Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 10. Образ слушающего. Контакт оратора с аудиторией




Цели: 1) Познакомиться с основными особенностями слушателей.

2) Понять зависимость отбора всех средств и способов взаимодействия с адресатом от его особенностей.

3) Научиться составлять прогнозируемый портрет аудитории.

4) Познакомиться с понятием «контакт оратора и аудитории».

5) Освоить приёмы установления и поддерживания контакта со слушателями.

6) Познакомиться с приёмами привлечения внимания слушателей.

7) Научиться использовать самые действенные приёмы привлечения внимания (наглядность, вопросно-ответная форма изложения, примеры).

Проверка домашнего задания.

Какие качества оратора вы считаете самыми главными?

 

Блок 1. Типы слушателей

!!! Аристотель считал, что «слушатель и есть конечная цель всего». Слушатели, аудитория – это те, кому адресована речь. Это люди, обладающие определённым опытом, уровнем развития, взглядами, ценностями. Именно для них оратор отбирает содержание речи, слова и выражения для передачи смысла, эмоций и чувств, разрабатывает тактику доказательства. Речь на одну и ту же тему не будет никогда одинаковой, если она предназначается разным группам слушателей. Например, информация о молодёжных субкультурах будет совершенно по-разному излагаться в аудитории профессиональных психологов, учителей старших классов и самих старшеклассников. Причём различаться будут цели выступления, круг микротем, способы доказательства и привлечения внимания, речевые средства. Поэтому изучение слушателей должно предшествовать разработке содержания речи.

При подготовке к выступлению прежде всего надо ответить себе на вопросы: кому предназначено выступление? сколько будет слушателей (один, группа, множество)? насколько аудитория разнородна?

Профессор Е.А. Юнина считает, что важной задачей оратора является составление прогнозируемого портрета аудитории на основе трёх групп признаков.

Социально-демографические признаки – это пол, возраст, национальность, образование, профессия; партийность; состав семьи, место жительства; род занятий т.п. Для того чтобы названные признаки не превращались в формальную характеристику аудитории, необходимо их анализировать: соотносить признаки друг с другом и вычитывать информацию, стоящую за темили иным признаком.

Социально-психологические признаки свойственны сразу нескольким субъектам. К этим признакам можно относятся следующие.

1. Мотив слушания, то есть то, что побудило субъекта к слушанию:

а) морально-диспиплинарный (основан либо на принуждении, либо на осознании обязанности слушать в силу собственной совести);

б) эмоционально-эстетический (основан на любопытстве или желании получить впечатление от слушания),

в) интеллектуально-познавательный мотив (обусловлен желанием узнать новое).

2. Отношение к предметуречи и субъекту, его излагающему, реакция воспринимающего субъекта, которую можно классифицировать по следующим типам:

а) равнодушная (слушатель безразличен к оратору и его выступлению);

б) соглашательская (слушатель легко, без сомнения принимает точку зрения другого, также легко от нее отказывается и принимает точку зрения третьего и т.д. или только делает вид, что слушает, на самом деле он сосредоточен на своих проблемах, а соглашается только затем, чтобы выступление побыстрее закончилось);

в) конфликтная (реакция, характеризуемая всплеском отрицательных эмоций): открытый конфликт (отрицательные эмоции выплескиваются в виде насмешек, грубых, некорректных реплик, вопросов и др.); скрытый конфликт (субъект явно не выражает своих эмоций, но глаза, мимика, жесты показывают неприятие другой точки зрения).

г) конструктивная реакция (слушатель настроен на понимание другого, между людьми появляется атмосфера интеллектуального и эмоционального сопереживания, сотворчества).

3. Уровень понимания предмета речи, обусловленный подготовленностью субъекта (заложенной базой): общая культура, кругозор, развитые интеллектуальные способности, профессиональная подготовка и др.:

1 уровень: «О чём» (слушательимеет очень смутное представление о предмете, видит его только всамых общих чертах, часто имеет искаженное, ложное суждение о предмете в целом).

2 уровень: «О чём + что» (слушатель проникает в содержание предмета, но своей позиции еще не имеет, оставаясь пока на ступеньке запоминания чужих мыслей).

3 уровень: «О чём + что + как» (слушатель начинает осмысливать содержание чужих мыслей, пропускает их через себя, вырабатывая собственную позицию).

4 уровень: «О чём + что + как + зачем» (слушатель выходит на уровень применения получаемых знаний о предмете, проецируя их на свою деятельность, опыт).

Индивидуально-личностные признаки характеризуют внутренниймира слушателя: тип нервной системы, тип и способ мышления, особенности характера, тип темперамента, степень развитости основных функций – интеллектуальной, эмоциональной, двигательной, инстинктивной и т.п. Такого рода изучение строится на основе наблюдения и тестирования.

Анализ особенностей адресата речи позволит правильно выбрать стиль общения с ним. Конечно, портрет, составленный до встречи с аудиторией, может не в полной мере отражать её реальный состав и особенности; полнота и правильность представления оратора об аудитории зависит от степени наблюдательности оратора и продолжительности общения. Надо научиться считывать сигналы, идущие от слушателей, и принимать меры по укреплению контакта, устранению негативных факторов, мешающих эффективному общению (например, устранению такой причины непонимания, как обилие неясных для слушателя оборотов речи и др.). Ведь именно говорящий должен заботиться о том, чтобы слушатель правильно и легко понял его мысль.

Задание 1.

Согласны ли вы с мнением профессора А.К. Михальской, утверждающей, что «речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика»? Что, по вашему, означает «сшить речь по мерке слушателя»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Представьте, что вы выступаете на тему «Соблюдение техники безопасности» накануне похода на байдарках. Составьте портрет аудитории, состоящей из студентов вашего курса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Прочитайте текст речевого сообщения.

Что я хотел пожелать молодёжи моей родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего – последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения? Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, – он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать чёрную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории – пустые потуги.

Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Второе – это скромность. Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте смелость сказать себе: я невежда.

Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, всё делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберёшь – что «моё», а что «твоё», но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье – это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует от человека наука. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях!

Наша родина открывает большие просторы перед учёными, и нужно отдать должное – науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро.

Что же говорить о положении молодого учёного у нас? Здесь ведь всё ясно и так. Ему многое даётся, но с него много и спросится. И для молодёжи, как и для нас, вопрос чести – оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша родина.

Академик И.П. Павлов. 1935 г.

Кому адресовано Письмо академика И.П. Павлова?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как адресант учитывает фактор адресата?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Докажите, что адресант обеспечивает лёгкое и комфортное понимание слушателями собственных мыслей.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите образ отправителя сообщения, который сложился в вашем сознании после прочтения Письма.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Составьте портреты слушателей. Определите зависимость выступления от состава аудитории.

Тема: «Общение в Интернете»
Типы слушателей Ученики 4 классов Педагоги Родители
Особенности слушателей (портрет аудитории)          
Цель выступления      
Круг рассматриваемых вопросов      
Основная мысль (тезис)          
Приёмы привлечения внимания слушателей        
Особенности речевого оформления          

 

Задание 5.

Разделитесь на 3 группы и разработайте текст речи «Общение в Интернете» для одного типа аудитории. Используя материалы задания 5, добейтесь того, чтобы ваша речь была «сшита по мерке слушателя».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6.

Прослушайте 3 подготовленных выступления. Проанализируйте их с точки зрения учёта особенностей слушателей.

 

Учёт особенностей аудитории Выступление 1. ____________ (имя) __________________ (тип слушателей) Выступление 2. ____________ (имя) __________________ (тип слушателей) Выступление 3. ____________ (имя) __________________ (тип слушателей)
1. При определении цели выступления      
2. При отборе содержания      
3. При выборе способа доказательств      
4. При словесном оформлении      
5. При выборе приёмов привлечения внимания      

Выберите лучшее выступление.

 

Блок 2. Контакт оратора и аудитории

!!! Полноценное общение возможно лишь тогда, когда между говорящим и слушающим не стоит никаких преград. В этом случае устанавливается контакт между коммуникантами, который характеризуется эмоциональным и интеллектуальным единением. Контакт – это общение без помех, когда все средства, избираемые оратором, способствуют реализации его коммуникативного намерения, а слушающий открывается общению, адекватно понимает мысли говорящего. Контакт одинаково необходим и в начале (установление контакта), и в основной части (поддержание контакта), и в конце выступления (завершение контакта). Конечно, установление контакта возможно в результате усилий обоих коммуникантов, однако большая ответственность всё же лежит на говорящем.

Что же способствует установлению и поддержанию контакта?

Приёмы адресации помогают подчеркнуть, что выступление адресовано именно этим слушателям. С их помощью говорящий делает так, чтобы выступление не было обращено в пустоту.

Приёмы диалогизации помогают даже монологичный по форме текст сделать диалогичным по сути, что заметно облегчает усваивание содержания слушателями.

Приёмы единения способствуют упрочению контакта и взаимопониманию коммуникантов, созданию атмосферы сотрудничества, конструктивного диалога.

Кроме этого, для достижения успеха публичного выступления (да и общения вообще) важны зрительный и голосовой контакты. Зрительный контакт – это направленность взгляда коммуникантов друг на друга, «глаза в глаза», это средство обратной связи говорящего и слушающего.

 


Голосовой контакт – это контакт, устанавливаемый с помощью голоса. Голос оратора – это его инструмент. Оратор должен говорить так, чтобы слушателям было слышно каждое слово, чтобы темп речи был приемлем для слушания, а окраска голоса – приятной. Неприятие оратора может возникнуть тогда, когда слушателям кажется, что его голос визглив, напряжён, а темп чересчур быстр. Эти признаки выдают либо неуверенность, либо стремление к превосходству над аудиторией. Монотонность произношения свидетельствует о безразличии, а повышенный тон – о раздражении.

Поддержанию контакта способствует и разговорность речи, то есть использование в речи разговорных слов, фразеологизмов, непринуждённость, эмоциональность, отсутствие длинных фраз, клише официально-делового стиля.

Задание 1.

Выучите скороговорку. Отработайте чёткость, быстроту, выразительность в парах.

На лимане в тумане мы налима ловили,

И меняли налима вы мне на линя.

О любви на лимане меня вы молили

И в туманы лимана манили меня.

Проведите эксперимент: прослушайте произносящих эту скороговорку. Условие: взгляд выступающих должен быть намеренно устремлён в указанном направлении. Оцените впечатление от выступлений, заполните таблицу.

Направление взгляда Впечатление слушателей
1. Взгляд в пол    
2. Взгляд в потолок    
3. Взгляд поверх голов в заднюю стену аудитории («в никуда»)  
4. Взгляд «в упор» на одного слушателя  
5. «Бегающий взгляд»    
6. Взгляд только в одну сторону    
7. Взгляд медленно переходит с одного слушателя на другого  

Обсудите впечатление от выступлений. Какое значение имеет взгляд для установления и поддержания контакта?

Задание 2.

В работе «Советы лекторам» А.Ф. Кони даёт следующие советы:

1. «Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор».

2. «Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного – взрослым, скучного – молодежи».

3. «Тон речи может повышаться (то, что в музыке crescendo), но следует вообще менять тон – повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельные слова (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого, вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это «иногда» определяется местом в речи».

В чём суть советов опытного оратора? О каких видах контакта он говорит? Как следует опираться на советы А.Ф. Кони в ораторской практике?

Задание 3.

Разработайте средства адресации и единения, которые можно применять в ходе публичного выступления в аудитории ваших ровесников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.