Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы по теме




I

Функции небанковских институтов

Функции учреждений банковского сектора

Федеральное ведомство по надзору за кредитным делом

Необходимость специальных законов, регулирующих отношения на рынке ссудного капитала, вытекает из того, что в кредитных учреждениях и страховых компаниях, выдающих ссуды на жилищное строительство сосредотачивается значительный капитал. Поэтому необходимо обеспечить эффективное управление имуществом вкладчиков и соблюдение различных интересов в предоставлении кредитов и предотвращении банковских крахов, всегда имеющих негативные последствия для доверия к денежной и


кредитной системе. Эту задачу выполняет Федеральное ведомство надзора за кредитной системой. Оно выполняет следующие функции:

1. Выдача и отмена разрешений на банковскую деятельность.

2. Контроль за предоставлением кредитов. С этой целью крупные
кредиты (более 15% собственного капитала кредитодателя) и
миллионные кредиты (на сумму I млн. Марок и более) должны
заявляться ведомству банковского надзора.

3. Общий контроль на основе предоставляемых банками месячных
отчетов, а также на основе особых прав ведомства на получение
от институтов информации.

4. Контроль над достаточностью основного капитала и ликвидных
средств. Если собственный капитал или ликвидные средства
кредитного учреждения не соответствуют предъявляемым
требованиям, ведомство может принять меры (запрет на
предоставление кредита, на принятие вкладов, на операции и др.).
С 1975 г. Частные банки с помощью процедуры гарантирования
сохранности вклада так подстраховывают каждого вкладчика,
что сохранность всех вкладов физических лиц полностью
обеспечена.

5. Устранение в кредитной системе недостатков, затрудняющих
нормальное проведение банковских операций или способных
вызвать серьёзные негативные последствия для экономики в
целом.

Федеральное ведомство по надзору за кредитным делом не имеет своих структурных подразделений в регионах. Поэтому функции надзора на местах реализуются через систему НФБ -


непосредственно через центральные банки земель.

Федеральное ведомство надзора за кредитным делом уполномочено выдавать лицензии на банковскую деятельность. Однако в этом случае оно должно в обязательном порядке учесть мнение представителей того банковского союза, членом которого будет создаваемый банк. Банковские союзы представляют также интересы своих членов в отношениях с государством, участвуют в слушаниях при принятии парламентом важнейших законодательных решений, сотрудничают с НФБ и Федеральным ведомством по надзору за кредитным делом при разработке и унификации правил ведения банковского дела.

В Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках.

Коммерческие банки концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых или акционерных началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные.

Одной из функций коммерческих банков является финансирование государства. Федеральное правительство выпускает следующие виды ценных бумаг: федеральные облигации; долговые сертификаты; федеральные кассовые облигации; сберегательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; беспроцентные казначейские сертификаты.


Федеральные облигации являются наиболее ликвидными и качественными среди всех долговых инструментов, выпускаемых с номиналом, выраженным в немецких марках. Первый выпуск этих облигаций был осуществлён в 1952 г. Высокое качество облигаций как долгового инструмента и то, что выплачиваемые по ним проценты не облагаются налогом, делает их привлекательными для многих инвесторов: немецких и зарубежных банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, частных лиц, иностранных правительств и учреждений. Эти облигации обычно выпускаются на 10 лет, хотя в продаже имеются облигации период погашения которых составляет 100 марок, а их выпуск происходит несколько раз в год сериями объёмом от 4 до 6 млрд. марок.

С 1972 г. Федеральные облигации выпускаются в безналичной форме, а их движение отражается посредством записей в федеральном регистре. Управление долговым регистром в разрезе каждого выпуска осуществляется федеральной долговой администрацией. Эти облигации представляют собой обязательства, выпускаемые сроком на 5 лет. Они предназначены, главным образом, для размещения среди населения, котируются на фондовых биржах и интенсивно обращаются во внебиржевом обороте. Учёт внебиржевого оборота не ведётся, но по оценкам он составляет около 70% всего объёма сделок с федеральными облигациями. Эти облигации также интенсивно обращаются на международном фондовом рынке.

Если федеральное правительство, правительства земель желают получить кредит по выпуск долговых сертификатов, они оглашают период, на который им требуются деньги, и процент, который считают приемлемым заплатить за пользование ими. После этого они


обращаются с просьбой к банкам внести предложение о кредите, размер которого обычно не должен быть меньше 10 млн. марок. Банки под долговые сертификаты сами денег не дают, а ищут кредитора на стороне, выступая лишь в роли посредника между кредитором и заемщиком. За посредничество банки взимают комиссионные. Продажа кредитором своих прав на одолженные средства и его перерегистрацией, чтобы в каждый момент получатель процентов и выданного кредита был известен. Многократное переоформление долговых сертификатов не практикуется. Этот вид ценных бумаг активно продаётся и покупается во вне биржевом обороте. Объём средств, привлекаемых с помощью долговых сертификатов, по своему объёму сопоставим с объёмом ресурсов, мобилизуемых через размещение облигаций. Долговые сертификаты позволяют финансировать бюджетный дефицит с относительно меньшими издержками, чем при выпуске облигаций.

Сберегательные банки - это кредитные учреждения, выполняющие функции сберегательных касс. В Германии сберегательные кассы в основном являются государственными. На их долю приходится большая часть активов в кредитной системе государства. Активные операции в основном сводятся к выдаче долгосрочных ипотечных и коммунальных займов. Основные пассивные операции сберегательных касс заключаются в привлечении сбережений населения.

Первая сберегательная касса была создана в Гамбурге в 1778 г. Первая "коммунальная" сберегательная касса была открыта в Геттингене в 1801 г.; впоследствии коммунальные кассы стали самыми многочисленными. В 1908 г.; то есть на 70 лет раньше, чем их, скажем,


французские аналоги, сберегательные кассы Германии получили право открывать чековые счета, и тогда перед ними встала проблема клиринга. С этой целью была создана сеть "банки земель - центры жирорасчётов", которые на уровне земель осуществляют кроме других функций, клиринговые расчёты между сберегательными кассами. Наконец, на национальном уровне система "компенсационный банк -коммунальный банк" обеспечивает клиринг между банками земель.

Они обеспечены муниципальной гарантией и являются универсальными банками, то есть им разрешены все финансовые операции, кроме покупки акций за свой счёт, операции с валютой и ценными металлами и операции в основном спекулятивного характера. Однако основной деятельностью этих касс, как и в начале их существования, является приём сберегательных вкладов и ссуды семьям на жилищное строительство.

Сберегательные кассы объединены в ассоциацию (Национальная ассоциация сберегательных и расчётных касс), которая представляет их в органах власти, защищает интересы их вкладчиков, консультирует их, организует подготовку кадров и так далее. Имея консолидированный баланс в размере 864 млрд. Немецких марок, германские сберегательные кассы составляют 22% общего баланса банковской системы; они принимают половину всех вкладов и предоставляют 30% всех кредитов.

В Германии ссуды, предоставляемые индивидуальным заемщикам в области жилищного сектора, можно подразделить на льготные для семей с ограниченными доходами, ипотечные ссуды, обычные ссуды и жилищно-сберегательные ссуды. Льготные ссуды для семей с ограниченными доходами, предоставляемые индивидуальным


заемщикам, бывают 2 типов:

1. льготные ссуды первой необходимости;

2. льготные ссуды второй необходимости;

Льготные ссуды первой необходимости предназначены для лиц с низкими доходами. Они являются беспроцентными, сопровождаются выплатой субсидий либо владельцу, вступающему в права собственности с целью проживания в приобретённом жилище, либо приобретателю, который собирается сдавать жилье внаем и обязуется в этом случае полностью довести субсидии до нанимателей. Кроме того, этим ссудам могут прямо или косвенно воспользоваться семьи с доходами ниже предельного уровня, размер которого пересматривается каждый год. Ежегодно таким образом банки осуществляют финансирование около 40000 жилищ.

Льготные ссуды второй необходимости выделяются индивидуальным заемщикам со средними доходами. Эти ссуды с бонификацией, то есть осуществляются с надбавкой к обусловленной в договоре цене жилища и отсроченным погашением процентов, которые выдаются, как и в предыдущем случае, семьям с доходами, не превышающими указанный предельный уровень более чем в 1,4 раза.

Следует отметить, что на практике именно средства земель являются основным источником этой помощи, составляя 2/3 ее объема, так как государство фактически оказывает помощь лишь при вступлении в право собственности, а не на строительство жилья. Следует добавить, что 80% семей, пользующихся одной из таких ссуд, имеют такое право на персональные субсидии.

Так называемые сберегательно-строительные ссуды, весьма похожие на жилищно-сберегательные ссуды во Франции,


предоставляются строительно-сберегательными кассами. Для их получения необходимо предварительно в течение 6-7 лет делать сбережения под трехпроцентную ставку до достижения 40% суммы, указанной в заключенном договоре. С этого времени строительно-сберегательная касса выдает ссуду. Максимальный размер суммы равен недостающим 60% под процентную ставку около 5% на 10-12 лет.

Ипотечные банки - банки, специализирующиеся на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости - земли, строений и производственных фондов. К ним относятся и земельные банки, выдающие долгосрочные ссуды в основном под залог земли.

Ипотечные банки впервые возникли в Германии в XVIII в. Первым ипотечным банком был банк, основанный в Силезии в 1770 г. Это был государственный банк, оказывающий финансовую помощь крупным помещичьим хозяйствам. Для привлечения средств банк на­чал выпускать закладные (разновидность ипотечных облигаций). В начале XIX в. деятельность ипотечного банка распространилась на мелкие помещичьи владения, а затем и на крестьянские хозяйства. В настоящее время в Германии имеется 13 государственных и 25 частных земельных банков. Такой системы ипотечных банков в других капиталистических странах нет. Ресурсами ипотечных банков являются собственные накопления и ипотечные облигации. Ипотечные банки, как правило, производят и обычные банковские операции, что позволяет им увеличивать свои доходы и участвовать на денежным рынке. Ресурсы ипотечных банков используются для предоставления ипотечного кредита.

Для поучения ипотечных ссуд заемщику необходимо лишь пред­ставление в банк копии документов, подтверждающих право


собственника на имущество, выступающее обеспечением ссуды. Раз­мер ссуды зависит от стоимости объекта обеспечения кредита, т.е. от стоимости имущества заемщика. Такие ссуды предоставляются либо ипотечными банками, либо всеми другими банками, либо обычными сберегательными кассами. Эти долгосрочные ссуды предоставляются банками на длительный срок, достигающий 30 лет, не сопровождаемые никакими льготами. Через 5 лет процентные ставки, как правило, пересматривают.

Ипотечный кредит подвергается государственному регулированию, которое включает обеспечение ликвидности ипотечных банков, обязательное хранение определенной части привлеченных ими средств в центральных банках, контроль за объемом кредитных операций и эмиссией ценных бумаг и другие мероприятия.

В небанковский финансовый сектор входят страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые институты.

В отличие от банков и других кредитно-финансовых учреждений страховые компании имеют более широкие организационные формы. Для Германии характерна система, состоящая из синдикатов, в кото­рые, как правило, входят на паях страховые компании и брокерские страховые фирмы. Ответственность по страховому риску" распределяется среди членов синдиката.

Специфика накопления капитала у страховых компаний в основном сводится к расчету страховых премий. Однако она существенно различается для страхования жизни и страхования имущества. Компания при расчете страхового тарифа должна учитывать три основных элемента: фонд выплаты страхового


 


возмещения (покрытия убытков), расходы по содержанию персонала, доход от инвестиций. Но главное значение при определении страховой ставки имеет резерв взносов, который создается за счет нетто-ставки для выплаты страховых сумм (возмещения) и надбавки на покрытие расходов по ведению страховых операций.

Результатом финансовой деятельности страховых компаний яв­ляются прибыль и резервы страховых взносов как разница между страховой премией и выплатой страхового возмещения плюс расходы по ведению операций. Прибыль оседает в компании, а резервы взносов как будущие обязательства перед полисодержателями направляются в инвестиции. Пассивные и активные операции страховых компаний также носят специфический характер и существенно отличаются от аналогичных операций банков и других кредитно-финансовых учреждений.

Особенность компаний по страхованию имущества и от несчастных случаев в том, что они поддерживают свою рентабельность не за счет страховых операций, а с помощью инвестиций и доходов по ним. Это обусловлено тем, что многие виды имущественного страхования (от огня, автомобильное, морское) для многих компаний убыточны. В ряде случаев убытки по страхованию покрываются не за счет страхового резерва, а благодаря доходам от инвестиций. В настоящее время наблюдается сближение банков со страховыми банками.

Создание и развитие пенсионных фондов - новое явление на рынке ссудных капиталов, на рынке ценных бумаг и в целом в финансовой системе Германии. Частное пенсионное обеспечение воз­никло как противовес неудовлетворительному государственному


социальному обеспечению, а также как результат борьбы трудящихся за свои социальные права. На развитие пенсионных фондов оказало влияние стремление корпораций и предприятий привлечь наиболее квалифицированную рабочую силу на свою сторону.

Организационная структура пенсионного фонда отличается от структуры других кредитно-финансовых учреждений тем, что не пре­дусматривает акционерной, кооперативной или паевой формы собственности. Как правило, пенсионные фонды создаются в частных корпорациях, которые юридически и фактически являются их владельцами. Однако пенсионный фонд передается на управление траст-отделам коммерческих банков или страховым компаниям. Такой пенсионный фонд называется незастрахованным. Корпорация может заключить соглашение со страховой компанией, по которому последняя получает пенсионные взносы и обеспечивает в дальнейшем выплату пенсий. В этом случае пенсионный фонд является застрахо­ванным, так как создан в рамках страховой компании.

Основой пассивных операций пенсионных фондов являются ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих, обычно составляющие 20 - 30% всех поступлений. Доля взносов существенно колеблется по различным корпорациям (фирмам) и предприятиям. Чем мощнее и богаче корпо­рация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Особенность накопления капитала пенсионных фондов заключается в том, что он формируется в основном за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых так же, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами и вкладывают их в



федеральные и частные ценные бумаги. Почти 80% активов пенси­онных фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет пенсионным фондам активно влиять на политику корпора­ций. Кроме того, пенсионные фонды вкладывают денежные средства в акции собственных корпораций, главным образом в обыкновенные акции.

Пенсионные фонды, управляемые банками, широко используются последними для приобретения больших пакетов акций крупных корпораций, за что коммерческие банки получают значительные комиссионные. Это позволяет сконцентрировать в руках нескольких фондов большую часть ценных бумаг, особенно акций.

Инвестиционные компании - это новая форма кредитно-финансовых институтов, которая получила большое развитие в по­слевоенные годы, хотя существовала и в довоенное время. Инвестиционные компании путём выпуска собственных акций при­влекают денежные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счёт приобретения ценных бумаг они осуществляют наравне с другими кредитно-финансовыми институтами финансирование различных сфер экономики. В настоящее время существуют инвестиционные компании закрытого и открытого типов.

Инвестиционные компании закрытого типа осуществляют выпуск акций сразу в определенном количестве. Новый покупатель может приобрести их только у прежних держателей по рыночной цене. Инвестиционные компании открытого типа (взаимные фонды) выпускают свои акции постепенно, определенными порциями в ос-


новном новым покупателям. Эти акции могут продаваться или перепродаваться. Более удобной организационной формой являются компании открытого типа, поскольку постоянная эмиссия позволяет им все время увеличивать свой денежный капитал и, таким образом, постоянно наращивать инвестиции в ценные бумаги корпорации. В целом организационная форма инвестиционных компаний открытого и закрытого типов базируется в основном на акционерной форме.

Особенностью инвестиционных компаний является то, что среди покупателей их ценных бумаг возрастает доля кредитно-финансовых учреждений и торгово-промышленных корпораций. Каждый инвестор инвестиционного института обязан платить комиссионные при покупке для него акций и управлении вкладом. Размер комиссионных различается по компаниям и зависит от их финансовой мощи и репу­тации.

Инвестиционные компании привлекают к инвестиционной деятельности широкие слои населения, т.е. мелкого инвестора, благодаря чему удается, во-первых, мобилизовать значительные средства для капиталовложений в экономику, а во-вторых, создать определенную иллюзию, что каждый может стать владельцем акций и таким образом собственником. С этой целью бумаги продаются по низким ценам и доступны для средних слоев населения. Обычно мелкие инвесторы привлекаются в период биржевого бума, когда курсы акций растут. Однако в условиях ухудшения конъюнктуры они, как правило, несут большие потери. Практика показывает, что все-таки основными вкладчиками являются крупные индивидуальные и коллективные инвесторы, а контроль за деятельностью инвестиционных компаний осуществляют крупнейшие акционеры.


 



 


               
   
     
 


Финансовые компании - особый тип кредитно-финансовых учре­ждений, которые действуют в сфере потребительского кредита. Их организационными формами могут быть акционерная и кооперативная.

Финансовый капитал представлен группами сросшихся между собой промышленных, финансовых и прочих монополий, ох­ватывающих все национальное хозяйство. Особенностью Германии является меньшее число финансовых групп не только по сравнению с США, но и с теми развитыми капиталистическими странами, эконо­мика которых по своим масштабам сопоставима с германской: в Японии, Франции, Великобритании количество таких групп составляет 15-20, а в Германии не достигает и 10 (не считая региональных групп, не имеющих общеэкономического значения). Это объясняется громадной концентрацией банковского капитала в руках трёх гросс-банков - "Дойче Банк", "Дрезден Банк", "Коммерцбанк": они контро­лируют около 80% акционерного капитала страны. Три главные фи­нансовые группы сформировались вокруг этих гросс-банков. Их структуры частично переплетаются. Особенностью германских фи­нансовых групп является то, что они, по сравнению с финансовыми группами других стран, имеют менее четкие границы.

«Дойче Банк» является примером слияния банка с немецкой про­мышленностью. Он участвует в 400 промышленных и коммерческих компаниях; помимо компании Daimler Benz, где его участие в собственном капитале компании составляет 28% и основным руководителем является президент Наблюдательного совета, подобное участие наблюдается в больших универсальных магазинах, металлургической, строительной, пищевой и электропромышленности, а также в производстве фарфора. Универсальные немецкие банки,


особенно крупные, являются, таким образом, агентами немецкой «промышленной политики», что в конечном счете идет на пользу Германии.

Преимуществом Германии является то, что финансовые учрежде­ния здесь проявляют значительно больше интереса к национальной промышленности, чем к международным финансовым рынкам. Банки Германии вкладывают значительные суммы в акции предприятий, а во многих случаях берут в свои руки управление промышленными предприятиями.

Таким образом, можно выделить следующие основные особенности немецкой банковской системы, представляющие определенный интерес для совершенствования российской кредитно-банковской системы:

универсальный характер деятельности коммерческих банков;

• существование единого центрального банка страны в лице Не­
мецкого федерального банка;

• независимость Немецкого федерального банка от органов
федеральной исполнительной власти (с одновременной обязанностью и
возможностью тесно, конструктивно взаимодействовать с ними) в
рамках полномочий, предоставленных ему законом;

наличие действенного механизма, направленного против моно­
полизма и бесконтрольности в деле управления финансовой системой
страны;

значительное влияние банков на промышленность, которое
осуществляется путем участия банков в управлении производством.

Основное преимущество универсальной банковской системы Германии по сравнению с англосаксонской, для которой больше



 


 


характерно разделение функций, заключается в более высокой стабильности на базе эффектов диверсификации, что приводит к более высокой надежности денежных вкладов.

1. Расскажите об особенностях становления банковской системы
Германии после Второй Мировой войны.

2. Дайте характеристику банковской системе Германии.

3. Назовите основные преимущества банковской системы
Германии.

4. Расскажите об особенностях специализированных банков
Германии.

5. В чем специфика крупных и региональных банков Германии?

6. Что является одним из наиболее важных инструментов для
выполнения операций расчетов и операций обмена в Германии?

7. В чем заключается особенности Немецкого Федерального Банка?

8. Назовите основные функции «Федерального ведомства по
надзору за процентным делом».

9. Дайте характеристику коммерческим банкам Германии.
10.Дайте характеристику сберегательным банкам Германии.

11.Назовите виды ссуд, предоставляемых индивидуальным

заемщикам Германии.

12.Расскажите о специфике ипотечных банков Германии. 13.Назовите функции небанковских институтов Германии

(финансовые компании, инвестиционные компании, пенсионные

фонды). 14.Назовите оснонвые особенности и преимущества немецкой

банковской системы.


Список использованной литературы:

1. Банковские системы зарубежных стран. Курс лекций. Вешкин
Ю.Г. Авагян Г.Л.. М. Экономистъ, 2004

2. Банки и банковские операции. Учебник под. ред. Е.Ф. Жукова. М.
ЮНИТИ, 1997

3. История банковского дела. Методические указания. В.В. Акимов
М. МИИТ, 1997

4. Банковские системы развитых стран. Г.К. Щербаков. М. Экзамен,
2002




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.