Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нездоровые — здоровые трансакции




«Родитель» — «Дите» «Взрослый» — «Взрослый» При привычном общении «Родитель» —
Род Род     Взр Взр   Реб Реб Род Род     Взр Взр   Реб Реб «Ребенок», активно работающие «Род» и «Реб» становятся сильнее, подчиняя себе способности «Взрослого». Отношения и личности при этом деградируют. При привычном общении «В» — «В» активно работающие «В» и «В» становятся сильнее, подчиняя себе способности «Род» и «Реб». Отношения при этом становятся прогрессивнее, а личность все более «цельной», благополучной.

Обращение «Род» к «Реб» ставит того, к кому обращаются, в позицию «Реб», и располагает отвечать, как «Реб» к «Род». Это обозначает, что если мать кричит на сына: «Стань ответственным, будь взрослым, ведь тебе уже 20 лет!», — то это значит: «Пусть все думают, что я хочу, чтобы ты стал взрослым, но на самом деле я тебя ставлю в роль Ребенка!» При этом сын сделает все, чтобы оправдать веру матери, и не будет ответственным, потому, что любит ее. Чем больше старшие осуждают младших, тем больше капризов и оправданий у детей. Чем больше старшие берет на себя ответственности за детей, тем меньше ответственности на детях. Чем больше воля у старших, тем меньше ее у младших. Общение «Род» — «Реб» предполагает: «Я выше тебя, не обязан тебе раскрывать свои мысли, чувства, и не собираюсь понимать твои точки зрения! Главное, чтобы ты подчинялся мне, и тогда я буду с тобой добр!»

Одна из частых жалоб пациентов: «Ребенок не управляем, не хочет учиться, не хочет развиваться, ему на все наплевать, — только бы гулял, да гулял». Сидим с мамой ребенка у них дома, пьем чай.

Сын заходит из школы домой, мать начинает: «Пришел? У нас гость, скажи «Здравствуйте!» — Ну, раздевайся. … Разувайся. … Снимай шапку. Сейчас есть будем, иди мой руки. … Возьми полотенце, вытирайся. … Садись за стол. Бери ложку, ешь суп. … Пей компот и иди уроки делай». Через некоторое время мы видим, что ребенок вовсе не собирается делать уроки, а, например, играет в компьютер, или ковыряется в носу, или в ухе, или тупо лежит. После этого мать восклицает: «Вот так всегда! Лодырь!»

Из описания ясно, что мать общается с сыном из роли Родителя, ставя его в роль Ребенка. А он в этой роли ответственным, активным быть не может. Поэтому на любой вопрос отвечает или «Я не могу»; или «Я не знаю!»; или что-то подобное.

После осознания и замены ролей та же сцена выглядит совсем по-другому: «Привет!... Что интересного сегодня в школе было? Сын: «Так, ничего особенного. Классный час был». Мать: «О чем говорили на классном часе?» Сын: «О том, как подготавливаться к новому году, к праздникам вообще. Как сценарии подготавливать, как организовывать, чтобы интересно было». Мать: «Здорово. Давай попробуем по-новому Новый год встретить!?» Сын: «Ну, можно попробовать». Мать: «А я тебе помогать буду во всем! Ладно!?» Сын: «Ладно!» Мать: «Есть будешь?» Сын: «Конечно!» Мать: «Что будешь: макароны с сосиской или суп куриный?» Сын: «И то, и другое!» Мать: «Хорошо. Сам себе положишь поесть?» Сын: «Положу». … Мать: «Какие уроки тебе сегодня готовить?» Сын: «Алгебру и Русский». Мать: «Сам справишься?» Сын: «Справлюсь». … Через полчаса мы видим, что ребенок пыхтит, делает уроки».

В семейных отношениях мать (у нее ум ближе к эмоциям) более склонна быть в роли Родителя, а отец — Взрослого (у него ум ближе к логике). Пример.

Мать с сыном готовят математику. После некоторых задач, мать возмущенно кричит сыну: «Сколько будет дважды два?!» Сын: «Пять. … Шесть? … Семь? … Ну не восемь же?!» На что мать в истерике кричит: «Ты у меня совсем, что ли, дурак?!» После этого заходит отец и говорит жене: «У тебя уже сил нет. Иди, отдохни, чай попей, а мы доделаем домашние задания». После этого он делает сыну легкий массаж головы со словами: «Тебе тоже надо отдохнуть». Потом они садятся за уроки, и отец рисует условия злополучной задачи на листе бумаги. В это время сын, решив задачу в уме, говорит: «Ответ – 46 рублей». Отец отвечает: «Отлично, а как ты запишешь решение в тетрадь?»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.