КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эксперименты Г.Эббингауза
Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. В 1885 г. вышла его «Книга о памяти».Он задал методологическую, экспериментальную основу дальнейшему изучению памяти. Эббингауз предположил, что основой запоминания служит смежность во времени двух психических образований; при повторении их связь усиливается (закркпляется). Г.Эббингауз предложил исследовать чистую память: «...добившись чистоты, мы поймем истинные основы...». В его исследованиях для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал. Эббингауз определил следующие требования к материалу, на основе которого можно исследовать чистую память: * материал должен быть таким, чтобы его нельзя было осмыслить; * материал должен быть тмаки, чтобы его нельзя было организовать для запоминания; * материал не должен рождать ассоциации; * материал должен даваться с максимальной скоростью, чтобы добиться исключения логики и ассоциаций; Классические методы исследования чистой памяти (по Эббингаузу): 1) метод заучивания (полное усвоение всего ряда стимулов при повторении и отслеживании); 2) метод постоянного предъявления числа (исследуется объем памяти); 3) метод антиципации (подсказки): экспериментатор отслеживает, сколько и каких подсказок необходимо; 4) метод парных ассоциаций (по одному стимулу воспроизводится другой); 5) метод узнавания (материал нельзя воспроизвести, но можно узнать). В своих экспериментах Эббингауз вывел следующие закономерности запоминания: Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильны впечатления на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию, экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец («эффект края») Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов или дней. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
В 1915 г. вышел трехтомник Мюллера, посвященный проблемам памяти. Он предложил свою теорию - «теорию комплексов». Кроме того, ассоцианисты провели классификацию различных видов памяти: * чувственная / рациональная * произвольная / непроизвольная
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 4124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |