Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система платежей




Рассмотрим систему платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов.

Плата за недропользование. Закон Российской Федерации «О недрах» при пользовании недрами предусматривает следующие ви­ды платежей:

• сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

• платежи за пользование недрами;

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• акцизы.

Платежи за пользование недрами производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, осуществляющие поиск и оценку месторождений полезных иско­паемых, их разведку и добычу, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих произ­водств, а также строительство и эксплуатацию подземных сооруже­ний, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Объектами налогообложения являются:

• при проведении поисковых и разведочных работ — договорная (сметная стоимость) указанных работ;

• за добычу полезных ископаемых — стоимость добытых полезных ископаемых и сверхнормативных потерь при добыче, а также стоимость использованных отходов горнодобывающего и свя­занных с ним перерабатывающих производств;

• при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений — договорная (сметная) стоимость строительства объекта и стоимость предоставленных услуг при его эксплуатации.

К минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых из запасов месторождений в пределах горного отвода, указанных в лицензии, в том числе и попутные компоненты; учтенные Государственным балансом по­лезных ископаемых.

Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1% дого­ворной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная — 2%. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископае­мого, экономико - географических условий района, размера участка недр, продолжительности работ, степени геологической изученно­сти территории, степени риска и устанавливается органами, предос­тавляющими лицензию на право ведения работ.

При площадном характере работ по поискам и оценке месторо­ждений полезных ископаемых размер платежа за право их проведе­ния определяется в зависимости от удельных платежей за кв. км площади в год. Удельные платежи за 1 км2 площади в год рассчи­тываются путем деления платежа (1 — 2% общей стоимости работ) на площадь выделенной территории и срок работы в годах. Мини­мальная величина ставки платежа за разведку месторождений по­лезных ископаемых составляет 3% договорной /сметной/ стоимости разведочных работ, максимальная — 5%. Конкретный размер пла­тежа определяется при предоставлении лицензии на право пользо­вания недрами или в ином установленном порядке предоставления недр в пользование. При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер ранее уста­новленных платежей увеличивается в 1,5 раза. Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленно­го пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.

За попутную добычу полезных ископаемых взимаются регуляр­ные платежи в таких же размерах, как и платежи за право на добы­чу соответствующих полезных ископаемых.

Платежи за добычу полезных ископаемых осуществляются в форме разового, а также последующих регулярных платежей с нача­ла добычи в течение всего срока действия лицензии. Сумма разово­го платежа определяется при предоставлении лицензии на право пользования недрами. Его величина не должна быть менее 10% ве­личины регулярного платежа в расчете на среднегодовую проект­ную мощность добывающего предприятия.

При предоставлении совмещенной лицензии на условиях пред­принимательского риска платежи осуществляются в форме разового платежа при выдаче лицензии, а также последующих регулярных платежей отдельно за право ведения каждого вида работ. Конкрет­ные размеры регулярных платежей определяются в установленном порядке при лицензировании пользования недрами.

Размеры платежей за пользование недрами при разработке ме­сторождений общераспространенных полезных ископаемых и ми­неральной воды устанавливают субъекты Федерации.

Определение размера платежа за кондиционные подземные во­ды, извлекаемые из недр, и воды, не извлекаемые из недр, но ухудшившие свое качество при добыче полезного ископаемого, осуществляют органы, выдавшие лицензию, с учетом затрат, необ­ходимых для выполнения работ по восстановлению качества воды и пополнению эксплуатационных запасов (очистка вод, бурение гид­рогеологических скважин и т. д.).

За использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств платежи устанавливаются при ли­цензировании в размере 25—50% платежей за добычу соответствую­щих полезных ископаемых. Платежи при добыче полезных ископаемых за сверхнормативные потери взимаются в двойном размере.

За пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, платежи взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размер этих платежей определяется в пределах 1—3% договорной (сметной) стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации. Конкрет­ные размеры этих платежей определяются органами, выдающими лицензию, в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологиче­ской опасности при их использовании.,

Платежи за пользование недрами континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, установленных для месторождений полез­ных ископаемых, расположенных на суше.

Скидка за истощение недр с платежей за пользование недрами может предоставляться пользователю недр, осуществляющему добы­чу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального исполь­зования разведанных запасов, а также добычу полезного ископаемо­го из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в резуль­тате выборочной отработки месторождения. Решение об установле­нии скидки за истощение недр принимается органами, предостав­ляющими лицензии на пользование недрами, с участием органов Госгортехнадзора России после экспертизы представленных пользо­вателями недр геолого-экономических и технико-экономических обоснований. Экспертиза проводится за счет недропользователя.

Размер ставки с учетом скидки не должен быть ниже мини­мального уровня размера платежей, установленного Правительст­вом РФ. Платежи за пользование недрами включаются в себестои­мость продукции.

До последнего времени в России применялись платежи за право пользования природными ресурсами.

Платежи за право на добычу нефти, газового конденсата и при­родного газа распределяются:

• бюджет района, города — 30%;

• бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования — 30%;

• бюджет Российской Федерации — 40%.

Платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кро­ме общераспространенных, распределяются:

• бюджет района, города — 50%;

• бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования — 25%;

• бюджет Российской Федерации — 25%.

Платежи за право на пользование недрами континентального шельфа в границах территориального моря распределяются:

• бюджет республики в составе Российской Федерации, края,
области, автономного образования — 60%;

• бюджет Российской Федерации — 40%.

Платежи за право на пользование недрами в пределах морской исключительной экономической зоны поступают в бюджет Россий­ской Федерации.

Платежи за право на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей по­лезных ископаемых, поступают в бюджеты районов (городов), где расположены соответствующие участки недр.

Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полез­ных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Размеры отчислений определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых. Сумма от­числений равна стоимости первого товарного продукта по ценам его реализации на условиях франко-вагон /судно/ станция /порт/ пристань отправления, умноженная на ставку отчислений.

К первому товарному продукту относятся:

• собственно полезные ископаемые — нефть, природный газ и газовый конденсат;

• уголь и горючие сланцы, товарные руды, подземные воды, прошедшие первичную обработку, слюда, асбест, сырье для произ­водства строительных материалов, нерудное сырье для металлургии;

• благородные металлы — химически чистый металл в песке, руде или концентрате;

• алмазы — необработанные отсортированные камни;

• камнесамоцветное и пьезооптическое сырье — по выходу кондиционного продукта;

• по другим полезным ископаемым — минеральное сырье, прошедшее первичную обработку.

Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (20—30%) поступает в федеральный бюджет и ис­пользуется для целевого финансирования, предусмотренных феде­ральными программами геологического изучения недр, а часть (30%) направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого финансирования работ по воспроизводству минераль­но-сырьевой базы в соответствии с территориальными программа­ми геологического изучения недр. Если добывающие предприятия самостоятельно производят геологоразведочные работы, то часть отчислений (до 40%) им может передаваться по представлению со­ответствующих органов.

Указанные отчисления аккумулировались в целевом бюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В настоящее время плата за право пользования и плата на вос­производство минерально-сырьевой базы трансформировались в другие платежи за пользование природными ресурсами.

Плата за землю. В соответствии с Законом РСФСР «О плате за землю» землепользование в России является платным. Формами платы выступают: земельный налог и арендная плата, цена на зем­лю при ее покупке.

Объектами налогообложения являются сельскохозяйственные угодья всех категорий земель, городские (поселковые) земли, при­усадебные, садовые, дачные участки, огороды, земли под освоенны­ми лесами эксплуатационного назначения, земли промышленности, транспорта, связи и другого назначения. Земельный налог взимался с собственников земель, землевладельцев и землепользователей.

Размеры земельного налога на земли сельскохозяйственного на­значения определялись по средним размерам земельного налога с пашни, законодательно установленным с учетом индексации ставок в пределах 0,8 тыс. руб./га (Мурманская область) до 7,4 тыс. руб./га (Краснодарский край).

Налог за земли сельскохозяйственного использования в преде­лах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. Налог за расположенные вне населенных пунктов зем­ли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи и другого на­значения устанавливается в размере 20% от средних ставок земель­ного налога. За земли, занятые полигонами и аэродромами вне на­селенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со сред­ним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покры­тые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйст­венной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения адми­нистративного района.

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесо­пользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатацион­ного назначения, на которых проводится заготовка древесины и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. Налог за сельскохозяй­ственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения анало­гичного качества. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон.

Земельный налог по городам определен на основе установлен­ных законом средних ставок налога в городах и других населенных пунктах с различной численностью населения, с учетом нормативов затрат на инженерное оборудование и благоустройство городской территории, показателей увеличения ценности городских террито­рий за счет развитости сферы управления, научного и социально-культурного потенциалов, а также затрат на жилищное и культур­но-бытовое строительство. Земельный налог по городам и поселкам различных субъектов Российской Федерации составлял для юриди­ческих лиц от 50 до 450 руб./м2 территории.

От платы за землю полностью освобождаются: заповедники, на­циональные и дендрологические парки, ботанические сады; пред­приятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой, и некоторые другие категории землевладельцев и землепользователей.

Существенное значение для исчисления земельного налога и арендной платы имеет такой показатель, как нормативная цена земли.

Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, ис­ходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономическо­го регулирования земельных отношений при передаче земли в соб­ственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка.

Платежи за землю поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых нахо­дятся земельные участки. Частично они централизуются на специ­альных бюджетных счетах субъектов РФ и в республиканском бюд­жете РФ. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата поступает на его счет. Данные платежи направляют­ся на цели, связанные с финансированием мероприятий по земле­устройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных на указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты земле­пользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории. Арендная плата, получаемая собственником земли, ис­пользуется им по своему усмотрению.

Плата за пользование лесным фондом. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации система платежей за пользование лесным фондом включает:

• лесные подати;

• арендную плату.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании уча­стками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лес­ного фонда.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ре­сурса по отдельным видам лесопользования — за гектар находя­щихся в пользовании участков лесного фонда. Размер их устанав­ливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами феде­рального органа управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на кор­ню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и про­ектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесо­пользования.

Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках про­межуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главно­го пользования на арендованном участке арендатором за свой счет.

При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят аренд­ную плату. Размер ее определяется договором об аренде на основе ставок лесных податей. В договоре аренды участка лесного фонда указываются следующие условия:

• границы участка лесного фонда;

• виды лесопользования;

• объемы (размеры) лесопользования;

• срок аренды;

• размер арендной платы и порядок ее внесения;

• обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов;

• порядок платы лесопользователю за проведенные им лесохозяйственные работы;

• иные условия.

Часть лесных податей и арендной платы в размере минималь­ных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем отношении:

• федеральный бюджет — 40%;

• бюджеты субъектов Российской Федерации — 60%.

В субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесо­сека по рубкам главного пользования не превышает одного мил­лиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы за дре­весину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Часть указанных средств, поступающих в бюджет Российской Федерации, направля­ется соответствующему территориальному органу федерального ор­гана управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов.

Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а так­же лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.

На практике, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1199, минималь­ные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, состоят из минимальных ставок для основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым работам, и минималь­ных ставок для не основных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам.

Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесины с делением деловой древесины по размерам, а также в зависимости от расстояния выво­за (по лесотаксовым разрядам). К крупной древесине всех лесных пород относятся отрезки стволов диаметром (в верхнем торце, без коры) от 25 см и более, к средней — диаметром от 13 до 24 см и к мелкой — диаметром от 3 до 12 см. Минимальные ставки рассчита­ны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных м3 и крутизне склона до 20 градусов.

На лесосеках, расположенных на горных склонах с крутизной свыше 20 градусов, минимальные ставки в зависимости от расстоя­ния до подошвы склона умножаются на следующие коэффициенты.

 

Расстояние, м Корректирующий коэффициент

0-150 0,7

151-300 0,6

301 и более 0,5

 

При проведении несплошных (выборочных) рубок главного пользования минимальные ставки снижаются на 20%.

При отпуске древесины в насаждениях, в которых более 30% деревьев (по запасу древесины) повреждено в результате ветровала и бурелома, действующие минимальные ставки снижаются на 50%. При отпуске древесины в насаждениях, поврежденных пожаром, вредителями или болезнями леса, в которых более 30% деревьев (по запасу древесины) угрожает усыхание в ближайшие 2 — 3 года, дей­ствующие минимальные ставки снижаются на 40%. При отпуске сухостойкой древесины минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от качества древесины на корню и конъюнктуры спро­са на древесину.

Плата за водопользование. Система платежей за водные ресурсы определена в Водном кодексе Российской Федерации и включает:

• плату за пользование водными объектами (водный налог);

• плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объек­тов вносится за:

• изъятие воды из водных объектов в пределах установленно­го лимита;

• сверхлимитное изъятие воды;

• использование водных объектов без изъятия воды в соответ­ствии с условиями лицензии на водопользование.

В 1998 г. вышел в свет Закон Российской Федерации «О плате за пользование водными объектами». Согласно данному Закону вводится водный налог.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществ­ляющие пользование водными объектами (кроме подземных) с применением сооружений, технических средств или устройств, в соответсвии с лицензированием в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается пользование водными объектами в целях:

• осуществления забора воды из водных объектов;

• удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

• использования акватории водных объектов для осуществления лесосплава без применения судовой тяги, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, сооружений, установок и
оборудования, проведения буровых, строительных и иных работ;

• осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Минимальные и максимальные налоговые ставки устанавлива­ются в следующих размерах:

1) 30—176 руб. за одну тыс. м3 воды, забранной из поверхност­ных водных объектов, в пределах установленных лимитов — для на­логоплательщиков, осуществляющих забор воды;

2) 0,8—3,3 руб. за одну тыс. м3 воды, забранной из территори­ального моря и внутренних морских вод — для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды;

3) 0,5—5,0 руб. за одну тыс. кВт×ч вырабатываемой электроэнергии — для налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;

4) 320—665 руб. за одну тыс. м3 древесины, сплавляемой без су­довой тяги, на каждые 100 км сплава — для налогоплательщиков, осуществляющих сплав леса;

5) 1300—7300 руб. в год за один км2 площади используемой ак­ватории водных объектов — для налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, взрывные, строительные и иные работы, размещение и эксплуатацию подводных и надводных объектов и установок, включая объекты организованной рекреации;

6) 3,2—27 руб. в год за одну тыс. м3 сточных вод — для налого­плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Минимальные и максимальные размеры налоговых ставок в указанных выше пределах по бассейнам рек, озер, морей и эконо­мическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации. В заданных пределах конкретные размеры налоговых ставок по категориям налогоплательщиков в зависимости от вида пользования водным объектом, состояния водных объектов и с уче­том местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются органами законодательной власти субъ­ектов Российской Федерации. При заборе воды для технологиче­ских нужд и сбросе сточных вод в пределах установленных лимитов налогоплательщиками, осуществляющими эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямо­точной системы водоснабжения для охлаждения агрегатов и добычу благородных металлов, налоговые ставки в части объемов воды, используемых для этих целей, устанавливаются в размере 30% от налоговой ставки. При заборе или сбросе воды сверх установлен­ных лимитов — годовые и (или) месячные (квартальные) налоговые ставки для налогоплательщиков увеличиваются в 5 раз. При поль­зовании водными объектами без соответствующей лицензии (со­глашения) налоговые ставки увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении такого поль­зователя на основании лицензии.

Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъ­ектов Российской Федерации в следующем отношении: 40% — в феде­ральный бюджет, 60% — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Плата за пользование объектами животного мира. Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года № 1281 введена плата за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям. Конкретные размеры платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утвер­ждаемых Правительством Российской Федерации» (табл. 11).

При осуществлении мер по регулированию численности от­дельных объектов животного мира, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, сельскохозяйственных и других домаш­них животных, а также в целях предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания изъя­тие соответствующих объектов животного мира может осуществ­ляться бесплатно в порядке, определяемом специально уполномо­ченными государственными органами по охране, контролю и ре­гулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Таблица 11

Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.