Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика творчества




БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЕВРИПИДА НА СТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДРАМАТУРГА

ЛЕКЦИЯ № 5

ЕВРИПИД – ПОСЛЕДНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

ПЛАН:

3. ПРОБЛЕМА СЕМЬИ И БРАКА В ТРАГЕДИИ «МЕДЕЯ»

Литература

1. Трагедии. В 2 т. - М., 1980.

2. Толстой Н.И. Трагедия Еврипида "Елена" и начало греческого романа // Толстой Н.И. Статьи о фольклоре. - М., Л., 1966.

3. Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа "Медеи" Еврипида // Вопросы классической филологии. - М., 1969. - № 2

 

Еврипид (ок. 480 /484 - 406 гг. до н.э.) - последний в ряду великих трагических поэтов Древней Греции. Биографические данные об Еврипиде скудны и противоречивы. Существует версия, что он родился на острове Саламине, как утверждают древние "Жизнеописания", в день Саламинской победы, когда на остров выселились многие жители Афин на время нашествия персов. Более достоверной полагают дату 484 г. до н.э., отмеченную в "Паросской хронике". По всей видимости, поэт происходил из знатного рода и одно время даже служил при храме Аполлона Зостерия. Известно, что он получил хорошее образование: учился у философов Протагора и Анаксагора, дружил с философами Архилаем и Продиком, был владельцем обширной библиотеки. В отличие от Эсхила и Софокла, более склонный к уединенной творческой жизни, Еврипид непосредственного участия в общественной жизни не принимал. Однако произведения драматурга содержат обильные отклики на острые вопросы современности. При этом позиция автора, равно как и эстетические установки его, нередко вступает в полемику с традицией, что вызвало недовольство многих современников. В итоге вокруг Еврипида сложилась крайне неблагоприятная обстановка, вследствие чего он в конце жизни покинул Афины. После кратковременного пребывания в фессалийской Магнесии Еврипид поселился в Македонии, где и умер в 406 г. до н.э. Не понятый современниками и обиженный ими, Еврипид в последующие века приобрел славу великого трагика, подготовившего искусство новой драмы.

Известно, что за всю жизнь Еврипид одержал лишь пять первых побед (и то одну посмертно), хотя написал и поставил большое количество произведений (ему приписывается от 75 до 98 драматических сочинений); до нас же дошло лишь 18 пьес Еврипида. Только немногие из произведений могут быть точно датированы и относятся преимущественно к периоду между 438 и 406 г. до н.э., совпадающему по времени с периодом творчества Софокла; умерли поэты также в один год. Однако драматургия их содержит принципиальные различия, на которые указывал еще Аристотель в XXV главе своей "Поэтики". Здесь он приводит слова, якобы сказанные самим Софоклом, о том, что "сам он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они есть ". Это свидетельство в известной мере может служить ключом к пониманию новаторства Еврипида.

Действительно, Эсхил, а позднее Софокл придали трагедии высокий героический характер: их центральные положительные персонажи выступали героями идеальными, образцами гражданской доблести, носителями нравственных добродетелей. В своих произведениях они защищали идейные основы полиса, провозглашали незыблемость общественных норм и традиций, воспевали умение подчинить личные интересы интересам общества, и поэтому их театр воспринимался греками как школа нравов, школа воспитания гражданских добродетелей. Еврипид же в большей степени отразил наступление кризиса афинской демократии, разложение полисной морали, усиление индивидуализма. Сказывалось и воздействие распространившихся к тому времени философских учений: софистики, нравственной философии Сократа, материализма Демокрита. Эти разные по своему содержанию философские учения в совокупности своей будили мысль современников, воспитывали скептическое отношение к прежним догматам, нормам и представлениям, утверждали силу и значимость индивидуума.

Закономерным образом в сложившихся условиях Еврипида интересует, прежде всего, отдельный, частный человек, сфера его личной, а не общественной жизни. В соответствии с подобным смещением угла зрения обязательное для трагедии столкновение человека с противоборствующими силами Еврипид переносит в плоскость человеческой души, изображая конфликт человека с самим собой. Поступки, а как следствие, их несчастья и страдания у героев обычно вытекают из их собственных характеров. Таким образом, в сравнении со своими предшественниками, Еврипид в большей мере концентрирует внимание на изображении внутреннего мира героев. Драматург создает ряд многообразных характеров, рисуя различные душевные порывы, противоречивые состояния, вскрывая их закономерность и неминуемость трагической развязки. Зритель присутствует при тончайших душевных переживаниях героев и открывает для себя сложность человеческой природы.

Акцент на изображении психологии персонажей приводит к второстепенности драматической интриги. Еврипид уже не уделяет столько внимания построению действия, как, скажем, Софокл, хотя драматические конфликты в его пьесах остры и напряженны. Но обратим, к примеру, внимание на начала и концы его драм. Нередко в прологе Еврипид не только дает завязку трагедии, но и рассказывает заранее ее главное содержание, чтобы в результате переключить внимание зрителя с интриги на ее психологическое развитие. Показательны также и концовки еврипидовских драм. Он пренебрегает естественным развитием и завершенностью действия и поэтому в финале часто предлагает внезапную, внешнюю, искусственную развязку, обычно связанную с вмешательством божества, появляющегося на специальной театральной машине ("эореме"). Поэтому не случайно впоследствии подобный прием разрешения действия стал именоваться "deus ex machina" ("бог из машины").

3. ПРОБЛЕМА СЕМЬИ И БРАКА В ТРАГЕДИИ «МЕДЕЯ»

Самая известная трагедия Еврипида - "Медея" (431 г. до н.э.).

На первый взгляд кажется, что драма, как и соответствовало традиции, написана на мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург избирает тот фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает личную, семейную драму. Перед нами трагический образ одинокой, обманутой, покинутой женщины. Еврипид одним из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную страсть движущим мотивом событий. В "Антигоне" Софокла был создан яркий женский характер и присутствовала тема любви (линия Антигоны и Гемона), однако как второстепенная и несамодовлеющая, подчиненная выбору гражданской позиции героев. Для Медеи же ее страсть - главная основа жизни. В жертву своей страсти она принесла близких, родину, доброе имя, однако после ряда лет совместной жизни Ясон вероломно пренебрег ею ради низкого расчета:

Все, что имела я, слилось в одном,

И это был мой муж, - и я узнала,

Что этот муж - последний из людей.

(Ст. 227-229, пер. И. Анненского)

Героиня не считает свою участь исключительной, она высказывает горестные размышления о подчиненной, зависимой судьбе женщины, ее беззащитности и бесправии:

Да, между тех, кто дышит и кто мыслит,

Нас, женщин, нет несчастней. За мужей

Мы платим, и недешево. А купишь,

Так он тебе хозяин, а не раб...

(Ст. 230-234).

Однако сама Медея в соответствии с природой и цельностью своего характера не способна мириться с унижением. С той же силой, что любила, начинает она ненавидеть Ясона и искать способ мщения ему. На идею детоубийства ее окончательно наталкивает встреча с бездетным афинским царем Эгеем. В беседе с ним она понимает, как страдает бездетный мужчина, и решается отнять у Ясона самое дорогое. Но этот удар одновременно направлен и против нее самой, поэтому не сразу и со страшной мукой решается Медея на этот шаг. Несколько раз меняет героиня свое намерение, противоречивые чувства борются в ней, и все-таки постепенно страшное решение вызревает в ней (ст. 1020-1080).

До Еврипида преобладала версия мифа, согласно которой детей убивали разгневанные коринфяне, узнав о смерти своего царя и молодой царевны. Еврипид предоставил это осуществить самой героине, убедительно показав, что, как ни страшно это деяние, Медея, принадлежащая к натурам гордым, могучим, не способным прощать обиды, могла это совершить. Зритель не может принять и простить Медее ее поступка, но понимает, кем и как она была доведена до преступления. Отступления от традиционных мифологических версий нередко встречаются в трагедиях Еврипида. За этим ощутима определенная тенденция: для Еврипида миф - не священная история народа, а материал для творчества. По сути дела, Еврипид стесняет рамки мифа: новое социально-бытовое содержание его трагедий вступает в противоречие со старой мифологической формой. По существу, Еврипиду нужно было бы отказаться от мифа, но это было бы слишком смелым и решительным нарушением традиции, однако он, безусловно, приблизил разрушение мифологической основы трагедии.

Искусственное положение занимает в трагедиях Еврипида также хор. В соответствии с традицией хоровые партии сохранены, но хор не включен в действие органично. Так, к примеру, он присутствует при таких поступках и речах персонажей, которые принято скрывать от посторонних. Так, Медея рассказывает хору о своем намерении убить детей; слушающий ее хор потрясен, говорит о том, что надо вмешаться, воспрепятствовать ее намерению, однако, естественно, ничего не предпринимает, иначе не было бы и трагедии. Лирический элемент трагедии, выраженный в песнях хора, утрачивает у Еврипида былое значение, и на первый план выдвигается драматическая игра персонажей, их действия, поступки. Показательно, что в соответствии с этим Еврипид переносит лирическую часть на действующих лиц: он вводит так называемые монодии, арии действующих лиц, которые сопровождались выразительной пластико й и создавали высокий художественный эффект.

Большое значение в трагедиях Еврипида имеют монологи и диалоги. Нередко это диалог-спор, диалог-поединок. Еврипид любит сло весные состязания героев в речах, выявляющие их сущность. Язык Еврипида приближен к разговорной речи и лучше приспособлен для живых диалогов. В некоторых из них Еврипид разоблачает порочную аргументацию софистов-ловкачей (ст. 522-576). Многократные отклики Еврипида на современные философские течения создали ему репутацию " философа на сцене ".

Показательно также изображение богов в трагедиях Еврипида. Ощущается скептицизм к ним, унаследованный от софистов. Многие действия богов Еврипид также изображает противоречащими нравственности. Так, Афродита губит Ипполита и Федру из чувства мелкой личной злобы, а Артемида не спасает своего любимца, лишь утешая его перед смертью (трагедия "Ипполит "). Гера насылает на Геракла безумие и делает его убийцей своей семьи ("Геракл").

Воздействие софистической философии на творчество Еврипида проявилось также в отношении поэта к рабству. Во многих своих трагедиях он вывел на сцену раба, что было новшеством ("Елена", "Ион", "Гекуба", "Троянки"). В ряде трагедий Еврипид развивает мысль о том, что рабство есть несправедливость и насилие ("Гекуба", "Троянки"), оно противоречит естественной природе людей и чаще всего является следствием превратностей судьбы. Еврипид показывает, что рабство унижает и развращает человека, развивает его дурные наклонности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.