КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полет орла
Первыми диссидентами в нашей стране были три студента школы‑студии МХАТ: Петр Фоменко, ставший потом известным режиссером, спектакли которого с успехом идут и у нас, и за рубежом, Саша Косолапов и Гена Павлов, который потом стал режиссером на телевидении. Они не были политическими диссидентами — они первыми выразили некий протест против того зашоренного общественного регламента, по которому жили люди. Он их бесил, и они придумали свой образ жизни, свои нормы поведения. Когда они входили в школу‑студию, то поднимали руки (а у каждого тогда был фибровый чемоданчик с книжками, тетрадками, полотенцем и всякой мелочью), роняли чемоданчики, бежали вперед животами, ударялись ими друг о друга, падали навзничь, лежали несколько секунд, потом вставали и дули друг на друга. А когда они дули на кого‑то, то это означало, что они уважают его. И шли на лекцию. Они никогда не улыбались. И уже не могли играть нормально отрывки из любого автора, будь то Шекспир, Островский — не имело значения. Они читали текст с мертвыми лицами, на сцене дули на своих партнеров, и все это производило странное впечатление. Очень странное. Петю Фоменко отчислили, Саше Косолапову вроде дали закончить школу‑студию, и он тут же поступил в театр им. Станиславского. Это был высокий роскошный брюнет, очень красивый. И вот премьера спектакля, в котором Саша играл главную роль. Саша выходит на сцену и не говорит ни слова. Вообще он был непонятным человеком: никогда нельзя было понять, сколько в нем «сидит» — или вообще ничего, или литр. Это не отражалось ни на его лице, ни на речи, ни в жестах. Так вот он вышел на сцену и молчит. Партнеры стали подсказывать ему текст. Саша молчит, опять подсказывают, опять молчит, потом тихо говорит: — Да замолчите вы! Все я прекрасно знаю... Вышел на авансцену и уже громко в зрительный зал: — Скажите, вам не стыдно это смотреть? — Повернулся к своим партнерам и спросил: — А вам не стыдно это играть? Занавес закройте, пожалуйста. А они должны были играть какую‑то современную пьесу. Разразился жуткий скандал, который кончился тем, что по всем театрам Советского Союза было разослано предписание: артиста Косолапова не принимать на работу ни в коем случае. Как актер он пожизненно дисквалифицировался за хулиганские действия на сцене. Потом оказалось, что Саша — прекрасный художник‑иллюстратор. Он выпустил массу книг со своими изумительными рисунками. Как‑то я встретил его на улице. Он шел, махая руками, как крыльями, имитируя полет орла и чуть подпрыгивая, как птица при разбеге. То ли он начал играть, когда увидел меня, то ли он все время так шел — не знаю. Я сказал: — Саша, здравствуй! Он что‑то пробормотал невразумительное: — А...а...а... — и показал ребром ладони на свой рот. — Нет‑нет‑нет, Левочка! Боюсь, что я расплескаю... Я полетел! И он «полетел» дальше. Вся улица с изумлением смотрела на него. Но было это много позже. А когда мы учились в школе‑студии МХАТ, эта тройка вытворяла черт знает что. Вдруг кто‑то прибегает и говорит: — Ребята, на улице Горького скандал: наши там такое вытворяют!.. Их сейчас заберут в милиции! Мы, конечно, бежим туда и видим: на трех липах на улице Горького сидят наши добры молодцы. Они по‑настоящему жрут кору, а милиционеры пытаются стащить их с деревьев. Саша Косолапов отбрыкивается от них ногой и бормочет: «Не троньте меня! Не мешайте! Я белочка! Я белочка! Я голодная белочка!» — и продолжает жрать кору. Петя Фоменко верещит: — Я зайчик! Я зайчик! Не трогайте меня — я голодный бедный зайчик! Гена тоже что‑то выкрикивает и жрет кору. Их все‑таки стащили и, как мы ни просили не забирать ребят, их увезли в «полтинник» — известное 50‑е отделение милиции. Мы побежали туда. Не прошло и нескольких минут, как их выпустили и милиционер сказал: — Всё‑всё‑всё! Сейчас их развезут по домам, и — всё! Оказалось, что в кабинете начальник обвинил их в том, что они создали аварийную ситуацию на проезжей части центральной улицы Москвы. «Что вы вытворяете, сукины дети?! «— стыдил он их. Те молча и тупо смотрели на него, и он растерялся. Потом они все трое синхронно ударились затылками о стену, наклонились над столом и выпустили огромную лужу слюны. Начальник заорал на своих подчиненных: — Не видите, кого вы мне привезли?! Они все больные! Развезите их по домам! Мне что, за них отвечать? Ребята подули‑подули на этого начальника, сели в милицейскую машину, и их развезли по домам. Прошло какое‑то время, и опять кто‑то прибегает и кричит: — Ребята, выручайте! Будет большой скандал! Мы снова бежим на улицу Горького и видим: Саша Косолапов лежит посреди дороги на животе и расставляет поперек проезжей части аптечные пузырьки. Где они их взяли, не знаю. У Гены Павлова был огромный мешок с этими пузырьками. Он доставал их по одному и передавал Саше, а тот перегораживал ими улицу Горького. А Петя Фоменко руководил уличным движением: — Товарищи, товарищи, обходите, пожалуйста! Машины, объезжайте, объезжайте! Мы берем пробы воздуха! Берем пробы воздуха! Пешеходы обходят, машины тормозят или объезжают. Ребята так убедительно разыгрывали эту сцену, что им нельзя было не поверить: люди действительно занимаются серьезным делом. И когда поток машин запрудил улицу и движение прекратилось, Саша и Гена разбросали эти пузырьки ногами и стали кричать: — Всё, товарищи! Движение открыто! Проезжайте, проезжайте! Никто ничего не понял, что произошло и где милиция. А они, довольные тем, что закончили такую сложную работу, спокойно пошли гулять. А история, которая с ними случилась в 1951 году, могла закончиться очень даже плачевно. Секретарем комсомольской организации у нас был Шестаков, ленинградский парень, настоящий долдон. И эта тройка очень его не любила. А Шестаков носил огромные ботинки, кажется, 46‑го размера. После занятий он ставил их у шведской стенки и спрыгивал с нее прямо в стельки. И однажды после танцев, как обычно, Щербаков спрыгнул в ботинки и — замер. Потом сказал: — Я все понял: это политический выпад... Он пошел к директору студии Радомысленскому и сказал: — Они мне написали в ботинки как комсомольскому вождю. Это политический выпад. И Радомысленский вызвал проказников к трем часам к себе в кабинет. И вот ровно в три часа Гена распахнул дверь Радомысленского, и Фоменко с Косолаповым в позе «Рабочего и колхозницы» большими скачками подскочили к столу директора и сказали: — Именем Сталина клянемся, что не мы писали Шестакову в ботинки! А ведь Сталин‑то еще был жив! Радомысленский потерял дар речи, понял, что он уже в Сибири и ребята эти в Сибири. («Что здесь у вас за воспитание?! Что это за работа проводится с молодежью?!») И он уже представил себя на руднике, закованным в кандалы, добывающим уран или еще что‑то такое ужасное. И он обреченно сказал: — Вон... Ребята подули на него и опять же скачками выскочили в коридор. Радомысленский не выходил из кабинета, наверное, часа два, — видно, решал, что с ними делать. Он понимал, что, если предаст это гласности, его тоже нет вместе с ними. И он принял мудрое решение: сделал вид, что вообще ничего не было, ничего не произошло. Не было — и все! Таким образом, все остались живы и здоровы. И вот несколько лет назад я встретил уже известного режиссера Петра Фоменко на улице. Он страшно обрадовался: — Левочка, как я рад тебя видеть! Мы обнялись, поговорили о делах, и пришло время нам прощаться. Я пожелал Пете успехов, он пригласил меня на свой спектакль, сказал «прощай». Потом неожиданно снял с ноги ботинок и кинул его вверх. Ботинок описал дугу и упал на карниз над вторым этажом. — Петя, — сказал я, — что ты делаешь? — Левочка, — воскликнул он, — это все равно не омрачит мне встречу с тобой! И в одном ботинке пошел по улице, помахал мне рукой и завернул за угол. А ведь со студенческой поры прошло столько лет!..
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |