КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органические предпосылки и социальные условия развития личности
Индивид и личность в концепциях А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Асмолова. (лекция) Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Формирование личности не совпадает с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Индивид – природное существо, обладающее какой-либо физической конституцией, типом нс, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффектами и т.д. Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в процессе своей деятельности. Изменение индивидуальных особенностей – следствие формирования его личности. Внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет. Реальным базисом личности человека является совокупность его отношений к миру, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей. Деятельности субъекта – исходные «единицы» психологического анализа личности. Обстоятельства могут привести к сдвигу одного из главных мотивов на безличные операции, которые из-за этого превращаются в самостоятельную деятельность и характеризуют личность. Действия могут быть лишь средством достижения целей, действительный мотив которых может лежать в иной плоскости. Особенности личности обнаруживают себя в отношениях, в которые он вступает в процессе труда. В ходе развития субъекта, отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Состав деятельностей определяется свойствами субъекта – общими и индивидуальными, врожденными и приобретенными. Иерархические отношения деятельностей характеризуют личность. Их особенность – «отвязанность» от состояния организма. Эти иерархические отношения образуют ядро личности.
Индивидные свойства как предмет дифференциальной психологии. Понимание природы индивидных свойств (ИС) человека, их роли в регуляции поведения личности, методов изучения зависит от того, какое место отводится ИС в организации личности. Общая схема ИС человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым, который и ввел понятие «ИС» человека. ИСЧ являются объектом исследований дифференциальной психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, психосоматики и некоторых пограничных с психологией личности дисциплин, напр., геронтология. Общая схема ИСЧ. ИСЧ разделяются на два широких класса: класс 1, возрастно-половые свойства и кл 2-индивидно-типические свойства. В свою очередь ИТС расчленяются на три группы - конституция индивида, нейродинамические свойства мозга, функциональная асимметрия индивида. В школе Ананьева указанные 2 класса ИСЧ называют первичными и полагают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований как психофизиологические функции и органические потребности. Наивысшая форма интеграции ИСЧ – темперамент и задатки. Первичные ИТС характеризуют иногда в широком смысле слова как нейродинамические индивидные свойства. Вторичные свойства и темперамент с задатками относят к психодинамическим свойствам человека, с которыми в более узком значении связывают хар-ки только темпер-та. Из общей схемы ИСЧ, предложенной Ананьевым, видно, какого рода классы или подклассы свойств выступают в качестве критериев классификации т. или и. Типологии человека. Большое количество исследований нейродинамических свойств проведено в школе Б.М.Теплова – В.Д.Небылицина. Работами этой школы заложены основы отечественной психофизиологией индивидуальных различий, восходящей своими истоками к учению о типах ВНД Павлова. Благодаря накопленному в этой области материалу все более явственно проступает тенденция к пониманию этих свойств как природных предпосылок индивидуальных различий личности, прежде всего ее общих и специальных способностей. В исследованиях В.С.Мерлина разрабатывались представления об интегральной индивидуальности, нацеленные на изучение роли общих свойств нс в динамике индивидуального стиля деятельности.
Социальные условия развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности. Формирование и развитие личности определяется совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность всегда конкретно-исторична, она – продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее жизненного пути. В зависимости от социально-экономической формации в современных условиях складывается определенный целостный образ жизни – комплекс взаимодействующих обстоятельств (экономических, политических, правовых, идеологических, социально-психологических и т.д.). В этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребностей, социальные инстанции, СМИ и сами люди, объединенные в различные общества. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляют т. или и. социальную ситуацию развития личности. Структура народонаселения выражает качественные и количественные отношения между поколениями и соответственно вероятностный характер социальных связей личности с собственным поколением и другими поколениями. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности. Взаимодействие поколений и передача опыта оказывается весьма различным в разных странах в зависимости от уровня общественно-экономического и культурного развития. С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономической, правовой и политической позиции, рода занятий, образования и т.д. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение материального и культурного уровня жизни семьи, то это непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В этом случае создается жизненный стереотип того или и. уровня, который упрочивает механизмы поведения и стабилизируют наиболее общие и важные для последующей эволюции черты личности. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, преимущественно связанный со статусом семьи, из которой он вышел. Положение личности в обществе определяется системой ее прав и обязанностей, их соотношением, реальным осуществлением обязанностей со стороны данного общества и реальным осуществлением обязанностей по отношению к обществу со стороны личности. По определению Р.Линторна, статусы личности представляют собой центры сосредоточения прав и обязанностей, некоторую идеальную схему положения личности в обществе. Понятие статуса личности может быть дополнено понятием позицией личности, характеризующем субъективную, деятельностную сторону положения личности в этой структуре. Статус личности объективен и осознается ею частично или полностью, пассивно или активно. Исследование статуса личности имеет важное значение для определения ее социальных функций – ролей, которые рассматриваются как динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями личности в обществе. Деятельность в целом и в отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений.
Характеристика понятий «социальный статус» (см. выше) и «социальная роль». ?Ролевые теории личности? Изучение личности начинается с определения ее статуса, при этом сама личность рассматривается как совокупность социальной ситуации развития, как объект взаимодействия различных социальных структур и исторических процессов. Однако уже при изучении статуса личности обнаруживается, что по мере ее формирования и развития возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности, к которой она принадлежит Деятельная, субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса. Субъект деятельности - личность – характеризуется т. или и. правами и обязанностями, которые общество ей приписывает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом. Социальная роль (И.С.Кон) – «функция, нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию… Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не завися от сознания и поведения конкретного индивида; они даются ему как нечто внешнее более или менее обязательное; субъектом их является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа». Именно поэтому ролевое поведение личности можно понять лишь в связи в более общими социальными структурами, к которым относится данная социальная группа. Ролевое поведение личности и ее отношение к группе следует рассматривать в нескольких аспектах, не ограничиваясь социологическим. Е.С. Кузьмин «роль может оцениваться в социальной, соц-психологической и психологической системах. Роль в социальном плане – это скорее объективный результат и социальная значимость деятельности субъекта, личности. Роль в социально-психологическом смысле – это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении рол, это соотношение различных ролей, их конфликтность, это соотнесение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями и т.п. Все эти ЦО, нормы существенно зависят от динамики ролей и наоборот. Роль в психологическом плане – это соответствие качеств индивида и выполняемой роли».
Процесс социализации личности, институты социализации. Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Понятие "социализация" связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение", "развитие личности". Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы "факторами". Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Воспитание и обучение (в узком смысле) — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом. Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его "спокойно сидеть", пока они осуществляют свою "воспитательную деятельность", то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. Активность ребенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно и т.п.). В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С.Выготский выделяет "низшие психические функции" (НПФ) и "высшие" (ВПФ). НПФ (наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак — это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Например, слово "окно" замещает известный всем предмет, и при произнесении этого слова каждый человек понимает (т.е. "расшифровывает" значение, которое содержится в знаке), о чем идет речь. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный. Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: — социализации; — саморазвития, саморазвертывания личности. Однако личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы (принятые нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, "прививаемые" в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько референтных (значимых, мнение которых он разделяет) групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутри личностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет "переживать", рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией. Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания (М.Бахтин, В.Сталин), рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности. Таким образом, соотношение понятий "социализация" и "развитие личности" может быть представлено так же, как и соотношение понятий "социализация" и "развитие психики" (рис. 20). При этом следует учитывать, что внесоциальное развитие психики основано на процессах созревания, биологических законах "развертывания" программ поведения, а развитие личности вне социальных взаимодействий представляет собой форму активности личности, которая первоначально проявилась в результате социализации.
Феномены, механизмы и направления социализации. Социализация — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений. Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов. 1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п. 2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка. 3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта. 4. Важным аспектом формирования личности является культура. К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе). Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: 1) идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола; 2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.); 3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; 4) социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее ("фасилитация" означает "облегчение"); 5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении. Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как: 1) имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; 2) идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных; 3) стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей; 4) чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей. Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. В западной психологии проблема социализации разрабатывается преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма. Согласно психоанализу, социализация — это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение. С позиций отечественной психологии, социализация характеризуется: как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего, в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |