КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уважение прав и свобод человека - важнейший принцип правового государства
Права человека в целом могут быть определены как права, присущие нам от рождения, без которых мы не можем жить как человеческие существа. Права человека отличаются от других прав в двух отношениях. Во-первых, каждый человек наделен правами человека уже в силу того, что он является человеческим существом. Права человека нельзя предоставить или приобрести, равно как и отнять. Во-вторых, гарантировать соблюдение прав человека должно государство. Основные права человека - это права, содержащиеся в международно-правовых документах и конституции государства. В Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан объявляется высшей целью государства (ст. 21). Это означает, что государство обязано делать все возможное для того, чтобы законные права людей не нарушались, а в тех случаях когда это все же произошло, привлекать к ответственности виновных в этом лиц. Права человека определены и гарантированы в основных правовых документах Организации Объединенных Наций (в дальнейшем ООН): - Всеобщей декларации прав человека; - Международном пакте о гражданских и политических правах человека; - Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека. Все вместе они составляют Международный билль о правах человека. Республика Беларусь провозгласила себя правовым государством. Стержнем правового государства, несомненно, являются взаимоотношения государства и личности, обеспечение свободы и неприкосновенности личности. Государство не «дарует» права, оно лишь закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Забота о личности, охране ее чести и достоинства, прав и законных интересов становится все более важным аспектом процесса демократизации нашего государства. Республика Беларусь взяла на себя обязательства соблюдать права человека, закрепленные в важнейших международных документах. Кроме того, все основные права человека закреплены в Конституции Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 года, а в 1996 и 2004 годах на республиканском референдуме в нее были внесены изменения и дополнения. В Конституции Республики Беларусь провозглашаются практически все принятые в мировом сообществе права и свободы человека. При этом гражданам Республики Беларусь гарантируются права и свободы, как закрепленные в Конституции и законах, так и предусмотренные международными обязательствами государства (ст. 21). Права человека закреплены во многих законах, которые в правовом государстве должны соблюдаться в равной степени и простыми гражданами, и должностными лицами. Этот принцип правового государства называется принципом верховенства закона. Он означает, что законы государства должны быть обязательными для всех. И все люди, независимо от занимаемой ими должности, имущественного положения, связей, в равной степени должны отвечать по закону за совершенные ими правонарушения. Без равенства людей перед законами не может быть правового государства. Правовое государство - это государство, в котором все нарушители законов привлекаются к ответственности за совершенные правонарушения. Необходимость соблюдения в государстве принципы разделения властей понимали люди, жившие еще за много лет до нас. Теория разделения властей связана с именем Ш.Л. Монтескье, который считал, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». В статье б Конституции Республики Беларусь обозначено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть представляет парламент (в Республике Беларусь -Национальное собрание), избираемый населением в ходе проведения свободных, честных и демократических выборов. Главное назначение законодательной власти - принимать законы и следить за их исполнением другой ветвью власти. Обычно парламент кроме выполнения законодательной функции контролирует государственные расходы, т.е. принимает закон о бюджете, определяет источники поступающих средств, распределяет их и контролирует исполнение бюджета. Назначение исполнительной власти в государстве - проводить принятые парламентом законы в жизнь. Исполнительную власть в Республике Беларусь представляет правительство - Совет Министров и подчиненные ему органы. В правовом государстве очень важна роль судебной власти. Наличие независимого и беспристрастного суда имеет огромное значение для утверждения справедливости в обществе. Суду принадлежит центральное место во всей правовой системе государства. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с органами власти, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан. Исторический опыт свидетельствует, что судебное разбирательство - лучший способ разрешения споров, установления истины. Но применение этого способа возможно лишь тогда, когда суду обеспечена реальная независимость, когда он принимает решения только на основе рассмотренных доказательств и полностью огражден от всякого давления извне. В таких условиях суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в любых конфликтных отношениях. В современной теории государства и права принято выделять «четвертую власть» -средства массовой информации. Радио, печатные издания, телевидение прочно вошли в повседневную жизнь народа, и информируют его о происходящем. Трудно представить себе предвыборные кампании без участия средств массовой информации, ни один из нормативных актов не будет действовать, пока он не опубликован. Республика Беларусь постепенно формируется как гражданское общество. Все его элементы налицо - общественные организации, органы местного самоуправления, средства массовой информации, семья. Гражданское общество представляет собой такой тип взаимоотношений между государством и обществом, при котором права граждан защищены законом и власть передает часть своих функций местным органам самоуправления. Каждому гражданину в нашем государстве согласно Конституции гарантируются свобода взглядов и участие в решении государственных дел. Поэтому каждый человек может сознательно сделать выбор во взаимоотношениях с властью: использовать право выбора своего представителя в местный Совет народных депутатов или Национальное собрание, участвовать в референдуме, поддержать ту или иную политическую партию. Для того, чтобы построить сильную и процветающую Беларусь, необходима разработка основ идеологии белорусского государства. Идеология белорусского государства - это совокупность идей и идеалов, которые отражают национально-исторические традиции и ценности белорусского народа. Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция РБ, экономической - белорусская модель социально-экономического развития. Мировоззренческую основу составляет национальная идея, которая ориентирована на осознание народом своей государственности и первичности национальных интересов. Основы идеологии белорусского государства изложены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Для белорусского общества важнейшими идеологическими ориентирами являются традиционные ценности: трудолюбие, чувство долга, сострадание и взаимопомощь, уважение к старшим и забота о детях, вера и патриотизм. Беларусь - общий дом для всех её жителей, и всем должно быть тепло и уютно в нем. Викторина «Права человека в правовом государстве и государственная идеология Республики Беларусь»
1. Конструирование законов и жизнь общества на основе законов. (право) 2. Первый в Европе свод законов, в который были включены нормы (Статут ВКЛ 1529г.) 3. Сколько Конституций было принято за время существования БССР? (Четыре- 1919, 1927, 1937, 1978 гг.) 4. Когда принята Конституция Республики Беларусь? (15 марта 1994г.) 5. О чем гласит статья 1 Конституции Республики Беларусь? (В ст. 1 Конституции Республики Беларусь объявлена унитарным демократическим социальным правовым государством) 6. Важнейший принцип правового государства. (Уважение прав и свобод человека) 7. Совокупность идей и идеалов, которые отражают национально-исторические (Идеология белорусского государства) 8. Международные правовые документы, которые составляют Международный (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека) 9. Свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти (государственный суверенитет) 10. Перечислите традиционные ценности белорусского народа. (трудолюбие, чувство долга, сострадание и взаимопомощь, уважение к старшим и забота о детях, вера и патриотизм) КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Вспомните (по методике незаконченного предложения): 1. Основной закон государства -? (Конституция) 2. Конституция Республики Беларусь была принята -? (15 марта 1994г.) 3. Всенародное голосование -? (Референдум) 4. Единственным источником власти и носителем государственного суверенитета в Республике Беларусь является -? (Народ) 5. Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит «Республика Беларусь -?» (унитарное демократическое социальное правовое государство) Основным законом Республики Беларусь является Конституция. Она является ядром правовой системы государства, которой должны подчиняться все ее граждане вне зависимости от их статусного, материального, должностного, политического и иного положения в обществе.Конституция занимает важное место в закреплении государственного суверенитета. Первым шагом на пути к обеспечению государственного суверенитета республики стала Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятая Верховным Советом Республики Беларусь 27 июля 1990 года. В статье 12 данного документа говорилось о том, что положения Декларации будут реализованы Верховным Советом путем принятия новой Конституции и законов Республики Беларусь. Декларация провозгласила полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. Конституция Республики Беларусьбыла принята Верховным Советом 15 марта 1994 году. Конституция установила новую – президентскую форму правления, в результате чего главой государства и исполнительной власти стал Президент. С целью уточнения статей Конституции по инициативе Президента Александра Григорьевича Лукашенко 24 ноября 1996 года был проведен республиканский референдум. Белорусский народ поддержал проект Конституции предложенный президентом (70,4 %). 17 октября 2004 года в результате проведения республиканского референдума в Конституцию Республики Беларусь было внесено изменение в статью 81-ую. Из неё была исключена часть вторая «Одно и тоже лицо может быть Президентом не более двух сроков». Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 состоит из 9 разделов и 146 статей. Согласно Конституции Главой государства является Президент Республики Беларусь. Он считается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по защите суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В Конституции предусмотрено участие Президента в осуществлении законодательства. Он получил право законодательной инициативы, что означает право издавать декреты, имеющие силу законов и являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Беларуси. Высшим единственным законодательным и представительным органом власти в Республике Беларусь является парламент, который носит название Национальное собрание и состоит из двух палат – Палаты Представителей и Совета Республики. За парламентом закреплены функции обсуждения законов, государственного бюджета, контроль за исполнением бюджета. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется всем населением республики, которое обладает избирательным правом. Совет Республики является палатой территориального представительства. Исполнительную власть в нашей стране осуществляет правительство – Совет Министров Республики Беларусь. Он подчинен Президенту и подотчетен Парламенту. Судебная власть принадлежит судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Контроль за конституционностью правовых актов в государстве осуществляет Конституционный суд. Государственный и общественный порядок, который определен демократической конституцией как основным законом страны, называется конституционным строем. В качестве основ конституционного строя современной Беларуси можно назвать: демократию, народный суверенитет и народовластие, правовую и социальную государственность, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека. Одним из главных принципов функционирования современного белорусского государства является принцип государственного суверенитета, под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2 Конституции). Суверенитет государства — это важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок. С принципом государственного суверенитета непосредственно соседствует принцип народного суверенитета, который означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее как непосредственно (на референдумах, при проведении парламентских, президентских выборов, выборов в местные органы власти), так ичерез представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством (ст. 1). Демократический политический режим представляет собой форму организации политической жизни общества, которая характеризуется свободным и конкурентным выбором населения того или иного варианта социального развития. Он организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. На протяжении последних пятнадцати лет в Беларуси последовательно укореняются основные принципы демократического образа жизни, среди которых можно назвать следующие: — равноправие граждан на участие в управлении государством; —выборность основных органов власти, —политический плюрализм, многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его; — независимость суда; — свобода формирования и выражения собственного мнения; — провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; — реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную; Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как правовое государство. Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство в своей деятельности опирается на ряд принципов: — верховенство права, законов во всех сферах жизни. — незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их защита государством; — деятельность органов государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Это дает возможность гражданам — взаимная ответственность личности и государства. Государство и личность в равной степени несут ответственность за свои деяния перед законом; — политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании политических партий, общественных организаций, наличии разных идеологических постулатов, течений, взглядов. В Конституции Республики Беларусь провозглашаются практически все принятые в мировом сообществе права и свободы человека. Статьи 3 и 21 Конституции гласят, что высшей ценностью и целью белорусского общества и государства являются права и свободы личности и гарантии их реализации. Правовой статус гражданина закреплен во втором разделе Конституции Республики Беларусь «Личность, общество и государство». В соответствии с этим разделом гражданине Республики Беларусь наделены личными, политическими, социально-экономическими и культурными правами. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для достойного и свободного развития личности. Конституция гарантирует каждому право на жизнь, на защиту от любых противоправных посягательств, закреплено положение об обеспечении государством свободы, неприкосновенности. Гражданам Беларуси гарантируется защита и покровительство государства, как на территории страны. Основу социально-экономических прав белорусских граждан составляют право на труд, здоровье и безопасные условия труда, на социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях. Все граждане равны перед законом, однако он ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. В частности, они должны соблюдать законы и национальные традиции, уважать достоинства, права, свободы и интересы других людей, беречь культурно-историческое наследие, охранять природу, принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и других платежей. В новой редакции Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраняется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальных социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защиты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |