Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельностный подход к изучению психического




Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения между преподавателями и студентами.

Специфика методов научного познания.

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой стороны –достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни, заключается в том, чтобы с помощью специальных приемов (или методик) проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, то есть проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления.

В психологии используются следующие методы: Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта (также выделяется самонаблюдение). Различают несистематическое (когда важно создание общей картины поведения индивида) и систематическое (проводимое по определенному плану, тщательная фиксация результатов) наблюдение. Эксперимент предполагает организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых и изменение этих условий в ходе исследования, т.е. возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Наблюдение и эксперимент – методы, используемые всеми естественными науками. Другие методы (диагностические): тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого, анкетирование – испытуемый заполняет анкету, состоящую из списка различных вопросов; Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого и др. 90. структура инстинктивного акта по Гальперину. 102

В механизме инстинктивного поведения участвуют: 1)инстанция органической потребности; 2) инстанция специфического отноше­ния к раздражителям; 3) инстанция эффекторной части поведения, его двигательного и др.обеспечения (может быть как врожденной, так и приобретенной).

Сначала появляется потребность. Поведение животного возникает в ответ на эту потребность. Потребность животного связана также с инстанцией специфической чувствительности («центром», чувствительности к определенному раздражителю, отношение к которому предопределено наследственно). При этом остается главное в инстинкте - предопределенное отношение животного к внешней среде.

 

Традиционная парадигма, как известно, предполагает отношения в системе "учитель - ученик", то есть она является субъект-объектной. Современная, или, как мы ее называем, инновационная, парадигма - субъект-субъектная - формирует партнерские отношения между преподавателем и студентом. После опроса на классическом занятии педагог объясняет новый материал, затем следует его закрепление и объяснение домашнего задания - это типичная модель субъект-объектных отношений, в которой субъектом выступает учитель, а познающим объектом является ученик. Она не способствует побуждению потребности в саморазвитии. Субъект-субъектная парадигма предполагает совершенно иное отношение к студенту и использование иных средств в учебном процессе. Преподаватель, выбирающий эту модель, принимает позицию равенства со студентом, разделения с ним ответственности. Строится личностное, а не ролевое общение. Студент – активный участник процесса обучения, у него появляется стремление к саморазвитию, к изучению предмета. При субъект-объектонй парадигме преподаватель принимает всю ответственность на себя, рассматривает ученика как объект деятельности, прибегает к жесткому контролю, строит общение на ролевых отношениях. Атмосфера учебной деят.напряженная, чувствует эмоциональный дискомфорт.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (к изучению психики) — 1) принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их ученики);
2) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии.
Основные принципы Д. п.: принципы развития и историзма; предметности; активности, интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики и т.д. В контексте Д. п. выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.