КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды материалов
В зависимости от способа предоставления информации документы (и литература, и источники) бывают: текстовыми (книги, журналы, отчеты), графическими (карты, схемы, изображения), аудиовизуальными (звукозаписи, кино- и видеофильмы) и др., которые обладают особенностями хранения, трансляции и фиксации. Научный руководитель, как правило, уточняет список литературы и источников, предоставляемый студентом, оставляя его формирование непосредственно автору исследования. Студент должен уточнить, какую часть этой литературы надо прочитать в первую очередь, на какие разделы и аспекты следует обратить особое внимание. Необходимо помнить, руководитель не обязан заниматься вопросами поиска и отбора литературы вместо студента.
2.3.2 «Чтение» материалов
После того, как студент определился с перечнем литературы, он начинает её начитывать. Этому следует уделить около трети планируемого на создание научной работы времени. Научную и специальную литературу следует искать в научной библиотеке ОмГУ, методическом кабинете социально-гуманитарного факультета, научной библиотеке им. А.С. Пушкина и других библиотеках города. Следует предупредить активное использование студентами ресурсов, предлагаемых системой Интернет. Часто на различных сайтах данной системы располагаются лишь отредактированные фрагменты произведений, но не их полные тексты. При первоначальном знакомстве с книгой полезно сначала внимательно изучить аннотацию, оглавление, введение, заключение, список литературы, а также бегло просмотреть ее. Это даст общее представление о проблематике и круге вопросов, освященных в книге, значении, которое она может иметь в раскрытии темы дипломной работы. Предварительный просмотр книги позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно познакомиться с отдельными разделами. Первоначальному знакомству с книгой помогает беглое (просмотровое) чтение, позволяющее уловить общие идеи, проблемы, цель, задачи и т.п. не вдаваясь в детали. Аналогичный алгоритм беглого просмотра необходимо использовать при знакомстве и с журнальными статьями. Главная цель такого изучения литературы – поиск в книгах и статьях нужной информации по теме. Необходимо выбрать в источнике то главное, что важно для вас, как для исследователя, а не для автора (совпадение ваших точек зрения в этом отношении возможно, но необязательно). После беглого ознакомления с научной литературой студент переходит к ее тщательному изучению. При внимательном аналитическом чтении нужно делать записи. Такие записи могут быть в форме выписок, тезисов или конспекта. Тезисы – вид записи при чтении книги (статьи), представляющий собой сжатое изложение основных мыслей прочитанного текста, основных идей или ключевых положений всего источника либо его фрагмента. Тезисы позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках. Конспектирование – систематизированная, логически связанная форма записи информации, относящейся к определенному разделу или научному источнику в целом. В конспект могут войти отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы. Конспектирование источника должно определяться следующим принципом: «сначала понять, а потом записывать». Нецелесообразно выписывать что-либо без понимания содержания, в надежде на последующее прочтение записи и понимание. Изучение и конспектирование книги или статьи не должно превращаться в самоцель, оно должно быть направлено на поиск только той информации, которая необходима для раскрытия темы работы. Необходимо стремиться к вычленению, того, что нужно по изучаемой проблеме. Остальные фрагменты изучаемого источника могут остаться непрочитанными, если в этом нет необходимости. Выписки и цитаты могут быть в виде прямой или косвенной речи. Прямые цитаты – дословное воспроизведение отдельных фрагментов источника, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные. При использовании цитат в виде косвенной речи мысли автора излагаются в пересказе. Большие отрывки текста, которые нецелесообразно цитировать в полном объеме, надо стараться записывать своими словами, сокращая формулировку и сжато излагая содержание. Как в случае прямого, так и в случае косвенного цитирования в конспекте нужно фиксировать номера страниц, на которых эта информация содержится. В дальнейшем это пригодится при оформлении ссылок в дипломной работе. Читая литературу, следует одновременно создавать библиографию по теме, желательно, и картотеку. При этом с самого начала важно усвоить правила оформления библиографической карточки. Для периодических изданий: автор (название сборника) — название работы (указание ответственного редактора сборника) — названия издания, год издания, номер (выпуск, серия) — место издания, издательство, страница (страницы), на которой находится цитируемое место (если библиографические данные даются к цитате). Для непериодических изданий: автор (название сборника) — название работы (указание ответственного редактора сборника) — издательство, год издания — страница (страницы), на которой находится цитируемое место (если библиографические данные даются к цитате). Следование этому порядку не только вырабатывает необходимую дисциплину научного труда и приобщает к этике научного общения, но и оптимизирует работу по данной теме, освобождая автора от необходимости многих последующих доработок и переделок.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |