Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнеРусской народности. Леплянщина, Росохи, Народичи, Яжберень) раско­паны экспедицией Волынского музея, а в 1926 г





 


Леплянщина, Росохи, Народичи, Яжберень) раско­паны экспедицией Волынского музея, а в 1926 г. древлянские курганы исследовал И. Ф. Левицкий (Викгоровський В., 1925, с. 19, 20).

В последние десятилетия были произведены срав­нительно небольшие исследования курганов, но они весьма существенны, так как совершенство методи­ки позволило обратить внимание на некоторые дета­ли, не замеченные прежде. В 50-х годах XX в. 10. В. Кухаренко исследовал древлянские курганы в двух пунктах — Ракитно и Мирополь (Кухарен­ко 10. В., 1969, с. 111—115). В те же годы небольшие исследования курганов близ Довгиничей, Хайча и Но­воселок провели И. С. Винокур и В. А. Месяц (Ви­нокур И. С., 1960, с. 151-153). В 60-х годах ра­скопками курганов (Буки, Межирички, Мирополь Горбаши) занималась И. П. Русанова (Русано­ва И. Я., 1961, с. 70, 71; 1967, с. 42-47; 1970, с. 278; 1973, с. 26-30).

Анализ курганных материалов летописного ареа­ла древлян принадлежит И. П. Русановой (Русано­ва И. П., 1960, с. 63—69). Критически рассмотрев вы­воды В. Б. Антоновича, исследовательница показала, что нельзя очерчивать древлянскую территорию на основе распространения курганов с трупоположения-ми в грунтовых ямах. Выяснилось, что такие курга­ны известны только на окраине древлянской земли и более характерны для соседних племен-полян и во­лынян. На основной территории древлян, т. е. в райо­нах Коростеля и Овруча, подкурганных захоронений в ямах почти пет. Для этой территории более харак­терны погребения на горизонте, реже встречаются трупоположения в насыпях.

И. П. Русановой удалось подметить весьма харак­терную особенность курганов древлянского регио­на — скопления золы и угольков в насыпях, всегда выше труиоположений. Обычно это тонкая эолыю-уголышя прослойка, расположенная в центре кур­гана. Образование ее связано с определенным ритуа­лом — наследием обряда кремации умерших. По-ви­димому, первоначально в процессе сооружения кур­ганной насыпи в ее верхней части разжигали неболь­шой костер, имевший очистительно-ритуальный смысл. Позднее вместо костра в верхнюю часть кур­гана стали приносить золу и уголь со стороны.

Эта деталь древлянского погребального обряда по­зволяет очертить ареал этого племени (карта 13). Граница между древлянами и полянами в XI— XII вв., когда сооружались курганы с подмеченной особенностью, проходила через леса в междуречье Те­терева и Роставицы и через болотистое течение р. Здвиж. Далее восточная граница древлянского рас­селения уходила на север, пересекая реки Тетерев (примерно в устье Ирши), Уж (ниже впадения Но-ртши) и Словечну (в устье Ясенца).

Па севере древляЕ1е соседили с дреговичами. И. П. Русанова, отмечая курганы с угольным слоем выше погребений па Туровщине, провела северную границу древлян по Припяти (от устья Горыни до устья Ствиги). Однако в туровских курганах явно преобладают типично дреговичские признаки, в том числе обычны и этноопредсляющие зерненые бусы. Наоборот, курганы с золыго-угольными скоплениями вверху встречаются здесь сравнительно редко.

Учитывая это, границу между древлянами н дре-


говичами нужно провести южнее Припяти. Правый берег этой реки бесспорно был дреговичским. Раздели­тельной полосой между древлянским и дреговичским ареалами служили широкие болотистые пространства южнее Турова, где, судя по отсутствию древнерусских курганов, населения не было или оно было исключи­тельно редким. Лишь отдельные курганы древлянско­го типа (с остатками кострищ в насыпи выше по­гребения) проникают севернее этой полосы, на собственную дреговичскую территорию. Такие кур­ганы исследовались в могильниках низовьев Ствиги и Горыни (Отвержичи и Рычево). Наоборот, в севе­ро-западных районах древлянской территории раско­пано несколько курганов с дреговичскими зернеяыми бусами. Таковы могильники Андреевичи и Олевск в верховьях Уборти. Такая картина взаимопроник­новения обычна для пограничных районов всех восточнославянских племен.

Западная граница распространения древлянскпх курганов проходила по Случи, где лесистые местности отделяли древлянский регион от волынянского.

Самыми старшими курганами в древлянском ареа­ле являются курганы с трупосожжениями н урнами пражско-корчакского типа. Они обычно имеют неболь­шую (0,3—0,9 м) высоту, несколько расплывчаты н образуют могильники, состоящие из 10—30 насыпей.

Собранные с погребального костра кальцинирован­ные кости помещались преимущественно в урнах в верхней части курганной насыпи или в ее основании. Преобладают курганы с захоронениями в верхней ча­сти насыпи. В виде исключения встречаются захоро­нения, помещенные в ямках в материке. Такие курга­ны раскопаны в бассейне Тетерева в окрестностях Житомира (у деревень Корчак, Стырты, Янковцы и др.), в верховьях Случи (Мирополь), Ужа (у деревень Селец, Гутки, Лозница) и Уборти. Число выявленных раскопками захоронений в курганах — от одного до трех, но, вероятно, их было больше. Часть погребений, находящихся в верхних пластах насыпей, по-видимо­му, не сохранилась.

Вероятно, в VI—VIII вв. курганный обряд погре­бения в области древлян был преобладающим. Часть населения, придерживаясь старой традиции, хорони­ла умерших в бескурганных могильниках. Обряд за­хоронения в них такой же, как и в курганных пог­ребениях. Здесь тоже сожженные кости вместе с пеплом складывались в глиняные урны, принадлежа­щие к керамике пражско-корчакского типа. Такие бескурганные могильники известны в древлянском ареале только по поверхностным, часто случайным обследованиям.

Курганы с трупосожжениями позднего времени (VIII—X вв.) содержат по одному захорбненшо (табл. XXV). В отличие от более ранних, в этих на­сыпях обычны безурновые погребения. Сожжение умерших по-прежнему совершалось на стороне, одна­ко появляются и трупосожжения па месте курганной насыпи. Отмечены случаи неполного сожжения — остатки обгорелых костей образуют удлиненное пят­но, ориентированное в направлении запад — восток. Иногда под остатками сожжения наблюдаются следы пережженных досок или деревянных колод.

Кальцинированные кости с золой и мелкими уголь­ками чаще помещаются в верхней части кургана. Может быть, в этой связи появляется обычай поме-


 

 


ГЛАВА 4. ПЛЕМЕНА ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ДНЕПРОВСКОГО ПРАВОБЕРЕЖЬЯ


 


щать золу с угольками в верхней части курганов с трупоиоложеннями.

Древлянские курганы с трупоположениями, как правило, лишены вещевого материала. Погребальные урны бывают двух типов: лепные сосуды типа Луки-Райковецкой и изредка раннегончарные горшки. В единичных курганах найдены проволочные пер-стлеобразные височные кольца со сходящимися кон­цами.

Курганы с трупосожжениями VIII—X вв. никогда пе образуют самостоятельных групп, а входят в со­став могильников, где имеются насыпи с трупопо­ложениями эпохи Киевской Руси, а иногда и курга­ны с керамикой нражско-корчакского типа.

В X в. на смену кремации умерших приходит обряд погребения несожженных трупов. Умершего клали на горизонте и над ним сооружали курганную насыпь. Как уже отмечалось, почти обязательным для древ-лянских захоронений был ритуал помещения золы с углем в верхней части насыпи.

Курганы с трупоположениями в древлянском ареа­ле довольно единообразны. Ориентировка умерших, как правило, общеславянская, западная. Обратное положение — головой на восток — зафиксировано в двух могильниках — урочище Княже при с. Андрее­вичи и в Тепенице. Довольно часто встречаются гробы из толстых досок (двух длинных продольных и двух поперечных), а иногда и деревянные колоды. В мо­гильниках у сел Андреевичи и Речица отмечены случаи покрытия умерших березовой корой.

При раскопках курганов близ с. Буки прослежены кольцевые канавки с остатками частокола вокруг по­гребения (Русанова И. /7., 1967, с. 42—47). Диаметры таких колец 4—5,7 м, ширина канавок 0,2—0,4 м, глубина — 0,1—0,2 м. Такие канавки рыли в матери­ке, а в дно их забивали вертикальные колья (на глу­бину 0,1-0,15 м).

Ритуал захоронения древлян по курганным рас­копкам у с. Буки реконструируется в следующем виде. Умершего клали на горизонтальную площадку или в небольшое углубление, вырытое в материке (длина 2,2—3,2 м, ширина 1,1 — 1,2 м, глуби-па 0,1—0,2 м). Сразу же на материке разжигали ритуальный костер, от которого в курганах сохра­нился небольшой слой золы с углем. Иногда в этом слое встречаются мелкие фрагменты глиняных сосу­дов. Одновременно погребение окружали канавкой с частоколом. Все это засыпали землей, сооружая кур-ганообразную насыпь. Иногда с внешней стороны оградки также разжигали костры.

Кольцевые канавки с частоколом, который иногда сгорал, а в других случаях оставался несожженным, нельзя считать особенностью исключительно Букских или исключительно древляпских курганов. В преж­них раскопках такая деталь часто оставалась не за­меченной исследователями. А в последние десятиле­тия кольцеобразные катташш открыты на широкой территории — в курганах вятичей, полян, дреговичей, смоленских кривичей, Волго-Окского междуречья. Еще раньше кольцевые оградки зафиксированы в курганах па верхнем Дону.

Среди древлянских курганов несколько своеобраз­ны пасьтии по р. Уборть. Они имеют внутри конструк­ции из камней. Так, многие курганы у Зубковичей, Олевска и Тепешщы были обложены камнями, неко-


торые насыпи в могильниках у Зубковичей, Лопати-чей и: Андреевичей (урочище Княже) оказались покрытыми вымосткой из камней. В одном из Тенс-ницких курганов также открыта каменная кладка. Камни в насыпи обнаружены и в одном из Андрее-вичских курганов. В другом кургане этого могильни­ка, содержавшем захоронение по обряду сожжения, из камня было сложено «ядро» насыпи. В Зубкович-ских курганах камни перекрывали могильные ямы с трупоположениями.

Эти каменные конструкции не имеют аналогий в курганных древностях юго-западной группы восточ­ных славян. Каменные покровы и каменные «ядра» обычны в курганах ятвягов или их славянизирован­ных потомков. В связи с этим можно полагать, что могильники по р. Уборть оставлены смешанным раз­ноплеменным населением. Здесь с древлянами сосу­ществовали переселенцы из ятвяжских областей. В пользу этого говорят и трупоположения с восточ­ной ориентировкой, известные в древляпской земле только в двух могильниках на Уборти. Вещевой ин­вентарь убортских насыпей идентичен материалам из древлянских курганов.

Курганы с трупоположениями на горизонте гос­подствовали в области древлян довольно долго, вплоть до исчезновения обычая сооружать курганные на­сыпи над погребениями. Ямные подкурганные трупо­положения известны главным образом на юго-восточ­ной окраине древлянской земли, а также в бассейне Уборти (Андреевичи, Зубковичи, Лопатичи и Тспспи-ца). Несколько курганов с трупоположениями в ямах открыто по соседству — в Речицком могильнике.

Вещевой инвентарь древлянских курганов небогат. Наиболее распространенными височными украше­ниями были перстнеобразттые кольца двух типов — с сомкнутыми концами и полу тора оборотные (табл. XXVII, 7, 3—8). В курганах под Коростенем и в Житомирском могильнике встречены перстнеобраз-ные кольца с S-видпым концом. Изредка на проволоч­ные кольца надето по одной бусине, настовой или стеклянной (Коростень, Олевск, Зубковичи), а иногда и металлической зерненой (Буки). Трехбусинные височные кольца (табл. XXVII, 2} найдены в четы­рех могильниках — Великая Фосня, Коростень Ло-патпчи, Олевск (урочище «Под Орлами»). В одном нз курганов Овручского могильника и в одной насы­пи Речицкого могильника встречены сережки так называемого волыпского типа. Из Житомирского мо­гильника (курган 37) происходит серьга в виде кольца с шестью неподвижно закрепленными на нем розетками. Розетки составлены из шести шариков, нанизанных на проволочные колечки. Украшение подобного облика найдено в Полянских курганах Грубска. Такие серьги не характерны для восточно­славянских территорий, аналогии им имеются в сла­вянских древностях Чехословакии.

Шейные ожерелья открыты во многих древлянских курганах, но состоят они обычно из двух — четырех бусин. Очень редко ожерелья насчитывают большее число бусин и имеют еще привески. Наиболее часто встречаются стеклянные позолоченные бусы цилинд­рической, бочонковидной, биусечеттиоконической (табл. XXVII, 13} и трапециевидной формы, а также аналогичные одинарные и двойные пронизки (табл. XXVII, 12). Изредка попадаются синие и


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.