Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология избирательных кампаний




В современных обществах демократического типа выборы являются неотъемлемой частью политического процес­са, одной из форм демократии. Они выступают средством формирования органов государствен­ной власти, а также способом обеспечения контроля над ней. Отсутствие свободного волеизъявления народа или дискредитация выборов приводят к отчуждению людей от власти, с одной стороны, с другой — различных проявлений радикализма. Только свободные, справедливые и регулярные выборы могут обеспечить ситуацию, в которой смена руководства страны не угрожает обществу расколом и не разрушает механизм го­сударственного управления, а, наоборот, повышает эф­фективность и устойчивость всей политической системы и укрепляет согласие в обществе.

Политические выборы — это способ формирования выс­ших и местных органов государственной власти и управ­ления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Выборы - это «своеобразный политический рынок», на котором претенденты на занятие определенных долж­ностей предлагают избирателям свои программы и обеща­ния в обмен на властные полномочия, на право прини­мать решения, которым граждане должны подчиняться. Как и на любом рынке, здесь существуют обман, ложь, спеку­ляция на доверии людей. Выборы эффективны только то­гда, когда в стране действует избирательное право как система законов, регулирующих процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность не­государственных образований (партии, общественные ор­ганизации и т.д.). Все участники выборов должны иметь свободный дос­туп к СМИ, чтобы пропагандировать свои программы, чтобы получать достоверную информацию о жизни в стра­не. Выборы, проводимые с нарушением прав человека, прав оппозиции, с подтасовкой результатов, не считаются сво­бодными и демократичными. Получив власть путем таких выборов, ее обладатели рано или поздно теряют доверие граждан и отвергаются ими.

Выборы могут быть парламентскими и президентски­ми, общегосударственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтернативными, прямыми и многоступенчатыми (косвенными).

Проведение выборов в органы государственной власти связано с осуществлением особого вида политической дея­тельности, когда претенденты вступают в конкурентную борьбу и предпринимают разные шаги для привлечения на свою сторону избирателей. На политической сцене проходят митинги, собрания, встречи кандидатов с граждана­ми, выступления политических лидеров, на улицах появля­ются рекламные плакаты, распространяются листовки. Все это многообразие событий, которое инициируется и соз­дается людьми в преддверии и во время выборов в госу­дарственные органы называется избирательным процессом, т.е. назначение выборов; регистрация избирателей в установленном законом порядке; организация избирательных округов, районов, участков; регистрация кан­дидатов; предвыборная агитация; порядок голосования; подсчет голосов.

Наряду с этим каждый кандидат или избирательный блок во время выборной кампании пытаются решить свои собственные задачи и для этого используют различные методы и средства. Данную совокупность методов, средств, действий, предпринимаемых политическими партиями, избирательными блоками или отдельными кандидатами для достижения предвыборных целей, принято называть изби­рательной кампанией.

Практически каждая избирательная кампания ведется в условиях жесткой конкуренции с политическими соперниками, что предполагает наличие определенных техно­логий для получения влияния на умонастроения и пред­почтения населения. Совокупность способов воздействия на людей с целью повлиять на их поведе­ние называется избирательной технологией. Сложность подобных механизмов в современ­ном мире вынуждает организаторов избирательных кам­паний пользоваться услугами профессионалов — специали­стов в области политических технологий. Это люди, которые обладают соответствующими знаниями, умениями и навы­ками и используют их для привлечения на сторону обслужи­ваемого ими кандидата определенную часть электората.

Избирательное право — совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних. Существует активное и пассивное избирательное право. Активное — право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Пассивное — право быть избранным, быть кандидатом в пред­ставительные органы власти или на выборную должность.

Порядок проведения выборов и способы подсчета го­лосов в каждой стране имеют свои особенности. Они оп­ределены действующими в данном государстве правовы­ми нормами, правилами, традициями. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам, из­бираемым в представительные органы или на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов власти, которые проводят выборы; определяется статус избирателей и избирательных блоков; устанавлива­ются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы их обжалования. Совокупность данных норм задает направлен­ность действиям всех участников предвыборной борьбы, за­ставляет их действовать в рамках единого избирательного порядка и называется избирательной системой общества.

Избирательная система — это система общественных от­ношений, связанная с выборами органов публичной власти. Существуют следующие типы избирательных систем:

Мажоритарная избирательная система (от фр. большинство) — это такой порядок проведения выборов и подсчета голосов, при котором победителем признается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное законом большинство голосов в избиратель­ном округе. В зависимости от характера большинства ма­жоритарная система бывает:

- относительного большинства, когда кандидату для получения мандата достаточно со­брать голосов больше, чем его соперники по предвыбор­ной борьбе (Англия, Канада);

- абсолютного большинства, когда кандидату для победы нужно набрать более 50% голосов. В случае, когда этого не происходит, назначается перебаллотировка или второй тур выборов. Чаще всего встречается перебаллотировка двух кандидатов, получив­ших наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре для избрания достаточно относительного большинст­ва голосов (Австралия, Франция, Беларусь);

- квалифици­рованного большинства, когда кандидату следует получить квалифицированное большинство, к примеру 3/4 голосов избирателей (Чили).

Такую систему мож­но применять не только при избрании парламентариев, но и высших государственных должностных лиц, в част­ности президента. При такой системе действует сильная оппо­зиция, которая вырабатывает четкую альтернативу курсу правительства. Главный недостаток мажоритарной изби­рательной системы заключается в том, что она резко су­жает возможности небольших партий и объединений про­вести своих представителей в государственные органы.

Пропорциональная избирательная система — это такой по­рядок проведения выборов и подсчета голосов, при котором распределение депутатских мандатов осуществляется на ос­нове принципа пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандата­ми. Такая избирательная система предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах. При этом выборы при такой системе строго партий­ные, избиратели голосуют за целый партийный список, зна­чит, за программу какой-то определенной партии: Греция, Израиль, Австрия, Бельгия.

Одним из главных достоинств такой системы является возможность вхождения в представительные органы вла­сти представителей избирательных блоков. Среди недостат­ков данной системы нужно выделить следующие: депута­ты зависимы от своих партий, а не от избирателей; в пар­ламент избираются представители различных партий, что приводит к формированию коалиционных правительств. Такая система выгодна партийной верхушке. Она отчу­ждает от политики рядовых членов партии и партийный электорат. Кроме того, может привести к появлению в парламенте множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, кото­рые, не будучи способными к сотрудничеству, будут пре­пятствовать принятию политических решений.

Чтобы избежать нежелательной политической дробно­сти парламента, в ряде стран мира введен так называемый заградительный пункт, т.е. установлен минимальный про­цент голосов, который должен собрать партийный список кандидатов для участия в пропорциональном распределе­нии мандатов. Одной из первых заградительный пункт в ви­де 5%-й оговорки установила ФРГ.

Смешанная избирательная система — это такой порядок проведения выборов и подсчета голосов, который сочетает в себе элементы пропорциональной и мажоритарной сис­тем с целью минимизации их недостатков. Такое комбиниро­вание может состоять, например, в том, что одна часть де­путатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, другая — на основе пропорциональной.

Такая система действует в Рос­сии, где 225 депутатов Государственной думы избираются по партийным спискам в едином федеральном округе и 225 депутатов избираются в одномандатных округах по пра­вилу относительного большинства. Подобная система действует в Германии, Но­вой Зеландии, Венесуэле.

Избирательная система Республики Беларусь

Выборы депутатов Национального собрания и других лиц, избираемых в Беларуси на государственные должно­сти народом, регулируются Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь. Согласно данным нормативным правовым актам избира­тельная система Республики Беларусь — это мажоритарная система абсолютного большинства. Причем это большинст­во неодинаково при избрании Президента страны, депу­татов нижней палаты Национального собрания и депута­тов местных Советов.

Президентские выборы считаются со­стоявшимися, если в них участвовало более 50% граждан, включенных в списки для голосования. Победа признается за кандидатом, который набрал более 50% голосов изби­рателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Избранным считается тот кандидат, который при повторном голосовании набрал больше 50% голосов вы­борщиков, принявших участие в голосовании.

Выборы в Палату представителей и местные Советы при­знаются состоявшимися, если в них приняло не менее 25% граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25% + 1 голос избирате­лей, принявших участие в голосовании. Если ни один кан­дидат не получает требуемого числа голосов, то назнача­ется второй тур выборов. В нем принимают участие два кан­дидата, набравших больше всего голосов в первом туре.

Выборы в Беларуси являются всеобщими. Это значит, что правом избирать обладают все граждане, достигшие 18 лет. Исключение составляют граждане, которые при­знаны судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; и лица, в отношении кото­рых избрана мера пресечения — содержание под стражей.

Избиратели в Республике Беларусь самостоятельно реша­ют вопрос о том, принимать ли им участие в выборах и в пользу кого сделать свой выбор. При этом Конституция Республики Беларусь гарантирует избирателям и кандидатам на государ­ственные посты свободу мнений, убеждений и их беспре­пятственное выражение, свободу информации.

Избирательные комиссии при подготовке и проведе­нии выборов должны информировать население о своей работе, о тех решениях, которые принимаются. Они обя­заны допускать на свои заседания рядовых граждан. В день непосредственного голосования на избирательных участках могут находиться депутаты парламента, представите­ли различных политических партий, общественных орга­низаций, движений, трудовых коллективов, доверенные лица кандидатов, наблюдатели из других государств.

Каждый избиратель Республики Беларусь имеет только один голос, включается в один список для голосования, получает бюллетень для голосо­вания только по предъявлении паспорта или документа, заменяющего его. Бюллетень заполняется в кабинке для тайного голосования, где запрещается присутствие по­сторонних лиц. Это обеспечивает свободу волеизъявления граждан.

Депутаты Палаты представителей Национального соб­рания Республики Беларусь, а также Глава государства избираются непосредственно гражданами путем прямых выборов. Правом выдвижения кандидатов обладают обще­ственные объединения, политические партии, трудовые коллективы и рядовые граждане в соответствии с законо­дательством Республики Беларусь.

Кандидатов в депутаты Палаты представителей от по­литических партий выдвигают республиканские органы, которые имеют организационные структуры в соответст­вующем избирательном округе. Партийных кандидатов в депутаты областных, районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов выдвигают руководящие орга­ны партий соответствующего уровня, а также собрания их организационных структур на территории местных Сове­тов депутатов. Партия может выдвигать только по одному кандидату-партийцу в Палату представителей и соответст­вующий местный Совет депутатов.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представи­телей от трудовых коллективов происходит на собраниях либо конференциях избирателей этих трудовых коллекти­вов. Так же как и политическая партия, трудовой коллек­тив может выдвинуть одного кандидата в депутаты Палаты представителей и по одному кандидату в депутаты мест­ных Советов различных уровней.

Выдвижение кандидатов может происходить также пу­тем сбора подписей избирателей. Этим занимаются ини­циативные группы в количестве не менее 10 человек (для выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представите­лей) и не менее 3 человек (для выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов). Предложенную такой ини­циативной группой кандидатуру в Палату представителей по избирательному округу должно поддержать не менее тысячи избирателей, проживающих непосредственно на территории данного избирательного округа. Кандидата в об­ластной и Минский городской Совет должны поддержать не менее 150 избирателей, в местные Советы более низко­го ранга — еще меньшее количество выборщиков. Сбор под­писей должен быть проведен в установленном законом по­рядке. Расходы на подготовку и проведение выборов берут на себя государство, общественные объединения, поли­тические партии, предприятия, учреждения, организации, отдельные граждане в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Проведение выборов обеспечивают избирательные ко­миссии. При выборах депутатов Палаты представителей - это центральная, окружные, участковые избирательные комиссии. При выборах в местные Советы — территори­альные (областные, районные, городские, поселковые, сельские); окружные (при выборах депутатов областных Советов); участковые избирательные комиссии.

Голосование об отзыве депутата производится в поряд­ке, предусмотренном для избрания депутата, по инициа­тиве не менее 20% граждан, которые обладают избира­тельным правом и проживают на данном избирательном участке. Отзыв означает досрочное лишение избирателями депутата его мандата.

В первом квартале 2008г. у нас в стране пройдут выбора в местные Советы Депутатов. Ваши родители могут и обязаны принять в них участие. Каким образом? Решать им.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.