КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок 13. Виды общения: официальное и неофициальное, личное и массовое, непосредственное и опосредованное, контактное и дистантное
Итогзанятия. Какие средства общения вы знаете? Какую роль играют словесные и несловесные средства общения?
Домашнее задание. 1. Посмотрите телепередачу «К барьеру» (или другую, где гостями в студии становятся известные люди – политики, общественные деятели, ученые, деятели культуры и искусства). Проведите наблюдение за выступлением опытного оратора. Какую роль в его выступлениях играют вербальные и невербальные средства общения? Дайте невербальную характеристику оратора. Передача, дата – _________________________________________________________________ ФИО говорящего, статус – _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Поза – __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________. Телодвижения – _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Жесты – ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мимика – _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Голос – _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Познакомьтесь с рекомендациями З.В. Савковой по технике речи. http://www.lifeknow.ru/index.php?a=2&b=30&c=psyholo&module=articles Выпишите несколько упражнений, укажите цель и методику их проведения. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Домашняя контрольная работа 1. Какие средства общения относятся к невербальным? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Зачем надо знать «язык тела»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Перечислите значение невербальных средств в практике общения. 1)_________________________________________________________________________________________________________________________2)_________________________________________________________________________________________________________________________3)_________________________________________________________________________________________________________________________4)_________________________________________________________________________________________________________________________5)_________________________________________________________________________________________________________________________6)_________________________________________________________________________________________________________________________ 7)_________________________________________________________________________________________________________________________8)_________________________________________________________________________________________________________________________9)_________________________________________________________________________________________________________________________10)________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Заполните таблицу?
5. Какие жесты и позы называются открытыми, а какие закрытыми? Как они воспринимаются адресатом сообщения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что такое мимика? Каково её значение в коммуникации _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Какие мимические сигналы говорят о страхе, удивлении, печали? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Что такое проксемика? __________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Перечислите зоны общения. 1)_________________________________________________________________________________________________________________________2)_________________________________________________________________________________________________________________________3)_________________________________________________________________________________________________________________________4)_________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Как по рукопожатию узнать, кто захватывает, а кто уступает инициативу в общении? _____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Какова роль акустических невербальных средств общения? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Определите следующие понятия: мелодика – ___________________________________________________ _____________________________________________________________ темп речи – __________________________________________________ _____________________________________________________________ тембр голоса – ________________________________________________ _____________________________________________________________ логическое ударение – _________________________________________ _____________________________________________________________ пауза – ______________________________________________________ _____________________________________________________________ 13. Как правильно использовать невербальные средства общения? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Каковы критерии оценки невербальных средств общения? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1] «Олбанский» - сленговый язык молодёжного Интернет-сообщества. [2] Рисунки взяты из книги Алана Пиза «Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)»
[3] Позвольте (фр.) [4] На мазурку (фр.) Цели: 1) Сформировать представление об общении официальном и неофициальном, личном и массовом, непосредственном и опосредованном, контактном и дистантном. 2) Определить специфику общения в официальной и неофициальной обстановке и правила личного и массового, контактного и дистантного общения. Проверка домашнего задания. Каковы ваши наблюдения за выступающими в телепрограмме? Блок 1. Общение официальное и неофициальное, личное и массовое !!! С точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное). Например, деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Частное общение – это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий – в кулуарах. Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками статусной роли: начальник – подчиненный, партнеры, коллеги и др. Если деловым людям приходится постоянно общаться с людьми, стоящими на разных ступенях служебной лестницы, говорят о вертикали и горизонтали отношений. По вертикали – это субординационные отношения, они обусловлены социальным статусом, административно-правовыми нормами и характеризуются подчинением младшего старшему по чину. Горизонтальные отношения предполагают участие в совместной деятельности на принципах сотрудничества, взаимопонимания, с учетом общих интересов. Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Существуют так называемые писаные и неписаные правила поведения. Регламентированность (протокол) предполагает соблюдение норм делового этикета, который отражает накопленный опыт, нравственные установки определенных социальных групп и людей различных национальностей. Протокол предписывает, как вести себя в деловой обстановке, на совещании, переговорах, а также как одеваться, что дарить, как вести деловую переписку и многое другое. Важное место уделяется при этом речевому этикету. Официальная обстановка требует соблюдения соответствующих этикетных норм речевого поведения: • обязательного двустороннего Вы-общения по отношению к собеседнику любой возрастной группы и любого социального положения; • строгого соблюдения этикетной рамки общения (слов приветствия и прощания); • использования этикетных стандартных формул вежливости («будьте добры», «будьте любезны», «разрешите мне...» и т.п.). В настоящее время создана целая система речевых формул для каждой речевой ситуации, возможной в сфере деловых отношений. Регламентированность делового общения означает и ограниченность его временными рамками. Деловые встречи имеют строгий регламент. Для этого заранее намечается круг обсуждаемых проблем и проводится тщательная подготовка к встрече. Деловое общение требует строгого использования речевых конструкций, стандарта, не допускается жаргон и т.д. Деловое общение предполагает владение профессиональным языком, знание терминов, свойственных определенной области общения (юридической, дипломатической, управленческой). Основной тон при строгих официальных отношениях – спокойный, сдержанный, при менее строгих официальных отношениях – спокойный, доброжелательный, приветливый. Неофициальное общение характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями. На неформальное общение также влияет степень близости коммуникантов. По количеству участников выделяют личное и массовое (публичное) общение. Массовое общение характеризуется тем, что людей, которым адресована речь, много. Это выступления на митингах, в СМИ, на собрании, конференции, съезде и в других ситуациях при большом стечении народа. Личное общение – это общение с единичным адресатом. Конечно, личное общение можно сделать более адресным. Если мы знаем собеседника, имеем возможность наблюдать за ним долгое время, анализировать его потребности, особенности характера, то мы можем общаться с ним, учитывая все качества его личности. Даже малознакомый человек ассоциируется у нас с определённым социально-психологическим типом, связанным с возрастом, полом, статусом, национальностью и другими признаками, поэтому мы чуть ли не с первого взгляда можем предположить, как лучше выбрать стиль общения с данной персоной. Это весьма затруднено при массовом общении, ведь в нём участвует много людей, каждый из которых является носителем неповторимой комбинации личностных качеств. Это люди с разным жизненным опытом, предпочтениями, убеждениями, системами ценностей. Поэтому массовое общение чаще бывает сложнее для говорящего, ведь его цель – дойти до всех, но учесть особенности каждого, к сожалению, невозможно. Поэтому при массовом общении важно выбирать такие средства, которые понятны всем и каждому, и такие тактики, которые принимают все или по крайней мере большинство слушателей. Массовое общение требует более развёрнутого доказательства собственного мнения, что сводит к минимуму риск двусмысленного понимания, большей эмоциональности. При массовом общении возрастает роль голоса и интонации. Разумеется, личное и массовое общение протекают в разных условиях. Поэтому, например, в массовом общении часто используется микрофон, с которым надо учиться работать правильно. При массовом общении сложнее наблюдать за реакцией слушателей, так как она может быть разной и невозможно понять реакцию каждого. Сложность массового общения ещё и в том, что оратору трудно захватить и удержать внимание большого количества слушателей, поэтому приходится всё время применять приёмы привлечения внимания (например, демонстрацию предметов, вопросно-ответную форму изложения и др.), обращения к слушателям. Массовое общение отличается от единичного ещё и тем, что в большой аудитории часто действует эффект эмоционального заражения, когда эмоции слушателей вызываются эмоциями тех людей, которые находятся рядом (в одной «толпе»). Это особо значимо для митинговой речи.
Задание 1. Впишите недостающие характеристики разных типов общения.
Задание 2. Укажите стрелками характеристики общения в данных ситуациях.
Задание 3. Прочитайте следующие фрагменты рассказа и охарактеризуйте тип общения. Своё мнение обоснуйте. 1. – Здравствуйте, mademoiselle Мещерская, – сказала она [начальница] по-французски, не поднимая глаз от вязанья. – Я, к сожалению, уже не первый раз принуждена призвать вас сюда, чтобы говорить с вами относительно вашего поведения. – Я слушаю, madam, – ответила Мещерская… (И. Бунин) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Начальник караула прочёл ежедневную надоевшую арестантскую «молитву»: – Внимание, заключённые! В ходу следования соблюдать строгий порядок колонны! Не растягиваться, не набегать, из пятёрки в пятёрку не переходить, не разговаривать, по сторонам не оглядываться, руки держать только назад! Шаг вправо, шаг влево – считается побег, конвой открывает огонь без предупреждения! Направляющий, шагом марш! (А.Солженицын) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. … девушка всё съела, засмеялась и … сказала: – Вот вы меня и устроите на работу. Ведь вы можете? Лобышев охотно отпустил мысль, отвлекаясь, так сказать, и с какой-то даже серьёзностью и убедительностью, которых бы не мог объяснить, если бы их осознал, сказал: – Отчего же, могу. Но только стряпухой. Стряпуха нам нужна. – Так мне хоть кем, – сказала девушка, – лишь бы на работу. – Тридцать рублей всего, – сказал он, отступая. – Это всё равно, – сказала девушка. – Мне бы лишь бы на работу. – Она положила руку ему на колено и, так опираясь, наклонилась к нему: – Устроишь? – Отчего же, – замялся Лобышев. – А какая у тебя вообще-то специальность? – Даже с ней переход на ты был для Лобышева как на американских горках: захватывало дух. (А.Битов) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Подумайте, чем будет отличаться общение в таких ситуациях: 1)
2)
3)
Задание 5. Прочитайте текст. Глубокоуважаемый Андрей Степанович! Позвольте от имени коллектива производственного объединения «Карат» поздравить Вас с юбилеем! В этот знаменательный для Вашей деятельности на посту генерального директора нашего объединения год разрешите самыми теплыми словами выразить Вам нашу признательность и уважение. Коллеги ценят Вас как специалиста, любят как доброго, верного товарища, отзывчивого человека, готового в любую минуту прийти на помощь. Мы восхищаемся Вашим умением воплотить в жизнь гармонию высокой духовности и природного обаяния, редкое сочетание доброжелательности и высокой требовательности к себе; дружелюбие и корректность. Ваш огромный вклад в развитие производственного объединения очевиден для всех. Именно благодаря Вам мы вышли на уровень международного общения, открыли филиалы в Минске и Киеве. Нашу продукцию знают в Чехии, Румынии и Болгарии, что не может не вызвать чувства восхищения и гордости Ваших коллег, друзей и единомышленников, ведь в этом Ваша прямая заслуга! Пусть наши искренние и сердечные пожелания успехов, процветания, здоровья, любви поддержат и согреют Вас долгие и счастливые годы Вашей жизни. Мы верим, что Ваш опыт поможет нашему предприятию стать ещё более процветающим!
К какому жанру относится этот текст? ____________________________________________ В какой ситуации может быть произнесено это высказывание? _______________________ _____________________________________________________________________________ Каково коммуникативное намерение говорящего? __________________________________ _____________________________________________________________________________ Перечислите характерные особенности общения, в котором используется этот текст_____ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6. Составьте два текста, цель которых – представить человека, но используются они в различных ситуациях: 1) начальник представляет коллективу своего нового заместителя; 2) на дружеской вечеринке вы представляете друзьям своего двоюродного брата (сестру), который(ая) приехал(а) к вам на каникулы. 1. ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |