КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и структура платы
Принципы платы Система платежей за ресурсы включает в себя не только способы определения размеров платы, но и механизм ее установления, изъятия и использования. При этом возникает проблема собственности на природные ресурсы, решение которой должно было предшествовать разработке и принятию новых законов о недрах, о земле, водах, животном мире, особо охраняемых природных территориях. Четкой концепции по этому вопросу нет и в Конституции. Противоречивость законодательных актов в этой области не позволяет в данный момент разработать эффективный и однозначный механизм определения и порядок введения платежей за пользование природными ресурсами. Вопросы платы за пользование природными ресурсами регулируются законодательными актами по отдельным их видам, что не обеспечивает единой методологической базы формирования и взимания платы за природные ресурсы. Однако, общие признаки, которые должны быть заложены в основу этого механизма, понятны: 1. Плата за лучший ресурс (по качеству, местоположению, потребительским свойствам) должна быть выше, чем за худший; 2. Величина платы должна быть достаточно высокой, чтобы стимулировать снижение ресурсоемкости производства; 3. Размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка (спрос и 4. Неиспользуемые природные ресурсы должны иметь потенциальную оценку, которую следует учитывать в расчетах и корректировать с течением времени; 5. Система платежей за пользование природными ресурсами должна вписываться в общую налоговую систему, но быть достаточно гибкой на региональном уровне с тем, чтобы стимулировать ресурсозаменяемость (альтернативность) и способствовать реализации установленных для данного региона приоритетов, обеспечивающих его устойчивое развитие. 6. Способы изъятия и использования средств от платежей за npиродные ресурсы должны быть адекватны величине и структуре общественно необходимых затрат на их воспроизводство и охрану и, с другой стороны, препятствовать перенесению экономической ответственности за нерациональное использование природных ресурсов и ущерб окружающей среде на потребителя конечной продукции. Базовая цена природных ресурсов должна определяться на основе данных государственного учета, кадастровых и экономических оценок соответствующих видов природных ресурсов, а также с учетом различий в качестве, естественной продуктивности, местонахождения и условий использования этих природных ресурсов и дифференцироваться на основе получаемого дохода. Опыт показывает, что эффективно экономическое регулирование природопользования может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей (расход запасов полезных ископаемых, вырубка леса, забор воды из природных источников) регулируется интенсивность использования природных ресурсов их владельцами (арендаторами, пользователями) и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами (объектами) в пределах определенной территории (за земельный, горный отводы, за право забора воды из природного источника, право вырубки леса и осуществления других видов хозяйственной деятельности на землях лесного фонда и т. д.) призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений по этим платежам может осуществляться финансирование не только природоохранных, но и других социальных и экологических нужд данной территории (развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни населения и др.). Данные платежи должны включать в себя часть дифференциальной ренты, поскольку затраты на восстановление ресурсов в лучших условиях будут меньше, чем в худших. Следовательно, размеры платежей должны быть дифференцированы в зависимости от условий использования; При установлении механизма изъятия и использования платы особую актуальность приобретает вопрос о собственности на природные ресурсы. Из трех аспектов права собственности (владение, распоряжение и пользование) наибольшие проблемы вызывает право распоряжения природными ресурсами, поскольку в сложившихся условиях от того, кто управляет (распоряжается) природными ресурсами в большей степени зависят как размеры получаемых от их использования доходов, так и их распределение.
Рис.14. Виды и структура платы за природные ресурсы
В Российской Федерации правовая основа платности природопользования впервые была заложена в Законе «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Этим Законом было установлено, что плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: • за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; • на воспроизводство и охрану природных ресурсов. В дальнейшем принципы платного природопользования нашли отражение в природно-ресурсных законах Российской Федерации, таких как: Закон «О плате за землю» (1991) с изменениями (1995); Законы «О недрах» (1992) и «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (1995); Закон «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (1995); Водный кодекс Российской Федерации (1995); Закон «О животном мире» (1995); Закон «О континентальном шельфе» (1995); Лесной кодекс Российской Федерации (1997); Закон «О плате за пользование водными объектами» (1998). В настоящее время правовой основой регулирования платности в сфере природопользования является Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды». Кроме законов было принято значительное число других нормативных и правовых документов, связанных с порядком исчисления и внесения платежей за природные ресурсы.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |