Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к изучению познания: теории восприятия




Научение в восприятии.

Основная проблема, касающаяся научения в восприятии, состоит в следующем: что в восприятии есть результат научения?

Многие теории сходились в том, что опыт влияет на воприятие, следы прошлого участвуют в нашем восприятии настоящего. Так, Гельмгольц считал, что мы учимся правильно воспринимать в опыте. По Титченеру (точка зрения структуралистов), мы учимся воспринимать путем присоединения прошлых ассоциаций к сенсорной основе.

Гештальттеория настаивает на врожденности, спонтанности восприятия форм.

Две основные теории перцептивного научения:

1) теория обогащения (Научение как обогащение прежних бедных ощущений)

2) теория специфичности (как дифференциация прежних смутных впечатлений)

В первой решающая роль отводится опыту, во второй - стимуляции. Первая хорошо объясняет ошибки, иллюзии восприятия, индивидуальные различия и установки в восприятии; вторая - правильное восприятие. Эксперименты на вторую теорию: эксп-ты Гибсона со спиралями (испытуемые научались различать разные спиральки).

Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуютосприятие как ООП или СОП. Различия между ними:

 

теории ООП СОП
Что представляет собой субъект восприятия Физическое тело либо техническое устройство по прееработке информации Целеполагающий субъект
Функция восприятия Отражение внешнего мира Представление знаний субъекта о мире
Чем детерминируется восприятие Внешнее воздействие Цель
Что есть восприятие. Его свойства Пассивный процесс Индифферентность Активный процесс Пристрастность

Объектно-ориентированные теории восприятия:

Теория Структур-зм Гештальт Гибсон
Какие феномены изучает Сенсорн. кач-ва Конфигурат. феномены Сенс.кач-ва Конфигур. Констант-сть Предмет-сть
Что есть воздейст-я внешнего мира Отдельные виды физич. энергии Потоки физич. энергии Структурные характ-ки потока физич. энергии
Мех-зм порожд-я перцепт. образов Две ступени: 1) возникн. ощущения 2) суммация ощущ-й по законам НС 1. Закон перцеп. орг-ции 2. Взмд-е разнонапр. сил 3. Принцип изоморфизма Акт извлечения информации

Субъектно-ориентированные теории восприятия:

Теория Гельмгольц Брунер Найссер
Изучаемые феномены Предмет-сть Конфигур. Предмет-сть Установка Установка Предмет-сть
Что есть знание субъекта о мире Образ представ-ния Система категорий Когнитивная схема
Механизм порождения перцепт. образов Бессознат. умозаключ-я Процесс категоризац. (4 стадии) Перцептивн. цикл

Основные феномены восприятия (по Олпорту), изучаемые двумя классами теорий:

- сенсорные качества

- конфигурация

- константность

- субъективные шкалы

- предметность

- установка (сверху вниз: от ООП к СОП)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.