КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Продукционные правила для представления знаний
Правила типа «если-то», навзываемые продукциями, являются одним из наиболее популярных формализмов представления знаний. Каждое такое правило есть условное утверждение, однако, существуют различные варианты их интерпретации: 1) ЕСЛИ <условие P> ТО <заключение C>; 2) ЕСЛИ <ситуация S> ТО <действие А>; 3) ЕСЛИ <выполняются условия С1 и С2> ТО <не выполняется условие С3>. Продукции обладают следующими свойствами: · Модульность: каждое правило описывает небольшой, относительно независимый фрагмент знаний; · Возможность инкрементного наращивания: добавление новых правил в базу знаний независимо от существующих правил; · Удобство модификации (следствие модульности): старые правила можно изменять и заменять на новые независимо от других правил; · Прозрачность системы как следствие применения правил. Последнее свойство - это способность системы к объяснению принятых решений и полученных результатов. Применение «если - то» правил облегчает получение ответов на вопросы типа: «как?» и «почему?». «Если - то»- правила часто применяют для определения логических отношений между понятиями предметной области. Про чисто логические отношения можно сказать, что они принадлежат к «категорическим знаниям», то есть соответствующие им отношения абсолютно верны. Однако, в некоторых предметных областях преобладают вероятностные («мягкие») знания. Эти знания являются «мягкими» в том смысле, что говорить об их применимости к любым практическим ситуациям можно только до некоторой степени. В таких случаях используют модифицированные «если - то» – правила, дополняя их логическую интерпретацию вероятностной оценкой. Например, если условие A, то заключение B с вероятностью F. Проиллюстрируем использование правил типа «если - то» на примере «игрушечной» базы знаний, помогающей идентифицировать животных по их основным признакам в предположении, что задача идентификации ограничена только небольшим числом разных животных. Правило 1: если Животное «имеет» шерсть или Животное «кормит детенышей» молоком то Животное - млекопитающее. Правило 2: если Животное «имеет» перья или Животное «летает» и Животное «откладывает яйца» то Животное - птица. Правило 3: если Животное это млекопитающее и Животное «ест» мясо то Животное - хищник. Правило 4: если Животное это хищник и Животное «имеет» «рыжий цвет» и Животное «имеет» «темные пятна» то Животное - «гепард». Правило 5: если Животное это хищник и Животное «имеет» «рыжий цвет» и Животное «имеет» «черные полосы» то Животное - «тигр». Правило 6: если Животное это птица и Животное «не может» «летать» и Животное «плавает» то Животное - «пингвин». Правило 7: если Животное это птица и Животное «летает» то Животное - «альбатрос». Факт: Х это животное: - принадлежит (Х, [гепард, тигр, пингвин, альбатрос]). можно_спросить (Животное, «кормит детенышей», Чем). можно_спросить (Животное, «откладывает яйца»). можно_спросить (Животное, «ест», Что). можно_спросить (Животное, «не может», Что делать). можно_спросить (Животное, «плавает»). можно_спросить (Животное, «летает»). Если переписать данные правила в виде настоящих прологовских правил, то они примут вид: Животное это млекопитающее:- Животное «имеет» «шерсть», Животное «кормит детенышей» «молоком». Животное это хищник:- Животное это млекопитающее, Животное «ест» «мясо». Животное это тигр:- животное это хищник, животное «имеет» «рыжий цвет», животное «имеет» «черные полосы». Добавим некоторые факты: «Пушок» имеет «шерсть». «Пушок» ленив. «Пушок» имеет «рыжий цвет». «Пушок» имеет «черные полосы». «Пушок» ест «мясо». ?-«Пушок» это тигр. Yes. ?-«Пушок» это гепард. No. Наша пролог-система отвечает на вопросы, используя базу знаний, однако, нельзя сказать, что ее поведение вполне соответствует поведению эксперта. Это происходит по двум причинам: · Система не может объяснить свой ответ: как она установила, что «Пушок» тигр, а не гепард; · В систему необходимо ввести всю необходимую информацию в виде фактов, при этом возможен ввод лишней информации («Пушок» ленив) или потеря необходимой информации. Для того, чтобы исправить эти два недостатка, в системе должен быть реализован более совершенный способ взаимодействия между пользователем и системой во время и после завершения рассуждений, то есть необходимо создать свое средство интерпретации в виде специальной надстройки над пролог-системой. Система должна взаимодействовать с пользователем в режиме диалога следующим образом: Пожалуйста, спрашивайте:
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |