Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о душе




1. Определение души. В трактате «О душе» Аристотель оп­ределяет душу через понятия — сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело (стул души не имеет). Душа есть форма естественного тела, обладающего в воз­можности жизнью. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела.

2. Виды души. Выделяется три вида души. Душа есть везде, где есть жизнь. Одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни. Виды души – одновременно ступени её развития. Утверждается генетический, эволюционный подход, принцип развития: высшее возникает на основе низшего.

а) Растительная душа. Объединяет человека и растение. Функции: пита­ние, рост, размножение, способность к закату (естественный цикл живого). Способность к питанию, усвоению внешнего вещества — критерий растительной ду­ши. Растения воспринимают воздействие среды вместе с материей. Это психофизиологический уровень, уровень бессознательного. Проявление её: обмен веществ; ранку на коже заметили через неделю – а она уже заросла. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.

 

б) Животная душа. Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Ощущение – уподобление внешнему объекту, усвоение формы ощущаемого без его материи. Обладает способностью восприни­мать формы с помощью ощущений. Способность к ощущению влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тем самым желание приятного и стремление к нему (и избегание неприятного). Животные обладают не только жи­вотной, но и растительной душой.

в) Разумная душа. Совсем немного существ обладает волей, способностью рассуждения и размышления. Люди обладают как животной, так и растительной ду­шой. Бог обладает лишь разумной душой. Человек—и растение, и животное. Бог—только бог. Разум в максиме развития – проявление божественного, он не связан с телесным и внешним. В этом измерении он бессмертен, может быть отделен от тела, после смерти тела сливается со вселенским разумом.

Так обра­зуется лестница живых существ в психологическом аспекте.

3. Душа и тело. Душа неот­делима от тела. Она принадлежит телу, которое не безразлично душе. Душе не безразлично, в каком теле она пребывает. Аристотель отвергает орфико- пифагорейское (и платоновское) учение о переселениях душ. Все живые тела — орудия души и существуют ради души. Душа есть причина как цель и как сущность одушевленных тел. Но все это относится лишь к растительной и животной душам.

4. Состояния души связаны с телом. Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, ощущениях. Все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, радость, любовь и отвращение. Вместе с этими состояниями души меняется и состояние тела. Эмоции— функции не только души, но и тела. Если тело не придет в воз­буждение, то несчастье не вызовет эмоции. Люди часто «каменеют», дабы защититься от страдания. Состояния души имеют свою основу в материи, в состоянии тела.

5. Ум не соединен с телом. Некоторые части души могут быть отделимы от тела. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него, как вечное - отдельно от преходящего. Аристотель не находит доказательств того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа (хотя пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышле­ния в мозге).

 

5) Принцип ОРГАНИЗАЦИИ (системности, структурности). Организация – упорядоченное целое для решения определенной задачи. Часть связана с целым. Все функции – телесные и психические – взаимосвязаны. “Если бы глаз был живым сущнством, то его душой было бы зрение”. Зрение – это функция, связанная с душой и телом. Душа – функция, связанная с телом и его функциями. Др. уровни проявления П.О.: личность и общество, душа и тело, функции в душе и функции в теле, телесные функции связаны с душой (психические – с телом).

Учение о душе. 1) Душа связана с телом. Душа не существует вне тела. Она делает тело живым, это причина функций тела (развитие, дыхание, чувства, мышление). Отсутствие души делает тело трупом. Действует не душа, а тело одушевленное. Не душа, а человек благодаря душе думает, сочувствует. Душа не существует вне тела и не является им. Отделить от тела нельзя. Сказать: «душа гневается» все равно, что «душа строит дом». Это не сущность, а способ организации живого тела.

2) Душа – проецирует цели активности тела. Животное стремится стать более совершенным и адаптированным животным. Органы тела – орудия души, существуют ради неё. Цель – развитие тела, развитие души. Телеологизм (телос (с греч.)- цель). Все функции (ум и пр.) – ради чего-то. Существует цель. Препятствия в её осуществлении ведут к психопатологии.

3) Душа – форма, суть, причина и цель действий, т.е. энтелехия.

4) Носитель души – пневма. Она бестелесна, но существует в крови. Орган души – сердце. Мозг, подобно радиатору, выполняет вспомогательную функцию – охлаждает кровь.

5) Душа едина. Существуют не части души (Платон), а уровни, функции.

(6) Интеллект – в 2-х формах: 1) Теоретической (академической) и 2) Практической (эффективен в достижении конкретных вещей и ценностей)

 

4) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Начало познанияОЩУЩЕНИЯ, сенсорный опыт. Позиция эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. А. сравнивает ощущения с оттиском на воске, оно пассивно. Это уподобление внешнему.Органы чувств воспринимают предметы без материи, сенсорное восприятие дает копию пред­метов, но такая копия не ма­териальна. Она напоминает отпечаток перстня без железа или золота. «Чувственное», сенсорное знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем свойства тел. Зрение дает восприя­тие цветов. (Но есть общие свойства — величина, число, единство, движение, покой,— которые воспринимаются всеми орга­нами чувств, особого органа для их восприятия нет). Мы познаем только форму предмета, но не материальный субстрат, не атомы (как полагал Демокрит). Хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенци­ально содержится и знание общего. Опыт - основа знания, но еще не само знание. Опыт обобщается разумом, наукой, тем самым постигается общее. Выявляются законы.

5) Учение о КАТАРСИСЕ. Трагедия посредством стра­ха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов. Страх вызывается в зрителе такой ситуацией, когда трагический герой не очень превосходит зрителя, ибо страх зрителя—это страх за подобного себе. Сострадание испыты­вается не из-за порочности героя, а из-за «большой ошибки». Страх (трепет) и со­страдание—только путем отождествления себя с героем. Зритель получает удовольствие— от сострадания и страха. Это очищающее действие трагедии называется катарсис. Терапевтическая процедура в психоанализе З.Фрейда носит катарсический характер.

 

6) ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО. Личность социальна. Люди от природы равны. При этом А. защищал необходимость рабовладения. Раб понимался как «говорящее орудие труда».

Утверждается зависимость человека, индивида от общества, первенство, главенство государства (общества) над индивидом. Первенство государства – благо государства (целого) выше блага отдельного человека.

Человек – «политическое животное». Если человек чувствует себя независимым, то он - или животное (скотина), или Бог (ангел). «Политическое» - от слова «полис» - город государство. «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле», среднего материального достатка и справедливости. Человеку присуща инстинктивная устремленность к “совместному сожительству”, обусловленная “сознанием ей пользы”. Отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как большую семью (= Конфуцию). Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем свободным гражданам. Счастье есть “хорошая жизнь”. “Счастлив тот, кто “волен”. Государство существует для «лучшего существования».

 

 

7) МОРАЛЬ Аристотель – один из родоначальников этики. Его принципы. а)Избегание крайностей, Умеренность, принцип золотой середины. Роскошь, власть, богатства – и бедность – крайности, которых следует избегать.

б) Сократ основания нравственности искал в “душе” человека, Платон - в мире абсолютных идей. Аристотель основы нравственности искал в социуме. Изолированный от общества индивид не может быть нравственным. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетель, нравственность – это то, что соответствую законам. Всякий, кто нарушает закон — несправедлив.

 

ПЛАТОН (+ см. в Учебниках)

Настоящее имя – Аристокл. Платон – значит «широкий», «плечистый». Участвовал борцом в Олимпийских играх.

 

1) Теория идей. П. – создатель объективного идеализма.

А) Существует 1. мир вещей и 2. мир идей. 1. мир вещей – вещи изменчивы, рождаются и умирают, переходят др. в др.. Они существуют благодаря 2-му миру. Мир вещей – сфера неподлинного бытия, несовершенств, зла.

2. мир идей – это подлинное бытие. Идеи неизменны, не переходят др. в др., это сущность, благо.

Б) Вещи, чел-ская психика – стремятся к идеям, тоскуют, эротически любят их. Вещи, чел-ская душа – возникают через сопричастность сущности, через присутствие в них идеи. (Отсюда – Причастие в христианстве).

 

2) Образ пещеры. Идеализм не совместим со здравым смыслом, обыденным сорзнанием. Мы рождаемся в пещере. Пещера – символ окружающего мира.

(+ см. в Учебниках)

 

3) Телеология учение о целях. Чел-ская дет-сть – есть реализация целей. Цели – в биол. Природе, в обществе. Истинная причина – целевая. Др. причины – ср-ва ее осуществления.

 

4) Учение о Душе.

А) Душа неделима, бессмертна, невидима.

Тело - смертно, делимо, видимо. Утверждается возможность свободы – в душе, разуме – против фатализма Демокрита.

Б) В душе выделяются составляющие, уровни, части: худшее – лучшее, господствующее – подчиненное, разумное – неразумное.

Алогон – неразумное, иррациональное начало в душе.

В) В неразумной душе выделяется 2. Благородная часть (хар-ка - пылкость) и

3. Неблагородная (хар-ки – стремление к наслаждению, богатству, жадность). Эта часть души – раб тела.

Образ колесницы - (см. в Учебниках)

Итак – выделяется 3 уровня души: 1. Разумная, 2. Благородная, 3. Неблагородная ( вожделеющая ).

1. Разумная душа (стремление к истине и красоте. (Калокагатия – единство истины и красоты)).

2. Благородная ( пылкость ) - для нее хар-ны:

а. Стремление к почестям, власти

б. Благородные чувства - ч-во долга, нравственности, ответственности, стремление к служению (высшему, государству)/

3. Неблагородная (жадность) - стремление к наслаждению и богатству. Вожделеющая часть души – раб тела. Препятствует реализации высшего. Соответствует (Id) Онопо Фрейду.

Уровням души соот-вуют 3 вида благ, ценностей:

1. Мудрость. 2. Почести. 3. Деньги

3 типа личностей:

1. Философы. 2. Честолюбцы. 3. Корыстолюбцы

3 соц. класса:

1. Правители-мудрецы. 2. Стражники, воины. 3. Люди физического труда (крестьяне, ремесленники + торговцы)

В алогоне – пребывает дюмодейес – демон, ангел-хранитель. Он направляет человека, подсказывает.

 

5) Платон верит в Метемпсихоз – реинкарнацию, перерождение души после смерти тела.

6) Теория познания связана с идеей Метемпсихоза. Душа после смерти тела пребывает в потустороннем мире. Душа = Колеснице с 2-мя конями (См. Уч-к)

Душа там соприкасается с абсолютными идеями, которые на ней отпечатываются. Душа воплощается в тело с уже готовыми трансцендентальными (априорными, врожденными, абсолютными) идеями.

Но, воплощаясь в тело, она забывает абсол. идеи.

Задача – чтобы их припомнить. Припоминаниеанамнезис (греч.).

Факторы, стимулирующие припоминание:

1. Соприкосновение с земной красотой. (Хоть она и жалкий отзвук красоты трансцендентной).

2. Состояние божественного экстаза, исступления, неистовства, состояния пифии (пророчицы).

3. Логическая диалектика Сократа (См.). Искусство задавать вопросы.

 

7) Эрос – бог любви – движущая сила мира. Любовь – желание блага и счастья другому. Это стремление к вечному, к бессмертию. Это «переход от небытия к бытию». Любовь – пронизывает мир. Она заставляет: вещи подражать абс. Идеям, души – стремиться вернуться в высший мир.

2 вида любви (2 Афродиты): 1. Телесная. Для больш-ва стремление к вечному, бессмертию – в продолжении рода (в зачатии и рождении).

2. Любовь духовная – в стремлении к прекрасному.

 

8) Мышление – диалогично. Это внутренний диалог, столкновение разных точек зрения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.