Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и речь




Генетические корни мышления и речи. (Выготский Л.С. т.2)

Отношения между мышлением и речью изменяются в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении. Развитие мышления и речи идет непараллельно и неравномерно. Мышление и речь генетически имееют совепшенно разные корни. Этотфакт можно считать установленным целым рядом исследователей в области психологии животных.

В опытах Кёлера мы имеем соершенно ясное доказательство того, что зачатки интеллекта появляются у животных независимо от развития речи ивовсе не в связи с ееуспехами.

Наличие человеко подобного интеллекта при отсутствии сколько-нибудь человекоподобной в этом отношении речи и независимость интеллектуальных операций от "речи "анторопоида - так можнго было бы сжато сформулировать основной вывод в отношении интерисующей нас проблемы из исследований Кёлера. Следует отметить что у шимпанзе, как показывают исследования, есть относительно высоко развитая "речь", в некоторых отношениях (в фонетическом) и до некоторой степени человекоподобная. Но речь шимпензе и их интеллект функционируют независимо друг от друга.

Кёлер о речи шимпанзе пишет так: "их фонетические проявления без всякого исключения выржают только их стремления и субъективные состояния; следовательно это - эмоциональные выражаения, но никогда не знак чего-то объективногл."

Отсутствие "человекоподобного" языка у шимпанзе нельзя объяснить переферическими причинами (т.е. неразвитосью голосового аппарата). Жесты и звуки шимпанзе, как говорит Кёлер, никогда не обозначают и не описывают чего-либо объективного.

Все жесты обезьян непосредственно связаны с самим действием. Шимпнзе начинает то движение или действие, которое она хочет произвести или к которому хочет побудить другое животное. Указательные жесты, составляющие самую примитивную ступень в развитии человеческого языка, не встечаются еще у живоных, у обезьян же этот жест находится на переходной ступени между хватательным и указательным движением. В этом жесте Выготский видит важный в генетическом отношении шаг от чисто эмоциональной речи к объективной. Шимпазе подражают действиям, а не звукам.

Для интеллекта шимпанзе характерно отсутствие "идеации", т.е. оперирование следами неактуальных, отсутствующих стимулов. Отсюда можно вывести два основных положения:

1. разумное употребление речи есть интеллектуальная функция, ни при каких условиях не определяемаяи непостредстваенно оптической структурой.

2. во всех задачах, которые затрагивали не оптически актуалные структуры, структуры другого рода (механические, например), шимпанзе переходит от интеллектуального типа поведения к чистому методу проб и ошибок.

Вывод: Шимпанзе вряд ли может овладеть человеческой речью.

Три момента в характеристики речи шимпанзе:

1. Связь речи с выразительными эмоциональными движениями.

2. Эмоциональные состояния богаты речевыми проявлениями и крайне неблагоприятны для функционирования интеллектульныхреакций.

3. Эмоциональной стороной не исчерпывается функция речи у шимпанзе.

Речь не только выразительно-эмоциональная реакция, но и средство психологического контакта с себе подобными....Функции речи принадлежат к числу биологически древнейших форм поведения и находится в генетическом родстве с оптическими и слуховыми сигналами, подаваемыми вожаками в животных сосбществах

Можно подвести некоторые итоги развития мышления и речи в филогенезе:

1. Мышление и речь имеют различные генетические корни.

2. Развитие мышления и речи идет по разным линиям и независимо друг от друга.

3. Отношения между мышлением и речью не является сколько- нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития.

4. Антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь в совершенно других (фонетика речи, эмоциональная функция и зачатки социальной функции речи).

5. Антропоиды не обнаруживают характерного для человека отношения - тесной связи между мышлением и речью. Одно и другое не является сколько-нибудь непосредственно связанным у шимпанзе.

6. В филогенезе мышления и речи может констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи.

В онтогенезе отношения обеих линий развития - мышления и речи - гораздо более смутно и сжато. Мышление ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию. Доинтеллктуальные корни речи в развитии ребека были установленыочень давно. Крик, лепет и даже первые слова ребенка совершенно явные стадии в развитии речи, но стадии доинтеллектуальные. Они не имеют ничего общегос развитием мышления. Здесь мы находим богатое разитие социальной функци речи.

Т.о., у ребенка первого года жизни уже ясно выражены те две функции речи, которые знакомы по филогенезу (эмоциональная, социальная).

Но в известный момент, приходящийся на раниий возраст (около 2-хлет), линии развития мышлени и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. Ребенок открывает,что "каждая вещь имеет свое имя".

Этот переломный момент, начиная с которого речь становится, а мышление - речевым, характеризуется двумя объективными признаками:

1. ребенок начинает активно расширять свой словарь;

2. скачкообразное увеличение запаса слов.

Ребенок как бы открывает символическую функцию речи. До наступления этого периода ребенок усваивал отдельные слова, которые являлись для него условными сигналами или заместителями отдельных предметов, людей, действий, состояний желаний. Но на этой стадии он знает столько слов, сколько ему дано окружающими его людьми.

Открыв символическую функцию речи видя новый предмет, спрашивает, как это называется. Ребенок сам нуждается в слове и активно стремится овладеть знаком, принадлежащим предмету, знаком, который служит для названия и сообщения. Лишь на известной, относительновысокой стадии развития мышления и речи становится возможным "величайшее открытие в жизни ребенка".Для того, чтобы "открыть" речь надо мыслить.

Вывод:

1. В онтогенезе развития мышления и речи мы также находим различные корни того и другого процесса.

2. В развитии речи ребенка мы с несомненностью может костатировать "доинтеллектуальную стадию", так же как и развитии мышления - "доречевую стадию".

3. До известного момента то и другое развитие идет разными линиями, независимо друг от друга.

4. В известном пункте обе линии пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь - интеллектуальной.

Нельзя не признать исключительного значения процесса внутренней речи для развития мышления. Необходимо найти среднее звено, сооденяющие процесс внешней и внутренней речи. Этот переходный процесс можно увидеть в так называемой эгоцентрической детской речи, описанной Пиаже. Эгоцентрическая речь, помимо чисто экспрессивной функции и функции разрада, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится мышлением в собственном смысле слова, т.е. принимает на себя функцию планирующей операции, решения новой задачи, возникающей в поведении.

Эгоценрическая речь это речь внутренняя по своей функции, это речь для себя, находящаяся на пути к уходу внутрь, речь уже наполовину непонятна для окружающих. Почему речь становится внутренней? Речь становится внутренней в силу того, что изменяется ее функция. Т.е. получаем такие три этапа:внешняя речь,эгоценрическая речь, внутренняя речь (вместо 3-х этапов предложенных Уотсоном громкая речь, шепот, беззвучная речь).

Речь в своем развитии проходит через 4 стадии. Первая стадия - так называемая примитивная, натуральная стадия, когда та или иная операция встречается в том виде, как она сложилась на примитивных ступенях поведения. эта стадия развития соответствовала бы доинтеллектуальная речь и доречевое мышление.

Затем следует стадия наивной психологии. В области развития речи эта стадия чрезвычайно ясно намеченеа во всем речевом развитии ребенка и выражается в том, что овладение грамматическими структурами и формами идет у ребенка впереди овладения логическими структурами и операциями, соответствующими данным формам. Ребенок овладевает придаточными предложениями, такими формами речи, как "потому что", "так как", "если бы" и т.д., задолго до того, как он овладевает причинными, временными, условными отношениями, противопоставалениями и т.д.

Вслед за этим, с постепенным нарастанием наивного психического опыта, следует стадия внешнего знака, внешней операции, при помощи которых ребенок решает какую-нибедь внутренюю психическую задачу. В развитии речи ей соответствует эгоцентрическая речь.

За этой третьей наступает четвертая стадия, которую мы образно называем стадией "вращивания", она характеризуетс тем, что внешшняя операция уходит внутрь, становится внутренней операцией и в связи с этим претерпивают глубокие изменения. Это внутреняя или безвучная речь. Между внутренними и внешними операциямипостоянно существует взаимодействие

Как функционирует внутренняя речь у взрослого человека? Связано ли мышление и речь в поведении взрослого? Можно ли отождествлять оба эти процессов?

Отношения мышления и речи можно схематически обозначить двумя пересекающимися окружностями, которые которые показывают, что известная часть процесса речи и мышление, совпадает. Это такназываемая сфера речевого мышления. Есть большая область мышления которая не будет иметь непосредственного отношения к речевому мышлению. Сюда следует отнести инструментальное и техническое мышление и вообще всю область так называемого практического интеллекта. Нет психологических оснований относить человека к мышлению.

У взрослого человека слияние мышления и речи есть частичное явление, имеющее силу и значение только в приложении к области речевого мышления, в то время как другая область неречевого мышления и неинтеллектуальной речи остается только под отдаленным, не непосредственном влиянием этого слияния и прямо не стоят с ним ни в какой причинной связи.

Выводы:

Путь к человеческому интеллекту и путь к человеческой речи не совпадают в жизненном мире, генетические корни мышления и речи различны. В животном мире лишь заложены корни человеческого интеллекта и речи. И в развитии ребенка генетические корни мышления и речи различны.

Генетические корни и пути развития мышления и речи оказываются до определенного пункта разветвленными, а затем происходит пересечение обоих путей развития.

Внутреняя речь развивается путем накопления длительных функциональных и структурных изменений, что она ответвляется от внешней речи ребенка вместе с дифферинцированием социальной и эгоцентрической функцией речи, что речевые структуры, усваиваемые ребенком становятся основными структурами его мышления.

Вместе с этим обнаруживается основной, несомненный и решительный факт - зависимость развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта ребенка. Развитие внутренней речи определяется в основном извне, развитие логики ребенка есть прямая функция его социализированной речи. Мышления ребенка развивается в зависимости от овладения социальными средствами мышления, т.е. в зависимости от речи.

Сопоставления развития внутренней речи и речевого мышления с развитием речи и интеллекта, как оно шло в животном мире и в самом раннем детстве по особым, раздельным линиям. Сопоставление это показывает, что одно развитие является не просто прямым подолжением другого, но что изменяется и самый тип развития - с биологического на общественно-исторический.

Речевое мышление представляет собой не природную натуральную форму поведения, а форму общественно-исторического и потому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.