Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация (С) как процесс формирования личности




Определения:

А.А. Реан: С - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Бронфенбреннер: С - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Шибутани Т.: С- процесс, по средством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах (т.е. участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм).

Соотношение понятий:

"Развитие личности" и "социализация"

Ребенок, развиваясь, становится субъектом социальной деятельности, т.е. его процесс развития не мыслим вне его социального развития, а следовательно, вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. В этом смысле по объему эти понятия совпадают, но акцент на активность личности более выражен в идее развития личности, а не социализации.

"Воспитание" и "социализация"

Если употреблять термин "воспитание" в узком смысле слова (процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы понятий, представлений, норм), то С отличается по своему значению. Если же это понятие употреблять в широком смысле слова (воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта), то различие ликвидируется.

"С" и "индивидуализация "

- одновременно и противоположные и единые процессы, так как усвоение опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по- разному воспринимаются, переживаются разными личностями. А поэтому разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций разный социальный опыт. С не есть антипод индивидуализации; Процесс С не ведет к нивилированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе С и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, активно перерабатывая социальный опыт в процессе его усвоения (парадигма "от социального к индивидуальному").

Сущность С:

С - двусторонний процесс:

¨Усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду

¨Процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности

Человек не просто усваивает социальный опыт, но преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации (активность индивида). Результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но и его воспроизводство, т.е. продвижение на новую ступень. При этом в качестве субъекта развития понимается не только человек, но и общество. Человек одновременно и субъект и объект общественных отношений. Активность позиции личности предполагается при воздействии человека на среду с помощью деятельности потому, что всякое воздействие на систему социальных связей требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя преобразование, мобилизацию субъекта.

 

Содержание процесса С

Процесс С - единство изменений в трех сферах: деятельность, общение и самосознание.

Деятельность: расширение "каталога" деятельностей, т.е. освоение новых видов деятельности (А.Н Леонтьев).

При этом происходит:

¨Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами через посредство личностных смыслов.

¨Центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

¨Освоение в ходе реализации деятельностей новых ролей и осмысление их значимости.

Общение: расширение и углубление, т.е. умножение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов на каждом возрастном этапе (расширение) и переход от монологического к диалогическому общению, децентрация - т.е. умение ориентироваться на партнера (углубление).

Самосознание: становление в человеке образа его "Я", который складывается на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний (определение собственной идентичности). Развитие самосознания - процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельностей и общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.