Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие внимания




Рассеянность

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянность: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная сосредоточенностью на каком-либо предмете. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Произвольное внимание рассеянного человека легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.(25)

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.(24)

 

Дормашев, Романов. Ψ внимания.

 

Соврем. Ψ Вн. развив-ся главным образом в рамках зарубеж. когнитив. Ψ.

1) Одностороннее сведение Вн. к ф-ции отбора à ложная постановка проблемы Вн. в виде воспроса о локусе селекции в системе переработки info.

2) Вторая линия теоретич. дискуссии, представл. Вн. как ресурсы переработки info, а их распределение как операции Вн., вышла на альтернативу единых и составных ресурсов. Д. Канеман: определяющий фактор распределения ресурсов – требование задачи.

3) Най ссеровкий подход умений и навыков.

В процессе преодоления редукционистских тенденций формир-ся концептуал. аппарат психологич. описания и исслед-я сознат. акт-ти чел-ка. Выдвигаются гипотезы модульной орг-и системы переработки и использ-я info. Осн. трудность в изучении – многообразие проявлений Вн.

Субъектив. проявл-я Вн.: ясность и отчетливость, яркость и живость, выпуклость и рельефность; смутность и расплывчатость, тусклость и неподвижность, сглаженность и размытость; переживание напряженности и усилия, интереса и удивления, активности и погруженности в деят-ть.

Разнородность:

ü хар-ки когнитив. сферы сознания (св-ва образов, идей, воспоминаний)

ü опред. содержания аффектив. и волевой сфер

Объективные проявл-я Вн.: поведенч. комплексы (особые позы и жесты, специфич. мимика Sb, повороты и наклоны головы, установка и фиксация взора). Более тонкие проявл-я: макродвижения тела и конечностей, установочные движения органов чувств, позно-тонические микродвижения, процессы настройки и мобилизации внутр. систем организма.

Совокуп-ть феноменов – гештальты состояний, видов, актов, св-в Вн. (сост-е настороженности, ожидания, бдительности, конфентрации; формы рассеянности).

Вн.:

ü чувственное и интеллектуальное

ü актив. и пассив.

ü непроизвол., произвол. и послепроизвольное

ü м/направляться и переключаться, сосредот. и распределяться

ü узкое и широкое

ü инертное и подвижное

Ф-ции: различение, селекция, интеграция, контроль, настройка и сенсибилизация органов чувств, моторная мобилизация и др. Разнообразие Вн. пытались преодолеть за счет сужения круга явл-й Вн. и сведения его ф-ций к какой-л. одной. Н., Г. Ульрици – ф-ция различения, Джеймс – ф-ция избирательности, Трейсман – ф-ция интеграции.

Разные объяснения сущности Вн.: Вн. как отдел. способ-ть или как проявл-е др. способ-тей; специфич. или тотальная настройка орг-ма; ресурсы или аспект системы переработки info; особ. деят-ть или сторона любой деят-ти.

Познер: 3 подхода к изучению Вн.:

1) ориентация на исслед-е различ. хар-к продуктивности исполнит. деят-ти

2) основыв. на анализе субъектив. переживаний

3) нацелен. на изуч-е связей между различ. аспектами сознат. опыта и нейрональными мех-мами.

Предлагает объединить подходы на основе общей теории переработки info.

Гиппенрейтер предлагает взять за основу психологич. теорию деят-ти А.Н. Лентьева, позволяющую изучать психич. явл-я в 2-х направлениях: «деят-ть – сознание» и «деят-ть – физиологич. процессы».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.