Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 329. Способы обеспечения исполнения обязательств




1. Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, зало­гом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской га­рантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором...

 

... Статья 334. Понятие и основания возникновения залога

1. В силу 'залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель} имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имуще­ства преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принад­лежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.

Залогодержатель имеет право получить на тех же началах удовлетворе­ние из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества независимо оттого, в чью пользу оно застраховано, если только утрата или повреждение нс произошли по причинам, за которые залогодер­жатель отвечает.

2. 3“лог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квар­тир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке. Общие правила о залоге, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ипотеке в случаях, когда настоящим Кодексом или законом об ипотеке не установлены иные правила...

 

... Силья 344 Последствия угреты или повреждении заложенного имущества

Залогодатель несет риск случайной гибели или случайного повреж­дения заложенного имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге.

2. Залогодержатель отвечает за полную или частичную утрату или повреждение переданного ему предмета залога, если не докажет, что может быть освобожден от ответственности в соответствии со статьей 401 насто­ящего Кодекса.

 

Приведенные выдержки из части первой ГК РФ не во всем просты для понимания: залог — один из сложных ин­ститутов гражданского права. Пока же важно увидеть другое — внешний облик закона, расчлененность его текста, его содержание, строгость и четкость его нор­мативных положений, его функцию как источника права.

 

4. Закон. Теперь – о главной разновидности нормативных юридических актов, о понятии закона. Это - нормативный юридический акт высшею государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридически силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.

Признаки закона:

во-первых, закон — юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие дейст­вия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; закон — всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридичес­кие нормы или их изменения; закон — источник права;

во-вторых, закон — акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего пред­ставительного органа страны — в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии за­кона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

в-третьих, закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему, в принципе, "все под силу", он отличается юридической всеобщностью; все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны соот­ветствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

в-четвертых, закон — нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирова­ние по данным вопросам "начинается": поэтому закон в своем действии (например, в случае неисполнения) “выходит” прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона. К сожалению, это качество законов в настоящее время не всегда проводится на практике: некоторые юридические документы (особенно на уровне областного законодательства), названные “законами”, не содержат основных, изначальных юридических норм, посвящены частным административным вопросам, требующих по своей сути подзаконной юридической регламентации.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт — источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно

– от индивидуальных актов, т.е. актов, содер­жащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, "ра­зовым" вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам; в примерах, приведенных в первом разделе, это было распоряжение главы правительства);

- от интерпретационных актов, т. е. актов толко­вания - актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые или изменяются или отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наиме­нования, например, "постановление", "разъяснение").

Законы в демократическом государстве должны зани­мать первое место среди всех источников права, быть ос­новой всей правовой системы, основой законности, креп­кого правопорядка.

Законодательство — это вся совокупность законов, действующих в стране.

Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином "зако­нодательство" понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные право­вые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).

В настоящее время нормативные указы Президента (а также постановления Правительства), принятые по вопро­сам, относящимся к законодательной области, имеют со­ответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. Но по своей юридической сути они остаются подзаконными документами. В ГК РФ прямо записано: "В случае проти­воречия указа Президента Российской Федерации или по­становления Правительства Российской Федерации насто­ящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон" (пункт 5 статьи 3).

 

5. Виды законов. Законы подразделяются на: а) конституцию, конститу­ционные (органические); б) обыкновенные.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны — это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой пре­амбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав: 1) Основы конституционного строя; 2) Права и свободы человека и гражданина; 3) Федеративное устройство; 4) Президент Российской Федерации; 5) Федеральное Собрание; 6) Правительство Российской Федерации; 7) Судебная власть; 8) Местное самоуправление; 9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции. В особом (втором) разделе Конституции Российскою Федерации содержатся заключительные и переходные положения. Несколько подробнее о конституции будет рассказано в разделе седьмом (“О государстве”)..

В соответствии с Конституцией могут издаваться кон­ституционные (органические) законы, тоже посвященных правовым основам государства, государственного строя Конституционные законы принимаются по вопросам предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении. Закон о порядке деятельности Пра­вительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Россий­ской Федерации и обнародованию.

Обыкновенные законы — это акты текущего законода­тельства, посвященные различным сторонам экономичес­кой, политической, социальной, духовной жизни общест­ва. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным (органическим) законам. Этим и обес­печивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах.

Главная задача особого органа правосудия — Конституционного Суда — и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осущест­вление во всех актах конституционных начал.

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы — те, которые принимаются фе­деральным законодательным органом — Федеральным Собранием — и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

б) законы субъектов Федерации (республиканские зако­ны, законы областей, краев) — те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республи­ками, другими субъектами Федерации и распространяют­ся только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует выделить от­раслевые законы. Наиболее существенную роль в законода­тельной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; за­коны по социальному обеспечению; процессуальные зако­ны; природоохранительные законы.

Кроме отраслевых, существуют межотраслевые зако­ны, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других от­раслей права).

 

6. Кодексы. Среди законов (и иных нормативных юридических актов) выделяются кодифицированные законы, акты — кодексы.

Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, свод­ный, юридически и логически цельный, внутренне согласован­ный закон, иной нормативный акт. обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы обще­ственных отношений.

По некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать только исходные, "рамочные" нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабаты­вается и принимается особый нормативный юридический акт (такой проблемой в Гражданском кодексе являются вопросы особой разновидности залога - ипотека). Все основные (профилирующие и специальные) отрас­ли законодательства имеют "свой" заглавный кодекс: гражданское законодательство — Гражданский кодекс; уголовное законодательство — Уголовный кодекс; граж­данское процессуальное законодательство — Граждан­ский процессуальный кодекс и т.д. Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозначение, об одном из них уже говорилось — ГК(Гражданский кодекс),другие сокращения -УК, УПК, ГПК(Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс). При развернутом написании начальное слово назва­ния кодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется также слово "Кодекс" в тексте самого ко­дифицированного акта. Для кодексов характерны некоторые структурные, тех­нико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений, которые будут рассмотрены дальше.

Кодифицированные акты носят различное наименова­ние. Наряду со "штатным” именем — "кодекс", они в некоторых случаях выражены в документах под именем - "устав", "положение", просто "зако­н".

Особый характер в федеративном государстве принад­лежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В респуб­ликах же и других субъектах Федерации принимаются акты в соответствии с их компетенцией на основании фе­деральных кодексов, других федеральных законов, их собственных конституций (уставов).

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню зако­нодательства. Каждый кодекс — это как бы самостоятель­ное, развитое юридическое "хозяйство", в котором долж­но быть "все", что необходимо для юридического регули­рования той или иной группы отношений, — и общие принципы, и регулятивные институты всех основных раз­новидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифици­рованном акте) имеют "общая часть" или "общие положе­ния", где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют от­раслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглав­ляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основ­ное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрас­ли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответст­вовать настоящему Кодексу" (пункт 2 статьи 3).

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например, по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт — кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы полу­чить развернутое и системное регулирование. Вполне по­нятно поэтому, например, что после принятия Граждан­ского кодекса большинство из ранее приня­тых отдельных законов отменено.

  7. Подзаконные нормативные юридические акты. Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы, требование верховенства за­конов означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, — акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными. Вместе с тем подзаконность нормативных юридичес­ких актов не означает их "меньшую" юридическую обяза­тельность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными норматив­ными актами. Тем более было бы неверным недооценивать социаль­ное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они зани­мают важное место во всей системе нормативного регули­рования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образу­ют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, кото­рые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры долж­ны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значе­ние, например актам Министерства финансов. Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно строго отличать нормативные акты от индиви­дуальных управленческих актов, содержащих индивидуаль­ные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов – актов толкования. Наиболее важными подзаконными нормативными юри­дическими актами в Российской Федерации (если располо­жить их по убывающей "величине" юридической силы) яв­ляются: Указы (и распоряжения) Президента Российской Федера­ции, изданные в пределах его компетенции; акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинство ненормативных пра­вительственных актов именуется распоряжениями); акты управленческих региональных и местных муници­пальных органов (представительных органов и органов ад­министрации); ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства. Эти и некоторые другие нормативные акты (например, локальные акты, т.е. действующие только в пределах дан­ного предприятия, организации) находятся в довольно сложных взаимосвязях. В этих сложных взаимосвязях необходимо обратить внимание на такие моменты. Первые две из указанных групп нормативных актов (президентские указы, правительственные постановления) являются общими актами, т.е. такими, которые распростра­няются на всю территорию Российской Федерации и в соответствии с законом могут распространяться на всех лиц. Указанные две группы подзаконных актов обладают значительной (преобладающей) юридической силой. С тем, однако, чтобы отграничить их от законов, в ГК РФ они названы "иные правовые акты" (статья 3). Правительству подчиняются такие органы (например, Министерство финансов), акты кото­рых в силу их статуса тоже приобретают межведомствен­ное, общее значение, внешнее действие. Наряду с нормативными актами, которые принимает Правительство как коллегиальный орган, правовые доку­менты в соответствии со своей компетенцией могут прини­мать Председатель Правительства и его заместители. Нормативные акты региональных и местных муници­пальных органов являются ограниченно (по территории)-общими, т.е. таки­ми, которые в соответствии с компетенцией данных орга­нов обязательны для всех лиц, но в пространственно-огра­ниченных рамках, в пределах данной территории — регио­на, области, города, района.

Нижнюю ступеньку в иерархии подзаконных актов за­нимают ведомственные акты, т.е. акты конкретных ми­нистерств, комитетов, департаментов (среди этих актов много индивидуальных; нормативными являются акты, называемые, как правило, инструкциями, циркулярами, примерными положениями, уставами). Эти нормативные акты, в принципе, имеют внутреннее, внутриведомствен­ное юридическое значение, т.е. распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данного ведомства.

Вместе с тем акты некоторых ведомств в силу статуса этих ведомств и делегированных им прав могут иметь межведомственное, общее значение и отсюда внешнее юри­дическое действие. Уже отмечалось, что таково значение нормативных актов Министерства финансов. В известных пределах внешним действием облада­ют по ряду вопросов нормативные акты ведомств, зани­мающихся транспортом, охраной общественного порядка.

Наиболее узкое, ограниченное юридическое значение имеет особая разновидность ведомственных актов — локальные норма­тивные акты; это уставы, положения, правила внутренне­го распорядка и другие, действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. Такое же локальное юридическое значение имеют санкционирован­ные государством акты сходов, гражданских институтов общественной самодеятельности.

 

8. Принятие законов. Правотворчество. Законы "появляются на свет" и включаются в дейст­вующее законодательство в результате сложной деятель­ности, которая в самом общем виде называется правотворчеством (законотворчеством).

Правотворчество (законотворчество) — это специаль­ная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которой приобре­тает юридическую силу и вступает в действие закон.

Главное звено в правотворчестве (законотворчестве) — принятие законодательным органом проекта, в результате которого он становится законом — документом, имею­щим высшую юридическую силу. Особый характер носит правотворчество при проведении всенародных референду­мов; здесь закон принимается непосредственно народом.

Законность принимаемых нормативных актов опреде­ляется в соответствии с правотворческой компетенцией, т.е. кругом правомочий на принятие нормативных юриди­ческих актов, предусмотренных Конституцией и другими законами. Монопольной компетенцией на принятие зако­нов обладают высший представительный орган страны — Федеральное Собрание (и высший представительный орган субъекта Федерации по законам этого субъекта) — и непосредственно народ путем референдума. Правомочия на издание нормативных актов, в том числе и на издание законов, могут быть переданы другому органу в порядке делегирования, т.е. передачи прав на принятие норматив­ных актов органу, который в соответствии со своей собст­венной компетенцией таких прав не имеет. Например, до 1 декабря 1992 г. Президенту РФ были делегированы права на принятие законодательных актов по вопросам эконо­мической реформы.

Нужно иметь в виду, что высший представительный орган Российской Федерации — Федеральное Собрание, его палаты, — наряду с законами принимает иные акты, в том-числе по организационным вопросам своей деятель­ности; они по большей части именуются “постановления­ми", “заявлениями”.

 

9. Правотворческий процесс. Правотворчество – это сложный и, как правило, длительный процесс, который осуществляется в определен­ной процедуре, в соответствии с которой совершаются правотворческие дей­ствия.

Основными правотворческими действиями при приня­тии законов (их называют также стадиями законотворческого процесса) являются:

1) законодательная инициатива, т.е. осуществление за­крепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании закона и на внесение законопроекта в законодательный орган; при этом зако­нодательный орган юридически обязан рассмотреть пред­ложение и законопроект; в соответствии с Конституцией РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законода­тельным (представительным) органам субъектов Федера­ции. Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Россий­ской Федерации по вопросам их ведения (статья 104);

Особым правотворческим действием на этой стадии является решение на основании законодательной инициативы компетентного правотворческого органа о необходимости из­дания закона - включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта;

2) принятие подготовленного законопроекта в законодательном органе к рассмотрению, а затем - обсуждение законопроекта, рассмотрение поправок, принятие в порядке первого, вто­рого и т.д. чтения ("чтение закона" означает обсуждение и поэтапное принятие его, "первое чтение" — принятие про­екта в принципе, как основы будущего закона; "второе чтение" — принятие проекта как закона; "третье чтение", т.е. принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной отработки);

3) принятие законопроекта (обычно в результате "вто­рого чтения" и "третьего чтения"); в соответствии с дейст­вующей Конституцией федеральные законы принимаются Государственной Думой, в то же время они нуждаются в одобрении верхней палатой — Советом Федерации (при­чем закон считается одобренным, если он после внесения в Совет Федерации — а это должно быть сделано в течение пяти дней после принятия — не был в течение четырнад­цати дней рассмотрен им); процесс принятия закона завер­шается подписанием закона Президентом Российской Фе­дерации (процедура внесения, рассмотрения, обсуждения и принятия проекта, подписания закона регламентируется Конституцией, особыми законоположениями и регламен­том работы законодательного органа).

Особой стадией после принятия закона является его официальное опубликование (обнародование, оглашение, доведение до сведения адресатов). При этом, согласно Конституции, опубликование законов обязательно. Это значит, что неопубликованные законы не применяются. Более того, по Конституции, "любые нормативные право­вые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (статьей 15).

В процессе принятия закона участвует Президент как глава государства. Многие законы принимаются по ини­циативе Президента, по представленному им законопро­екту. В соответствии со статьей 107 Конституции.принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Прези­денту для подписания и обнародования. Президент в тече­ние четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. В течение этого же срока Президент может отклонить закон ("отлагательное вето") и предло­жить Федеральному Собранию вновь рассмотреть закон с его. Президента, поправками. Если при повторном.рас­смотрении закон в прежней редакции будет одобрен боль­шинством не менее двух третей голосов от общего числа членов (депутатов) Федерального Собрания, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнаро­дованию.

В отношении иных нормативных юридических актов правотворческий процесс носит более простой характер. Но во всех случаях решающим правотворческим действи­ем является принятие проекта (оно закрепляется подписа­нием нормативного документа), а затем официальное опубликование принятого нормативного акта.

 

10. Действие закона во времени, в пространстве и по лицам. Закон (иной нормативный юридический акт) имеет пределы своего действия в следующих основных "измерениях": во вре­мени, в пространстве, по лицам.

Наиболее сложные вопросы возникают в отношении действия закона (иных нормативных актов) во времени.

Начальным и конечным моментами такого действия яв­ляются вступление в действие закона и прекращение действия закона.

В с т у п л е н и е в д е й с т в и е закона. Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами:

а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только "вперед" (это особо важно для длящихся отношений, например али­ментных); все, что было до дня вступления закона в дейст­вие, под него не подпадает; именно такой порядок исполь­зован в гражданском законодательстве. Согласно статьи 4 ГК РФ, "по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие" (в области гражданского права существуют и сложные случаи, связанные со значительной юридической силой договоров по частно-правовым отношениям; со­гласно статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключе­нии договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров);

б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случай и "вперед" и "назад", т.е. и на случаи, которые происходи­ли раньше, в прошлом;

в) переживание закона, когда закон, утративший юри­дическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вари­антом действия закона является первый — немедленное действие. Обратная сила закона — исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со статьей 54 Консти­туции закон, устанавливающий или отягчающий ответст­венность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: "Никто не может нести ответственность за деяние, кото­рое в момент его совершения не признавалось правонару­шением". В то же время, как сказано в той же статье 54, "если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Переживание закона — редкие случаи, связанные со слож­ными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

Момент (день) вступления закона в действие нужно от­личать от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации (кон­ституционный закон — его принятия и одобрения обеими пала­тами в предусмотренном конституционном порядке, о ко­тором ранее говорилось). Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретают юридическую силу после его подписания Президентом.

С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Однако, как правило, вступление закона в действие от­далено во времени от дня его принятия и подчинено особо­му порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегу­лирован в Федеральном законе "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов палат Федерального Со­брания" (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г.; одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 г.).

Во многих случаях законодательный орган одновремен­но с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона.

Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в дей­ствие Кодекса, в том числе отдельные случай обратной силы и "переживания" его отдельных положений.

Решающее значение в порядке вступления закона в дей­ствие имеют: а) официальное опубликование закона; б) срок.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликова­ние— не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельст­во достоверности и точности содержания нормативного акта.

Срок. После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории Российской Фе­дерации в соответствии со следующими правилами. Общий порядок — закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления зако­на в силу.

При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента офици­ального опубликования.

В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии зако­на. Так, часть первая ГК РФ в соответствии с упомяну­тым ранее Федеральным законом "О введении в дейст­вие..." вступила в силу с 1 января 1995 г. (за исключением положений, для которых данным законом установлены иные сроки введения в действие; например, гл. 4 Кодекса вступила в действие со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г. — дня опубликования Кодекса в "Российской газете").

Законы, акты палат Федерального Собрания публику­ются не только в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете". Они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, в том числе и в виде отдельных изданий, а также доведены до всеобщего сведе­ния (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предпри­ятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Определенные правила установлены в отношении сроков вступ­ления в действие актов Президента и Правительства Рос­сийской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, — в "Собрании законо­дательства Российской Федерации", — а также в "Россий­ской газете". Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу, — в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Существуют определенные правила вступления в силу и ведомственных актов. С 1 марта 1993 г. ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер (т.е. акты внешнего действия), проходят регистрацию в Минис­терстве юстиции и, если иное не предусмотрено законода­тельством, подлежат официальному опубликованию. Опуб­ликование должно быть осуществлено в течение десяти дней после их регистрации. Указанные ведомственные акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не вступают в действие.

П р е к р а щ е н и е д е й с т в и я закона. Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);

2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);

3) фактическая замена данного закона другим, регу­лирующим те же самые вопросы (это наименее приемле­мый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).

Судам, иным юрисдикционным органам иногда прихо­дится оценивать правомерность фактов и ситуаций, кото­рые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотре­на обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Действие закона в пространстве. Пределы действия закона в пространстве очерчены тер­риторией государства и государственным суверенитетом.

Территория Российской Федерации включает в себя тер­риторию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на кон­тинентальном шельфе и в своей исключительной экономи­ческой зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции Рос­сийской Федерации).

Порядок, в соответствии с которым законы не распро­страняются на то или иное пространство или лиц, называет­ся экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, посколь­ку это допускается его законами и определено межгосудар­ственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции, определяется и непосредствен­ное действие на территории страны, международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Фе­дерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные прави­ла, чем предусмотренные законом, то применяются прави­ла международного договора (статья 15).

В соответствии с федеративным государственным уст­ройством действует принцип приоритета федерального за­конодательства, осуществляемого в рамках общефедераль­ной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципаль­ными нормативными актами. Как гласит статья 76 Конститу­ции РФ, "по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и фе­деральные законы, имеющие прямое действие на всей тер­ритории Российской Федерации". Нормативные акты субъ­ектов Федерации действуют только на их собственной тер­ритории, нормативные акты местных муниципальных орга­нов — на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регу­лируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Действие закона по лицам. Порядок действия закона по лицам является производ­ным от порядка его действия по территории. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являю­щихся субъектами отношений, на которые он распростра­няется.

"Все лица" — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совмест­ные, иностранные, международные организации, не поль­зующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем су­ществуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распро­страняется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства.

В то же время главы государств и правительств, сотруд­ники дипломатических и консульских представительств, не­которые другие иностранные граждане наделены диплома­тическим иммунитетом и пользуются правом экстерритори­альности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного при­нуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

11. Систематизация в праве. Законы, иные нормативные юридические акты издаются в разное время в связи с различными обстоятельствами; нередко они бывают несогласованными, противоречивы­ми. Все это создает трудности при использовании законов, снижает эффективность законодательства. Отсюда необхо­димость систематизации в праве.

Систематизация — это упорядочение действующих за­конов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему. Существуют две основные формы систематизации в праве: а) кодифика­ция и б) инкорпорация.

Кодификация представляет собой упорядочение юриди­ческих норм в самом процессе правотворчества, когда от­меняются ранее действовавшие законы, иные нормативные юридические акты, юридические нормы перерабатывают­ся, вводятся в единую согласованную систему и когда изда­ется единый, сводный, юридически и логически цельный, согласованный нормативный акт — кодекс.

Инкорпорация представляет собой внешнее упорядоче­ние действующих законов, иных нормативных юридичес­ких актов, без переработки норм права, когда законы, иные нормативные юридические акты “просто” помещаются в единые сборники (собрания) в хронологическом или тематическом порядке.

Инкорпорация может быть неофициальной, проводимой издательствами, практическими органами, научными и учебными заведениями. Это, например, издание сборников “Жилищное законодательство”, “Нормативные акты о приватизации”. Такого рода сборники инкорпорации не яв­ляются изданиями, подтверждающими достоверность и точность помещенных в них юридических норм. На них нельзя ссылаться при рассмотрении и решении юридичес­ких вопросов. Они носят лишь справочно-информацион­ный характер.

При официальной инкорпорации сборники, иные изда­ния осуществляются от имени компетентных государствен­ных органов, они являются формой официального опубли­кования или переопубликования актов и, следовательно, свидетельством достоверности и точности помещенных в них юридических норм. На них можно ссылаться при реше­нии юридических вопросов.

В Российской Федерации в настоящее время из таких собраний основное значение имеет “Собрание законода­тельства Российской Федерации” (далее — Собрание зако­нодательства). Собрание законодательства является официальным пе­риодическим изданием, в котором публикуются федераль­ные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Пре­зидента Российской Федерации, постановления и распоря­жения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толкова­нии Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, Со­вета Федерации, Государственной Думы, Правительства.

Собрание законодательства состоит из пяти разделов: первый раздел — законы; второй раздел — акты палат Фе­дерального Собрания; третий раздел — указы и распоряже­ния Президента; четвертый раздел — постановления и рас­поряжения Правительства; пятый раздел — решения Кон­ституционного Суда (по указанным ранее вопросам).

Считаются официально опубликованными юридические акты, помещенные в свое время в “Ведомостях Съезда на­родных депутатов Российской Федерации и Верховного Со­вета Российской Федерации”и в “Собрании актов Президен­та и Правительства Российской Федерации”, издание кото­рых в настоящее время прекращено.

“Собрание законодательства Российской Федерации” (и упомянутые издания, выпуск которых прекращен) как изда­ние официального опубликования актов является докумен­том хронологической инкорпорации. Помещаемые в нем за­коны, иные нормативные акты располагаются в той очеред­ности, в какой они публикуются.

Собрание законодательства (как и ранее “Ведомости” и другие издания) издается по годам; на каждом выпуске обо­значаются порядковый номер и дата издания. Например, часть первая ГК РФ помещена в выпуске Собрания законо­дательства №32 от 5 декабря 1994 г.

Вместе с тем, несмотря на порядковый номер выпуска, во всех номерах выпусков дается единая, сплош­ная нумерация страниц. Кроме того, каждому акту присваи­вается очередной номер под рубрикой “статья”, т.е. акты помещаются в статьях, имеющих порядковый номер. Так, первой части ГК РФ в выпуске № 32 Собрания законодательства от 5 декабря i994 г. отведены страницы 4570-4702. Кодекс обозначен “своей статьей” — статья 3301. Все это и обеспечивает приведение издаваемых законов, иных актов в единую систему, создает удобства в пользовании ими, быстрое нахождение нужного законодательного текста.

Официальная инкорпорация действующего российского законодательства осуществляется по хронологическому признаку. Но все же основную роль в официальной инкор­порации призваны играть тематические собрания, т.е. такие сборники, в которых законы, иные нормативные юридические акты расположены по предметному призна­ку — отраслям права, сферам народного хозяйства. Такие собрания издавались и в целом по Союзу, и в республиках, в том числе в России.

Наиболее высоким по уровню темати­ческим собранием является Свод законов, который отлича­ется тщательным отбором законов, иных актов, отработан­ностью, достоверностью и точностью законодательных текстов (издание Свода законов СССР и РСФСР было осу­ществлено в конце 1970-х — начале f980-x годов). В настоящее время в России намечается подготовка и издание Свода российского законодательства.

При инкорпорации нормативных актов используются особые технические приемы (в том числе их публикация в виде “расшивных тетрадей”, “вклеек”, позволяющих опера­тивно вносить в сборники изменения и дополнения).

 

12. Справочно-информационная работа. Справочно-информационная работа с законами, иными. нормативными юридическими актами осуществляется госу­дарственными органами, общественными организациями, их особыми подразделениями (отделами) юридических учебных заведений и научных учреждений, юридическими фирмами и т.д. Она включает сбор нормативного материа­ла, его хранение, размещение по рубрикам, составление ка­талогов, информацию о нормативных актах, выдачу ин­формационных данных, справок.

В настоящее время созданы и совершенствуются автома­тизированные информационно-поисковые системы (АИПС — Законодательство), осуществляются перевод нормативной информации на "машинный язык", формиро­вание эталонного банка правовой информации научно-тех­нического центра правовой информации "Система". Автоматизированные информационно-поисковые системы создаются и отдельными частными юридическими фирмами.

Справочно-информационная работа предполагает со­здание единого стабильного общеправового классификато­ра отраслей законодательства. Такой классификатор ут­вержден Указом Президента Российской Федерации 16 декабря 1993 г. и действует с последующими уточнениями[7]. В нем данные правовой информации распре­делены в соответствии с указом по 45 разделам (ныне – ао %О рзделам) с цифровыми девятизначными (по трем блокам) обозначениями, позволяющими проводить машинную обработку данных правовой информации.

Например, раздел первый ("Основы конституционного строя") имеет обозначение — 010.000.000, раздел второй ("Гражданское законодательство") — 020.000.000. Таким образом, номер раздела отражен в первом блоке цифрового обозначения. Дальнейшая рубрикация классификатора от­ражается во втором или третьем блоках. Например, рубри­ка "Федеральное Собрание (парламент) Российской Феде­рации"—010.140.000, а "Совет Федерации" — 010.140.010.

При достаточно отработанной системе справочно-инфор­мационной работы названия нормативных актов и их ин­дексы переносятся на карточки, которые размещаются по предметно-отраслевому и алфавитно-предметному принци­пам. Кроме того, ведется журнальный и контрольно-текс­товой учет нормативных актов; причем в контрольный эк­земпляр акта при контрольно-текстовом учете оперативно вносятся все текущие изменения.

Квалифицированные юристы создают "личные собра­ния" законов, иных нормативных юридических актов, сис­тематически вносят в их текст текущие изменения и допол­нения, а также ведут "личную картотеку" нормативных актов ri судебной практики (для этого целесообразно ис­пользовать единый классификатор, а также классификато­ры, связанные с потребностями данного участка юридичес­кой работы).

Подготавливаемые для справочно-информационной ра­боты материалы могут быть стадией для последующей ин­корпорации нормативных актов и для кодификации. Они могут быть и дополнением к инкорпорации и кодификации в виде постатейных материалов, предметно-алфавитных указателей, системы "вклеек" к актам.

Справочно-информационная работа имеет и самостоя­тельное значение. Оно наиболее отчетливо проявляется, когда инкорпорация и кодификация не получили еще необ­ходимого развития. Тогда справочно-информационная ра­бота может в известной степени ослабить отрицательные последствия, связанные с отсутствием надлежащих система­тизированных актов и сборников.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.