Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антифонное пение




Респонсорное или ипофонное пение.

Одиночное пение.

Общее пение.

Виды псалмопения.

IV век

 

Постепенно сходит на нет. Но есть редкие свидетельства того, что оно практикуется:

Из слов св. Златоуста: «некогда пело все собрание в один голос, что и мы ныне делаем». Бл. Августин тоже упоминает о таком способе пения псалмов: «Мы пропели псалом в один голос (una vice), поощряя друг друга, говоря единодушно: «приидите возрадуемся»«[104].

Становится распространненым пение одним служителем. Иоанн Кассиан: «у Египетских монахов псалом всегда пелся одним из братии, а прочие сидя слушали». Из такого пения псалмов возникло нынешнее чтение на распев служителей.

На ряду со сплошным пением псалма целым народом или одним певцом писатели IV–V вв. нередко упоминают о респонсорном пении псалма. «Отцы установили», говорит св. Златоуст, «чтобы народ, когда не знал всего псалма, подпевал (ὑπηχεῖν) из псалма стих сильный, заключающий в себе какое-либо высокое учение, и отсюда извлекал потребное наставление». Широкому распространению такого способа пения способствовало, как мы сидели из слов Златоуста, нетвердое знание текста псалмов народом. Но известия от IV и V вв. предполагают еще цельное пение псалма с припевом (например, 135 псалом — и сегодня поется припев «Ибо вовек милость Его» общиной)

 

Еще сложнее был антифонный способ пения. Точно неизвестно, какое пение обозначалось этим термином в IV–V в. Первоначально д.б. так называлось попеременное пение стихов псалма между двумя половинами молящихся. Если так, то первым поводом для введения и распространения такого пения могло быть увеличение числа верующих: общее пение всеми псалма при чрезмерно большом числе молящихся могло мешать стройности пения.

 

В гимнографическом отношении IV и V вв. очень плодотворными. На западе они внесли в р.-католические богослужение не менее материала, чем м.б. все последующие века.

 

Вывод:

Во ІІ - ІV вв. христианство, несмотря на гонения, неустанно распространялось. После объявления императором Константином христианства господствующей религией (313 г) изменилось и само богослужение. Оно начало набирать с каждым разом все более торжественный характер. Церемонность постепенно заменила бывшую простоту и непосредственность молитвенных собраний апостольских времен. Шитая золотом одежда церковных служителей, богатое обрамление светлых огромных храмов, присутствие на богослужении высших слоев общества, до императора включительно, – все это заметно отразилось и на церковном пении.

Еще в 314 г. на Лаодикийском соборе было решено пение в церквях поручить специально отобранным и наученным певцам-мужчинам. После этого участие народа в пении сократилась к минимуму.

Расширилось и усложнилось само количество песнопений, хоровое пение стало более развитым и мастерским, отклонившись от бывшей простоты в сторону некоторой изысканности.

Величайшими деятелями этого периода, основателями церковного пения, были Юстин Философ (Мученик), Климент Александрийский, Афанасий Великий, Ефрем Сирин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин, заслуга которых заключается не только в песнетворчестве, но и в разработке музыкально-теоретических вопросов церковного пения.

Основные теоретические положения:

· Пение должно быть чисто вокальным искусством без инструментального сопровождения.

· Общинное пение, хотя и не отрицалось, на практике был заменено пением специально подготовленных певцов.

· Что касается внутреннего характера церковного пения, то апостольское завещание относительно наполнения Духом и пения Господу в сердцах ваших претворилось в требовании к пению быть строгим, величественно-спокойным, добродетельным и отчужденным от светского, а тем более театрального искусства. Его целью было, по словам отцов Церкви, “научение душ” потому что, “что полезное в слове”.

Литература: Карев А. Сомов К. История христианства


[1] Гностики (от греч. γνώσις,«знание, познание, познавание») - представители религизных течений, пытавшихся сочетать Евангелие с восточными учениями, философией и мифологией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.