КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система платежейРассмотрим систему платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов. Плата за недропользование. Закон Российской Федерации «О недрах» при пользовании недрами предусматривает следующие виды платежей: • сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; • платежи за пользование недрами; • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; • акцизы. Платежи за пользование недрами производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, осуществляющие поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку и добычу, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Объектами налогообложения являются: • при проведении поисковых и разведочных работ — договорная (сметная стоимость) указанных работ; • за добычу полезных ископаемых — стоимость добытых полезных ископаемых и сверхнормативных потерь при добыче, а также стоимость использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; • при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений — договорная (сметная) стоимость строительства объекта и стоимость предоставленных услуг при его эксплуатации. К минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых из запасов месторождений в пределах горного отвода, указанных в лицензии, в том числе и попутные компоненты; учтенные Государственным балансом полезных ископаемых. Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1% договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная — 2%. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико - географических условий района, размера участка недр, продолжительности работ, степени геологической изученности территории, степени риска и устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право ведения работ. При площадном характере работ по поискам и оценке месторождений полезных ископаемых размер платежа за право их проведения определяется в зависимости от удельных платежей за кв. км площади в год. Удельные платежи за 1 км2 площади в год рассчитываются путем деления платежа (1 — 2% общей стоимости работ) на площадь выделенной территории и срок работы в годах. Минимальная величина ставки платежа за разведку месторождений полезных ископаемых составляет 3% договорной /сметной/ стоимости разведочных работ, максимальная — 5%. Конкретный размер платежа определяется при предоставлении лицензии на право пользования недрами или в ином установленном порядке предоставления недр в пользование. При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза. Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются. За попутную добычу полезных ископаемых взимаются регулярные платежи в таких же размерах, как и платежи за право на добычу соответствующих полезных ископаемых. Платежи за добычу полезных ископаемых осуществляются в форме разового, а также последующих регулярных платежей с начала добычи в течение всего срока действия лицензии. Сумма разового платежа определяется при предоставлении лицензии на право пользования недрами. Его величина не должна быть менее 10% величины регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. При предоставлении совмещенной лицензии на условиях предпринимательского риска платежи осуществляются в форме разового платежа при выдаче лицензии, а также последующих регулярных платежей отдельно за право ведения каждого вида работ. Конкретные размеры регулярных платежей определяются в установленном порядке при лицензировании пользования недрами. Размеры платежей за пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливают субъекты Федерации. Определение размера платежа за кондиционные подземные воды, извлекаемые из недр, и воды, не извлекаемые из недр, но ухудшившие свое качество при добыче полезного ископаемого, осуществляют органы, выдавшие лицензию, с учетом затрат, необходимых для выполнения работ по восстановлению качества воды и пополнению эксплуатационных запасов (очистка вод, бурение гидрогеологических скважин и т. д.). За использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств платежи устанавливаются при лицензировании в размере 25—50% платежей за добычу соответствующих полезных ископаемых. Платежи при добыче полезных ископаемых за сверхнормативные потери взимаются в двойном размере. За пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, платежи взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размер этих платежей определяется в пределах 1—3% договорной (сметной) стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации. Конкретные размеры этих платежей определяются органами, выдающими лицензию, в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании., Платежи за пользование недрами континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, установленных для месторождений полезных ископаемых, расположенных на суше. Скидка за истощение недр с платежей за пользование недрами может предоставляться пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов, а также добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, с участием органов Госгортехнадзора России после экспертизы представленных пользователями недр геолого-экономических и технико-экономических обоснований. Экспертиза проводится за счет недропользователя. Размер ставки с учетом скидки не должен быть ниже минимального уровня размера платежей, установленного Правительством РФ. Платежи за пользование недрами включаются в себестоимость продукции. До последнего времени в России применялись платежи за право пользования природными ресурсами. Платежи за право на добычу нефти, газового конденсата и природного газа распределяются: • бюджет района, города — 30%; • бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования — 30%; • бюджет Российской Федерации — 40%. Платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных, распределяются: • бюджет района, города — 50%; • бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования — 25%; • бюджет Российской Федерации — 25%. Платежи за право на пользование недрами континентального шельфа в границах территориального моря распределяются: • бюджет республики в составе Российской Федерации, края, • бюджет Российской Федерации — 40%. Платежи за право на пользование недрами в пределах морской исключительной экономической зоны поступают в бюджет Российской Федерации. Платежи за право на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поступают в бюджеты районов (городов), где расположены соответствующие участки недр. Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Размеры отчислений определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых. Сумма отчислений равна стоимости первого товарного продукта по ценам его реализации на условиях франко-вагон /судно/ станция /порт/ пристань отправления, умноженная на ставку отчислений. К первому товарному продукту относятся: • собственно полезные ископаемые — нефть, природный газ и газовый конденсат; • уголь и горючие сланцы, товарные руды, подземные воды, прошедшие первичную обработку, слюда, асбест, сырье для производства строительных материалов, нерудное сырье для металлургии; • благородные металлы — химически чистый металл в песке, руде или концентрате; • алмазы — необработанные отсортированные камни; • камнесамоцветное и пьезооптическое сырье — по выходу кондиционного продукта; • по другим полезным ископаемым — минеральное сырье, прошедшее первичную обработку. Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (20—30%) поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр, а часть (30%) направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Если добывающие предприятия самостоятельно производят геологоразведочные работы, то часть отчислений (до 40%) им может передаваться по представлению соответствующих органов. Указанные отчисления аккумулировались в целевом бюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы. В настоящее время плата за право пользования и плата на воспроизводство минерально-сырьевой базы трансформировались в другие платежи за пользование природными ресурсами. Плата за землю. В соответствии с Законом РСФСР «О плате за землю» землепользование в России является платным. Формами платы выступают: земельный налог и арендная плата, цена на землю при ее покупке. Объектами налогообложения являются сельскохозяйственные угодья всех категорий земель, городские (поселковые) земли, приусадебные, садовые, дачные участки, огороды, земли под освоенными лесами эксплуатационного назначения, земли промышленности, транспорта, связи и другого назначения. Земельный налог взимался с собственников земель, землевладельцев и землепользователей. Размеры земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения определялись по средним размерам земельного налога с пашни, законодательно установленным с учетом индексации ставок в пределах 0,8 тыс. руб./га (Мурманская область) до 7,4 тыс. руб./га (Краснодарский край). Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи и другого назначения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога. За земли, занятые полигонами и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования. Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района. Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон. Земельный налог по городам определен на основе установленных законом средних ставок налога в городах и других населенных пунктах с различной численностью населения, с учетом нормативов затрат на инженерное оборудование и благоустройство городской территории, показателей увеличения ценности городских территорий за счет развитости сферы управления, научного и социально-культурного потенциалов, а также затрат на жилищное и культурно-бытовое строительство. Земельный налог по городам и поселкам различных субъектов Российской Федерации составлял для юридических лиц от 50 до 450 руб./м2 территории. От платы за землю полностью освобождаются: заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой, и некоторые другие категории землевладельцев и землепользователей. Существенное значение для исчисления земельного налога и арендной платы имеет такой показатель, как нормативная цена земли. Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка. Платежи за землю поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Частично они централизуются на специальных бюджетных счетах субъектов РФ и в республиканском бюджете РФ. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата поступает на его счет. Данные платежи направляются на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных на указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению. Плата за пользование лесным фондом. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации система платежей за пользование лесным фондом включает: • лесные подати; • арендную плату. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Размер их устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования. Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет. При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер ее определяется договором об аренде на основе ставок лесных податей. В договоре аренды участка лесного фонда указываются следующие условия: • границы участка лесного фонда; • виды лесопользования; • объемы (размеры) лесопользования; • срок аренды; • размер арендной платы и порядок ее внесения; • обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; • порядок платы лесопользователю за проведенные им лесохозяйственные работы; • иные условия. Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем отношении: • федеральный бюджет — 40%; • бюджеты субъектов Российской Федерации — 60%. В субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Часть указанных средств, поступающих в бюджет Российской Федерации, направляется соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов. Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю. На практике, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1199, минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, состоят из минимальных ставок для основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым работам, и минимальных ставок для не основных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам. Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесины с делением деловой древесины по размерам, а также в зависимости от расстояния вывоза (по лесотаксовым разрядам). К крупной древесине всех лесных пород относятся отрезки стволов диаметром (в верхнем торце, без коры) от 25 см и более, к средней — диаметром от 13 до 24 см и к мелкой — диаметром от 3 до 12 см. Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных м3 и крутизне склона до 20 градусов. На лесосеках, расположенных на горных склонах с крутизной свыше 20 градусов, минимальные ставки в зависимости от расстояния до подошвы склона умножаются на следующие коэффициенты.
Расстояние, м Корректирующий коэффициент 0-150 0,7 151-300 0,6 301 и более 0,5
При проведении несплошных (выборочных) рубок главного пользования минимальные ставки снижаются на 20%. При отпуске древесины в насаждениях, в которых более 30% деревьев (по запасу древесины) повреждено в результате ветровала и бурелома, действующие минимальные ставки снижаются на 50%. При отпуске древесины в насаждениях, поврежденных пожаром, вредителями или болезнями леса, в которых более 30% деревьев (по запасу древесины) угрожает усыхание в ближайшие 2 — 3 года, действующие минимальные ставки снижаются на 40%. При отпуске сухостойкой древесины минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от качества древесины на корню и конъюнктуры спроса на древесину. Плата за водопользование. Система платежей за водные ресурсы определена в Водном кодексе Российской Федерации и включает: • плату за пользование водными объектами (водный налог); • плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов вносится за: • изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; • сверхлимитное изъятие воды; • использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование. В 1998 г. вышел в свет Закон Российской Федерации «О плате за пользование водными объектами». Согласно данному Закону вводится водный налог. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных) с применением сооружений, технических средств или устройств, в соответсвии с лицензированием в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации. Объектом налогообложения признается пользование водными объектами в целях: • осуществления забора воды из водных объектов; • удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; • использования акватории водных объектов для осуществления лесосплава без применения судовой тяги, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, сооружений, установок и • осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Минимальные и максимальные налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 1) 30—176 руб. за одну тыс. м3 воды, забранной из поверхностных водных объектов, в пределах установленных лимитов — для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды; 2) 0,8—3,3 руб. за одну тыс. м3 воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод — для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды; 3) 0,5—5,0 руб. за одну тыс. кВт×ч вырабатываемой электроэнергии — для налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций; 4) 320—665 руб. за одну тыс. м3 древесины, сплавляемой без судовой тяги, на каждые 100 км сплава — для налогоплательщиков, осуществляющих сплав леса; 5) 1300—7300 руб. в год за один км2 площади используемой акватории водных объектов — для налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, взрывные, строительные и иные работы, размещение и эксплуатацию подводных и надводных объектов и установок, включая объекты организованной рекреации; 6) 3,2—27 руб. в год за одну тыс. м3 сточных вод — для налогоплательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов. Минимальные и максимальные размеры налоговых ставок в указанных выше пределах по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации. В заданных пределах конкретные размеры налоговых ставок по категориям налогоплательщиков в зависимости от вида пользования водным объектом, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. При заборе воды для технологических нужд и сбросе сточных вод в пределах установленных лимитов налогоплательщиками, осуществляющими эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной системы водоснабжения для охлаждения агрегатов и добычу благородных металлов, налоговые ставки в части объемов воды, используемых для этих целей, устанавливаются в размере 30% от налоговой ставки. При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов — годовые и (или) месячные (квартальные) налоговые ставки для налогоплательщиков увеличиваются в 5 раз. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (соглашения) налоговые ставки увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользователя на основании лицензии. Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем отношении: 40% — в федеральный бюджет, 60% — в бюджеты субъектов Российской Федерации. Плата за пользование объектами животного мира. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года № 1281 введена плата за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям. Конкретные размеры платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством Российской Федерации» (табл. 11). При осуществлении мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, сельскохозяйственных и других домашних животных, а также в целях предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания изъятие соответствующих объектов животного мира может осуществляться бесплатно в порядке, определяемом специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Таблица 11 Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира,
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |