в храме - за перегородкой. Со временем это помещение превратилось в алтарь храма.

· Появилось учение об особом духовном положении служителей, о полном подчинении епископу. Т.о. постепенно духовенство стало отделяться от мирян. К концу 3 в. служители окончательно выделились в особое духовное сословие. Сформировалась целая иерархия служителей: архиепископ, епископ, митрополит (папа) и т.д.

Форма богослужения:

1. Чтение Слова Божия по-гречески или по-латыни. Если община состояла из представителей других народностей, читали на греч. или лат., а затем переводчик переводил на местный язык.

2. Проповедь на тему прочитанного текста.

3. Молитва своими словами. Начиналась практика написания готовых молитв.

4. Пение

а) урегулирование напева. Климент Александрийский: «...Должна быть отвергнута музыка чрезмерная (περιττὴ), надламывающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая (θρηνώδη), то неудержимая и страстная (ἀκόλαστον καὶ ἡδυπαθῆ), то неистовая и безумная (ἐκβατχευομένην καὶ μανικὴν)». «Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же, разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений. Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть ложное искусство; оно развивает склонность к бездеятельной и беспорядочной жизни. Мелодиями же строгими и серьезными предупреждается бесстыдство, пьянство в самом зародыше.

 

В период римской империи повсеместное распространение получила греческая культура. Она очень повлияла на римскую. Это же касается и музыки. Если у нас сегодня европейское музыкальное мышление основано на ладо-тональности (dur, moll), то древнегреческая музыка основывалась на нескольких родах (своеобразных ладах). Начало этой системе положили различные способы настройки четырехструнной лиры. В отличие от современного октавного лада, в древнегреческой музыке основной категорией лада был тетрахорд (тетра — четыре, хорд — струна). Общая величена интервалов в тетрахорде равнялась 2, 5 тонам.

1) Диатонический род: 1+1+0,5

2) Хроматический род: 1,5+0,5+0,5 (хроматический - «колоритный, пестрый»)

3) Энгармонический род: 2+0,25+0,25 (употреблялся в инструментальной музыке)

Диатонический, в зависимости от расположения интервалов внутри, подразделялся на:

· дорийский

· фригийский

· лидийский

· ионийский

Существенную роль в перечисленных ладах играет соотношение тетрахордов — четырехзвучных поступенных образований, из которых состоят диатонические лады. Тетрахорды в диатонической системе могут быть четырех видов — в зависимости от положения в них больших и малых секунд:


Тетрахорд с малой секундой внизу называется фригийским, с малой секундой в середине — дорийским, с малой секундой наверху — ионийским, без малой секунды — лидийским.

Из комбинации двух тетрахордов и образуются те или иные звукоряды диатонических ладов. Так, ионийский лад образуется от сочетания двух одинаковых тетрахордов:

Сочетание одинаковых тетрахордов обнаружим и во фригийском ладе

 

Каждый из этих ладов наделялся выразительным характером. Дорийский — х-р «мужественный, величественный, не веселый, не радостный, но мрачный и могучий, однообразный и однородный» (Гераклид Понтийский). Фригийский - «оргастический, страстный характер», он «действует на нас возбуждающим образом» (Аристотель). Миксолидийский - «жалобный» (Платон). Хроматический - «сладчайший и плачевнейший» (Аноним Баллермана)

Климент первый из учителей церкви пришел к мысли об урегулировании богослужебного пения христиан в отношении самого напева его и высказался решительно за недопущение в церковь наиболее искусственных и страстных напевов. Позднейшие организаторы церковного пения — на западе свв. Амвросий и Григорий Великий, а на востоке св. Иоанн Дамаскин сообразно с указаниями Климента исключили хроматический напев и приняли дорийский и фригийский диатонического характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.