Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектический метод исследования




Часть 1. Методологическая основа исследования.

 

 

Рассматривая диалектический метод исследования, немного остановимся на самом понятии диалектика. ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

Теперь по порядку мы разобрались с понятием "диалектика" стоит перейти и рассмотреть вытекающий из него философский научный подход, наверное, самый обоснованный из всех существующих. Мы не раз уже отмечали, что его основателем был Гегель, а Маркс лишь развил его, придав ему новое направление, сделав его поистине сильнейшей школой материалистической философии. Но диалектика Гегеля была диалектикой идеалистической, а современная диалектика, начало преобразованию которой положил Маркс, является диалектикой материалистической. То есть признающей первичность материи, и ее определяющей роли в существовании не материального мира. Этот мир является как следствием существования материи, так и следствием ее движения. Тут я подразумеваю, прежде всего, внутренний мир человека, его психику, которая невозможна без существования живой материи.

Диалектический материализм, философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 в. разрабатывались В. И. Лениным. В период существования СССР догматизированный диалектический материализм был провозглашен единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики компартии. Материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Переходя к основным законам диалектики, стоит отметить, что их применение распространяется и на общественную сферу жизни материального мира. Образуя, таким образом, социально-философское направление марксизма - Исторический материализм. Который в наше время, оказавшееся беспощадно критическим к догматическому и порой косно-неверному пониманию Маркса и его последователей, претерпев заметные изменения превратился в или, как его еще именуют в научных кругах формационный подход. Основное различие этих терминов лежит, в том, что первый применяется для обозначения связи теории с реальной политикой, а второй для обозначения чисто научного применения знаний.

Итак, законы диалектики. Их, как известно три. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Вкратце охарактеризуем их. Единство и борьба противоположностей, один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие - борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Другими словами единство и борьба противоположностей есть закон, в силу которого всем вещам, явления, процессам свойственны внутренне противоречивые стороны, тенденции, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового. Переход количественных изменений в качественные, один из законов диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития. Достигнув определенной пороговой величины (так называемой границы меры), количественные изменения объекта приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система. В силу этого закона мелкие, в начале незаметные, количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения, вследствие чего предметы изменяются, старое качество исчезает, возникает новое качество. Закон отрицания отрицания, один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития. Выдвинут Г. В. Ф. Гегелем и развит К. Марксом. Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Итак закон отрицания отрицания есть закон действием которого обуславливается связь, преемственность между отрицаемым и отрицающим, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как голое, зряшное отрицание, отвергающее все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, прогрессивный характер.

Стоит привести категории "отрицание" и "снятие" поскольку без них законы диалектики могут показаться недостаточно ясными.

" Отрицание, философская категория, выражающая связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта; отрицание - условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве (см. Снятие)".

" Снятие (нем. Aufheben), философская категория, введенная Гегелем и означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития".

Для изучения политического лидерства диалектический метод исследования имеет огромное значение, поскольку позволяет вскрыть не только противоречивую сущность лидерства, но и на примере действия всеобщих законов диалектики показать, как отражается на политических лидерах и их деятельности социальная борьба, в основе которой лежат социально-экономические противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей находит свое выражение тут еще и в единстве противоречивых сторон, как внутри института политического лидерства, так и в социально-экономическом основании существования различных политических сил, а значит и лидеров их представляющих. Так общественные противоречия, определяющие борьбу между политическими лидерами различных политических сил, представляют собой единство политической жизни общества, в которой борьба дает толчок всему социально-экономическому развитию. Нарастая и обостряясь противоречия, разрешаются, что приводит к исчезновению старого и появлению нового. Борьба представляющих враждебные силы лидеров ведет по мере вызревания объективных и субъективных факторов к победе одного из них, снятию старых противоречий и возникновению новых. Вот тут и вступает в силу другой закон диалектики, закон отрицания отрицания. Исчезнув, старая политическая система приводит и к исчезновению старых политических лидеров, но новые политические отношения и новые политические лидеры, связаны своим появлением с системой старых отношений, они вышли из нее, и несут в себе те ее элементы, которые исторически не изжили себя, и являются актуальными для новых условий.

Диалектика учит нас, что политических лидеров нужно всегда рассматривать в связи с политическими, социально-экономическими отношениями, а не только в связи между собой. Политический лидер есть не только действующее лицо исторического творчества, но и частица этого творчества, что не исключает существования противоречий внутри отношений политического лидера и общественного развития.

Переход количественных изменений в качественные находит свое выражение и в политическом лидерстве, поскольку, накапливая в себе знания и опыт, лидер постепенно изменяется внутри себя, что со временем может привести к серьезной перемене его политической позиции, что является ярким выражением перехода количественных изменений в качественные. Как мы видим, психика политического лидера представляет собой сложное явление, не доступное для понимания без диалектики.

В изучении такого сложного, многогранного явления, как политическое лидерство невозможно обойтись без знания и применения законов и категорий диалектического материализма.


1.2. Метод детерминации.

 

Детерминизм является философской концепцией о месте и роли причинности. Детерминизмом (от лат. determinare - определять) называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Нас в изучении политического лидерства интересует, прежде всего, исторический и социальный детерминизм. Если рассматривать исторический детерминизм, то для него характерны две стороны, объективная и субъективная. В объективной стороне на первое место выступает такая категория как "потребности". Потребности людей носят конкретно исторический характер и специфичны по социальному, а не биологическому акту возникновения. Вследствие этого существеннейшим отличием истории и исторической причинности от природной является то, что социальная потребность предполагает необходимость общения людей. Все общественное производство носит направленный характер, и происходит из необходимости удовлетворения потребностей. Общение людей, происходящее из их совместной экономической деятельности и представляет часть общественных отношений характерных для существования тех или иных потребностей и "технической возможности" их удовлетворения. Эти общественные отношения являются образующими их политическую часть. Политические отношения общества порождают политическое лидерство, как необходимое и обоснованное глубокими социально-экономическими причинами явление. Существует еще и такая сторона общественной жизни и деятельности, как интерес. Причем интерес выступает не только как причина действий индивидов, но и как причина действий целых общественных групп и классов. Он в значительной мере определяет как индивидуальное, так и коллективное поведение людей. Однако интерес не является чем-то индивидуально, или коллективно самостоятельным. Он порождается потребностями и общественно-экономической деятельностью человека и общества. Рассматривая социально-психологическую сторону детерминизма можно отметить, что психика человека определяется взаимным во многом противоречивым сочетанием деятельности и удовлетворения потребностей. Все это распространяется и на политического лидера, являющегося продуктом и в то же время в не малой степени творцом общественных отношений. В этом хорошо видна его роль как определенного новатора, поскольку всем известно, какое историко-социальное значение имеет его личный пример и позиция. Но ни поведение лидера, ни его политико-социальная позиция не являются следствием его индивидуальности, а происходят из общественных отношений. В этом отчетливо проявляется детерминистская сущность политического лидерства. Но это объективная сторона детерминизма, а как же субъективная? Рассматривая его субъективную сторону в своей работе "Причинность в истории" А.К. Черненко отмечает, что субъективная сторона не является следствие какой-то абстрактного внутреннего мира, а имеет те же причины, что и объективная сторона. Отличие между ними лежит в том, что субъективная сторона выражается в конкретной деятельности людей, удовлетворении их потребностей, реализации интересов: "Субъективная сторона причинности, будучи обусловлена потребностями и интересами, в свою очередь, "включаясь" в историческую причинную цель, оказывает обратное активное влияние на объективную сторону детерминации. Весь этот процесс выступает в виде причинно-обуславливающего и причинно-обусловленного".

Социальный детерминизм имеет те же стороны, что и исторический, причем, они имеют то же значение, за исключением того, что рассматриваются для какой либо конкретной исторической специфики, а не в целом. Обобщая все вышесказанное отметим, что детерминизм помимо двух сторон имеет еще и две плоскости. В одной из них он выступает как закономерность со всеми ее сложными связями и взаимосвязями, а в другой, как средство вскрытия закономерности тех или иных общественно-исторических процессов.

Во всеобщей связи явлений политическое лидерство занимает свое, только ему принадлежащее место, происходя из политической необходимости, лидерство и само по себе порождает различные объективные процессы и явления. Выступая как объективное и как субъективное явление, политическое лидерство несет в себе и присущие такому единству противоречия.

Завершая эту часть, хочу отметить, что хотя в ней, и рассмотрены обе стороны детерминизма в социальной философии, однако не дано достаточное видение политического лидерства в них, но это будет сделано позднее в рассмотрение политического лидерства в спектре различных наук. Это необходимо, чтобы лучше видеть причинно-следственную сущность лидерства и изучая его понять его в целом, как культурное, экономическое, психологическое и историческое явление, что отвечает принципам детерминизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.