Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и структура платы




Принципы платы

Система платежей за ресурсы включает в себя не только способы оп­ределения размеров платы, но и механизм ее установления, изъятия и ис­пользования. При этом возникает проблема собственности на природные ресурсы, решение которой должно было предшествовать разработке и при­нятию новых законов о недрах, о земле, водах, животном мире, особо охра­няемых природных территориях. Четкой концепции по этому вопросу нет и в Конституции. Противоречивость законодательных актов в этой области не позволяет в данный момент разработать эффективный и однозначный меха­низм определения и порядок введения платежей за пользование природными ресурсами. Вопросы платы за пользование природными ресурсами регули­руются законодательными актами по отдельным их видам, что не обеспечи­вает единой методологической базы формирования и взимания платы за природные ресурсы. Однако, общие признаки, которые должны быть зало­жены в основу этого механизма, понятны:

1. Плата за лучший ресурс (по качеству, местоположению, потреби­тельским свойствам) должна быть выше, чем за худший;

2. Величина платы должна быть достаточно высокой, чтобы стимулировать снижение ресурсоемкости производства;

3. Размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка (спрос и
предложение) с учетом региональных особенностей и межрегио­нальных связей;

4. Неиспользуемые природные ресурсы должны иметь потенциальную оценку, которую следует учитывать в расчетах и корректировать с течением времени;

5. Система платежей за пользование природными ресурсами должна вписываться в общую налоговую систему, но быть достаточно гибкой на региональном уровне с тем, чтобы стимулировать ресурсозаменяемость (альтернативность) и способствовать реализации установленных для данного региона приоритетов, обеспечивающих его устойчивое развитие.

6. Способы изъятия и использования средств от платежей за npиродные ресурсы должны быть адекватны величине и структуре общественно необходимых затрат на их воспроизводство и охрану и, с другой стороны, препятствовать перенесению экономической ответственности за нерациональное использование природных ресурсов и ущерб окружающей среде на потребителя конечной продукции.

Базовая цена природных ресурсов должна определяться на ос­нове данных государственного учета, кадастровых и экономических оценок соответствующих видов природных ресурсов, а также с уче­том различий в качестве, естественной продуктивности, местонахо­ждения и условий использования этих природных ресурсов и дифференцироваться на основе получаемого дохода.

Опыт показывает, что эффективно экономическое регулирова­ние природопользования может осуществляться при одновремен­ном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей (расход запасов полезных ископаемых, вырубка леса, забор воды из природных источников) регулируется интенсивность использования природных ресурсов их владельцами (арендаторами, пользователями) и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами (объектами) в пределах определенной территории (за зе­мельный, горный отводы, за право забора воды из природного ис­точника, право вырубки леса и осуществления других видов хозяй­ственной деятельности на землях лесного фонда и т. д.) призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений по этим плате­жам может осуществляться финансирование не только природо­охранных, но и других социальных и экологических нужд данной территории (развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни населения и др.).

Данные платежи должны включать в себя часть дифференциальной ренты, поскольку затраты на восстановление ресурсов в лучших условиях будут меньше, чем в худших. Следовательно, раз­меры платежей должны быть дифференцированы в зависимости от условий использования;

При установлении механизма изъятия и использования платы особую актуальность приобретает вопрос о собственности на природные ресурсы. Из трех аспектов права собственности (владение, распоряжение и пользование) наибольшие проблемы вызывает право распоряжения природными ресурсами, поскольку в сложившихся условиях от то­го, кто управляет (распоряжается) природными ресурсами в боль­шей степени зависят как размеры получаемых от их использования доходов, так и их распределение.

 

 

Рис.14. Виды и структура платы за природные ресурсы

 

В Российской Федерации правовая основа платности природо­пользования впервые была заложена в Законе «Об охране окру­жающей природной среды» (1991 г.). Этим Законом было установ­лено, что плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие при­родные ресурсы) взимается:

• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

• на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

В дальнейшем принципы платного природопользования нашли отражение в природно-ресурсных законах Российской Федерации, таких как:

Закон «О плате за землю» (1991) с изменениями (1995);

Законы «О недрах» (1992) и «О внесении изменений и дополне­ний в Закон Российской Федерации «О недрах» (1995);

Закон «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (1995);

Водный кодекс Российской Федерации (1995);

Закон «О животном мире» (1995);

Закон «О континентальном шельфе» (1995);

Лесной кодекс Российской Федерации (1997);

Закон «О плате за пользование водными объектами» (1998).

В настоящее время правовой основой регулирования платности в сфере природопользования является Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

Кроме законов было принято значительное число других норма­тивных и правовых документов, связанных с порядком исчисления и внесения платежей за природные ресурсы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.