Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнеРусской народности. История Полянского региона Среднего Поднепро-вья представляется сле





 


(Ротонд С., 1979, с. 43—47). Правда, этот исследо­ватель пытается объяснить его происхождение из собственно славянского материала, что не выглядит убедительным. Имеются и гипотезы о балто-славян-ской основе рассматриваемого племенного имени [Olrebski J., 1960, s. 219-229).

История Полянского региона Среднего Поднепро-вья представляется следующей. В V—VI вв. здесь жили славяне-анты. Эта диалектно-племенная груп­пировка сформировалась в условиях славяно-иран­ского симбиоза (Седов В. В., 1978в, с. 232-237). На­ряду с другими языковыми элементами славяне вос­приняли от скифо-сарматского населения, очевидно, и этноним рось. Вероятно, под этим названием скры­вается одно из антских племен, очертить ареал кото­рого в настоящее время невозможно.

Одновременно, в VI в., в правобережной части К'иепского 'Уодиепровья расселяются славяне-дулебы, в результате территориального членения которых формируется племя полян. В VIII—IX вв. поляне и потомки росов окончательно перемешиваются между собой, их прежние культурные различия нивели­руются.

Этноним рось-русь оказался более живучим. Поля­не стали называться русью, а позднее этот этноним распространился на всех восточных славян.

В Полянском ареале, как отмечалось, уже в X в. широко применялся обряд трупоположения в подкур-ганных ямах. Причины столь раннего распростране­ния ингумации до сих пор неясны. Исследователи предполагают, что распространение трупоположешш и подкурганных ямах обусловлено христианизацией восточнославянского населения (Соловьева Г. Ф., 1962, с. 52). Однако среди вещевых инвентарей ран­них погребений пет материалов, подтверждающих эту мысль. Даже в Киевском некрополе предметы, свидетельствующие о распространении христианской религии в X в., не найдены, в связи с чем М. К. Кар-гер утверждает, что массовое распространение хри­стианской религии в Киевском Поднепровье в X в. невероятно (Каргер М. К., 1958, с. 202, 203). И. П. Русанова высказала догадку, что причиной по­явления захоронений в подкурганных ямах явилось стремление отразить при сооружении могил идею жилища. Она связывает такие курганы с жилищами с углубленным полом (Русанова И. 77., 1966а, с. 26). Однако полуземляночные жилые постройки как в более раннее время, так и в эпоху рассматриваемых курганов были распространены на обширной терри­тории Южной Руси, в частности и там, где сооружа­лись курганы с трупоположениями на горизонте.

Длительность биритуализма в могильниках Сред­него Поднепровъя, в том числе в Киевском и Черни­говском некрополях, пытались объяснить многие ис­следователи. Большинство из них склонны были видеть в этом отражение разноплеменности погребен­ных — полян и северян или полян и древлян. Однако такому объяснению противоречат курганные мате­риалы собственно древлянского и собственно севе-ряиского ареалов.

Б. А. Рыбаков, анализируя материалы Чернигов­ских курганов, попытался объяснить сосуществова­ние насыпей с сожжением и насыпей с трупополрже-нием в сруб 1гых гробницах «возможностью племенных скрещений» (Рыбаков Б. А., 1949а, с. 52). Курганы


с сожженном он отнес к славянам, а курганы со сруб-пыми гробницами — к славянизированным потомкам местных кочевых племен, и «в IX—X вв. по своей культуре пе отличавшихся от остального населения Чернигова, но сохранивших особый обряд погребе­ния...» (Рыбаков Б. А., 1949а, с. 53). Далеким про­тотипом срубных гробниц Среднего Подпепровья, по мнению Б. А. Рыбакова, были скифские курганы с захоронениями в обширном срубе под насыпью (Ры­баков Б. А., 1948, с. 40, 117).

М. К. Каргер, разбирая материалы Киевского нек­рополя, не согласился с точкой зрения Б. Л. Рыбако­ва. Но он все же нолагал, что причины сосуществова­ния обрядов трупоположения в срубной гробнице и трупосожжения лежат в «неоднородности этнографи­ческого состава населения крупнейших древнерус­ских городов, каковыми были Киев и Чернигов в IX-Х вв. (Каргер М. К., 1958. с. 230).

Однако подобная биритуальность — сосуществова­ние курганных трупосожжепий с трупоположениями в подкурганных ямах — характерна не только для го­родских кладбищ Киева и Чернигова, но и для всей полянской земли. Выше отмечалось, что срубы или рамы из брусьев в подкурганпых ямах с трупополо­жениями встречаются на всей поляпской территории. Следовательно, нужно признать, что все Киевское Поднепровье в IX—X вв. было неоднородно в этни­ческом отношении.

В этой связи предположение Б. А. Рыбакова пред­ставляется наиболее убедительным. Конечно, речь может идти только о восприятии Полянским погре­бальным обрядом элементов похоронного ритуала среднедпепровского населения, непосредственно пред­шествующего славянам.

Славянское население Киевщины, происходящее от славян — носителей культуры пражско-корчакско-го типа, хоронило умерших по обряду трупосожже­ния в курганных насыпях. Когда на рубеже X и XI вв. на смену кремации пришел обряд трупополо­жения, это население стало хоронить умерших в ос­новании курганных насыпей.

Славянский обряд ранних трупоположений в под­курганных грунтовых ямах (IX—X вв.), по-видимо­му, восходит к ингумациям черняховской культуры. Правда, как отмечалось выше, носители культуры пражско-пеньковского типа хоронили умерших но обряду труцосожжения. Однако как раз иа той тер­ритории, где предположительно локализуются русы VI—VII вв. и где иранский этнический компонент мог быть более значительным, известны отдельные захоронения по обряду ингумации, которые можно рассматривать в качестве связующего звена между черняховским обрядом трупоположения и подкур-ганными ямными погребениями IX—X вв.

Таковы трупоположение, открытое в 1896 г. у с. Балаклея Чигиринского р-па Черкасской обл., при котором находились фибулы, браслеты и другие вещи мартыновского типа (Бобрипский А. А,, 1894, с. 29, 118, 149, табл. I, 3); впускное захоронение с зооморф­ной фибулой в кургане у с. Поставмуки Лохвицкого р-на Полтавской обл. (Авенариус II. Я., 1896, с. 184, рис. 53); два трупоположения с пальчатыми фибула­ми, обнаруженные у с. Буда и хут. Березовка в Ах-тырском р-не Сумской обл. (Дпни.левич В. Е., 1905, с, 428, рис, 56).


 

 


ГЛАВА 4. ПЛЕМЕНА ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ДНЕПРОВСКОГО ПРАВОБЕРЕЖЬЯ


 


Более определенно в пользу такого решения воп­роса свидетельствуют материалы палеоантропологии. Славянские черепа, происходящие из среднеднепров-ских курганов X—XII вв. с ямными трупоположе-ниями, принадлежат к мезодолихокранному узколи­цему антропологическому типу. Черняховские племе­на Среднего Поднепровья, как и скифы того же региона, по антропологическому строению относятся к тому же типу, свидетельствуя о преемственности населения (Седов В. В., 19746, с. 16—31). Поэтому можно полагать, что обряд трупоположения в грунто­вых ямах в славянских курганах IX—X вв. восходит своими корнями к Черняховскому и далее к скифо-сарматскому ритуалу. Таково же, по-видимому, происхождение ранних подкурганных грунтовых трупоположений и в земле волынян.

Иранский этнический компонент в составе сред-неднепровских славян проявляется и на основе иных материалов. В. И. Абаев и А. Калмыков убедительно показали, что восточнославянские языческие боже­ства Хорс и Симаргл имеют скифо-сарматское проис­хождение (Kalmykow A., 1925, р. 68—71; Аба­ев В. Я., 1965, с. 115—117). В. И. Абаев считает, что украинский Вий этимологически и семантически свя­зан с иранским богом ветра, войны, мести и смерти (Абаев В. //., 1960, с. 5—7). Скифо-сарматское насле­дие прослеживается в древнерусском искусстве, фоль­клоре и ремесле (Kalmykow A., 1925, р. 68—71; Ры­баков Б. А., 1948, с. 99—117). Многочисленные ира-низмы ощутимы и в части славянских языков (Абаев В. Я, 1964а, с. 115-121; 19646, с. 90-99; 1966, с. 1-20; Трубачев О. Я., 1967, с. 37-44).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.