КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Криница Река в Поочье 3 страница
Говоря о том, что будучи чужим руссам-славянам, Рюрик не смог бы в течение только двух лет (после призвания) овладеть огромной страной, А.Васильев приходит к следующему выводу: «Рюрик, братья и дружина его, призванные из сечь Варяжских, бывших на реках Варяже и Варанде у озера Ильменя, были Руссы из народа Славянского, следовательно, общего с новгородцами языка и происхождения, могли иметь друзей, даже родичей в Новгороде, с помощью которых благоразумный, отчизну любивший Гостомысл, устроил ихпри-звание и помог их утверждению» [495].
А.Васильев подчеркивал, что есть данные о том, что Ладожское озеро звалось морем, и что «для тогдашних Русских плавателей необозримое для глаза пространство вод было морем, но и в нынешнее время, где положительное различие озер и морей? Разве Русские моря: Байкал, Арал и Каспий не озера? И многим ли более Ладожского озера Аральское море, имеющее в окружности менее 800 верст; а Ладожское озеро и Ильмень соединяются своими протоками с морем, чего не имеют ни Каспий, ни Арал, прозванные морями» [496].
Говоря о том, что с берегов именно этих славянских морей (Ильменя и Ладоги) пришли в Новгород Рюрик и его братья, бывшие младшей ветвью древнего славянского княжеского рода, Александр Васильев заметил, что «летописцы России нигде не упоминают о толмачах (переводчиках) между Варяжскими правителями, их сподручниками, разосланными по России, и славянскими народами. Явное доказательство, что язык их был общий, а IX столетие было попозже Вавилонского столпотворения, и Норманы не одним языком говорили со Славянами» [497]. Он пишет: «Славяне, занимая большую половину Европы, должны иметь три отдельные истории: южную, западную и северную, потому что все три отделения, раскинутые на огромном пространстве, имели разные судьбы: что о южных славянах (до соединения их в одно великое чрез слитие с северной частью), вечно волновавшихся или подавляемых народными переливами Азиатцев в Европу – должно искать сведений у историков греческих, римских, болгарских, даже арабских и китайских (относительно гуннов и других), чего не сделал Карамзин; о западных, порабощенных Римом, и о венедах искать сведений на западе; а о славянах севера, сохранивших самобытность, заботливо искать сведений в самой России, в нынешних губерниях: Петербургской, Олонецкой, Новгородской, Псковской, Тверской, Витебской, Смоленской, Лифляндской, Эстляндской, Финляндских (а также в Вологодской, Архангельской, Костромской, Ярославской и Вятской губерниях, добавили бы мы сегодня. – С.Ж.) и в государствах, прилежащих к северу России, не ограничиваясь сказаниями Нестора и его последователей, на которых, как на бытописателях, лежит великий упрек в небрежении древней и для них, истории Северной России» [498].
Прошло 145 лет с тех пор, как были произнесены эти слова. И сегодня мы вновь пытаемся решить задачу, поставленную еще в середине прошлого века – создать древнюю историю Северной России. Данная книга, где сделана попытка соединить воедино нити памяти, времени, знания и судьбы народа – лишь маленький штрих огромной истории Русского Севера, которую еще предстоит написать, если не нам, так нашим потомкам. И вслед за Александром Васильевым, спустя 145 лет, мы повторяем, как клятву, строки В.Жуковского: «О Русь, да наш язык прильнет Иссохнувший к гортани, Да крепость древняя спадет С увядшей нашей длани, Когда престанешь ты для нас И в час борьбы кровавой, И в ночь, и в день, и в смертный час - Быть радостью, и славой! А ты, Всевышний, наш обет Прими в твою десную И горней благодати свет Пролей на Русь Святую!»
Список сокращений
ВИ – Вопросы истории ВОЙСК – Вологодское Общество Изучения Северного Края ДИ СССР – Декоративное искусство СССР ИАОИРС – Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера КСИИМК – Краткие сообщения Института Истории Материальной Культуры МАИКЦА – Международная Ассоциация Изучения Культур Центральной Азии СА – Советская археология СЭ – Советская этнография ФЭЦ – Фольклорно-этнографический центр
Литература
1. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. – М.: Наука. – 1965. 2. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. – М.: Наука. – 1984. 3. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы Древней Анатомии. – М.: Наука. – 1982. 4. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избр. статьи. – М.: Современник. – 1982. 5. Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. – М.: Наука. – 1988. 6. Балашов Д.М. и др. Русская свадьба. – М. – 1985. 7. Берг Л.С. Климат и жизнь. – М. Изд. геогр. лит. – 1947. 8. Берг Л.С. Географические зоны Советского Союза. – М. – 1947. 9. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: Наука. – 1980. 10. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. – М.: 1983. 11. Борисенков Е.Н., Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. – М.: Мысль. – 1988. 12. Васильев А.О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика, и откуда пришли Рюрик и его варяги. – СПб. – 1858. 13. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архиаческих ритуалов. – М.: Наука. – 1978. 14. Гоген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // Советская этнография. – 1933. – Вып. 5–6. 15. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. – П.-М. – 1913. 16. Геродот. История вдевяти книгах. Перевод Г.А.Стратановского. – Л.: Наука. – 1972. 17. Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве // Труды ГИМА. – Вып. I. – М. – 1926. 18. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М. – 1949. 19. Гусева Н.Р. Индия: тысячелетия и современность. – М.: Наука. – 1971. 20. Гусева Н.Р. Индуизм: мифология и ее корни//Вопросы истории. – 1973. – №3. 21. Гусева Н.Р. Индуизм. – М.: Наука. – 1977. 22. Гусева Н.Р. Художественные ремесла Индии. – М.: Наука. – 1982. 23. Гусева Н.Р. Глубокие корни //Дорогами тысячелетий. – М.: Молодая гвардия. – 1991. 24. Да услышат меня Земля и Небо. – М.: Худ. литер. – 1984. 25. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. – М.: Наука. – 1988. 26. Древняя одежда народов Восточной Европы. – М.: Наука. – 1986. 27. Елачич Е. Крайний Север как родина человечества. – СПб. – 1910. 28. Ефимова Л.В. Русский народный костюм. – М.: Советская Россия. – 1989. 29. Жарникова С.В. О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа//Советская этнография. – 1985. – № 1. 30. Жарникова С.В. Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древних орнаментах населения Евразийских степей. – Информбюллетень МАИКЦА ЮНЕСКО. – М.: Наука. 1985. – Вып. 8. 31. Жарникова С.В. Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов//Научно-атеистические исследования в музеях. – Л. – Изд. ГМИРиА. – 1986. 32. Жарникова С.В. К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информационный бюллетень МАИКЦА ЮНЕСКО. – М.: Наука. – 1986. – Вып. II. 33. Жарникова С.В. Фаллическая символика северорусской прялки как реликт протославянско-индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. – М.: Наука. – 1987. 34. Жарникова С.В. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. – Вологда. – 1991. 35. Жарникова С.В. Мир образов русской прялки. – Вологда. – 2000. 36. Иванов С.В. Народный орнамент как исторический источник// Советская этнография. – 1958. – № 2. 37. Йеттмар К. Религии Гиндукуша. – М.: Наука. – 1986. 38. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. – Л.: Наука. – 1988. 39. Максимов С.В. Год на Севере. – Архангельск. – 1984. 40. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М.: Наука. – 1978. 41. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. – М.: Наука. – 1984. 42. Махабхарата. Адипарва. – М. – Л. – Изд. АН СССР. – 1950. 43. Махабхарата. Эпизоды из книг. – Ашхабад. – 1958. 44. Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма. – Ашхабад. – 1983. 45. Махабхарата. Выпуск V. Кн. 2. Нараяния. – Ашхабад. – 1984. 46. Махабхарата. Эпизоды из книг III, V. Горец. – Ашхабад. – 1985. 47. Махабхарата. Книга третья. Лесная. – М.: Наука. – 1987. 48. Махабхарата. Книга восьмая. О Карне. – М.: Наука. – 1990. 49. Марцалова М. Н. Поэзия народного костюма. – М. – 1988. 50. Молотова Л. Н. Соснина Н. Н. Русский народный костюм. – Л.: Художник РСФСР. – 1984. 51. Неуступов А.Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. – 1913. – № 1. 52. Ошибкина С.В. Неолит Восточного Прионежья. – М.: Наука. – 1987. 53. Палеогеография Европы за последние сто тысяч лет. – М.: Наука. – 1982. 54. Погожева А.П. Антропоморфная пластика Триполья. – Новосибирск.: Наука. – 1983. 55. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства. //Декоративное искусство СССР. – 1975. – № 1, 3. 56. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука. – 1981. 57. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука. – 1987. 58. Скифы. Хрестоматия. – М.: Высш. школа. – 1992. 59. Скифо-Сибирский мир. – Новосибирск.: Наука. – 1987. 60. Словарь Вологодских говоров. Вып. I–VI. Вологда. – 1983–1992. 61. Соколова В.Н. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М.: Наука. – 1979. 62. Толстой И.И. Статьи о фольклоре. – М.: Наука. – 1966. 63. Тэйлор Э. Первобытная культура. – М. – 1939. 64. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М. – Изд. МГУ. – 1982. 65. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. – М.: Наука. – 1978. 66. Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье. // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. – 1912. – № 1,4. ИЛЛЮСТРАЦИИ
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис.4.
Рис.5.
Рис.6.
Рис. 6а. Конец полотенца. XIX в. Вологодская губ.
Рис. 7.
Рис. 8. Образцы орнаментов. Браное ткачество. 19 в. Вологодская губ.
Рис. 9. Фрагмент декора полотенца. 19 в. Вологодская губ.
Рис. 10. Орнамент свадебных полотенец. 19 в. Вологодская губ.
Рис. 11. Изображения Рожаниц в севернорусской вышивке. 19 в. Вологодская губ.
Рис. 12. Золотная вышивка женского повойника. Середина 19 в. Южная Карелия
Рис. 13. Золотная вышивка женского повойника («борушки»). Начало 19 в. Тарнога, Вологодская губ.
Рис. 14. Золотная вышивка кокошника. Начало 19 в. Сольвычегодский уезд. Вологодская губ.
Рис. 15. Золотная вышивка северодвинского кокошника. Начало 19 в. Вологодская губ.
Рис. 16. Золотная вышивка северодвинского кокошника. Начало 19 в. Вологодская губ.
Рис. 17. Орнаментальные вышивки старушечьих «нашлепок». Начало 19 в. Северодвинский уезд. Вологодская губ.
Рис. 18.
Рис. 19. Прялки. 19 в. Грязовецкий уезд. Вологодская губ.
Рис. 20.
Рис.21.
Рис. 22.
Компьютерный набор – Е. Ахонькова Оригинал-макет – В. Минин Иллюстрации – А. Виноградова
ИЗДАТЕЛЬСТВО Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации 160035, Вологда, Советский пр., 48, телефон/факс: 75-15-07 Изд. лиц. ИД №01750
Подписано в печать 8.02. 2003. Формат 60х90|/16 Бумага офсетная. Гарнитура «Литературная» Печать офсетная. Усл. печ. л. 15,25. Тираж 5000 экз. Заказ 3563.
Отпечатано в ПФ «Полиграфист» 160001. Вологда, Челюскинцев, 3
[1] Голосовкер Я. Э. Сказания о титанах. – М.: Высшая школа. – 1993. – С. 29, 35; Махабхарата. Вып. III. – Ашхабад. – 1985. – С. 305-307. [2] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (в связи с другими родственными народами). – т. I. –3. – М. – 1865–1869. [3] Гусева Н.Р. Индуизм. – М.: Наука. – 1977. – С. 52-53. [4] Ригведа. Мандалы I–IV. Пер. и коммент. Т.Я. Елизаренковой. – М.: Наука. – 1989. – С.543. [5] Иванов Вяч. Вс. Язык как источник при этногенетических исследованиях и проблематика славянских древностей //Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. – М.: Наука. – 1976. – С. 39. [6] Мейе А. Общеславянский язык. – М.: Изд-во иностранной литературы. – 1951.-С.14. [7] Абаев В. И. Доистория индоиранцев в свете арио-уральских языковых контактов// Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тыс. до н.э.). – М.: Наука. – 1981.-С. 89. [8] Соболевский А. И. Названия рек и озер Русского Севера //Известия отделения русского языка и словесности АН СССР – М. – 1927. – № 32. [9] Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов (к постановке проблемы) // ВИ. – 1974.-№ И.-С. 67. [10] Гусева Н. Р. Индуизм... С. 31. [11] Третьяков П. Н. Некоторые вопросы этногонии восточного славянства// КСИИМК. – М. – Л. – Изд. АН СССР. – 1940. – № 1. – С. 11. [12] Журавский А. Европейский Русский Север// ИАОИРС. – 1911. – № 16.-С. 293, 308. [13] Елачич Е. Крайний Север как родина человечества.– Спб.–1910. [14] Махабхарата. Вып. V. Книга 2. Нараяния.– Ашхабад.: Илым.– 1984.-С. 17– 18,26-27. [15] Максимов С. В. Год на Севере. Архангельск.–1984.–С. 402. [16] Белдыцкий Н. В. В низовьях Печоры// ИАОИРС-1911. – № 4.-C. 267. [17] Гусева Н.Р. Глубокие корни//Дорогами тысячелетий. – М.: Молодая гвардия.– 1991.-С. 26. [18] Гусева Н.Р. Глубокие корни... С. 22. [19] Махабхарата. Адипарва.–М.–Л., 1950 – С. 53. [20] Махабхарата. Выпуск V. Книга 1. Мокшадхарма.–Ашхабад.: Илым.-1983.– Гл. 280. [21] Геродот. История в девяти книгах// Пер. Г. А. Стратановского.–Л.: Наука.– 1972. Кн. IV (с. 7, 13, 16 22, 28); Кн. III, С. 116. [22] Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии.–М.–1983. [23] Мещеряков Ю.А. Рельеф СССР.-М.-1972.- С.76,81 -82, 176-177,207. [24] Бейлис В. М. Ал-Идриси (XII в.) о Восточном Причерноморье.-М.: Наука.– 1984.-С.212-213. [25] Авеста. Избранные гимны (Гимн Ардви Суре).– Душанбе.–1990. [26] Наш Север в описании иностранцев XVI века// ИАОИРС–1911. –№1.– С.31. [27] Бова. Из впечатлений Севера//ИАОИРС-1912-№20-С938. [28] Геродот. История... Кн.IV (28). [29] Геродот. История... Кн.III (116). [30] Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза и Ефрона.–Спб.–1895.– т.31. – С.409. [31] Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. – М.: Мысль.-1988.-С.48.; Ошибкина С. В. Неолит Восточного Прионежья.-М.:Наука.-1987.-С136. [32] Журавский А. Земледелие на Севере// ИАОИРС-1911. – №16. – С.284. [33] Известия Общества изучения Олонецкой губернии. – 1913. – № 2,3. – С. 126. [34] Берг Л. С. Географические зоны Советского Союза.– М.–1947.–С.92–194, 196. [35] Махабхарата. Кн. III. Лесная. – Ашхабад.–1958.–С.580. [36] Наш Север в описании иностранцев XVI века... С.31 [37] Махабхарата. Книга о женах (кн.XI). – Ашхабад.–1963.–С.641. [38] Баландин А. И. Мифологическая школа в русской фольклористике. – М.:Наука. – 1988. -С41. [39] Баландин А. И. Мифологическая школа... С.40. [40] Ригведа. Мандалы I–IV.. С.543. [41] Буслаев Ф. И. Славянские сказки // Буслаев Ф. Русская народная поэзия. – СПб. – 1861.-С. 310. [42] Пропп В. Я. Русская сказка. – Л.: Изд. ЛГУ. – 1984. – С. 68-69. [43] Пропп В. Я. Русская сказка..., С. 69. [44] Ненаглядная краса. – Минск. – 1992. – С. 55–61. [45] Ненаглядная краса..., С. 51–54. [46] Диво дивное. Т. 2. – М.: Современник. – 1993. – С. 77-80. [47] Махабхарата (в пересказе Н. Р. Гусевой). – М.: Детская литература. – 1984. -С. 19. [48] Русские заговоры..., С. 28, 47, 66, 81, 82. [49] Поэзия и проза Древнего Востока. – М.: Худ. Литература. – 1973. – С. 409. [50] Русские заговоры..., С. 74. [51] Русские заговоры..., С. 47. [52] Кузьмина Е. Е. О двух перстнях Амударьинского клада. //Сов. Археология. -1979.-№ 1.-С.43. [53] Русские заговоры..., С. 47. [54] Русские заговоры..., С. 49. [55] Русские заговоры..., С. 44. [56] Русские заговоры..., С. 46. [57] Русские заговоры..., С. 46. [58] Русские заговоры..., С. 94. [59] Русские заговоры..., С. 84. [60] Пропп В. Я. Русская сказка..., С. 73–74. [61] Русские заговоры..., С.49. [62] Мифы народов мира. Энциклопедия, т.1. – М.: Сов. Энциклопедия. – 1991. – С. 49, 75. [63] Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье. //Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. – 1912. – № 1. – С. 12. [64] Жарникова С. В. Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии. // Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО). М.: Наука. – 1989.-Вып. 16. [65] Рапопорт Ю. А. Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах. //Средняя Азия в древности и средневековье. – М.: Наука. – 1977. – С. 68. [66] Рапопорт Ю. А. Космогонический сюжет..., С. 61,67. [67] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука. – 1981. – С. 344, 365. [68] Фольклор Русского Устья. – Л: Наука. – 1986. – С. 212. [69] Русская народная поэзия. – Л. – 1984. – С. 193. [70] Фонд ФЭЦ МК РФ. – СПб. – № 1750-05. – Псковская обл. Велико-Лукский р-он, Пореченский с/с, д. Горбаки 28.01.1985). [71] Русские заговоры..., С. 93, 157. [72] Русские заговоры..., С. 273. [73] Русские заговоры..., С. 81. [74] Русские заговоры..., С. 157. [75] Русские заговоры..., С. 99. [76] Русские заговоры..., С. 59. [77] Поэзия крестьянских праздников. – Л. – 1970. – С. 56. [78] Кузьмина Е. Е. О двух перстнях Амударьинского клада с изображением цариц. // СА. – 1979. – № 1. – С. 44. [79] Жарникова С. В. Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (истоки и генезис). // Культура Русского Севера. – Вологда. – 1994. – С. 108– 119. [80] Русская народная поэзия. – Л. – 1984. – С. 240. [81] Савченко С. В. Русская народная сказка: История собирания и изучения. – Киев. – 1914. – С. 37.; Кузьмин А.Г. Падение Перуна. – М.: Молодая гвардия. – 1988.-С. 232. [82] Черненко Е. В. Скифские лучники. – Киев.: Наукова думка. – 1981. -С. 135-137. [83] Вертоградова В. В. К истокам пракритской поэзии (охотничьи песни). //Древняя Индия. Язык, культура, текст. – М.: Наука. – 1985. – С. 107. [84] Русские заговоры..., С. 56, 49. [85] Русские заговоры..., С. 55. [86] Ригведа. Мандалы I–IV.., с. 45. [87] Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. -М.:. – 1982.-С. 146. [88] Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия..., С. 146. [89] Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде. // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. – 1913. – № 1. – С. 26. [90] Фонд ФЭЦ МК РФ. – СПб. – 1996. [91] Фонд ФЭЦ МК РФ. – СПб. – 1996. [92] Пропп В.Я. Русская сказка..., С. 70. [93] Пропп В.Я. Русская сказка..., С. 69. [94] Поэзия и проза Древнего Востока. – М.: Художественная литература. – 1973. -С. 401. [95] Поэзия и проза Древнего Востока..., С. 401. [96] Древность: Арьи. Славяне. – М.: Палея. – 1996. С. 23. [97] Атхарваведа. Избранное. – М.: Наука. – 1976. – С. 326–327. [98] Ригведа. Мандалы I–IV.., С. 138. [99] Ригведа. Мандалы I–IV.., С. 137. [100] Ригведа. Мандалы I–IV.., С. 137. [101] Ригведа. Мандалы I–IV.., С. 111 [102] Ригведа. Мандалы I–IV.., С. 111. [103] Мифы народов мира. Энциклопедия, т.2. – М.: Сов. Энциклопедия. – 1992. -С. 553. [104] Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 2..., С. 553. [105] Русские заговоры..., С. 31, 32. [106] Фонд ФЭЦ МК РФ. – СПб. - [107] Русские заговоры..., С. 172. [108] Русские заговоры..., С. 176. [109] Русские заговоры..., С. 175. [110] Пандей Р. В. Древнеиндийские домашние обряды. – М.: Высшая школа. – 1990.-с. 126-127. [111] Пандей Р. В. Древнеиндийские домашние обряды..., С. 226. [112] Да услышат меня Земля и Небо. – М.: Худ. Литература. – 1984. – С. 96. [113] Русские заговоры..., С. 141. [114] Русские заговоры..., С. 117. [115] Обряды и обрядовый фольклор. – М. – 1997. С. 81. [116] Русские заговоры..., С. 110–111. [117] Пропп В. Я. [118] Диво дивное..., С. 56–59. [119] Диво дивное..., С. 59. [120] Русские заговоры..., С. 59. [121] Русские заговоры..., С. 121. [122] Фонд ФЭЦ МК РФ. – 1997. [123] Русские заговоры..., С. 27. [124] Русские заговоры..., с. 37. [125] Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма. – Ашхабад.: Ылым. – 1983. – С. 609. [126] Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма..., С. 651. [127] Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма..., С. 652. [128] Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма..., С. 652. [129] Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма..., С. 651. [130] Пропп В.Я. Русская сказка..., С. 70. [131] Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П. С. Ефименко. 4.2. Народная словесность.// Труды этнографического отдела Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском Университете. – М. – 1878. – Кн. V – Вып. II. -С. 200 (№16). [132] Русские заговоры..., С. 157. [133] Русские заговоры..., С. 81, 59. [134] Обряды и обрядовый фольклор..., С. 183. [135] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды..., С. 211. [136] Русские заговоры..., С. 93. [137] Русские заговоры..., С. 108. [138] Бируни Абурейхан. Индия. Ташкент: Изд. АН УзССР. – 1963. – С. 346. [139] Мифы народов мира. т. II... С. 35–36. [140] Кобылина М. М. Об изображениях Мойр в Северном Причерноморье... // СА. – 1971.- №3. – С. 252. [141] Мифы народов мира. т. I. – С. 132. [142] Русские заговоры... С. 112. [143] Тихов В. Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии. – Пермь.: Урал-Пресс. – 1993. – С. 13. [144] Никитина Ю. И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской. //СА. – 1990. – №3. – С. 226. [145] Былины. Сост. В. И. Кулагин. – М.: Современник. – 1986.– С. 105–107. [146] Максимов С. В. Избранные произведения. Т. 2. – М.: Худ. Литература. – 1987.-С. 89-90. [147] Махабхарата. Мокшадхарма... С. 63. [148] Махабхарата. Мокшадхарма... С. 236. [149] Махабхарата. Мокшадхарма... С. 269. [150] Махабхарата. Мокшадхарма... С. 268. [151] Махабхарата. Мокшадхарма... С. 63. [152] Махабхарата. Мокшадхарма... С. 231. [153] Ригведа. Мандалы I-IV.. С. 280. [154] Былины... С. 108. [155] Былины... С. 105. [156] Былины... С. 108. [157] Махабхарата. Мокшадхарма... С. 70–71. [158] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 144. [159] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 146–153. [160] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 267. [161] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография.– М.: Наука.–1991.–С. 344. [162] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 344. [163] Калидаса. Избранное. Драмы и поэмы. – М.: Худ. литература.–1973. -С. 226. [164] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 344–345. [165] Перфецкий Е. Бытовые языческие черты в свадебных обрядах русского населения Архангельской губернии//ИАОИРС–1912.–№ 3.–С. 116. [166] Перфецкий Е. Бытовые языческие черты... С. 115. [167] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды… С. 262, 273. [168] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 275. [169] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 278. [170] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 261. [171] Зеленин Д. К- Восточнославянская этнография... С. 343. [172] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 278. [173] Жирнова Г. В. Некоторые проблемы и итоги изучения свадебного ритуала в русском городе середины XIX – начала XX века // Русский народный свадебный обряд.-Л.: Наука.-1978.-С. 43. [174] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 277. [175] Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 65. [176] Махабхарата кн. III. Лесная. М.: Наука. – 1987. – С. 302. [177] Гусева Н. Р. Художественные ремесла Индии.– М.: Наука.–1982.– С. 75.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |