Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Агни-йога, или Живая Этика — синкретическое религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока

Агни-йога, или Живая Этика — синкретическое религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока.

Создателями учения являются Николай и Елена Рерихи. Учение было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—38 годах без указания автора. Источниковая база Живой Этики та же, что и «Тайной доктрины» Блаватской, переводчиком которой была Елена Рерих.

По утверждению Елены Рерих, учение Живой Этики возникло в процессе «бесед» с «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории), при этом использовалось так называемое автоматическое письмо, а дальнейшие записи были получены путём яснослышания, которым, якобы, обладала Елена Рерих. Позже она утверждала, что сама не пользовалась автоматическим письмом для бесед с «Великим Учителем». Рерихи утверждают, что общение с «Великим Учителем» велось в 1920—1940 годы. Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией, до настоящего времени остаётся спорным. В процессе создания текстов на первых этапах участвовали все члены семьи Рерихов. Основу учения Агни Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Рерихами как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 году.

Религиозно-философские идеи Рерихов привели к образованию во многих странах мира обществ и организаций, основывающих свою деятельность на культурном наследии семьи Рерихов. По своей доминирующей направленности рериховское движение — это новое религиозное движение, религиозно-философской основой которого является Живая Этика. Часть последователей идей Живой Этики отвергают классификацию учения как религиозного.

Школа Агни Йоги объединяет людей независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. Агни Йога, в отличие от большинства официальных конфессий, не отрицает других учений, объявляя только своих последователей «правоверными», а говорит о том, что все религиозные и эзотерические учения даны из Единого Высшего Источника, и настало время собрать воедино все знания, данные человечеству за все время его существования и применять эти знания в жизни.

В необходимой мере в материалах школы освещены работы и Елены Петровны Блаватской. Её фундаментальные труды «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» положили начало знакомства Запада с глубиной восточного мировоззрения. Работы Е.П.Блаватской и Рерихов по многим вопросам бытия дают практические знания для прямого применения в жизни.

Агни-Йога Рерихов выдает себя за чисто светскую идеологию, которая при этом ухитрилась вобрать в себя все лучшее, что только есть во всех религиях мира, но все равно осталась светской. Христиане же свидетельствуют, что во-первых, это религиозная, а не светская доктрина, во-вторых, это учение носит явно выраженный антихристианский характер. Сами Рерихи заверяли, что трактаты цикла Агни-Йоги они пишут не сами, а записывают "космический диктант". Это известный феномен автоматического письма, когда сам человек находится в медитативно-полубессознательном состоянии, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю некоего духа, вышедшего на контакт.

Новый мировой порядок, который предлагает живая этика (или Агни-Йога), в корне противоречит христинскому миропониманию. Поэтому Архиерейский Собор Русской Православной Церкви ясно определил Агни-Йогу как религиозное течение антихристианского характера.

 

 


Глава 1. История и основатели Агни Йоги

Уже сейчас очевидно: Агни Йоге, или Живой Этике, принадлежит особая роль не только в русской, но и в мировой культуре. Уникальна не только широта проблематики этого учения, но и его происхождение, его литературная форма, наконец, его мировоззренческое значение и общественная значимость.

Опубликованное Е. И. и Н. К. Рерихами в 1924-1937 гг., это учение с каждым годом привлекает к себе внимание все большего числа мыслящих людей.

С самого начала своего распространения в обществе Живая Этика вызвала к себе живой интерес со стороны представителей науки. Передовые научные круги России давно уже сделали вывод о необходимости изменения существующей парадигмы науки, долгие годы ограниченной рамками вульгарно-материалистической идеологии, господствующей в советском обществе. Необходимость изменения парадигмы науки диктовалась результатами новейших исследований в области многомерности пространства и человеческого организма, иных форм и состояний материи, паранормальных природных явлений и целого ряда других феноменов.

Научно обоснованное, аргументированное учение Живой Этики не могло не стать для передовых ученых идейным ориентиром и примером объективной, лишенной какой бы то не было тенденциозности мировоззренческой системы, необходимость в которой давно уже ощущалась и обществом, и научными кругами.

Уже в 1990-х годах по различным проблемам Агни Йоги защищались кандидатские диссертации в МГУ, ИФРАНе, Университете Дружбы народов и других учебных и академических заведениях Российской Федерации. О том, что Агни Йога вызвала к себе огромный интерес в научных кругах, говорят и многочисленные доклады, ежегодно представляемые учеными самых разных отраслей науки на международных рериховских общественно-научных конференциях, традиционно проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах, где существует развитое рериховское движение. Тематика научных докладов, представляемых на этих конференциях, охватывает самые разные области науки: философию, социологию, психологию, культурологию, искусствоведение, педагогику, биологию, медицину, физику, астрофизику и т.д.

Идеи Живой Этики оказались созвучными взглядам выдающихся представителей современной отечественной науки – Л. Яншина, А. Охатрина, Б. Искакова, В. Казначеева, Н. Козырева, И. Яницкого, П. Горяева, А. Акимова, В. Шипова и многих других исследователей.

Новейшие достижения зарубежной науки во многих областях также подтвердили объективность учения Агни Йоги о многомерности Космоса и существовании иных форм материи. Зарубежные исследователи добились особых успехов в изучении многомерной природы человеческого организма. В частности, исследования, проводимые Р. Моуди, Л. Уотсоном, Ч. Файе, А. Ладсбергом, Ш. Карагуллой, К. Озизом, Э. Харальдссоном, Я. Стивенсоном и другими учеными в области реаниматологии, измененных состояний сознания, танатологии, реинкарнаций, убедительно свидетельствуют в пользу истинности научных взглядов Живой Этики.

Что нам известно о создании и распространении Учения Жизни, как еще называют Агни Йогу, или Живую Этику?

Авторство Живой Этики поневоле оказалось окутанным покровом загадочности. Опубликовавшие это учение Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи всегда подчеркивали, что учение было передано им духовным руководителем Шамбалы, или Белого Братства – Махатмой М. Однако само понятие Белого Братства, в силу эзотеричности этого феномена, имело и поныне имеет ореол таинственности и легендарности. В свое время и первая посланница духовных Учителей Востока в западных странах – Е. П. Блаватская – также во всеуслышание заявляла, что учение теософии было передано ей Махатмами М. и Кут Хуми, и авторство фундаментальных философских трудов – “Разоблаченной Изиды” и “Тайной Доктрины” – в основном также принадлежит им. Однако тот факт, что и во времена Е. П. Блаватской, и при жизни Рерихов Учителя Востока, в соответствии с внутренними организационными принципами Белого Братства, воздерживались от вступления в личное общение с общественностью, поневоле способствовал созданию ореола загадочности и мистичности вокруг всего, что было связано с Махатмами и их духовно-философскими учениями. Это, в свою очередь, породило огромное количество самых невероятных слухов об Учителях Востока, вплоть до высказанного противниками теософии мнения о том, что якобы никаких Махатм на самом деле не существует, а подлинным автором всех теософских трудов является сама Е. П. Блаватская (позднее оппоненты учений Махатм и создание Живой Этики приписали исключительно Рерихам). Впрочем, абсурдность подобного мнения была слишком очевидной. Даже беглое знакомство с содержанием “Тайной Доктрины” убедительно доказывало, что один человек, как бы гениален он не был, не смог бы за одну жизнь собрать столько уникальнейшего научного материала, а также изучить, перевести на английский язык, обобщить и прокомментировать в своих трудах сложнейшие доктрины эзотерической философии Востока, до этого времени совершенно не известные западной историко-философской науке, – не говоря уже о том, чтобы на огромном научном материале выявить интереснейшие корреляции между основными положениями восточного эзотеризма и новейшими достижениями официальной западной науки.

Аналогичные черты – столь же широкий спектр рассматриваемых вопросов, оригинальность научно-философского материала и непохожесть его ни на одно из созданных современной цивилизацией философских учений, синтетичность и тенденцию к диалогу с современной западной наукой – обнаружило в себе и учение Живой Этики. Преемственность между теософией и Агни Йогой подчеркивалась самими авторами этих учений.

«Агни Йога» — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы. Она не просто провозглашает необходимость улучшения своего характера и души, но и подробно показывает, как достичь желаемого совершенства, что нужно сделать, чтобы и внешний, и внутренний мир были преображены.

Поскольку предлагаемые методы совершенствования не просто ориентированы на жизнь, но и жизненны, и действенны по своей сути, Учение под названием «Живая Этика» противостоит многочисленным проявлениям и вариантам этики мертвой. В то же время Учение носит название «огненной йоги», которая направлена на пробуждение в человеке скрытой энергии организма и психики, а также на использование творческих сил «сознания и сердца». Являясь изначальной и необыкновенно тонкой, психическая энергия имеет исключительное значение для всех видов деятельности человека и потому может быть сопоставлена с христианской благодатью. Благодаря влиянию этой силы этическое начало из области благих пожеланий переходит в сферу действий.

К важнейшей стороне Учения необходимо отнести его космизм, вселенское измерение и масштаб, которые оно придает человеческим попыткам сделаться лучше и совершеннее. Эволюция человека, с точки зрения «Агни Йоги», — это, прежде всего, космическая эволюция, предполагающая расширение индивидуального сознания до беспредельных размеров, установление связей с тончайшими пространственными энергиями, лучами и разумными существами вселенной, что возможно, в свою очередь, лишь при помощи многообразной внутренней работы по одухотворению космоса.

«Живая Этика» является также натурфилософским учением, озадаченным проблемой восстановления гармоничных взаимоотношений с природой, улучшением экологической ситуации в мире. Природа рассматривается в ней не как мертвая масса движущейся материи, а как живая субстанция, пронизанная и управляемая разумным и одухотворяющим началом — Матерью Мира, творительницей проявленных форм.

Философия «Живой Этики» как система возникла в XX веке и может быть осмыслена и оценена лишь в неразрывной связи с его культурно-историческим фоном. Создатель нового учения Н.К. Рерих внес свою лепту в формирование нового планетарного мышления и нового сознания современного человечества. Рерих шире, чем современная наука, трактовал такие фундаментальные понятия, как материя, дух, энергия, и рассматривал Мироздание как грандиозную и беспредельную систему одухотворенного Космоса, включающую в себя множество энергетических структур, в том числе и человека. «Живая Этика» содержит информацию о взаимодействии этих структур и влиянии такого взаимодействия на Космическую эволюцию.

Именно закономерностям Космической эволюции, в которой смыкались «все линии» человеческого существования, и посвящена «Живая Этика». Идеи «Живой Этики» не являются отвлеченными и абстрактными. Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединив в себе мысль Востока и Запада, они имеют огромный энергетический заряд действенности, устремляя человечество к будущему, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению.

«Живая Этика» рассматривает любое земное явление с точки зрения взаимодействия «Духа» и «Материи» и энергетики этого взаимодействия. Такой методологический подход дает возможность выявить реальный смысл явления и установить его причинные связи[1]. Нарушение равновесия между Культурой и Цивилизацией, Духом и Материей человеческого бытия привело к острому кризису человеческое сообщество XX века. Материя, по ряду причин, заняла господствующее положение, выразив себя в техногенной, бездуховной цивилизации, использующей мощные технические средства вне зависимости от каких-либо нравственных установлений. В учении «Живой Этики» поставлена проблема Культуры как средства спасения Планеты от грядущих гибельных катаклизмов.

Автор учения убедительно демонстрирует, что деятельность человечества завела его в тупик, чреватый гибельными энергетическими взрывами. Выход из него видится в сближении Духа и Материи человеческого бытия, в одухотворении этой материи и в последующем синтезе[2]. Одним из основополагающих постулатов нового мышления и его мировоззрения является идея о том, что исторический процесс есть естественное, космическое явление, причина которого во многом не зависит от деятельности самого человека. Но вместе с тем энергетика этого процесса предоставляет человеческому сообществу воспользоваться этой возможностью. Грамотное использование их на благо человечества зависит от тех знаний, которые содержатся в пространстве нового Космического мышления, и, прежде всего, по мнению автора, в «Живой Этике».

Саморазрушение рода человеческого при разрушении им природы так очевидно в наши дни, что часто кажется исторически предопределенным, фатальным. Но Рерих не принимал этой фатальности. Не беспочвенной мечтой — реальной перспективой видится ему превращение планеты в сад будущего: «если посадка каждого дерева заключает в себе мысль о будущем, то мысль об оживлении целых пространств есть настоящее устремление к светлому будущему. Познание, оживление, процветание — всегда будут неотложным заданием человечества» («Сад будущего», 1935 год)[3].

Все идет к тому, что свершится возвращение одумавшегося блудного сына — человечества — к отчему дому, к первоистокам природы. Провидцы, пророки воскрешения природного естества в человеке, такие, как Вернадский, Швейцер, Пришвин, Рерих станут грядущим поколениям куда более близкими, понятными, созвучными, чем своим современникам и даже нам, отдаленным от них полувековым временным пространством и уже осторожно вводящим в научный обиход понятия: «экология культуры», «ноосфера», «Живая Этика», биоэтика.

И еще один непременный спутник будет сопровождать наше возвращение к естеству: новейшее знание, восходящее к высоким абстракциям и высоким технологиям, все ближе будет соприкасаться и соединяться с живым знанием — многовековым народным опытом. Рационализм, господствующий в науке, по крайней мере, последние три столетия, обычно относится к этому опыту с недоверием, а то и с пренебрежением[4].

В равнении под одно, в стандартизации умов и душ, нарастающей в XX веке от десятилетия к десятилетию и принявшей особо опасные размеры после великой информационной революции, значительных успехов кибернетики и электроники — во всем этом уже на заре открытий, преобразивших к нашим дням лицо планетарной цивилизации, предчувствовал Рерих великую опасность для духовности человечества. Опасность эта таится в союзе невежества и новейших достижений науки. Такой союз может совершить любое насилие над естеством жизни. Причем гораздо более губительное, чем можно ожидать от самой тоталитарной, самой тиранической власти: «Это чудовище гнездится в более многочисленных ущельях, нежели предполагается. Самая опасная жестокость, как ужасная форма невежества, живет не в каких-то судах или около тронов и кафедр, нет, она притаилась в очагах семейной и общественной жизни[5].

Теперь неосторожное, недальновидное приведение в действие мощных сил и энергий в масштабах всей Земли и околоземного космоса может губительно сказаться на судьбе планетарной жизни. И если для людей во все века важно было осознавать и беречь свое духовное родство с окрестной средой, то ныне с неменьшей остротой обозначилась его духовная связь с природой, простирающейся за околицей планеты, «связь человеческого духа с космическими явлениями. Человечество должно и дерзать и преуспевать, но причины и следствия, прежде всего» («Каменный дождь»)[6].

Не просто накопление сведений, но расширение миросозерцания и устремление к наивысшему ведет людей из бездны быта. Все это — и высокое, и безбрежное, и неисчислимое — удержит человечество от постыдных отрицаний и приведет к высокому созданию благоволения» («Свет опознанный», 1935 год).

Нравственно-психологические качества человека рассматриваются в Учении Рериха как разновидности энергий различной тонкости и качества. Этические принципы «Агни Йоги», вытекающие из ее онтологии, пронизывают все сферы Бытия. Главный постулат большинства этических систем мира — «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе» — охватывает в Учении не только область поступков, но и распространяется на мышление. Повторен и научно обоснован древний завет Зороастра: «Добрая мысль, доброе слово, доброе дело». Считая мысли первопричиной поступков, Учение указывает на недопустимость разрыва между мыслью и действием, внешним и внутренним. Рассматривая ноосферу как всеобщее достояние людей, оно, в соответствии с основами восточной эзотерики, утверждает ответственность человека за мышление как верховный нравственный закон[7].

Этическая философия Учения сцементирована прочной верой в конечную победу добра над злом. Подобная мысль требует расшифровки. Понимая зло как отражение несовершества самого человека и видя невозможность его искоренения в течение длительного времени, «Агни Йога» призывает людей, исповедующих идеалы добра, к единственно правильному отношению к его диалектической противоположности: воспринимать зло как необходимый трамплин на эволюционном пути восхождения к свету.

На следующих эволюционных ступенях зло как сила, противоположная добру, утратит характер сознательного противостояния и станет инерцией, сопротивлением материи. На новый качественный уровень перейдет и добро, став творческим светом, который, словно солнце, одинаково светит для всех — более совершенных и менее совершенных. Подобное отношение и знание эволюционно-этических законов, согласно Рериху, помогает человеку обрести терпимость по отношению ко всем людям, в чьем внутреннем мире зло переплетено с добром. Поэтому высшим мерилом, которое смогло бы определить границы между добром и злом в каждом конкретном случае, является не какой-либо абстрактный принцип или формула добра, а человеческое сердце (при его открытости или пробужденности). Совершенствование добра связано с раскрытием потенциала сердца, которое, сохраняя субъективную окраску добра, побуждения, оценки или действия, развивает в человеке способность к объективному качеству добра или справедливости[8].

Прежде всего, следует оговориться, что под сердцем в «Агни Йоге» понимается не столько физический орган, сколько эмоционально-духовный центр, средоточие внутренней жизни человека. Такое почтительное отношение Учения к сердцу опирается на могучее силовое поле традиции. И христианство, и буддизм, и индуизм, и суфизм с разных сторон и по-разному освещали важнейшую роль сердца в духовной жизни человека. Поистине неисчислимо количество упоминаний о сердце и обращений к нему в литературе. Буддизм говорил о сердце как о вратах освобождения от действия колеса сансары, а индуизм видел в сердце орган божественной любви. Но «Агни Йога» не просто продолжает заключенное в религиях прошлого восприятие сердца как чисто эмоционального органа, но выдвигает на первый план его новое значение: ведь многие условия жизни на планете по сравнению с временами раннего буддизма или раннего христианства значительно изменились.

Сердце считается здесь центром нравственных переживаний, одаряющим человека либо ощущением внутренней чистоты и безупречности, либо наполняющим угрызениями совести. Такой подход к срединному эмоционально-духовному центру возник в «Агни Йоге» не на пустом месте, а опирается на богатейшие духовные традиции различных религий и учений Востока и Запада. В индийской традиции — это бхакти-йога, почитание Кришны, вишнуизм, в Китае — это даосский культ сердца, на Ближнем Востоке — это суфийский кодекс сердца как средоточия бытия. Но основной традицией, на которую в своем отношении к сердцу опиралась «Живая Этика», была раннехристианская святоотечественная духовная традиция. Синтезируя восточные и западные подходы к сердцу, автор Учения обращал особое внимание на неразрывность сознания и сердца, что имело особое значение в наш век, когда под влиянием двух факторов цивилизации — повышенного рационализма и повышенного невротизма — сознание и сердце разошлись друг от друга очень далеко. Сердечный центр в Учении уподобляется крыльям или воздушному шару на своих тончайших, подобных легкому газу, эманациях уносящих дух в пылающие сферы Огненного Мира — истинной духовной родины человека[9].

Согласно учению Рериха, в процессе эволюции жизни на нашей планете возрастает роль психических энергий, овладение которыми приведет к нравственному преобразованию природы[10].

Принципиальная новизна подхода «Живой Этики», по сравнению с учениями прошлого, состоит в выдвижении на первый план принципа ответственности человека не только за действия, но и за собственные мысли.

Психическая энергия считается в Учении наилучшим эволюционным достижением человека, имеющим огромное значение для его будущего. Грядущее планеты не может состояться без овладения большинством людей основами психической энергии. Согласно Рериху, подобное овладение имеет значение не только для индивидуального роста отдельных людей, но и для судеб всей земной цивилизации в целом.

Вот такими видел взаимоотношения человека и природы Н.К. Рерих. Он говорил не просто о познании мира с помощью моделей, формул, законов. Его дума о духовном освоении и преображении и Космоса, и Земли, и самого Человека.


Глава 2. Учения Агни Йоги

Центральным произведением данного направления является 14-ти томный фундаментальный труд Агни-Йога (Живая этика). Основной идеей, которого является единение человека и космоса. По мнению Е.И. Рерих Вселенная развивается по космическим законам.

Синтетический характер этого учения проявился в том, что оно представляет собой одновременно и теорию, и, в определенной мере, практику духовной самореализации.

Книги Живой Этики имеют особую внутреннюю структуру. Их характерная особенность – отсутствие традиционной системы изложения материала. В произведениях Агни Йоги нет разделов и глав, посвященных какой-либо одной проблеме. Рассмотрение одних вопросов чередуется с другими; повествование нередко возвращается к затронутым ранее проблемам, при этом сообщая читателю все более глубокие сведения по отдельным вопросам. Весь текст учения (за исключением первых двух книг) поделен на параграфы, посвященные одной какой-либо теме или нескольким вопросам. На первый взгляд может показаться, что все учение посвящено одним и тем же проблемам, рассматриваемым с разных аспектов. Однако читатель не найдет ни одной повторяющейся в текстах учения идеи, даже если речь идет об одном-единственном понятии или проблеме. В кажущейся повторяемости рассматриваемой Живой Этикой проблематики заложен универсальный космический принцип – эволюционная спираль. Что это означает? Рассмотрение какой-либо темы или понятия начинается в книгах Агни Йоги с самых простых аспектов, а затем последовательно расширяется и усложняется с каждым новым параграфом, с каждой новой книгой из серии Живой Этики. Этот принцип последовательности, необходимый в любом процессе обучения, позволяет сделать многие сложные аспекты эзотерической философии Востока доступными и понятными читателю. В самом Учении о методе изложения материала в книгах Агни Йоги говорится:

“Кто-то спросит: “Почему Учение рассыпано, как зерна?” Отвечайте: “Только из различных нитей можно сложный узор создать”.

Спросят: “Почему Учение не имеет законченных положений?” Отвечайте: “Ибо в законченности смерть”.

Спросят: “Почему нельзя соединить логически части Учения?” Отвечайте: “Ибо безобразно растить одну голову или одну руку”.

(“Озарение”, часть II, VI,5.)

Еще одна особенность учения Агни Йоги – его непреходящая эзотеричность. Существует старое и абсолютно верное утверждение о том, что если знание излагается на бумаге, оно перестает быть эзотерическим (т.е. тайным) и становится общедоступным. Есть и не менее верное высказывание относительно того, что попытки выразить сложные философские истины обычным человеческим языком суживают и обедняют их. (“Мысль изреченная есть ложь” – так выразил эту идею в поэтической форме Тютчев.) Однако учение Живой Этики как было, так и остается эзотерическим, несмотря на то, что оно известно всему миру. Составляющие его основу глубочайшие философские идеи не профанированы в нем ни в малейшей мере. Это происходит именно благодаря особой форме изложения материала, использованной в книгах Агни Йоги.

Одна из особенностей внутренней структуры текстов Живой Этики – их смысловая, если можно так выразиться, многослойность. Каждый параграф учения содержит в себе несколько уровней понимания рассматриваемых в нем проблем – от простейшего, поверхностного, до более глубокого, несущего в себе сакральный, эзотерический смысл. Соответственно этому каждый читатель воспринимает излагаемые в Живой Этике знания на том уровне, который соответствует степени его личной духовной и интеллектуальной подготовленности. При этом не происходит нежелательных психологических перегрузок, неизбежных в случае, когда читающий пытается освоить слишком сложный для понимания материал. Любой человек, обращающийся к книгам Живой Этики на протяжении хотя бы двух лет, может подтвердить: информация, заложенная в текстах этого учения, раскрывается и становится доступной постепенно, с каждым новым прочтением. Не случайно в начале первой книги учения – “Листы Сада Мории”, “Зов” – говорится: “Читающий, если не усвоишь – перечти, переждав”. В самом деле, большинству читателей Агни Йоги хорошо известен необычный эффект этого учения: при перечитывании книги, прочитанной, может быть, всего полгода назад, возникает ощущение, что в ней появилось что-то другое, новое. Читатель вдруг понимает, что при первом прочтении этой книги “не заметил” важнейшие моменты, как нельзя более насущные, актуальные и способные помочь в конкретных жизненных обстоятельствах. В чем тут секрет? В той внутренней эзотеричности, которая заложена в Агни Йоге изначально, в структурном и стилистическом построении ее текстов. Если человек не имеет нужного духовно-интеллектуального уровня для усвоения каких-либо аспектов Живой Этики, отдельные фрагменты текста просто не будут им осознаны при первом чтении. Они “скользнут” по сознанию читающего – и, не отложившись в нем, забудутся. Но психика человека располагает особой, практически неизученной современной наукой, структурой – областью сверхсознательного, интуитивно-духовного начала. Информация, не отложившаяся в сознании, становится достоянием сверхсознательного уровня восприятия. При этом интуитивно-духовное начало человека производит скрытую работу по усвоению переданной ему информации, и именно благодаря этому то, что не было понято читателем ранее, может стать ему доступным при повторном чтении. Отсюда и часто возникающее ощущение, что раньше он просто “не заметил” каких-либо фрагментов текста. Таким образом, в Живой Этике даже изложенное на бумаге знание продолжает оставаться эзотерическим.

Подобное изложение материала, с одной стороны, не перегружает сознание читателя сложным, духовно насыщенным философским материалом, а с другой – постепенно развивает его творческую, духовную интуицию, называемую в Живой Этике чувствознанием. О воздействии книг Живой Этики на сознание человека в “Гранях Агни Йоги” сказано: “Учение Живой Этики дано Владыками Мудрости. Чтобы понять его до конца, надо достичь ступени Владык. А до тех пор Учение можно читать много раз и, по мере расширения сознания, находить в нем все новые и новые мысли. Если сознание успело насколько-то расшириться с момента последнего чтения данной книги Учения, в ней будет снова найдено нечто, как бы совершенно новое. Если сознание не продвинулось и осталось на прежней ступени, очередное чтение ничего не даст и читать будет неинтересно. Поэтому при росте духа каждое новое чтение книг Учения будет давать все новые и новые нахождения. И по их качеству можно судить о продвижении духа. Если при повторении, то есть следующем чтении, книга полна новизной, указанной выше, значит, сознание поднялось по витку спирали на следующий или выше. Если кажется, что все уже известно и нового ничего нет, сознание за этот промежуток не успело достаточно расшириться. Кроме того, спиральное чтение книг Учения, когда книги читаются одна за другой в последовательном порядке, более плодоносно, ибо тогда сознание следует ритму нарастания и углубления даваемого материала”. (“Грани Агни Йоги”, т. 5, 483.)

Как уже говорилось, духовный и психоэнергетический потенциал человека связан с состоянием высших центров его сознания – чакр. Активизация интуитивно-духовной сферы психики связана в первую очередь с воздействием на высшие чакры. Только при раскрытии потенциала высших центров возможно быстрое духовное продвижение индивида. Именно с этой целью классическая психотехника йоги основывалась на непосредственном воздействии на чакры. Однако в условиях современной жизни древние методы йоги неприемлемы и, более того, опасны для здоровья людей, – об этом неоднократно говорится в Живой Этике. Какая же методика психодуховного самосовершенствования может быть оптимальной для человека нашей эпохи?

В учении Живой Этики и философских работах Е. И. и Н. К. Рерихов говорится о том, что есть иной метод активизации высших центров сознания. Структура нервной системы человека такова, что нервные окончания каждой чакры соединяются с его головным мозгом. Благодаря этому в мозгу существует нечто подобное самостоятельному координирующему центру, способному активизировать работу чакр автоматически. Разумеется, чакрами управляет не мозг сам по себе, а сознание человека. (С точки зрения эзотерической философии мозг является лишь физическим инструментом сознания.) Но энергоинформационные потоки, циркулирующие в сознании индивида, определенным образом влияют и на деятельность его мозга, активизируя те или иные нервные центры. Психическая деятельность развитого в духовном отношении человека, “наполняющего” свое сознание энергоинформацией высокого уровня, активизирует высшие нервные центры, создавая при этом возможности ускоренного духовно-интеллектуального развития. Напротив, человек, насыщающий свое сознание энергоинформацией примитивного, бездуховного содержания (всем известен тип индивидуума, нацеленного на получение от жизни одних лишь развлечений и не читающего ничего, кроме детективов), тем самым активизирует центры мозга, связанные с низшими чакрами, при этом не развивая, а бесцельно растрачивая имеющийся у него потенциал психической энергии.

Для активизации потенциала высших центров не обязательно заниматься практически неприменимыми в современных условиях упражнениями раджа-йоги. Развивать свой психодуховный потенциал человек может при помощи творческой деятельности и духовно-нравственной работы над собой. Вдумчивое чтение духовной литературы представляет собой интенсивную работу сознания, при которой активизация его высших центров происходит наиболее оптимальным и естественным путем, в то время как попытки волевого управления чакрамной энергетикой неизбежно несут в себе опасность нервно-психологических перегрузок.

Тексты Агни Йоги являются мыслеосновой для медитативной практики, – духовный и интеллектуальный потенциал, заключенный в них, способствует постепенному раскрытию высших центров сознания. Вдумчивое изучение книг Живой Этики само по себе является средством активизации высших чакр. В самой Агни Йоге сказано: “Учение – мощная руда духа”, и это высказывание следует понимать буквально.

Вселенское измерение и масштаб, которое оно придает человеческим попыткам сделаться лучше и совершеннее. Эволюция человека, с точки зрения Агни Йоги, - это, прежде всего, космическая эволюция, предполагающая расширение индивидуального сознания до беспредельных размеров, установление связей с тончайшими пространственными энергиями, лучами и разумными существами вселенной, что возможно, в свою очередь лишь при помощи многообразной внутренней работы по одухотворению космоса.

В ее развитии принимает участие Космический Разум, частью которого является люди. Поэтому изучение космических законов есть важнейшая задача человечества. В Живой Этике утверждается, что «человек является самым мощным претворителем космических сил», что он есть «часть космической энергии, часть стихий, часть Космического разума, часть сознания высшей материи». Вселенная беспрерывно эволюционирует и главная задача эволюции – это одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение её энергетики. Человек же, как энергетическая структура является не только частью космоса, но и несёт его (космос) в себе, в своём внутреннем мире. Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия — субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер.

Живая Этика рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага. Оно может быть как положительным, конструктивным, творческим, так и отрицательным, деструктивным, антикультурным.

Человек сам своими мыслями, желаниями и действиями предопределяет основные вехи своей будущей жизни. Нарушение человечеством законов космоса завело его в тупик. Это грозит разрушением планеты.

Широко поставлена проблема культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов. Культура трактуется как самоорганизующаяся система духа, которая связана с тонко-энергетической (духовной) составляющей человека. Возникающие в пространстве Культуры, Любовь и Красота, согласно Живой Этике, являются устоями эволюции и определяют ее качество. Отсутствие какого-либо из этих устоев прерывает космическую эволюцию и уводит процесс в инволюцию. Поэтому человечеству необходимо стремиться к духовному самосовершенствованию, расширению сознания и созиданию культуры. Важно сохранять и преумножать культурное богатство всех народов Земли.

Придавая большое значение религии в истории человеческого общества, Живая Этика на современном этапе отводит основную роль такой форме познания как наука. А наука в свою очередь должна укрепить пути к высшему познаванию.

Живая Этика в своём понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всем явлениям Мироздания. Мироздание — это целостная энергетическая структура. Все ее части, включая и человека, взаимодействуют между собой в энергоинформационном обмене, который рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции. В основе

Мироздания лежит материя, в понятие которой включены как формы, изучаемые современной наукой, так и более тонкие, науке пока не известные.

Живая Этика в своем понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всех явлений Мироздания. Феномены, не поддающиеся пока научному объяснению, обязательно получат научную интерпретацию, и их сущность будет раскрыта в процессе познания.

Согласно Живой Этике, область науки не может ограничиваться изучением только биологических объектов, она должна исследовать психические и духовные явления, такие как душа (психея), сознание, мысль, психическая энергия, проблема бессмертия и смысла жизни, которые относились ранее к сфере религии «Наука пусть шире ведет к познанию неограниченному» Для выполнения своей роли наука должна претерпеть существенные изменения, отбросив устаревшие догмы, став более открытой и более одухотворенной.

Также она должна быть этической, непредубежденной и принимать различные формы знания. Новой науке необходимо использовать духовные наработки человеческой культуры. В качестве основного научного метода Живая Этика видит опытное познание. Человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало. Без искоренения несовершенства и невежества невозможно установить справедливую жизнь на Земле. Поэтому каждый человек должен стремиться к совершенствованию: изживать самость, эгоизм (во всех его видах), утверждать и развивать самоотверженность и терпимость в отношениях между людьми. В этом процессе человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, страной и всем человечеством и действовать во имя общего блага. Нет необходимости отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества.

И так как у основ данного направления стоит женщина неудивительно и то, что данному учению Женщине определяют главную роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать свое космическое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности.

«Идущее время снова должно предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным сотрудником. Ведь все величие Космоса зиждется на этих двух Началах. Основа Бытия есть величие двух Начал. Как же возможно умаление одного из них? Все переживаемые и грядущие бедствия, и космические катаклизмы имеют в основании причину — унижение женщины».

Основным стимулом к раскрепощению женского сознания и ее подчиненного положения явится новое воспитание. Оно от ранних лет будет закладывать понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонта во всех областях жизни. И только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших привычек и предрассудков, ставших обычаем, и пошлейших устремлений и занятий, являющихся главным злом и причинами происходящего массового разложения и безумия.

 

 


Заключение

В современности существует целое мировое сообщество, которое так и называется «Рериховское сообщество». Это сообщество продолжает развивать идеи Е. Рерих, преобразуя их в современности и создавая новые учения опираясь на произведение Е.И. Рерих «Живая Этика (Агни Йога)», как на единственно верную доктрину, по которой и следует строить свою собственную жизнь и жизнь всего общества на Земле, а вследствие и всей Вселенной.

Русская православная церковь объявила их язычниками, сектантами и отлучила от церкви всех приверженцев данного направления на Архиерейском соборе 2 декабря 1994 года.

«…Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвящённых. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой. Освящённый Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви»[11].

Также и в научном мире это учение не признаётся, как научная концепция. Считая её оккультной и эзотерической, противоречащей современной научной картине мира, проповедующей веру в существование сверхъестественных существ, явлений и сил («психической энергии», «тонкого мира») и относя к одной из разновидностей религии, Живую Этику резко называют «псевдонаукой».

У данного сообщества много планов на будущее в социальной сфере, например на их официальном сайте есть статья о том, что нужно формировать политическую партию и создавать свою собственную государственную систему. Учение стремится к тому, чтобы улучшить человеческую природу, а ведь это то самое, что нужно сейчас миру.

 


Список литературы

1. Агни Йога. В 5-ти томах. Предисловие, комментарии, словарь. М., “РИПОЛ классик”, 2004

2. Агни-йога. http://www.agniyoga.ru

3. Андреева А. Г. Живая Этика — учителям: воспитание культуры мышления // Мир образования. 1997. № 4. С. 49-522.

4. Гиндилис Л. М. Русский космизм и Живая Этика // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: материалы Междунар. науч.-обществ. конф. 2003. В 3 т. М., 2004. Т. 2. С. 47−70

5. Денисова П. Учение Живой Этики о воспитании сердца // Наука и новое мышление XXI века: материалы юбил. общест.-науч. конф. Тольяттинского отд. Междунар. Центра Рерихов. 4-5 окт. 2003. Тольятти, 2004. С. 220—236.

6. Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». // Итоговые документы Архиерейских Соборов 1990—2008 гг. освящённый Архиерейский Собор 29 ноября — 2 декабря 1994 года (Москва, Свято-Данилов монастырь), 29 ноября — 2 декабря 1994 года. Москва. М., Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178

7. Парфенова А. И. Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX — начала ХХ века: дис. … канд. культурологи / С.-петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — СПб., С. 2001. — 169

8. Рерих Е.И. «Записи Учения Живой Этики. В 25 томах». Том 5, Изд.: Пролог, 2009 г., С. 86-148

9. Рерих Е.И. «Листы дневника. Том 2. 1924-1925 Твердый переплет (2011)., С.45-160

10. Рерих Н.К. Держава Света. — Нью-Йорк, 1931.

11. Рерих Н.К. Живая этика. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999.

12. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. — М.: Межд. Центр Рерихов: Фирма «Би- сан-Оазис», 1994.

13. Рерих Н.К. Человек и природа. — М.: Межд. Центр Рерихов: Фирма «Бисан- Оазис», 1994.

14. Смолякова О.К.АГНИ ЙОГА-РЕЛИГИЯ XXI ВЕКА. – Москва, 2012.

 


[1] Рерих Н.К. Живая этика. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. — С. 9

[2] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. — М.: Межд. Центр Рерихов: Фирма «Би- сан-Оазис», 1994. — С. 50

[3] Рерих Н.К. Человек и природа. — М.: Межд. Центр Рерихов: Фирма «Бисан- Оазис», 1994. — С. 67

[4] Рерих Н.К. Человек и природа. — М.: Межд. Центр Рерихов: Фирма «Бисан- Оазис», 1994. — С. 7

[5] Там же

[6] Рерих Н.К. Человек и природа. — М.: Межд. Центр Рерихов: Фирма «Бисан- Оазис», 1994. — С. 12

[7] Рерих Н.К. Пути благословения.— М.: Эксмо-Пресс, 2001. — С. 427

[8] Рерих Н.К. Живая этика. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. — С. 102

[9] Рерих Н.К. Человек и природа. — М.: Межд. Центр Рерихов: Фирма «Бисан- Оазис», 1994. - С. 77

[10] Рерих Н.К. Держава Света. — Нью-Йорк, 1931. — С. 43

[11] Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». // Итоговые документы Архиерейских Соборов 1990—2008 гг. освящённый Архиерейский Собор 29 ноября — 2 декабря 1994 года (Москва, Свято-Данилов монастырь), 29 ноября — 2 декабря 1994 года. Москва. М., Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и типология политических режимов 2 страница | Груда мусора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.