Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень сказок о животных и басен




Сравнительный анализ учебного материала УМК

В ходе исследования анализировался учебный материал двух комплектов учебников: Кубасовой О.В. («Гармония») и Матвеевой Е.И. (система РО Эльконина / Давыдова) (сравнительная таблица в приложениях 1,2).

Изучение сказок о животных по учебникам Кубасовой О.В. начинается в первом классе, по учебникам Матвеевой Е.И. – во втором. Е.И. Матвеева вводит басни во втором классе, и далее их изучение продолжается только в четвёртом классе. По учебникам О.В. Кубасовой работа с баснями предусмотрена в третьем и четвёртом классах.

Проанализировав учебный материал, мы составили таблицу (таблица 2).

Таблица 2.

Класс Кубасова О.В. Матвеева Е.И.
Сказки о животных
  «Петушок и бобовое зёрнышко» (4 р.) -
  «Заяц — хваста» (2 ч., 1 р.) «Лисичка со скалочкой» (3 ч.) «Заяц — хвастун» (1 ч., 1 р.) «Журавль и цапля» (2 ч., 1 р.)
  - -
  - -
Басни
  - ­-
  - «Кукушка и Петух» (И.А. Крылов) (1 ч., 1 р.)
  «Чиж и Голубь» (И.А. Крылов), «Белка и волк» (Л.Н. Толстой), «Комар и лев» (Л.Н. Толстой) (2 ч., 1 р. «Каждый своё получил») «Гусь и его критики» (В.Д. Берестов) (2 ч., 3 р. «Каждый сам о себе»)
  «Эта басня сложена про тебя» (Г.Х.Андерсен, перевод Л.Брауде), «Лисица и Козёл» (Эзоп), «Лебедь, Щука и Рак» (И.А. Крылов), «Мышь и Крыса» (И.А. Крылов), «Две бочки» (И.А. Крылов), «Лев и лисица» (Л.Н. Толстой), «Просчитался» (С.В. Михалков), «Услужливый» (С.В. Михалков), «Заячье горе» (С.В. Михайлов) (1 ч., 3 р. «Уж сколько раз твердили миру …») -

Из представленной таблицы видно, что сказки о животных и басни как учебный материал включены в обе программы, но в небольшом количестве, не во все классы и материал не разнообразен.

Количество сказок о животных в УМК «Гармония» - 3, в УМК РО — 2;

количество басен в УМК «Гармония» - 12, в УМК РО — 2.

Важно отметить наличие в УМК Матвеевой Е.И. словаря терминов (приложение 3). Мы проанализировали словарь и выявили ряд терминов, которые относятся к произведениям интересующих нас жанров. Такие термины как басня, иносказание, сказка, зачин, концовка сказки, повторы (сказочные), присказка, сказка (казка, байка, побасенка), сказка фольклорная, сказка о животных (народная), сюжет, замысел, художественный образ, жанр, мораль басни.

В УМК Кубасовой О.В. особенностью является наличие перед некоторыми текстами (или после) литературоведческих статей. Статьи об авторе произведения, жанре, его особенностях.

Следующим шагом нашей работы по анализу УМК было выявление заданий к текстам, определение умений, на развитие которых направлены задания, выделение преимуществ/недостатков заданий. Всё это мы обобщили и представили в сравнительной таблице (в приложении 1).

Следует отметить, что в обоих УМК вопросов и заданий к текстам недостаточное количество. Все они однообразны. В УМК Кубасовой О.В. задания направлены на умение анализировать и синтезировать, соотносить с иллюстрациями или жизненными ситуациями, составлять план (пересказ) по тексту и т. п. В УМК Матвеевой Е.И. - работа с интонацией, определять признаки жанра, к которому относится текст, видеть смысл прочитанного и т. д.

По нашему мнению, в УМК по литературному чтению Кубасовой О.В. и Матвеевой Е.И. недостаточное количество произведений рассматриваемых жанров. Для того, чтобы понимание особенностей таких произведений было успешно, учителю необходимо расширить спектр народных сказок о животных и басен за счёт уроков внеклассного чтения или факультативных занятий. Также мы считаем, что заданий, которые подобраны к произведениям, недостаточно, и они не носят развивающий характер.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.